Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы




Скачать 65,58 Kb.
НазваниеЛитература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы
Дата публикации12.04.2013
Размер65,58 Kb.
ТипЛитература
pochit.ru > Литература > Литература
Содержание курса

Введение

Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы 18 века

Характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма.

М. В. Ломоносов. Жизнь и творчество. Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве…», «Ода на день восшествия…». Прославление Родины, мира, науки и просвещения.

Теория лит-ры. Ода как жанр лирической поэзии.

Г. Р. Державин. Жизнь и творчество.

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. Особенности слога Державина.

А. Н. Радищев. Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержание. Черты сентиментализма в произведении.

Теория лит-ры. Жанр путешествия.

Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои. Внутренний мир героини. Новые черты русской литературы.

Теория лит-ры. Сентиментализм (нач. представления).

Из русской литературы 19 века

В. А. Жуковский. Жизнь и творчество.

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, мотивы дороги и смерти. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры.

Теория лит-ры. Баллада (развитие представлений).

А. С. Грибоедов. Жизнь и творчество.

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Меткий афористический язык.

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество.

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Одухотворённость, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии…

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский и мир естественный. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. Роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Роман в зеркале критики.

«Моцарт и Сальери». Проблема гения и злодейства. Два типа мировосприятия.

Теория лит-ры. Роман в стихах. Реализм. Трагедия как жанр драмы.

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.

«Герой нашего времени». Обзор содержания. Первый психологический роман в русской литературе. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Повесть «Фаталист» и её философско – композиционное значение. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон…»,»Расстались мы…», «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория лит-ры. Романтизм. Психологизм художественной литературы. Психологический роман.

Н. В гоголь. Жизнь и творчество.

«Мёртвые души». История создания. Смысл названия. Система образов. Мёртвые и живые души. Чичиков – новый герой эпохи. Поэма о величии России. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершённости поэмы. Чичиков как антигерой. Поэма в оценках Белинского.

Теория лит-ры. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме.

А. Н. Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок» Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя – положительные герои пьесы. Особенности сюжета.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии.

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе.

Теория лит-ры. Повесть (развитие понятия).

Л. Н. Толстой. «Юность». Обзор содержания. Формирование личности юного героя, его стремление к нравственному обновлению. Особенности поэтики Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе 19 века. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория лит-ры. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии 19 века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах. Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии.

Теория лит-ры. Виды (жанры) лирических произведений.

Из русской литературы 20 века

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы 20 века.

Из русской прозы 20 века

И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Тёмные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоёв. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

М. А. Булгаков. Слово о писателе. Рассказ «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Приём гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира.

М. А. Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия. Судьба Родины и судьба человека. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении.

Теория литературы. Реализм в художественном произведении. Реалистическая типизация.

А. И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм рассказа героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча.

Из русской поэзии 20 века

Штрихи к портретам

А. А. Блок. Слово о поэте.

«Ветер принёс издалёка…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта

С. А. Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер…», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…». Тема любви в лирике поэта. Народно – песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России – главная в есенинской лирике.

В. В. Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения. Новаторство Маяковского – поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

М. И. Цветаева. Слово о поэте. «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство.

Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта – мыслителя.

А. А. Ахматовап. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «Тростник» и др. Трагические интонации в любовной лирике. Стихотворения о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики. Одухотворённая предметность. Вечные темы.

А. Т. Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силллаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки.

Песни и романсы на стихи поэтов 19 – 20 веков

А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов.»Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада»; Н. Некрасов. «Тройка»; Е. Баратынский. «Разуверение»; Ф. Тютчев. «Я встретил вас…»; А. К. Толстой. «Средь шумного бала…»; А. Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь…»; К. Симонов. «жди меня»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др.

Из зарубежной литературы

Античная лирика

Гай Валерий Катуллл. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлётов и падений молодого римлянина. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Традиции Горация в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Универсально – философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр.

Иоганн Вольфганг Гёте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). Философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Особенности жанра: сочетание реальности и элементов условности, фантастики.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Похожие:

Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы iconТематическое планирование уроков литературы 9 класс
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся
Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы iconЛитература и её роль в духовной жизни человека
Художественные особенности произведения. Кубан. Страницы истории родного края. Д. Лихоносов
Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы iconТема урока № по раз
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся
Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы iconТема урока Теория литературы
Введение. Значение литературы в развитии общества и в жизни человека. Общее понятие об историко-литературном процессе. Литература...
Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы iconКалендарно-тематическое планирование 6 класс «Краеведение. Мой край родной Неклиновский район»
Роль краеведческих знаний в жизни современного человека. Источники знаний о родном крае. Карты, план схемы, атласы, справочники,...
Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы iconКалендарно-тематическое планирование по литературе 2010-2011 учебный год 9 класс
...
Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы iconЛитература искусство слова
Знать/понимать: художественная литература как одна из форм освоения мира; роль литературы в образовании и воспитании человека; искусство...
Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы iconЕжедневно на выставке дежурит священник. Ответы на вопросы духовной...
Церковная утварь и литература; сувениры и подарки; одежда в традициях православной культуры
Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы iconПлан Значение питания в жизни человека. Пищевые вещества и их роль в жизни школьников
В этих словах подчеркивается исключительная роль питания в формировании и тела, и поведения человека. Характер питания оказывает...
Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы iconВо-вторых, изменилось значение и место самой литературы в жизни общества...
Как хорошо известно, литература заняла одно из важнейших мест в культуре где-то в XVIII веке, когда книгопечатание стало достаточно...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница