Развитие речи ребенка раннего возраста




Скачать 157,61 Kb.
НазваниеРазвитие речи ребенка раннего возраста
Дата публикации12.04.2013
Размер157,61 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Непременным условием развития у ребенка является его общение со взрослым. Передать опыт, накопленный человечеством, знания, культурные особенности возможно не иначе, как с помощью языка. Язык — важнейшее средство человеческого общения, важнейший источник развития и одновременно средство этого развития.

В настоящей статье анализируется, какие именно игрушки и игровые материалы нужны ребенку первого — третьего года жизни для стимуляции и развития его коммуникаций со взрослым и самостоятельной (экспрессивной) речи. Параллельно идет работа и по развитию понимания речи взрослого.

Ни для кого не секрет, что каждому родителю очень хочется, чтобы его крохотный ребенок развивался активно; своевременно и правильно начал общаться со взрослым, и в особенности разговаривать. Но что для этого нужно? Как и с помощью каких «средств» можно помочь ребенку сделать это, какие игровые и развивающие материалы могут для этого пригодиться? Ведь среди колоссального изобилия детских развивающих пособий и игрушек нелегко разобраться: что именно нужно ребенку в настоящее время, например в 3-4 месяца, и можно ли найти такие игрушки или игровые материалы, которые понадобятся не только сегодня, но окажутся полезными для развития ребенка и позже, скажем, около года? Еще один вопрос сегодня очень волнует родителей — лучше ли та игрушка, которая дороже?

Развитие речи является непрерывным процессом, начинающимся с самых первых этапов взаимодействия и пронизывающим всю совместную деятельность ребенка со взрослым, а также различные виды этой деятельности на протяжении всего периода детства. Чем бы ни занимался взрослый совместно с ребенком — от бытового общения в процессе одевания, умывания и т. п. до собственно специализированных развивающих занятий, эта деятельность всегда сопровождается развитием речи ребенка, как в плане понимания обращенных к нему фраз, так и в плане формирования его собственной речевой активности.

Развитие речи, речевого общения, обучение родному языку — одна из главных среди основных задач развития и обучения ребенка.

Эта общая задача включает в себя ряд более частных, конкретных задач, которые можно кратко сформулировать как следующие:
• формирование слухового внимания к речи, развитие реакций ребенка на изменения интонации, громкости и тембра голоса, звукового состава речи, ритмики речи;
• формирование и стимуляция звукоподражания;
• развитие просодической стороны речи: интонирования, модуляций голоса и интонаций;
• обогащение и активизация лексической стороны речи, т. е. обогащение активного словаря ребенка;
• развитие грамматической правильности речи;
• развитие связной речи, повествовательной речи.

Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Именно оно является стержнем и основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка на первых этапах его развития. При эмоциональном общении ребенок сначала заинтересован собственно взрослым и только им, но когда взрослый привлекает его внимание к какому-либо объекту, ребенок как бы переключает часть этой заинтересованности на предмет или действия другого человека. То есть общение не утрачивает свой эмоциональный характер, а становится средством и обменом эмоциями по поводу того или иного объекта. Именно на этой основе у ребенка развивается понимание речи, причем не только ее интонационной окрашенности (просодики речи), но и обращенного к нему слова. Такое общение можно себе представить как диалог ребенка и взрослого, причем речь взрослого чередуется не только с мимикой, жестом или действием ребенка, но и с его вокализациями. Уровень такого общения достаточен для того, чтобы и ребенок мог привлекать внимание к себе или какому либо объекту с помощью доступных ему средств коммуникации — жестов, мимики, вокализации. Произнесение звуков при такого рода инициативном общении имеет особенно важное значение для формирования собственно речевого общения: здесь формируется произвольность речевой (голосовой, звукопроизносительной) реакции и ее активная направленность на другого человека. (Именно отсутствие подобной направленности обращения на другого человека является для нас маркером проблем общения.)

Не менее важно подражание звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, поскольку оно способствует не только формированию речевого слуха, но и формированию произвольности звукопроизношения, без которого невозможно дальнейшее развитие речи ребенка.

Появление осмысленных слов, по сути своей слов-высказываний, а впоследствии простых предложений — следующий этап в развитии речевого общения и формировании языка.

Одновременно с накоплением словаря, то есть формированием лексической стороны речи, ребенок начинает пользоваться простыми грамматическими формами и, следовательно, можно говорить, что начинается следующий важнейший этап овладения родным языком — овладения грамматической структурой речи.

Однако владение родным языком предполагает не только умение правильно строить предложение, но и умение рассказывать. Ребенок научается не просто называть предмет, но и описывать его, но и рассказывать о каком-либо событии, явлении, или их последовательности и т. п. В этом случае мы будем иметь дело уже со связной речью, а именно с речью содержательной, логичной, последовательной.

Именно в формировании связной речи наиболее отчетливо выступает связь речевого (вербального) и интеллектуального развития ребенка, развитие не только мышления, но и наблюдательности, воображения и т. п. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе не только объект рассказа, но и установить причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое ударение и использовать различные языковые средства для связи слов в предложении и перехода от одного к другому. Очевидно, что формирование подобной развернутой и связной речи способствует и развитию собственно речевых форм мышления и, на определенных этапах развития ребенка, можно говорить о том, что мышление стало речевым, а речь превратилась в собственно мыслительную деятельность. Именно в этих случаях мы говорим о речемыслительной деятельности ребенка.

Таким образом, процесс речевого развития и овладения родным языком включается и сопровождает все развитие ребенка, начиная с самых первых этапов его жизни. Тем не менее можно выделить факторы, методы и способы взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени способствующие его речевому развитию. К таким факторам следует отнести чередование различных приемов: пояснения, указания, показа, имитации звукового образца в процессе игрового взаимодействия с ребенком, а также использование самых разнообразных демонстрационных и игровых материалов, предметов, игрушек, изображений, различных вариантов игр, не только поддерживающих внимание детей, но и повышающих его речевую активность и способность к развитию речевого общения. Поэтому так важно подобрать наиболее эффективные игрушки и игры для развития речевой деятельности ребенка.

Ниже предлагается описание различных игровых материалов и средств в процессе взаимодействия с ребенком, способствующих развитию различных сторон его речи.

Формирование речевого внимания

Задача: способствовать развитию у ребенка эмоциональных реакций на различные варианты интонации взрослого (радостную, ласковую, спокойную или строгую), тембр голоса, ритмику речи.

Материалы: используются различные потешки, стишки, прибаутки.
Малышу, находящемуся в хорошем расположении духа, зачитываются потешки или стишки с соответствующей интонацией, мимикой и жестами. Стимулируются (поощряются) соответствующие голосовые, интонационные и мимические реакции ребенка, умение предвосхитить своим поведением стимульные реакции взрослого.

В этом же плане можно развивать и умение эмоционально реагировать на свое имя, а также осуществлять «поиск» взрослых и тех или иных значимых и константных объектов по «имени», что, в свою очередь, способствует началу работы над лексической стороной речи (А где мама? Где баба? Где окошко? и т. п.).

В подобных вариантах общения с ребенком развивается не только умение адекватно эмоционально реагировать на поставленный вопрос (поиск глазками или показ пальчиком на объект), формируется диалогичность общения, но и закрепляется само название того или иного предмета, его звуковая «оболочка».

Стимулирование появления ответных реакций ребенка — гуления, лепета, простых слов
Задача: стимулирование диалогического способа общения ребенка.
Методы: игры-переклички со звуками гуления (в том числе и певучего гуления) и лепета.
Материалы: простые рифмованные потешки, песенки и стишки, в которых повторяются как знакомые, так и новые слоги (па-па, ма-ма, да-да и т. д.).
Основная задача взрослого заключается не только в стимуляции повторения звуков, произносимых ребенком, но и в соблюдении пауз-ожиданий, во время которых ребенок должен произнести ответные речевые реакции. При таком общении мы можем говорить о диалоге ребенка и взрослого.

В дальнейшем в этой же логике стимулируется появление отдельных слогов лепета. С целью развить умение повторять и понимать движение (название действия) в соответствии с определенной речевой инструкцией используются такие известные игры, как: «Прилетели гули-гули», «Ладушки», «Сорока-сорока» (см. Приложение).

В плане работы над пониманием различных действий возможно включение множества игровых материалов: мячи различного размера и цвета, кукол, мягких игрушек.

Пример игры: «Мячик прыг, прыг, прыг», «Кукла топ, топ, топ», «Мишка бай, бай, бай».
Использование в такого рода играх различных по фактуре, цвету, размеру мягких игрушек способствует не только формированию сенсорного опыта, но и закрепляет слово в его обобщающем значении.

С целью развития внимания к просодической стороне речи (интонация, ритм, высота звука и т. п.) возможно использование и музыкальных игрушек для детей раннего возраста, производящих мелодичное звучание: погремушки с бубенцами и колокольцами, звучащие неваляшки. При этом важно, чтобы у игрушек были конкретные «голоса» — низкий и высокий, тихий и громкий. Игрушки должны иметь чистое, приятное мелодичное звучание, разнообразное по высоте и тембровому звучанию, и в то же время привлекающие ребенка своим внешним видом.

Для работы над развитием произвольной модуляции голоса по высоте, силе и т. п. удобно использование игровых материалов различных по величине: например маленькой и большой собаки, различных машин, мячей и т. п. При этом «голос» животных может быть сильным и слабым (тихим), высоким у маленького животного и низким у такого же, но большого и т. п.

Общение, разговор — это двухсторонний процесс. Его участники не только говорят, но и слушают, и ждут. При любом общении необходимо соблюдение очередности (диалогичность общения, речи). Младенческий возраст — идеальная пора для того, чтобы начать учиться соблюдать очередность в произнесении звуков, совершении действий или в простых играх. Подражание — в сущности, особый вид поочередного совершения действий ребенка и взрослого.

Расширение лексической стороны речи (накопление пассивного и активного словаря) и формирование номинативной функции
Хорошо развитое подражание, диалогичность общения и достаточный уровень понимания речи обеспечивает в норме бурный рост словарного запаса. Постепенно в составе словаря ребенка появляются не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия, местоимения, служебные части речи, а именно предлоги, союзы и частицы.

Говоря о характерном для ребенка качественном и количественном росте словаря можно выделить наличие трех последовательных уровней усвоения слов — названий предметов, действий, качеств и т. п.:
1) ребенок понимает слово, но не использует его в речи;
2) называет предмет в конкретной ситуации (контекстно);
3) понимает и правильно использует слово в различных ситуациях (определенный уровень «обобщений»).
Занимаясь развитием и расширением словарного запаса ребенка, необходимо учитывать не только уровень «владения» словом, но и то, насколько хорошо ребенок знаком с объектом, действием или качеством, так как именно от этого зависит понимание и использование в речи соответствующего слова.

С цепью увеличения словарного запаса с учетом уровней понимания и овладения словом целесообразно использовать не только различные приемы разговорной речи и методы речевой работы с ребенком (объяснения, комментирование действий и интересов ребенка и т. п.), но и собственно игрушки и игровые материалы.

К таким материалам в первую очередь следует отнести (здесь и в дальнейшем в основу классификации игровых материалов и игрушек положена классификация С.Л.Новоселовой):

 

Сюжетно-образные игрушки
• различные куклы;
• фигурки людей и животных (игрушки в виде реалистических скульптур из различного рода материалов);
• предметы игрового обихода (игрушки и атрибуты, изображающие предметы быта и культуры);
• технические игрушки (игрушки, изображающие средства передвижения, простейшие орудия труда);

Дидактические игрушки
• наборы «Маленькие и большие» (фигурки людей, животных, геометрических форм);
• наборы кубиков и шаров различного цвета и величины;
• лото (овощи, фрукты, посуда и т. п.);
• игры типа «Парные картинки»;
• лото «Разрезные картинки» (из 2-х, 3-х частей);
• наборы строительного материала (деревянного, пластмассового, мелкого и среднего размера);

Спортивные игрушки
• «бревна» разного размера, качества покрытия и цвета;
• мячи различного размера, цвета и материала.

Основными средствами, используемыми в играх и занятиях по развитию лексической стороны речи с детьми первого и второго года жизни с целью специального развития речи, являются сюжетно-образные игрушки.

В период младенчества и раннего возраста формируется интерес к образной игрушке, предпосылки игры и первые сюжетные игры с предметным содержанием. Эти игры носят название «сюжетно-отобразительных», так как дети отображают в них различные бытовые сюжеты, связанные с назначением игрушек-предметов.

Для детей второго и третьего года жизни необходимы куклы, фигурки людей и животных, готовые для игры.

Игрушки могут быть мелкого и среднего размера: простые, без подвижных деталей. Необходимы игрушки компактные по форме, удобные для захвата и удерживания в одной или двух руках. В основном это игрушки условные по образному решению, ярких и нежных цветовых тонов.

Наиболее выразительно должна быть решена голова куклы или фигурки. Особенно важно, чтобы выделялись глаза, рот: чтобы игрушка как бы общалась с ребенком, улыбалась ему, вызывала эмоциональный отклик.

Детям нужны разнообразные предметы игрового обихода. До 3-летнего возраста удобно использовать мебель для игр с куклами, соразмерную руке ребенка
посуду, удобную для игры, разнообразные предметы быта, также готовые и соразмерные руке и росту ребенка в зависимости от их функций и назначения. Материалом для них могут быть: дерево или пластмасса, металл — для посуды, ткань.

Рекомендуются также игрушки, отображающие простейшие орудия труда (лопатки, совочки, формочки) для игры с песком, водой и снегом. Это готовые игрушки из пластмассы, дерева, мелкого (соразмерного руке ребенка) и среднего размеров, в наборах и отдельными предметами.

Транспортные игрушки для детей второго-третьего года жизни необходимы крупные и прочные, желательно из дерева или пластмасс: озвученные и подвижные, с механическими устройствами. Нужно учитывать возможности ребенка этого возраста: его рост, еще недостаточную координацию движений и вместе с тем значительную подвижность. Одним из основных показателей является безопасность и прочность транспортных игрушек — удобны высокие тележки, которые ребенок может толкать перед собой, держась за них, тележки горизонтально устойчивые, которые ребенок возит за веревочку или на палочке. В любом случае транспортная игрушка должна оправдывать свое назначение: в ней (на ней) можно кого-то везти, что-то перевозить. В транспортной игрушке следует выделять цветом наиболее важные детали (руль, кабину, кузов, колеса). Эти игрушки могут иметь обобщенный образ.

В дальнейшем при игровой развивающей работе с ребенком, направленной на увеличение словаря и развитие речи в целом, целесообразно использование и дидактических игр, и игрушек, предназначенных для развития специфических действий с предметами, что, в свою очередь, способствует пониманию и анализу свойств предметов (их величины, цвета, формы, качества поверхности) и, соответственно, способствует развитию не только речи (как импрессивной, так и экспрессивной), но и развитию таких психических функций, как память, внимание,
мышление, воображение. Эти игры, организуемые взрослым, или самостоятельная игра ребенка знакомят ребенка и с правилами использования предметов, и с элементарными правилами игр.
(Уже для детей первого года жизни подобные дидактические материалы необходимы для

формирования не только ориентировочной активности, но и для закрепления звуковой основы слова за конкретным объектом, а значит, и для развития речи и мышления в целом.)

Детям раннего возраста необходимы и простые игрушки-забавы, действия которых демонстрируют взрослые. Это могут быть готовые традиционные игрушки по типу народных — «клюющие куры», «рубящий медведь» или «звучащие животные», когда при определенных действиях, например при нажатии на клавиши, животные начинают издавать соответствующие звуки: собака — лаять, корова — мычать и т. п.

Задача расширения словарного запаса стоит и на третьем году жизни. Именно в этот период рационально начать использование различных музыкальных и театральных игрушек, способствующих, помимо развития словаря, дальнейшему формированию и совершенствованию интонационных, высотных и темповых модуляций голоса.

Наряду с фактом неповторимого по динамике нарастания словарного запаса речь ребенка второго-третьего года жизни характеризуется еще одной особенностью — начинается формирование фразовой речи и овладение ее грамматической структурой.

Усвоение грамматики также проходит ряд стадий развития, и в эти периоды ребенок нуждается в специфической помощи взрослого, поскольку только в общении со взрослым ребенок «сверяет» правильность своей речи.

Формирование грамматического строя речи
Формирование грамматического строя речи занимает достаточно долгий период в развитии речи ребенка и не заканчивается даже на пятом году жизни. Взаимодействие ребенка и взрослого в быту также не может не оказывать влияние на правильность построенного ребенком предложения. Это касается всех сфер его жизнедеятельности: самостоятельной игры, питания, одевания, прогулки. Во всех этих ситуациях ребенок включен в речевое общение со взрослым и «сверяет» правильность своей речи с речью взрослого.

Однако с самого начала можно выделить «специальные темы», «игровые зоны», при работе с которыми интенсивно формируется не только лексический, но и грамматический строй речи.

При этом, безусловно, возможно использование соответствующих игровых материалов и соответствующих игрушек.
В первую очередь к таким игровым материалам следует относить:
• дидактические материалы на сюжетные темы;
• дидактические лото и иные дидактические пособия.

Также хорошим подспорьем опять же могут стать театральные и музыкальные игрушки, а также игрушки-куклы для кукольного театра.

Детям необходимы реалистические игрушки, изображающие объект как можно более детально и достоверно. Это куклы с различными выражениями лиц — веселым или серьезным, а у игрушечных животных должны быть характерологические особенности — добрый медведь, хитрая лиса, трусливый зайка и т. д.

Может быть использована игровая мебель, разнообразная по тематике посуда, различные виды одежды для кукол и зверей, соотносимые с размерами кукол. Другие предметы домашнего обихода также должны быть соразмерны (коляски и т. п.) куклам разного размера.

Игрушки могут быть укомплектованы в различные тематические наборы, например: наборы игрушечных домашних и диких животных, наборы игрушечных фруктов и овощей, силуэты деревьев, кустарников, клумб, отдельных цветов и растений. Важным для развития связной, грамматически правильной речи оказываются и ассортименты игрушечных инструментов (топор, молоток, отвертка и т. п.), а также игрушки, отображающие знакомую бытовую технику и конечно же транспортные средства различного вида, размера, изготовленные с различной степенью детализации и из разных материалов.

Безусловно, чрезвычайно полезно использование в занятиях по речевому развитию ребенка различных конструкторов и строительных наборов.

Среди дидактических игр, опосредованно влияющих на формирование речи, можно выделить спортивные, которые направлены на совершенствование общих и мелких движений, ловкости обшей и мелкой моторики, меткости, совершенствование сенсомоторной координации.

Особое значение для развития собственно речевой активности и правильного формирования предложений, а также развития связной, развернутой речи имеют театрализованные игры и представления, разыгрываемые либо только взрослым, либо совместно взрослым и ребенком, или ребенком при инициативе взрослого. Целесообразно использовать готовые наборы кукол-игрушек для кукольных представлений и игры в кукольный театр или изготовлять кукол по специальным заказам и тематике.

Кукольные театральные наборы чаще всего соответствуют подбору персонажей хорошо знакомых ребенку народных сказок:
• Репка,
• Теремок,
• Курочка Ряба,
• Медведь и лиса,
• Колобок,
• Волк и козлята,
• Буратино и т. п.
При таком наборе персонажей возможно и самостоятельное разыгрывание сказочного действия и проигрывание известных сказок по ролям, придумывание новых сюжетов. Все это чрезвычайно хорошо влияет на формирование связной, грамматически правильной речи ребенка.

Для развлечения, проведения праздников (особенно в детском учреждении) могут быть использованы различного цвета и конфигурации надувные шары, надувные игрушки, карнавальные костюмы, флажки, другая праздничная атрибутика. В данном случае важно, чтобы работа по любым темам (в данном случае речевая работа) сопровождалась заинтересованным действием ребенка с теми или иными праздничными атрибутами и сопровождалась развернутой речью взрослого.

Помимо работы над развитием грамматически правильной, связной речи, праздничную атрибутику, персонажи кукольного театра можно использовать и для совершенствования просодической стороны речи.

С этой же целью возможно и использование различных музыкальных инструментов — подражание звучанию их «голосов» в соответствующим образом организованных играх ребенка со взрослым.

Вполне очевидно, что на современном этапе развития в играх и занятиях с ребенком по формированию его речи, языка и вербальных средств мышления удобно использовать (в ряде случаев) имеющиеся в наличии технические средства.

Часто ребенку для прослушивания даются не только записи сказок или музыкальных фрагментов, но и собственной речи ребенка, его диалогов со взрослым. Удобно и использование звукозаписи при узнавании голосов знакомых людей, животных, неречевых звуков и т. п.

С целью формирования мелодических модуляций можно использовать систему караоке. Безусловно, что при работе по развитию речи и языка с ребенком невозможно не использовать специальную детскую литературу, которая, с одной стороны, может сопровождать любую сюжетную игру, а с другой — является самостоятельным материалом, в немалой степени способствующим и речевому развитию ребенка.

Приложение
Произведения литературы и фольклора, рекомендуемые для детей первого года жизни
■ «Петушок-петушок, ты подай голосок» (русск. народ.);
■ «Ладушки-ладушки» (русск. народ.);
■ «Ой ду-ду, ду-ду-ду» (русск. народ.); «Идет коза рогатая» (русск. народ.);
«Сорока-сорока» (русск. народ.);
«Уж я Танюшке пирог испеку» (русск. народ.);
«Аи, качи-качи-качи!» (русск. народ.);
«Пошел котик на Торжок» (русск. народ.);
«Люли, люлюшки, люли, прилетели к нам гули» (русск. народ.);
«Ночь пришла — темноту привела» (русск. народ.);
«Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай» (русск. народ.);
«Вот и люди спят» (русск. народ.);
«Пошел котик во лесок» (русск. народ.);
«Баю-баю-баиньки, в огороде заиньки!» (русск. народ.);
«Потягунушки, порастянушки» (русск. народ.);
«Водичка-водичка» (русск. народ.);
«Вода текучая, дитя растущее» (русск. народ.);
«Дыбочек-дыбок» (русск. народ.);
«Катя, Катя, маленька» (русск. народ.);
«Киска, киска» (русск. народ.);
«Ножки, ножки, куда бежите?» (русск. народ.);
«Наша Маша маленька» (русск. народ.);
«Тень-тень-потетень, села кошка под плетень» (русск. народ.);
«Еду-еду к бабе, к деду» (русск. народ.);
«Чики-чики-чикалочки» (русск. народ.);
«Поехали-поехали» (русск. народ.);
«Пальчик-мальчик» (русск. народ.);
«Тили-бом! Тили-бом!» (русск. народ.);
«Петушок-петушок, золотой гребешок» (русск. народ.);
«Курочка-рябушечка» (русск. народ.);
«Жили у бабуси» (русск. народ.);
«На зеленом лугу» (русск. народ.);
«Козонька рогатая» (русск. народ.);
«Кто у нас хороший» (русск. народ.).

Похожие:

Развитие речи ребенка раннего возраста iconРазвитие речи детей раннего возраста. Телесно-ориентированные игры...
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном развитии малышей, начиная...
Развитие речи ребенка раннего возраста iconФизическое воспитание с раннего возраста
Сегодня каждый родитель должен осознавать, что физическое воспитание своего ребенка нужно начинать с раннего возраста
Развитие речи ребенка раннего возраста iconИспользование нетрадиционных методов коррекции в работе учителя-логопеда...
Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления,...
Развитие речи ребенка раннего возраста iconВлияние мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста
Заботиться о своевременном развитии речи малыша необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать,...
Развитие речи ребенка раннего возраста iconРабочая программа по разделу «развитие речи» область «познание» для группы раннего возраста
«Хочу всё знать!» муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Белоснежка
Развитие речи ребенка раннего возраста iconРазвитие способностей, одаренности и компетенций  детей раннего возраста....
Значение развития ребенка в раннем возрасте трудно переоценить. Очень важно так построить жизнь ребенка, чтобы он смог максимально...
Развитие речи ребенка раннего возраста icon«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с онр»...
По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют...
Развитие речи ребенка раннего возраста iconВопросы по мдк. 01. 02 Изучение теоретических и методических основ...
Задачи физического воспитания детей раннего возраста. Формы организации физического воспитания детей раннего возраста
Развитие речи ребенка раннего возраста iconМетодические рекомендации по оказанию психолого-педагогической помощи...
Ка к условиям дошкольного учреждения. Таким образом, главная роль в проведении процесса адаптации принадлежит родителям и педагогам,...
Развитие речи ребенка раннего возраста iconРаннего возраста
При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница