Xvii век как "эпоха противоречия": парадоксы литературной целостности




Скачать 335,51 Kb.
НазваниеXvii век как "эпоха противоречия": парадоксы литературной целостности
страница1/4
Дата публикации31.05.2013
Размер335,51 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4
Н. Пахсарьян.

XVII век как "эпоха противоречия": парадоксы литературной целостности.

Текст воспроизводится по изданию: Пахсарьян Н. Т. XVII век как "эпоха противоречия": парадоксы литературной целостности //Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: Учебное пособие /Под ред. Л. Г. Андреева. — М.: Высшая Школа, 2001. — С. 40-69.

Расположенный между двумя литературными периодами, носящими определения, выражающие их несомненную культурную доминанту, - эпоха Возрождения, эпоха Просвещения - "XVII век" как историко-литературный период уже ввиду отсутствия подобного обобщающего названия заостряет вопрос о целостности и самостоятельности развивающегося в его хронологических рамках типа словесной культуры. Эта проблема достаточно давно будоражила умы специалистов - историков и философов, литературоведов и искусствоведов [1]. Примечательно в то же время, что одним из удивительных следствий эволюции во времени историко-литературного образа XVII столетия является, как кажется, то, что чем более широким становится круг писателей, чье творчество оценивается сегодня выше, чем ранее, в XIX в., чем меньше становится забытых имен, мало изученных литературных явлений, жанров, иными словами, чем большими подробностями обрастает этот "образ литературной эпохи", тем он менее отчетлив и в своих контурах, границах, и в своем внутреннем общем содержании, тем хуже поддается попыткам выразить в едином слове его эстетическое своеобразие.

В самом деле, достаточно вспомнить, как в филологических умах не только начала, но еще и середины XX в. западноевропейская литература XVII столетия представала "эпохой классицизма", ведущую роль в которой играла Франция и ее великие драматурги-классики. Признание эстетического своеобразия и значения неклассицистической, барочной литературы было, по верному суждению А. В. Михайлова, "позитивным фактом": речь шла "не о "слове", а о том, что значительное смысловое ядро литературной истории XVII в. получило наименование..." [2]. Однако последующая смена исследовательского интереса с классицизма на барокко, хотя и приблизила к современному читателю многие писательские имена и произведения (Гонгора, Донн, Спонд - все это, как известно, "открытия" читателей и критиков нынешнего столетия), но, осуществив своеобразную экспансию, установив научную "моду" на барокко, довольно быстро превратила "эпоху классицизма" в столетие практически безраздельного господства барочного типа культуры.

И в том и в другом случае исследователи исходили из желания придать литературному, культурному процессу XVII в. некую самостоятельность и целостность, не трактовать его ни как "перезревший Ренессанс", ни как "несформировавшееся Просвещение" [3], но похвальное это стремление, оставаясь в рамках "унитарной исследовательской методологии" [4], лишь давало иное название явлению, предстающему неизменно гомогенным, и сложная, противоречиво многообразная жизнь литературы XVII столетия, очевидно, расходилась с историко-литературными построениями.

Когда в 1969 г. Ю. Б. Виппер ставил перед отечественным литературоведением задачу выявить своеобразие XVII в. как самостоятельной литературной эпохи, он одновременно констатировал: "История литературы еще далека от положительного решения этой задачи" [5].

Пути решения данной проблемы, казалось, были вполне определены уже в работах исследователей, вошедших в этапный для нашего литературоведения сборник "XVII век в мировом литературном развитии" (1969): XVII столетие необходимо рассматривать как период, воплотивший процесс кризиса европейской культуры Возрождения, исполненный пафоса преодоления этого кризиса, что - эстетически по-разному - воплотилось в поэтике двух основных литературных направлений эпохи - барокко и классицизме.

В отечественном литературоведении легче, чем на Западе, была принята мысль о том, что единство историко-литературного периода не означает доминирования единого художественного стиля [6]: быть может, и потому, что категория литературного направления в нашей науке разработана гораздо глубже. Однако трудность состояла в том, что, по мере развития литературоведения, эволюции научных концепций, своеобразие поэтики названных литературных направлений становилось все более трудно определимым однозначно: вслед за исследованиями западных ученых в работах отечественных исследователей возникла тенденция сужать сферу действия классицизма, рассматривать его как некий французский вариант барокко [7], с другой стороны, развитие концепции литературного маньеризма неожиданным образом сузило и отодвинуло во времени пространство эстетического действия барокко [8] - в том числе и по причине того, что в маньеризме, барокко, классицизме стали усматривать либо некие взаимозаменяемые, лишь иначе названные, но по сути тождественные феномены [9], либо хронологическую последовательность, смену "эпох" [10].

При этом одновременно происходил и процесс "сжимания" Ренессанса, который уже в XVI в., по мнению большинства исследователей, переживает свой кризис, уступая место "эпохе маньеризма", "апофеозу дисгармонии и беспорядка" [11], и трансформация концепции барокко, которое стало оцениваться как некий послекризисный феномен, "защитная реакция на известного рода субъективизм и волюнтаризм позднего Возрождения" [12]. Таким образом, трактовка барокко, в 1860-е годы названного Я. Буркхардтом "дикарским диалектом" художественного языка Ренессанса, на исходе XX столетия меняется на свою противоположность. Теперь оно понимается как искусство, скорее обуздывающее "дикарский диалект" позднего Возрождения, чем его воплощающее.

Возможно, в подобном представлении смешались общая концепция Ренессанса, построенная прежде всего с учетом художественного опыта Италии, но в явно недостаточной степени включающая в себя специфику других "национальных Ренессансов" - и "стойкое предубеждение к маньеризму" (Л. И. Тананаева [13]), особенно прочное в нашей науке [14]. Как следствие, эстетическая реабилитация барокко стала связываться в большинстве случаев с подчеркиванием в нем качеств объективности, гармоничности, синтетичности - всего того, что так часто служит не определением специфики искусства, а комплиментами, универсально прилагаемыми к художественным феноменам разных эпох, направлений и стилей.

К сказанному следует добавить и то, что данная проблематика в целом не слишком вдохновляла и тем более не вдохновляет теперь [15] тех, кто читает курс истории литературы XVII в. По верному наблюдению С. С. Аверинцева, в "профессиональном обыденном сознании" литературоведов стало аксиомой считать, что "гении всегда ломали каноны" [16], и это касается не только жанров (что имел в виду ученый), но и направлений. Спор об "измах" в литературе может восприниматься и часто воспринимается как своего рода новейшая научная схоластика. Многие из современных историков литературы охотно повторили бы вслед за П. Валери: "Невозможно мыслить - всерьез - с помощью терминов: "классицизм", "романтизм", "гуманизм", "реализм"... Бутылочными этикетками нельзя ни опьяняться, ни утолять жажду" [17]. Но ведь, строго говоря, этикетки ("измы) и не предназначены для утоления жажды (то есть в данном случае для получения эстетического удовольствия). Их роль другая: они призваны "именовать содержимое", то есть терминологически определять, систематизировать литературную продукцию того или иного этапа, выявлять различие и общность его художественных исканий, помогать их классификации.

Отрадно, что одной из устойчивых тенденций сегодняшнего литературоведения является стремление отказаться от схематизма, но законная борьба со схемами порой выливается в неприятие любых классификационных усилий науки, скорее принимающей расплывчатую описательность, красивости научного эссеизма, сугубо субъективное, "свое" прочтение, чем строгость и точность классификаций. Стоит прислушаться к словам Л. Гудкова: "Теоретическая работа - не вымучивание схоластических универсалий или методических рецептов, а рационалистическое выражение рефлексии над принятой техникой объяснения, основаниями генерализации (= схематизации, которая неизбежна в языке описания), прояснение роли заимствуемых из других наук понятий и концептуальных блоков, определение границ их значимости и т.д." [18]. В учебных историях литератур мы не столь отчетливо, как в научных статьях и монографиях, увидим терминологические разночтения, хранящие следы современных научных споров о стилях и направлениях Ренессанса и XVII в. Это, разумеется, продиктовано в какой-то мере особенностями жанра традиционного вузовского учебника, однако не снимает, а усиливает необходимость вводить в университетский курс истории литературы новый, в том числе и неустоявшийся, спорный материал по данным проблемам.

Между тем в относительно недавней дискуссии о принципах построения истории литературы, проведенной журналом "Вопросы литературы" [19], среди разнообразных суждений и предложений менее всего, думается, нашлось место для осознания того, что эти принципы могут и должны изменяться не только в зависимости от задач лекционного курса или учебного пособия, от интересов аудитории или личности преподавателя, от методологических предпочтений и т. д., но и от специфики самого предмета исторического описания: вряд ли мы сможем отыскать некие "вечные", универсальные принципы систематизации столь многообразного и меняющегося объекта, как литература [20]. Например, строить историю литературы как историю жанров (на этом "классическом универсальном принципе историко-литературных курсов" [21] настаивает участник дискуссии И. О. Шайтанов) целесообразно, видимо, прежде всего по отношению к тому хронологическому периоду, когда именно жанр выступает доминирующим конститутивным признаком системы литературы (чего, думается, явно нет, например, в литературе XX столетия). Начало Нового времени в этом смысле - не самый благодатный материал, ибо тогда на смену единоличному господству жанровых разграничений приходит взаимодействие и противостояние литературных направлений.

Эта точка зрения и достаточно общепринята, и в то же время уязвима: ее легко можно подвергнуть критике, исходя из того, что и "барокко", и "классицизм" - понятия, задним числом отнесенные к литературе XVII века [22]. Однако вряд ли можно отрицать, что в этот период уровень рефлексии писателей над художественным замыслом и средствами его воплощения заметно повысился, что активное развитие литературной критики, возникновение разнообразных кружков, салонов, литературных обществ способствует постоянному обсуждению не только отдельных художественных произведений, но и общих проблем творчества, побуждая писателей к выбору своей эстетической позиции, формируя в конечном счете те литературные общности писателей, связанные близостью исходных художественных установок и результатов, которые мы сегодня именуем направлениями.

Многие отечественные исследователи от Д. С. Лихачева ("Классицизм пришел не на смену Барокко, а существовал рядом с ним. И в этом одна из особенностей нового этапа развития стилей, опиравшихся на новую же прогрессивную способность интеллектуально развитого человека воспринимать мир в разных стилистических системах, как и в разных исторических пластах его видения" [23]) до А. В. Михайлова ("Можно констатировать лишь то одно, что барокко и классицизм, эти соседствующие культурные пласты (если только не один пласт со своим особым внутренним устройством), внутренне структурированы по-разному" [24]) и М.Л.Андреева ("...два эти стиля, два эти способа художественного мышления, существующие как бы в разных измерениях, все же каким-то образом соприкасаются и, видимо, друг другу необходимы". И далее: "Взаимосвязь двух стилей существует не только в теоретическом пределе - классицизм и барокко могут в действительности входить в единый художественный мир, где они непрерывно взаимодействуют и порождают друг друга (Мильтон)" [25]), как и некоторые зарубежные ученые - В. Тапье, Ж. Базен, М. Реймон [26] - ощущают необходимость видеть в литературе Европы XVII в. противоречивое единство барочных и классицистических тенденций.

Но все же специфика целостности этого единства так и не определена до сих пор и вызывает все новые сомнения в ее существовании: "Законно ли в самом деле соединить под общим определением эпоху Генриха IV и Людовика XIII?... Стоило бы говорить об эпохе перехода от христианского гуманизма к Просвещению, соглашаясь с Джеффри Аткинсоном", - пишет в недавней монографии Ф. Вольфцеттель" [27]. Впрочем, он подчеркивает различие между энциклопедическим духом эпохи Просвещения и атмосферой "классического века", однако определяет эту атмосферу как "гуманистический рационализм". Ему вторит А. Э. Спика, объединившая эмблематику конца XVI-XVII веков под единым термином "гуманистической символики": "Гуманистический менталитет пронизывает все XVII столетие" [28], - считает исследовательница. А по мнению Э. Бюри, наследницей "гуманитарных штудий" европейская литература выступает не только в XVII, но еще и в XVIII в.; самый кризис гуманизма отнесен ученым к рубежу между XVII и XVIII столетиями [29]. Впору говорить о том, что на смену популярному некогда процессу медиевизации Возрождения в западном литературоведении пришел период "гуманизации" XVII в., где "гуманизация", разумеется, - не процесс усиления гуманных начал, а отыскивание общности, а то и тождества с ренессансным гуманизмом во всей полноте этого термина [30].

Хотя не стоит отторгать от данного процесса и отечественную науку: вспомним, что в методологически безусловно показательной статье известнейших ученых ИМЛИ "Категории поэтики в смене литературных эпох" в одном разделе рассматриваются Возрождение, классицизм и барокко и, более того, поясняется: "Исторические и логические границы, отделяющие Ренессанс от классицизма, прочерчены вполне отчетливо, что тем не менее не отменяет возвышающейся над этими границами целостности. Литература XVI-XVIII веков принадлежит эпохе словесного традиционализма..." [31].

Рассмотрение литературных феноменов в широкой временной перспективе, "наращивание" над довольно дробными историко-литературными периодами системы больших этапов культурной трансформации, выделение трех основных типов художественного сознания (архаического, традиционалистского, индивидуально-творческого) в определенном смысле открывает новые аналитическое возможности для историков литературы, культурологов, искусствоведов. И разумеется, нет ничего необычного или в корне неверного в том, чтобы, поддавшись обаянию броделевской концепции "longues durees" [32] как объекта исторического исследования, анализировать большие хронологические этапы литературного развития. Следует лишь отдавать себе отчет в том, что наряду с приобретением перспективы в видении литературной эволюции столь большой исследовательский размах не дает возможности углубиться в мелочи, уловить нюансы, оттенки. Здесь, кажется, уместно вспомнить совет Б. Кроче: "Есть смысл не спеша приглядеться к деталям" [33].

К тому же в данном случае речь идет совсем не о мелочах и деталях, а о вопросе чрезвычайно важном и общем: были ли мировоззренческая научная революция и те социально-политические, общественно-экономические, цивилизационные преобразования, которые входят в понятие Нового времени, "революцией человеческого удела" [34], включающей в себя коренные культурные, художественные преобразования, или они не затронули автономно существующую область искусства и литературы XVII в., позволяя ей плавно эволюционировать в прежнем гуманистическом ключе.

Суть даже не в том, что при второй трактовке возникает противоречие между выводами исследователей исторических, научных, социо-культурных феноменов на переходе от позднего средневековья к Новому времени [35] и трудами литературоведов. При всей относительности вычленения любого этапа литературы как "целостности" это понятие, как известно, предполагает не только внутреннее единство объекта, но и наличие в нем специфической сущности, то есть в данном случае особого художественного мировидения, только этому этапу принадлежащей этико-эстетической концепции человека, внутренней системной детерминированности его эволюции в соотнесенности с эволюцией данного типа культуры в целом и с осознанием ее границ, ни до которых, ни за которыми она уже не существует как качественно неповторимая специфическая целостность.
  1   2   3   4

Похожие:

Xvii век как \"эпоха противоречия\": парадоксы литературной целостности iconН. Т. Пахсарьян XVII век как «эпоха противоречия»: парадоксы литературной целостности
«образ литературной эпохи», тем он менее отчетлив и в своих контурах, границах, и в своем внутреннем общем содержании, тем хуже поддается...
Xvii век как \"эпоха противоречия\": парадоксы литературной целостности iconЕвропейское средневековье (V xvii века)
В 476 г пала Римская (Западная) империя. И началась эпоха Средневековья (до XVII в.)
Xvii век как \"эпоха противоречия\": парадоксы литературной целостности iconПознание природы в эпоху Возрождения
Возрождения, которая охватывает XIV – начало XVII в. Возрождение эпоха становления капиталистических отношений, первоначального накопления...
Xvii век как \"эпоха противоречия\": парадоксы литературной целостности iconXvii век: эпоха Просвещения, Гойя и Гете
«Знатное происхождение, состояние, положение в свете, видные должности от всего этого не мудрено возгордиться! А много ли Вы приложили...
Xvii век как \"эпоха противоречия\": парадоксы литературной целостности iconИсторический Очерк Эпоха Возрождения
Европу на протяжении xvi—xvii вв., из-за чего этот период также получил название эпохи Реформации. Условно концом этой эпохи и началом...
Xvii век как \"эпоха противоречия\": парадоксы литературной целостности iconЗакон развития и всеобщей связи явлений в географии проявляется как...
Формирование научного мировоззрения на уроках естественно-географических дисциплин
Xvii век как \"эпоха противоречия\": парадоксы литературной целостности iconТалант Н. С. Лескова в изображении русского национального характера
В произведениях он отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Замечая парадоксы русской действительности,...
Xvii век как \"эпоха противоречия\": парадоксы литературной целостности iconАндрей платонов и его эпоха
Познакомить ребят с драматической судьбой писателя-земляка, показать трагизм идейно-нравственного противоречия у этого писателя
Xvii век как \"эпоха противоречия\": парадоксы литературной целостности icon1. Феномен литературы XVII века. Своеобразие культурного диалога...
Атура классицизма ориентировалась на античность. Не было четких границ разделения с древнерусской литературой. Основная черта русской...
Xvii век как \"эпоха противоречия\": парадоксы литературной целостности iconПояснительная записка Учебники: «История Россия с древнейших времен...
Учебники: «История Россия с древнейших времен до конца XVII века» автор Н. С. Бори сов и «История России ХVIII х1Х век»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница