Учебное пособие по речевому этикету Ход занятия




Скачать 116,46 Kb.
НазваниеУчебное пособие по речевому этикету Ход занятия
Дата публикации11.04.2013
Размер116,46 Kb.
ТипУчебное пособие
pochit.ru > Литература > Учебное пособие
Декабрь - 2012

Открытое занятие элективного курса «Основы культуры речи» по русскому языку в 9 классе

«Чтобы речь – людское чудо – не скудела в наши дни»

Цель: развитие умений учащихся в использовании этикетных форм в

соответствии с речевой ситуацией.

Задачи: 1) расширение словарного запаса обучающихся;

2) обучение мотивированному выбору языковых средств общения в

соответствии с речевой ситуацией;

3) содействие развитию норм речевого этикета;

4) использование вербальных и невербальных средств речевого

этикета.

^ Актуальность курса

Жизнь показывает, что не только дети, но и взрослые, к сожалению, не владеют в должной степени правилами речевого поведения, которые должны помочь поддержанию доброжелательных контактов в человеческом обществе.

Метод курса формирует навыки умелого, успешного, эффективного общения. Такая форма деятельности носит практико-ориентированный характер, поэтому центральное место занимают коммуникативные умения.

В данном случае акцентируется внимание на значении жестов, мимики, выразительных движений, общении и уместности их использования.
^ Ожидаемые результаты:
1) развитие умения работать в группе;

2) совершенствование коммуникативных навыков обучающихся;

3) развитие познавательно-поисковой деятельности;

4) развитие умения использовать языковые средства в соответствии с речевой ситуацией.
Оборудование:
Слайд-презентация
Песня «Улыбка»
Учебное пособие по речевому этикету
^ Ход занятия:

2

1. Вступительное слово учителя

Помните строчки из « Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

Вмиг по речи распознали,

Что царевну принимали…

А. С. Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно рассказать по его речи. Об этом говорил один из героев античной трагедии Еврипида:

Из уст безвластных и вельможных уст

^ Одна и та же речь звучит различно.

Действительно, можно изменить причёску, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, её индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь «выдаёт» нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте.

^ Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

(В.Шефнер)

(Слайд – 1)

Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть, соблюдая правила речевого этикета.

- Что такое этикет?

(установленный порядок поведения, форм обхождения;

- Что изучает речевой этикет?

(правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора.)

(Слайд – 2)

2. Выступления учащихся (презентация курса)

1) Именно из уст культурного и вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать; приятного аппетита; благодарю вас; будьте здоровы; извините меня; пожалуйста; добрый вечер.

2) Важность речевого поведения хорошо осознавали ещё в древности. Так, в «Поучениях» Владимира Мономаха читаем: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

3) Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.

4) На элективном курсе «Основы культуры речи» мы познакомились с интересными сведениями о русском речевом поведении, получили информацию об истории русского речевого этикета. Тренировались в употреблении этикетных формул в ситуациях обращения к собеседнику, приветствия, прощания, выражения просьбы, пожелания, приглашения и т.д.

5) Кроме того, узнали, какую этикетную роль в общении выполняют интонация, и несловесные средства общения (жесты, мимика, поза, телодвижения). Научились использовать различные языковые средства, с помощью которых можно устанавливать и поддерживать доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения.

6) Посетив элективный курс «Основы культуры речи», можно обогатить себя интересными сведениями о речевом этикете, об искусстве речевого общения, много можно узнать о русской культуре в целом, о национальных особенностях и обычаях разных народов.

Учитель:

Итак, позвольте пригласить вас, друзья, к разговору о речевом этикете…

3. Разминка

- Объясни смысл пословицы (по цепочке).

(Слайд - 3)

  • За худые слова слетит и голова.

  • Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.

  • В умной беседе ума набраться, в тупой – свой потерять.

  • Много говорить – голова заболит.

  • Сердечное слово до сердца доходит.

  • Красную речь красно и слушать.

  • Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

  • Коня в вожжах не удержишь, а слово с языка не воротишь.

  • Малое слово большую обиду творит.

  • Хорошее слово – половина счастья.

  • Не груби малому – не вспомянет старый.

  • Сперва подумай – потом говори.

4. Обращение это самый яркий этикетный знак. Называя собеседника, мы как бы выбираем для него наиболее подходящий по случаю ярлык. Мы хотели бы, чтобы в нашей речи чаще употреблялись вежливые обращения, которые поднимают настроение, делают нас добрее.

(Слайд -4)

5. Инсценировка «Отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»,

часть 3 (Чичиков в доме Манилова)»

Действующие лица: Чичиков, Манилов, жена Манилова.

Чичиков: Сделайте милость, не беспокойтесь так для меня пройду после.

Манилов: Нет, Павел Иванович, нет, вы гость.

Чичиков: Не затрудняйтесь. Пожалуйста, проходите.

Манилов: Нет уж, извините, не допущу пройти позади такому приятному, образованному гостю.

Чичиков: Почему же образованному? Пожалуйста, проходите.

Манилов: Ну да, уж извольте, проходите вы.

Чичиков: Да отчего же?

Манилов: Ну да уж оттого! (Протискиваются в дверь). Позвольте мне вас представить жену мою. Душенька! Павел Иванович! Позвольте вас попросить расположиться в этих креслах. Здесь вам будет спокойнее.

Чичиков: Позвольте, я сяду на стуле.

Манилов: Позвольте вам этого не позволить. Это кресло у меня уже ассигновано для гостя. Ради или не ради, но должны сесть. (Чичиков сел).

Позвольте мне вас попотчевать трубочкою.

Чичиков: Нет, не курю.

Манилов: Отчего?

Чичиков: Не сделал привычки, боюсь; говорят, трубка сушит.

- Какие этикетные сочетания вы можете выделить из этого отрывка?

- Как вы думаете, употребляются ли в наше время такие выражения?

Вывод: В наше время некоторые этические сочетания устарели. Другие же сочетания вызывают неприятные ощущения, так как переполнены чрезмерным притворством и слащавостью.

- Какие вежливые сочетания вы хотели бы слышать в наше время?

(Слайд - 5)

- Обратитесь к своему товарищу, подруге с понравившимся вам выражением.

- Ребята, у Н.В. Гоголя есть такая характеристика главного героя: «Приезжий ко всем как-то умел найтиться…» Как вы понимаете это высказывание? (Умел найти подход к каждому).

6. Правил поведения существовало и существует великое множество, и в разных странах они бывают разные. Так, в древнем Китае насчитывалось около 30 000 церемоний: как постучаться в дверь, как войти, как встать, есть, взять чашку с чаем – всё это было строго определено и расписано. Не один год уходил у детей феодалов и богачей на то, чтобы выучить эти правила. Да и для выполнения их требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обременённый работой и заботами человек.

Люди общаются друг с другом, чтобы обменяться мнениями, мыслями, знаниями, новыми сведениями, когда возникает потребность сообщить что-то собеседнику, к чему-то побудить. При этом он использует разные приёмы этикета. Одним из них являются жесты.

- Алёша покажет жесты, а вы их озвучьте.

(Слайд – 6)

Много недоразумений при общении жестами возникает в разговоре с иностранцами. Так,

англичане в знак прощания раскачивают кисть руки из стороны в сторону. Итальянцы, прощаясь, раскачивают кисть вперёд и назад, как и русские, но обращают ладонь к себе, как и мы, когда подзываем к себе кого-нибудь. Итальянский жест прощания у нас означает «идите сюда».

Болгары в знак отрицания кивают головой. У других народов этот знак обозначает согласие.

Китаец в далёкие времена, встречая друга, пожимал руку самому себе. Лапландцы при встрече трутся носами,

самоанцы обнюхивают друг друга.

Жесты дополняют нашу речь и являются хорошим средством общения. А наука, которая изучает жесты, называется кинетикой.

^ 7. Главные требования этикета


  • Не жалейте улыбок! Это не означает, что надо приклеить на лицо глупую ухмылку. Просто не бойтесь улыбнуться, когда считаете нужным. Улыбка послужит для вашего собеседника подтверждением того, что он вам интересен, и вызовёт ответную улыбку. На самом деле есть свидетельства того, что улыбчивые от природы люди больше нравятся, и это заставляет их ощущать, что все улыбаются им в ответ.

  • Дело не только в том, что вы говорите, но и в том, как вы говорите, громкая речь на повышенных тонах мало воспринимается, а те, кто говорит очень быстро, часто выглядят недостойными внимания. Помните, что тон голоса иногда важнее, чем слова, так что, когда вы говорите с незнакомым человеком, постарайтесь вложить в свою речь чувства.

  • Называйте собеседника по имени (или имени-отчеству). Как говорят психологи, звучание собственного имени для слуха человека – самая приятная мелодия, и собеседник подсознательно испытывает расположение к источнику положительных эмоций.

  • Старайтесь в собеседнике увидеть положительные стороны, и говорите ему комплименты – «золотые слова».

  • Терпеливо и внимательно слушайте собеседника, не перебивайте его.


Самоанализ занятия элективного курса «Культура и этика общения»
«Чтобы речь – людское чудо – не скудела в наши дни»
В 9 классе по списку4учащихся, на занятии присутствовало 4учащихся. Из них высокий уровень учебных возможностей имеют 2 (Гусаков Максим и Петунин Валерий), средний уровень – 7 обучающихся.

По тематическому плану это обобщающее занятие элективного курса.

Чичиков: Сделайте милость, не беспокойтесь так для меня пройду после.

Манилов: Нет, Павел Иванович, нет, вы гость.

Чичиков: Не затрудняйтесь. Пожалуйста, проходите.

Манилов: Нет уж, извините, не допущу пройти позади такому приятному, образованному гостю.

Чичиков: Почему же образованному? Пожалуйста, проходите.

Манилов: Ну да, уж извольте, проходите вы.

Чичиков: Да отчего же?

Манилов: Ну да уж оттого! (Протискиваются в дверь). Позвольте мне вас представить жену мою. Душенька! Павел Иванович! Позвольте вас попросить расположиться в этих креслах. Здесь вам будет спокойнее.

Чичиков: Позвольте, я сяду на стуле.

Манилов: Позвольте вам этого не позволить. Это кресло у меня уже ассигновано для гостя. Ради или не ради, но должны сесть. (Чичиков сел).

Позвольте мне вас попотчевать трубочкою.

Чичиков: Нет, не курю.

Манилов: Отчего?

Чичиков: Не сделал привычки, боюсь; говорят, трубка сушит.


Чичиков: Сделайте милость, не беспокойтесь так для меня пройду после.

Манилов: Нет, Павел Иванович, нет, вы гость.

Чичиков: Не затрудняйтесь. Пожалуйста, проходите.

Манилов: Нет уж, извините, не допущу пройти позади такому приятному, образованному гостю.

Чичиков: Почему же образованному? Пожалуйста, проходите.

Манилов: Ну да, уж извольте, проходите вы.

Чичиков: Да отчего же?

Манилов: Ну да уж оттого! (Протискиваются в дверь). Позвольте мне вас представить жену мою. Душенька! Павел Иванович! Позвольте вас попросить расположиться в этих креслах. Здесь вам будет спокойнее.

Чичиков: Позвольте, я сяду на стуле.

Манилов: Позвольте вам этого не позволить. Это кресло у меня уже ассигновано для гостя. Ради или не ради, но должны сесть. (Чичиков сел).

Позвольте мне вас попотчевать трубочкою.

Чичиков: Нет, не курю.

Манилов: Отчего?

Чичиков: Не сделал привычки, боюсь; говорят, трубка сушит.

^ Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,

Разговорная краса,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

1.1) Именно из уст культурного и вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать; приятного аппетита; благодарю вас; будьте здоровы; извините меня; пожалуйста; добрый вечер.
1.2) Важность речевого поведения хорошо осознавали ещё в древности. Так, в «Поучениях» Владимира Мономаха читаем: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».
1.3) Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.
1.4) На элективном курсе «Основы культуры речи» мы познакомились с интересными сведениями о русском речевом поведении, получили информацию об истории русского речевого этикета. Тренировались в употреблении этикетных формул в ситуациях обращения к собеседнику, приветствия, прощания, выражения просьбы, пожелания, приглашения и т.д.
2.1) Кроме того, узнали, какую этикетную роль в общении выполняют интонация, и несловесные средства общения (жесты, мимика, поза, телодвижения). Научились использовать различные языковые средства, с помощью которых можно устанавливать и поддерживать доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения.
2.2) Посетив элективный курс «Основы культуры речи», можно обогатить себя интересными сведениями о речевом этикете, об искусстве речевого общения, много можно узнать о русской культуре в целом, о национальных особенностях и обычаях разных народов.

Похожие:

Учебное пособие по речевому этикету Ход занятия iconУчебное пособие Житомир 2001 удк 33: 007. Основы экономической кибернетики....
Учебное пособие «Основы экономической кибернетики» составлено по материалам книги: Экономическая кибернетика: Учебное пособие; Донецкий...
Учебное пособие по речевому этикету Ход занятия iconУчебное пособие «Основы экономической кибернетики» составлено по...
Основы экономической кибернетики. Учебное пособие. Житомир: ипст. 1998г. (В электронном виде)
Учебное пособие по речевому этикету Ход занятия iconУчебное пособие. Краснодар, 2007. 184 с
Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений
Учебное пособие по речевому этикету Ход занятия iconУчебное пособие Издательство
Система государственного управления: Учебное пособие. Казань: Казан гос технол ун-т, 2006. 164 с
Учебное пособие по речевому этикету Ход занятия iconУчебное пособие по курсу
Метрологическое обеспечение производств измерений и испытаний продукции. Учебное пособие для подготовки бакалавров
Учебное пособие по речевому этикету Ход занятия iconУчебное пособие Иваново 2001 удк 658. 01 (075)
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 061100 и 060800
Учебное пособие по речевому этикету Ход занятия iconУчебное пособие 28365942
Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей дневной, вечерней и заочной форм обучения
Учебное пособие по речевому этикету Ход занятия iconУчебное пособие
М91 Муратова С. А., Тарсамаева Н. Ю. Семейное право: Учебное пособие.— М.: Новый Юрист, 1999. — 272 с. Isbn 5-7969-0061-7
Учебное пособие по речевому этикету Ход занятия iconУчебное пособие Санкт Петербург
Керножицкий В. А., Бызов Л. Н. Надежность. Лабораторный практикум: Учебное пособие. Балт гос тех ун-т, спб., 2002. – с
Учебное пособие по речевому этикету Ход занятия iconУчебное пособие
Моргунов В. И. Международный маркетинг: Учебное пособие. М.: Издательский Дом «Дашков и К»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница