Календарно-тематическое планирование № Кол-во ч Тема дата




Скачать 137,23 Kb.
НазваниеКалендарно-тематическое планирование № Кол-во ч Тема дата
Дата публикации07.04.2013
Размер137,23 Kb.
ТипКалендарно-тематическое планирование
pochit.ru > Литература > Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование



Кол-во ч

Тема


дата

1

1

Славянские племена на территории нашей страны. Язычество древних славян. Его влияние не древнерусскую культуру. Народные праздники, обряды, календарь, культура. Появление первых христиан на территории нашей страны. Аскольд и Дир - первые князья христиане.





2

1

Христиане в славянских государствах. Деятельность свв. Кирилла и Мефодия. Принятие христианства св. Ольгой. Распространение христианства в дружине Святослава.





3

1

Деятельность св. Владимира. Крещение Руси. Роль Христианства в развитии культуры XI века.



4


1

Расцвет русской культуры и образования в XI веке. Главные ее формы.




5

1

Распространение Православия в XI веке. Первые святые русской земли благоверные князья Борис и Глеб. Их канонизация.




6

1

Роль прп. Антония и Феодосия в основании Киево-Печерского монастыря. Монастырь как центр культуры и летописания на Руси. Киево-Печерский патерик. Монастырское строительство на Руси и развитие просвещения. Монгольское нашествие и роль Церкви в поддержании русского народа. Героические подвиги русских христиан. Св. кн. Александр Невский и его деятельность по спасению русских земель. Святой Михаил Черниговский и боярин Федор.




7

1

Христианство в период феодальной раздробленности. Феодальная раздробленность и Русская Православная Церковь. Усилия по объединению Руси. Святые этого периода. Зарождение Московского княжества. Иван Калига. Деятельность Митрополитов Петра и Алексея по упрочению Московского государства.




8

1

Борьба против монгольского ига: преподобный Сергий Радонежский и святой князь Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее значение в деле освобождения русского народа. Роль прп. Сергия Радонежского в становлении великого русского государства и развития его культуры.




9

1

Роль Православия в жизни русского общества в XIV-XVI веках. Роль Церкви в формировании государственной идеологии. Совместная деятельность Ивана III и св. митрополита Ионы.




10

1

Значение Церкви в деле строительства русской семьи. История "Домостроя".




11

1

Преподобныеосвоители новых земель. Основание Белозерской обители. Основание Соловецкого монастыря. Основание других монастырей.




12

1

Святые преподобные Андрей Рублев, Феофан Грек, Епифаний Премудрый и их роль в развитии русской культуры.




13

1

Мученики православной Церкви и период гонений Иоанна Грозного. Книгопечатание. Введение патриаршества на Руси.




14

1

Православие в XVII веке. Смутное время и роль Православной Церкви в преодолении смуты. Деятельность св. патриарха Гермогена. Сергиево-Троицкая Лавра как идеологический, духовный и военный центр отражения иностранной интервенции и преодоления внутренних нестроений.




15


1

Роль патриарха Филарета строительства русского государства.




16


1

Раскол в Русской Православной Церкви.




17

1

Государственно-религиозные отношения в России в XVIII веке. Двойственный характер реформа Петра I. Петр I и Русская Православная Церковь.




18

1

Политика государства по отношению к Церкви в XVIII веке. Отношение Екатерины II к Церкви.




19

1

Святые Русской Православной Церкви в XVIII веке: Митрофан Воронежский, Дмитрий Ростовский и другие. Просветительская деятельность Церкви: Феофан Прокопович, митрополит Платон.




20

1

XIX век и Православие в России. Отношение государства и церкви в XIX веке. Личная вера русских императоров.




21

1

Святые земли русской XIX в.: Серафим Саровский, митрополит Филарет, митрополит Иннокентий и др. Оптина Пустынь.





22


1

Отношения народа к Церкви. Отношения Церкви и культуры.




23

1

Отношение интеллигенции к церкви. Развитие атеизма. В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский и др.




24

1

Православная интеллигенция XIX века: Н.В.Гоголъ, А.С.Хомяков, Ф.М.Достоевский, К.Д.Ушинский, В.С.Соловьев и др.




25

1

Русская православная Церковь на рубеже XIX - начала XX вв.: общая характеристика. Революция 1905-07 гг. и Православная Церковь.





26

1

Обоснование идеологии необходимости возвращения к Православию в трудах крупнейших русских мыслителей XX в.: Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, П.Б.Струве, С.Л. Франка, В.И. Вернадского и др. Молодежное православное движение.




27

1

Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1917 году.





28

1

Русская Православная Церковь при Советской власти. Октябрьская революция и Православная Церковь. Патриарх Тихон. Православная Церковь в гражданскую войну.





29

1

Гонения на Церковь после гражданской войны.





30

1

Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. Патриарх Алексий. Частичное восстановление Православной Церкви в период войны и в послевоенное время.





31

1

Новый этап борьбы против Православной Церкви после смерти И.В.Сталина. Закрытие 15 тысяч храмов.





32


1

Развитие Церкви в 70-80 годы.




33

1

Поместный, Собор Русской Православной Церкви 1988 года и празднование 1000-летия Крещения Руси. Русская Православная Церковь в наши дни.





34

1

Главные направления деятельности русской Православной Церкви в наши дни: миссионерская, социальная, образовательная. Роль Православия в жизни нашего государства, общества, культуры, человека.










^ Пояснительная записка

Авторы программы факультативного курса по основам православной культуры: Гребеньков В.А., преподаватель Меньшиков В.М., доктор педагогических наук, заведующий кафедрой культурологии.

Курс расчитан на 34 часа.
Наше время - время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, - буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия, а важнейшее достижение последних веков - техносфера, - в технобесие, ибо ее совершенствование, превращение в самоцель, требуя неимоверных усилий от человечества, зачастую лишено смысла. И самое страшное в происходящем сегодня - не гонка вооружений, сделавшая реальностью самоуничтожение человечества, не надвигающаяся экологическая катастрофа (заметим, что экологические бедствия были причиной исчезновения не только многих племен и групп людей, но и целых цивилизаций), но разложение и извращение самого человека: его воли, мышления, веры, совести... Это резко бросается в сегодняшней России, переживающей самый страшный духовный кризис в своей истории.

В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы. Поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования, а в развитых странах за последние 10-15 лет оно стало приоритетным направлением государственной политики! Важно указать на то, что образование стало за последние годы предметом широкого философского анализа, что само по себе есть свидетельство глубокого кризиса и поиска кардинальных путей его преодоления.

^ Стратегические направления поиска путей преодоления кризиса

современного образования.

Если представить в целом наиболее заметные явления в послевоенном образовании, то можно констатировать следующее. Очевиден количественный рост:

увеличение числа самого разного рода учебных заведений и учащихся;

расширение границ обучения (сегодня реальностью становится непрерывное образование);

демократизация образования, сделавшая возможным получение образования на любой ее ступени и любому человеку, если у него есть к тому способности.

В то же время фактически не произошло глобальных изменений в качестве образования: эксперименты, даже самые обеспеченные (от философских проработок до материального оснащения), так и остались локальными экспериментами;

повсеместное усложнение содержания образования привело к перегрузкам учащихся, да и учителей, к разрушению прежде существовавшего, достаточно совершенного с педагогической точки зрения содержания (у нас это можно проследить с особой ясностью на примере наших учебников естественно-математического цикла); введение новых предметов, вроде сексологии, большей частью не оправдало себя. Что же касается воспитания, то его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи.
При том, хотя многие страны мира в качестве приоритетных политических задач и поставили задачу глобального изменения образования, реальные изменения в нем носят характер широкого микросовершенствования существующих систем образования с их максимальной ориентированностью на опережающее развитие общества. Можно выделить еще две глобальные тенденции современного образования. С одной стороны, идет абстрактная универсализация, что во многом обусловлено приоритетом науки, определяющей его не только естественно-математический, но и гуманитарный компоненты содержания образования, (что ведет к сближению национальных систем образования и по содержанию, и по функциям, и по строению, и по организации), но с другой - движение в сторону сохранения и развития национальных основ реально существующих систем образования. Заметный крен в сторону общечеловеческой универсализации не может оправдать себя, (а пути к универсализации в истории человечества шли не только по линии движения к формально всеобщему (римская культура тому яркий пример), но и по линии развития национально-особенного, которое приобретает значение общечеловеческого; (общечеловеческая универсальная древнегреческая культура - это культура древнегреческого народа), поскольку движение к универсальной монокультуре таит в себе опасность не только вырождения национальных культур, но и деградации универсальной общечеловеческой монокультуры. Вспомним, что только многообразие видов в природе дает возможность существования биосферы. Возможно, что и сегодня духовно-нравственный кризис общества, обусловлен именно неукоренненостью человека в социуме, отрывом от национальных основ, потерей прежде всего национальных скреп, удерживающих человека в сфере традиционной морали.

Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур.

^ Проблема национального образования в современной России.

Сказанное о мировом образовании целиком относится и к России, может быть, даже в большей мере, чем к другим странам, поскольку усиленнаявестернизация российского образования, приводящая к его разрушению, вызывает естественное отторжение зарубежного опыта. Отсюда попытки (чаще практические, нежели философско-методологические) создания различных моделей национальной школы. В принципе, эта тенденция вполне оправдана. Во-первых, русская культура, подобно другим великим культурам человечества, несет в себе универсальное содержание, и поэтому движение русской школы к русской культуре в сопряжении с освоением лучших достижений мировой культуры, может существенно обогатить научно-педагогический потенциал нашей школы. Во-вторых, в ситуации глобального кризиса российского общества, национальное начало может и должно стать тем фундаментом, опираясь на который можно будет преодолеть и государственный кризис, и школьный кризис.

Говоря о поисках модели национальной школы, следует указать, что эти поиски идут во всех компонентах: формах, методах, организации, методиках и т.д., но прежде всего они идут в отработке подлинно национального содержания образования. При этом авторы как теоретических, так и практических разработок, в качестве его важнейшего компонента указывают на Православие, ставшее историческим фундаментом русской школы и всегда занимавшем важное место во всем строе русской школы.

Уясняя сущность православной культуры и феноменологию этого явления, следует учитывать прежде всего то, что именно Православие является историеобразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. Любое начинание, предпринятое без учета этого обстоятельства, обречено на неудачу.

История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет. Все семь вселенских соборов проходили именно на греческом, византийском Востоке, латинские же иерархи Запада лишь соглашались с тем, что им предлагалось. Именно Отцы Православной Церкви произвели синтез античной философии и библейского Откровения. Практически все Отцы Церкви были блестящими знатоками языческой философии, а византийская христианская культура включала в качестве составляющей и античное наследие. Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.

В свое время о. Павел Флоренский назвал православное богослужение "синтезом искусств" - с еще большим основанием это словосочетание характеризует православную культуру в целом. В отличие от протестантов, православные производят свою веру не только "от слышания", истины христианства они воспринимают буквально всеми органами чувств, вплоть до обоняния, а это в свою очередь предполагает вовлечение в культурную деятельность и всех видов искусств - от монументального до прикладного. За многие века своего существования Православие накопило колоссальный эстетический потенциал - лишать современного человека возможности осваивать его, значит несказанно его обеднять. Православная культура - это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, это удивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это, наконец, прикладное искусство - богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения, - традиции которого живы до сих пор.
Самым актуальным обстоятельством, характеризующим православную культуру, является то, что вся она, даже в мельчайших своих компонентах, была и остается духовно, нравственно, эстетически значимой, и одно это определяет необходимость ее изучения в наш прагматический век. Познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия и со значением Православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека и призван курс православной культуры.

Курс православной культуры вбирает в себя сведения о Боге, Церкви и ее развитии, религиозной жизни и проявлении православной духовности в важнейших сферах жизнедеятельности: труде, нравственности, познании, искусстве, в межличностных отношениях, в отношениях к себе и миру. При этом крайне важно сохранить органическое единство знаний о Православии, не ограничиваться только отдельными его сторонами, будь то сведения о музыке или иконописи, литературе или архитектуре, ибо в противном случае, в тени останется сам смысл и содержание этих художественных творений, т.е. здесь вполне уместны слова К.Д. Ушинского: "Как часто мы встречали безумные усилия завалить эти живительные родники, встречали рядом с удивлением к тем произведениям, которые из них произошли".

^ Основные задачи курса.

1. Дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях.

2. Познакомить учащихся с развитием главных мировых религий и христианских церквей. Раскрыть несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.

3. Изучить историю Русской Православной Церкви и ее культурную и государственнообразующую роль в жизни России. Способствовать формированию интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, святыням.

4. Дать знания о Православной Церкви и Православном Храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы. Донести до детей их смысловое и системообразующее значение. Способствовать активному освоению детьми православного искусства.

5. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии, и для себя лично, смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня в опустошенных душах потерявших веру людей. Для этого дать детям твердые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты.

6. Ввести детей в круг основных православных праздников. Показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.
Ведение этого курса предполагает множество форм, методов и средств, что обусловлено как многообразием самого курса, так и возрастными особенностями учащихся, изучающих этот курс.

Среди форм обучения, наряду с классноурочными занятиями, должны быть и внеклассные занятия - посещение храмов, экскурсии в знаменитые монастыри, посещение святынь, помощь нуждающимся людям, забота о младших и т. д.

Столь же важно не ограничить методы только словесным изложением материала, но продуктивно использовать активные методы обучения, включить детей в процесс изучения православной культуры, используя самые разные виды детского творчества: рисунки, пение, сочинения и т. п.

Многообразными должны быть и средства обучения. Кроме книг Священного Писания, в разрабатываемом курсе предполагается использовать исследования по истории Православия, образцы житийной литературы.

При этом особое внимание надо обратить на житийную литературу, любимое чтение в Древней Руси, в жизнеописаниях святых показаны примеры моральных исканий человека и проявления его гражданской сути: защита Отечества - Дмитрий Донской и Александр Невский, просвещение - Феодосии Печерский, Сергий Радонежский, верность Родине - патриарх Гермоген, семейные добродетели - Петр и Ефросинья Муромские, родители Сергия Радонежского и др. Непреходящее значение имеют жития и с точки зрения формирования нравственных устоев подрастающего человека.

Большое значение имеет изучение православного, как церковного, так и светского искусства: архитектура, иконопись, изобразительное искусство, художественная литература, предания, сказки, образцы музыкального и поэтического творчества.

Похожие:

Календарно-тематическое планирование № Кол-во ч Тема дата iconКалендарно тематическое планирование № п/п Кол-во часов Тема

Календарно-тематическое планирование № Кол-во ч Тема дата iconКалендарно-тематическое планирование № п\п Содержание учебного материала Кол-во часов

Календарно-тематическое планирование № Кол-во ч Тема дата iconКалендарно-тематическое планирование для 8 класс
Календарно-тематическое планирование для 8 класса по русскому языку и литературе на 2012-2013 учебный год
Календарно-тематическое планирование № Кол-во ч Тема дата iconКалендарно-тематическое планирование для 6 класс
Календарно-тематическое планирование для 6 класса по русскому языку и литературе на 2012-2013 учебный год
Календарно-тематическое планирование № Кол-во ч Тема дата iconКалендарно-тематическое планирование по химии для 8 класс
Программа курса построена по концентрической концепции. Календарно тематическое планирование, составленное О. С. Габриеляном, соответствует...
Календарно-тематическое планирование № Кол-во ч Тема дата iconКалендарно-тематическое планирование по информатике и икт в 5 А, Б,В, Д, е класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и икт в 5 А, Б,В, Д, е классах на 2010-2011 учебный год по учебнику «Информатика...
Календарно-тематическое планирование № Кол-во ч Тема дата iconКалендарно-тематическое планирование учебного материала по литературе...
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы по литературе Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева для...
Календарно-тематическое планирование № Кол-во ч Тема дата iconКалендарно-тематическое планирование по литературе. 11 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе. 11 класс. Учебник С. А. Зинина, В. А. Чалмаева
Календарно-тематическое планирование № Кол-во ч Тема дата iconКалендарно-тематическое планирование «Информатика и икт» 2 класс
Календарно–тематическое планирование «Информатика и икт» 2 класс, 34 часа (1 час\нед.) Фгос
Календарно-тематическое планирование № Кол-во ч Тема дата iconКалендарно-тематическое планирование «Информатика и икт» 4 класс
Календарно–тематическое планирование «Информатика и икт» 4 класс, 34 часа (1 час\нед.)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница