Встреча в литературной гостиной, посвященная И. А. Крылову Вступительное слово. Жизнь и творчество И. А. Крылова




Скачать 94,75 Kb.
НазваниеВстреча в литературной гостиной, посвященная И. А. Крылову Вступительное слово. Жизнь и творчество И. А. Крылова
Дата публикации01.08.2013
Размер94,75 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
Ларец мудрости

(встреча в литературной гостиной, посвященная И. А. Крылову)


  1. Вступительное слово. Жизнь и творчество И. А. Крылова.



Поэт и мудрец сложились в нём воедино.

Н.В. Гоголь
Ведущий.

Здравствуйте! Я рада приветствовать вас в литературной гостиной. Сегодня наша встреча посвящена известному поэту баснописцу Ивану Андреевичу Крылову, которому 2 февраля исполнилось 240 лет со дня рождения.

В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырёхугольной площадке, окружённой со всех сторон кустарником, стоит памятник. Это памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чём-то, а у ног его теснятся бронзовые звери — это герои его басен.

О чём он думает? Может быть, на закате жизни вспоминает своё нелёгкое детство? Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года, в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. В Тве­ри у детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые обучали их разным наукам (русскому и французскому языкам, арифметике), и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Этот дом в Твери слыл «литературным»: хозяева любили поэзию, ставили лю­бительские спектакли. Здесь Крылов впервые почувствовал склонность к литературному творчеству.

Когда Ивану Крылову было десять лет, умер его отец.. Пришлось Ване в 11 лет поступить на службу в Тверской губернский суд — подканцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали уже иногда называть Иваном Алексеевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги (ведь ни компьютеров, ни даже пишущих машинок в то время ещё не было), разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовались для письма. Потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были и арабские сказки, и произведения русских писателей, басни, стихи.

Позже, в 1782 году, семья — Крылов с матерью и младшим братом Лёвушкой — перебралась в Петербург. Ему удалось выучить французский язык, а позднее он выучил и итальянский, и греческий. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Басни же Крылов начал писать позже, когда ему было уже 37 лет. Они сразу всем понравились, о них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «НАВИ ВОЛЫРК». Но, если вы прочитаете это имя задом наперёд, сразу всё поймёте.

Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, он умер на 76-м году жизни и написал более 200 басен.

Популярность басен Ивана Андреевича Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и императоры Александр I и Николай II, ими зачитыва­лись. Почему? А потому, что в этих баснях всем есть уроки: и учёному, и неучёному, и военному, и купцу, и бедному, и богатому — все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.


  1. ^ Сокровища народной мудрости.

... Ох! Басни, смерть моя!

Насмешки вечные над львами!

Над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а всё-таки цари.

А.С. Грибоедов. Горе от ума. (Слова Загорецкого)

Ведущий.

Начав свою литературную деятельность как драматург — автор произведений для театра, — прославился Иван Андреевич Крылов своими баснями. Но басни изобрёл не Крылов, их писали и раньше. Из глубокой древности дошли до нас короткие рассказы, часто смешные и обязательно содержащие какое-либо поучение, совет или насмешку над дурными поступками. Эта основная поучительная мысль называется мораль.

Две с половиной тысячи лет назад жил в Древней Греции раб по имени Эзоп. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни — открыл язык иносказания, когда автор высказывается не прямо, а намёками. Басни Эзопа были написаны в прозе, а персонажи были — животные. Животные в произведениях Эзопа говорят, думают, действуют, как люди. Автор высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный приём называют аллегорией (иносказанием), а ещё его — по имени «изобретателя» — называют эзоповым языком. Басни Эзопа дошли до нас в прозаическом изложении. Но, несмотря на это, многие из них пока­жутся вам знакомыми. Например, такая: «Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать её, но не могла. Ушла она и говорит: "Он ещё не дозрел".

Иной не может доделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай».

Вспомнили басню И.А. Крылова на этот же сюжет? Верно, это «Лисица и виноград».

В России басня стала широко распространяться с середины XVIII века. Басни писали русские поэты Василий Кириллович Тредиаковский, Антиох Кантемир, Михаил Ломоносов, Александр Сумароков. А в то время, когда Иван Алексеевич Крылов начинал свою литературную деятельность, в России пользовались популярностью басни Ивана Дмитриева. Именно ему показал свои первые басни Крылов, и тот их одобрил.

Известный русский писатель Лев Николаевич Толстой создал в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Для своих учеников он написал специальные «учебные книги», половину которых занимали басни.

Басни писатели сочиняют и сегодня, древним эзоповым языком повествуют о недостатках современников. Всем хорошо известный поэт Сергей Владимирович Михалков тоже пишет басни.



  1. Литературная викторина по басням И. А. Крылова.


Его басни переживут века.

К.Н. Батюшков
1 ученик.

  • Назовите басни Крылова о:

  • Лисе («Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Волк и Лисица», «Добрая Лисица», «Лиса», «Лисица и Осёл»);

  • Медведе («Квартет», «Медведь у пчёл», «Пустынник и Медведь», «Трудолюби­вый Медведь», «Крестьянин и Работник »);

  • Обезьяне («Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Обезья­на», «Квартет»)

2 ученик.

  • Кому принадлежат слова?

  • «Всё про очки лишь мне налгали;

А проку на волос нет в них». (Слова Мартышки из басни «Мартышка и Очки»);

  • «Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум...» (Слова Волка из басни «Волк на псарне»);

  • «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите» (Слова Мартышки из басни «Квартет»).

3 ученик.

  • К кому обращены эти слова?

  • «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище» (к Соловью из басни «Осёл и Соловей»);

  • «Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето? (к Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»);

  • «Соседка, перестань срамиться, — Ей шавка говорит, — тебе ль с Слоном во­зиться?»

(к Моське из басни «Слон и Моська»).

4 ученик.

  • Вспомните пропущенное слово в названии басни.

  • «Лягушка и ...» (вол);

  • «Волк на ...» (псарне);

  • «... и Ягнёнок» (Волк);

  • «Кот и ...» (Повар);

  • «Свинья под ...» (дубом);

  • «Бумажный ...» (змей).

5 ученик.

  • В какой басне:

  • «Кому-то принесли от мастера Ларец...» («Ларчик»);

  • «Зубастой щуке в мысль пришло за кошачье приняться ремесло» («Щука и Кот»);

  • «Голодная кума залезла в сад...» («Лисица и виноград»).

6 ученик.

  • В какой басне была такая мораль?

  • «Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!» («Чиж и Голубь»);

  • «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок» («Ворона и Лисица»);

  • «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, и выйдет из него не дело, только мука» («Лебедь, Щука и Рак»);

  • «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник, и дело не пойдёт на лад...» («Щука и Кот»);

  • «Случается нередко нам и труд и мудрость видеть там, где стоит только дога­даться за дело просто взяться» («Ларчик»);

  • «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя кума оборотиться?» («Зеркало и обезьяна»).


1 ученик.

  • «Кавардак из басен Крылова».

Эта басня составлена из строчек басен И.А. Крылова, их восемь. Назовите басни и строчки из них:

  • Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала…(«Свинья под дубом»);

  • А Васька-Кот в углу,

Припав за уксусным бочонком,

Мурлыча и ворча, трудится над курчонком. («Кот и Повар»);

  • Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться. («Волк и Ягненок»);

  • Вороне где-то Бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем, уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. Тут на беду Лиса близёхонько бежала. («Ворона и Лисица»);

  • «Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай». («Демьянова уха»);

  • У кумушки глаза и зубы разгорелись. («Лисица и виноград»);

  • Глядит, а в гости к ней голодный Волк тащится. «Что, кумушка, беды! — он говорит. — Ни косточкой не мог нигде я поживиться; Меня так голод и морит» («Волк и Лисица»);

  • «Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей» («Стрекоза и муравей»);

  • «Бедняжка куманёк! Да не изволишь ли сенца? Вот целый стог: Я куму услужить готова». И серый рыцарь мой, Обласкан по уши кумой, Пошёл домой. («Волк и лисица»);

  • Сыр выпал — с ним была плутовка такова. («Ворона и лисица»).


Ведущий.

А здесь перемешаны строчки из пяти басен:

Шли два приятеля вечернею порой

И дельный разговор вели между собой.

Как вдруг из подворотни («Прохожие и собаки»)

На ту беду Лиса близёхонько бежала («Ворона и лисица»)

За ней другая, там ещё две-три, и вмиг («Прохожие и собаки»)

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться... («Слон и Моська»)

Со всех дворов собак сбежалося с полсотни.

Один было уже Прохожий камень взял. («Прохожие и собаки»)

«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у неё ужимки и прыжки! («Зеркало и обезьяна»)

«И, полно, братец! — тут другой ему сказал, —

Собак ты не уймёшь от лаю. Лишь пуще всю раздразнишь стаю... («Прохожие и собаки»)

Бессильному не смейся

И слабого обидеть не моги!

Мстят сильно иногда бессильные враги:

Так слишком, на свою ты силу не надейся! («Лев и Комар»)

  1. Словарь языка басен И. А. Крылова.

Басни Ивана Андреевича Крылова написаны почти 200 лет назад, и неудивительно, что при всей их ясности и простоте встречаются в них непонятные слова и выражения.

Давайте попробуем вместе разобраться, что означают, например, слова:

квартет,

альт,

бас,

Кунсткамера,

мурава,

лесть,

кафтан,

камзол,

фалды,

неймёт,

яхонты.

Если дети не могут объяснить, что означают эти слова, предложите им прибегнуть к помощи «Словаря языка басен Крылова», заранее оформленного в виде книжечки или картотеки:


^ СЛОВАРЬ ЯЗЫКА БАСЕН КРЫЛОВА

АЛЬТ - музыкальный смычковый инструмент, немного больше скрипки. («Дос­тали нот, баса, альта, две скрипки». Басня «Квартет»).

АНБАР - то же, что амбар, строение для хранения зерна, муки, припасов. («Мышей в анбаре половить». Басня «Щука и Кот»).

БАС - контрабас или виолончель, музыкальный смычковый инструмент, формой похожий на скрипку, но значительно больше. (Басня «Квартет»).

БАТРАК - наёмный работник, часто в деревне для полевых работ. («Старик Крестьянин с Батраком шёл под вечер леском». Басня «Крестьянин и Работник»).

ВПРОК - то, что может пойти на пользу, или про запас. («А проку на волос нет в них». Басня «Мартышка и очки»).

КАМЗОЛ - короткая поддёвка, фуфайка без рукавов. («Хоть носит он кафтан такой, которого длиннее и камзолы». Басня «Тришкин кафтан»).

КАФТАН - старинная мужская долгополая верхняя одежда. (Басня «Тришкин кафтан»).

КВАРТЕТ - ансамбль из четырёх музыкантов, музыкальное произведение для четырёх исполнителей. ( «А всё-таки квартет нейдёт на лад». Басня «Квартет»),

КУНСТКАМЕРА - музей, собрание редкостей, диковинных предметов. ( «Где ты был? В кунсткамере, мой друг!» Басня «Любопытный»).

ЛЕСТЬ, ЛЬСТИТЬ - угождать, хвалить, иногда незаслуженно и с целью уго­дить человеку, расположить его к себе. ( «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна...» Басня «Ворона и Лисица»).

МУРАВА - молодая трава. («До того ль голубчик, было? В мягких муравах у нас...». Басня «Стрекоза и Муравей»).

НЕИМЕТ - не имеет («Хоть видит око, да зуб неймёт» Басня «Лисица и Виног­рад»).

ОВЧАРНЯ - хлев, помещение для овец («думая залезть в овчарню, попал на

псарню». Басня «Волк на псарне»).

ПЛУТОВКА, ПЛУТ - ловкий обманщик, нечестный человек, особенно в мело­чах («с ним была плутовка такова». Басня «Ворона и Лисица»).

ПОЛДЮЖИНЫ - половина дюжины - 6, а дюжина - 12 («очков с полдюжины она себе достала». Басня «Мартышка и очки»).

ПРОК - выгода, польза.

РДЕЛИСЬ, РДЕТЬ - резко выделяться красным цветом, отливать красным цветом, краснеть. («В нём винограду кисти рделись». Басня «Лисица и ви­ноград»).

УДРУЧЕНА - огорчена, опечалена. («Злой тоской удручена». Басня «Стрекоза и Муравей»).

ФАЛДЫ - задняя пола мужской одежды, снизу разрезана. («О, Тришка, малый непростой! Обрезал фалды он и полы». Басня «Тришкин кафтан»),

ЯХОНТЫ - старинное название рубина и сапфира, рубин — красный, сапфир — синий или голубой. («Кисти сочные, как яхонты, горят». Басня «Лисица и виноград»).

Ведущий.

Наша литературная встреча подошла к концу, мы с вами прощаемся и надеемся, что вы ещё не раз обратитесь к книгам И.А. Крылова, перечитаете его басни и поразмышляете над ними.

А пока наше жюри совещается и выбирает команду-победителя, давайте вспомним некоторые из басен Ивана Андреевича Крылова, и, может быть, в героях басен вы узнаете своих одноклассников и друзей. И засмеётесь... А может быть, обнаружите там себя и загрус­тите, и задумаетесь... Далее следует инсценировка басен:

«Осёл и Соловей»

«Мартышка и очки»

«Зеркало и Обезьяна»

«Квартет»

«Ворона и лисица»

Подведение итогов. Награждение победителей.

Похожие:

Встреча в литературной гостиной, посвященная И. А. Крылову Вступительное слово. Жизнь и творчество И. А. Крылова iconВ ечер в литературной гостиной "И к имени моему Марина- прибавьте мученица"
Ведущий. Добрый вечер, уважаемые гости! Сегодня вы являетесь посетителями литературной гостиной, в которой познакомитесь с жизнью...
Встреча в литературной гостиной, посвященная И. А. Крылову Вступительное слово. Жизнь и творчество И. А. Крылова iconЛитература 9 класс темаурок а: «Что в имени тебе моем? Жизнь, творчество,...
Вступительное слово учителя по теме урока: «Что в имени тебе моем? Жизнь, творчество, личность, судьба А. С. Пушкина»
Встреча в литературной гостиной, посвященная И. А. Крылову Вступительное слово. Жизнь и творчество И. А. Крылова iconТема: царство басни и. А. Крылова
Царству басни. Это особенное царство, так как жители его не обычные звери, а очеловеченные. У каждого из них свой характер и даже...
Встреча в литературной гостиной, посвященная И. А. Крылову Вступительное слово. Жизнь и творчество И. А. Крылова icon«Здравствуй, школа!» 1 Торжественная линейка, посвящённая Дню знаний. 09
Встреча за круглым столом «Мои шаги в мире предпринимательства» (встреча с предпринимателями Тарасовым С. В., Денисовым С. В.)
Встреча в литературной гостиной, посвященная И. А. Крылову Вступительное слово. Жизнь и творчество И. А. Крылова iconСценарий литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству Н....

Встреча в литературной гостиной, посвященная И. А. Крылову Вступительное слово. Жизнь и творчество И. А. Крылова iconСодержание: Введение I. Язык басен Крылова II. Речевая характеристика...
Муниципальное образовательное учреждение октябрьская средняя общеобразовательная школа
Встреча в литературной гостиной, посвященная И. А. Крылову Вступительное слово. Жизнь и творчество И. А. Крылова iconВстреча Нового 2777 года на Луне
Фантастика – это слово, произошедшее от греческого «phantastike», т е искусство воображать. Вот я и попробую вообразить себя и свою...
Встреча в литературной гостиной, посвященная И. А. Крылову Вступительное слово. Жизнь и творчество И. А. Крылова iconДата образования Литературной гостиной 1993 год
Это добровольной объединение творческих сил города, основанное на общем интересе к литературно-художественному наследию нашей Родины,...
Встреча в литературной гостиной, посвященная И. А. Крылову Вступительное слово. Жизнь и творчество И. А. Крылова iconСценарий литературной гостиной «Джордж Гордон Байрон» (для учащихся 9 11 кл.)
Образовательный аспект: формирование у обучающихся представления об англоязычной поэзии; освоения навыков выразительного чтения,...
Встреча в литературной гостиной, посвященная И. А. Крылову Вступительное слово. Жизнь и творчество И. А. Крылова iconКонспект урока по литературному чтению Творчество И. А. Крылова. Басня «Ворона и Лисица»
Формирование умение выражать свое отношение к прочитанному; выделять мораль в басне
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница