Рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Тип урока




Скачать 57,88 Kb.
НазваниеРассказе М. Шолохова «Судьба человека». Тип урока
Дата публикации10.08.2013
Размер57,88 Kb.
ТипРассказ
pochit.ru > Литература > Рассказ
Конспект открытого урока по чтению и развитию речи.
Класс : 9 «А» МСКОУ СКШИ 8 вида

Дата : 11.03.2010 год

Учитель :Вайзерова Е.А.

Тема урока : « Русский характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека».

Тип урока : комбинированный.
Цель : формирование образа русского солдата-освободителя, его характера по рассказу М.Шолохова «Судьба человека».
Задачи :
образовательные : формировать у учащихся представления о судьбах людей, прошедших войну;

- уточнить и дополнить образ Андрея Соколова, черт его характера на основе прочитанных эпизодов ;

- расширить знания детей о жизни русских военнопленных в концлагерях;

- отрабатывать навыки выборочного чтения, чтения по ролям, умение работать с текстом.

коррекционные : развивать устную речь через расширение словаря учащихся, его уточнения; выразительное , интонированное чтение произведения;

- развивать зрительную память, внимание через работу по восстановлению последовательности событий рассказа;

- развивать мыслительные операции ( обобщения, анализа) при работе над содержанием прочитанного текста;

- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук при работе с сюжетными картинками.

воспитательные: воспитывать нравственные качества, чувство сопереживания и сострадания, чувство патриотизма , гордость за мужество русских людей; воспитывать интерес к чтению произведений патриотического характера, о подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Оформление : портрет М. Шолохова, пословица, сюжетные картинки по рассказу ( на каждого ученика комплект, комплект для работы у доски)
Ход урока.

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

- Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой.

- Что он смог сохранить в своей судьбе?

- Об этом поведал Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека», об этом и наш разговор на уроке.
2. Актуализация знаний.

- Прочитайте тему урока, написанную на доске.

- Как вы понимаете слово « характер»?

( Характер – совокупность, соединение психических и духовных черт, свойств человека, обнаруживающихся в его поведении).

- Какие положительные черты характера вы можете назвать?

( учащиеся отвечают; затем я открываю доску, на которой записаны слова : стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, доброта, мужество, сострадание, трудолюбие, патриотизм, умение любить, сила духа, щедрость, смелость, терпение, чувство собственного достоинства, выдержка, скромность).

- Можно ли сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты, которые вы назвали и прочитали на доске?

- Какие из написанных черт проявились у Андрея Соколова в эпизоде, который мы читали вчера на уроке? ( стойкость, мужество, сила духа, чувство достоинства, выдержка, смелость, патриотизм).

- Попробуем это доказать в ходе обсуждения прочитанного.
3. Исторический комментарий .

К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона советских военнопленных. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках и сколоченных бараках.

8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с советскими пленными , беспримерное по своей жестокости: «…Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата…»

Положение пленных усугублялось еще и тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале войны, что будет соблюдать её основные положения . Однако двум важным пунктам Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получении посылок и об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать нормы конвенции по отношению к советским военнопленным.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Из 6,3 миллиона советских пленных погибли около 4 миллионов. Из выживших почти половина служила в вермахте, СС, вспомогательной полиции, в большинстве своём – чтобы не умереть с голоду, а не из идейных соображений. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе.

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько всего преодолели.
4. Работа по домашнему тексту.

1) молчаливое чтение стр. 197 – 199 ;

2) чтение вслух;

3) беседа по прочитанному :

- Что испытывал Андрей Соколов, вспоминая о годах, проведённых в плену? (болит сердце, трудно дышать)

- Как относились к русским в плену?

- Зачитайте, чем били военнопленных?

- За что били ? Зачитайте.

- Чем кормили? ( эрзац (заменитель) - хлеб наполовину с опилками и жидкая баланда из брюквы).

- Какую работу выполняли пленные на каменном карьере? («вручную долбили, резали, крошили камень»; «адский труд»).

- Насколько люди были истощены? ( « Душа чуть-чуть на одной ниточке держалась»).

- Насколько они были голодны ?

(«Голодны не то что до смерти, а даже хуже»)

- Все ли выдерживали такую жизнь?

- За что Андрея Соколова вызвали к коменданту лагеря Мюллеру? ( нашёлся подлец – сообщил).
4)Чтение по ролям эпизода «Вызов к Мюллеру» стр. 199 – 202
Автор –

Соколов –

Мюллер –

5) Беседа по прочитанному :

- Вспомните из просмотренного кинофильма, каким человеком был комендант лагеря Мюллер?

(Безжалостный : «Правая рука у него в кожаной перчатке, а в ней свинцовая прокладка, чтобы пальцев не повредить. Идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает». Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, перечить с ним страшно!

- Какую черту характера проявляет Андрей Соколов, повторив лично Мюллеру то, что он говорил в бараке? ( бесстрашие, смелость)

- Как ведёт себя в этом поединке измученный, истощённый, обессиленный узник? ( с достоинством - он остался человеком в этих нечеловеческих условиях!)

- Какую оценку врагу даёт немецкий офицер? ( он уважает достойного соперника; « …ты - настоящий русский солдат… Ты – храбрый солдат!»)

- Чем награждает Соколова комендант лагеря? ( жизнью и …едой)

- О чём думает Соколов, идя с хлебом к выходу? ( что его могут убить, и он «ребятам харчей не донесёт» ).

- Какая эта черта? (человеколюбие, умение переживать о других, готовность поделиться последним или ничтожно малым).

- Ещё раз назовите нравственные качества Соколова, которые проявились в этом эпизоде? (смелость, мужество, сила духа, щедрость, чувство достоинства, патриотизм).
5. Работа по сюжетным картинкам.

Задание : вспомните прочитанные эпизоды рассказа, просмотренный кинофильм «Судьба человека» режиссера С.Бондарчука, восстановите картинки в нужном порядке.

( Детям раздается каждому разрезанные картинки, работают индивидуально; один ученик – у доски с большими картинками такого же содержания.)

Если остаётся время после проверки этого задания,

можно попросить учащихся по их выбору рассказать содержание эпизода той или иной картинки.
6. Подведение итога урока :

1) Работа по пословице « Посеешь привычку – пожнёшь характер,

Посеешь характер – пожнёшь судьбу».

- Мы говорили сегодня о русском характере, о положительных чертах характера. Объясните значение народной мудрости. ( Наша судьба в чем-то зависит от нашего характера, а характер формируется , в том числе и привычками - потребностью совершать те или иные действия, поступки).

2) Анализ ответов учащихся, оценки.
7. Домашнее задание : стр. 202-204, читать, отвечать на вопросы стр.204

Приложение.
Сюжетные картинки по рассказу.



Похожие:

Рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Тип урока iconРеферат на тему «нравственная сила добра в рассказе м. Шолохова «судьба человека»
Хх столетия, открывает запретную до тех пор в советской литературе тему фашистского плена. Вышедший в 1956 году, бесхитростный рассказ...
Рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Тип урока iconУрок литературы в 9 классе на тему: «Судьба человека в годы Великой...
«Судьба человека в годы Великой Отечественной войны по одноименному рассказу М. А. Шолохова»
Рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Тип урока iconВ чём смысл названия рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»?

Рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Тип урока iconУрок литературы интегрированный с психологией с использованием икт....
Цель урока: формирование понятия судьба (на примере литературных произведений М. Шолохова, Э. Асадова )
Рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Тип урока iconУрок с применением приемов тркм (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека») Цель урока
Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу...
Рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Тип урока iconСудьба человека в тоталитарном государстве
Цель урока. На примере рассказов В. Т. Шаламова выяснить, какова судьба человека в тоталитарном государстве?
Рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Тип урока iconУрок 43. Своеобразие природы Урала тип урока
Тип урока: комбинированный (проверка материала предыдущего урока, изучение нового)
Рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Тип урока iconУрок 44. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала тип урока
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и тестовый контроль по теме в конце урока)
Рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Тип урока iconТема урока Тип
Темы 1 место человека в системе органического мира. Происхождение человека (1 час)
Рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Тип урока iconПроблема нравственного выбора в сложных жизненных ситуациях
Вспомним главного героя произведения М. Шолохова «Судьба человека». Несмотря на трудности и испытания, выпавшие на его долю, он всегда...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница