Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 История русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков




НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 История русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков
страница1/8
Дата публикации31.05.2013
Размер0,95 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
pochit.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ДС.2 История русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков

(ДС.04.13-026)
Для специальности Библиотечно-информационное дело

ОП-00.12

Составитель:

ассистент Хорошавина Т.В.


Уссурийск, 2008

^ СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА


  1. Аннотация ……………………………………………………………………………..…




  1. Выписка из ГОС ВПО (для дисциплин Федерального компонента) ………………..




  1. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД) …………………………….…..…




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………………………….


а). Методические материалы к дисциплине (методические

рекомендации для преподавателя, методические указания

для студентов, практикум по дисциплине и т.п.) …………………………………..…

б). Карта обеспеченности литературой по дисциплине ……………………………..…..

в) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д. …………………………………..…..



1. АННОТАЦИЯ
Содержание дисциплины.

Данная дисциплина входит в цикл дисциплин специализации. Цель изучаемой дисциплины заключается в формировании у студентов представления о многообразии литературных явлений, направлений, стилевых течений в контексте русской культуры рубежа XIX-XX веков; расширении и углублении знаний об особенностях русской философии и русского искусства серебряного века.

Дисциплина рассчитана на 14 часов освоения, включает проведение лекционных занятий. Основное содержание лекционного материала – обзор и анализ основных особенностей русского модернизма (в литературе и искусстве), взаимодействие классического и неклассического типов культур в пределах одного исторического этапа. В разделе «Формы контроля» представлены разные виды контроля за усвоением знаний.

Компетенции. В результате изучения дисциплины студент должен знать основные тенденции развития русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков, понимать значение данного периода для русского и мирового культурно-исторического процесса.

Связь с другими дисциплинами. Литературоведение, История русской литературы.

Специальность. Библиотечно-информационное дело

^ 2. ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО

(Для дисциплин Федерального компонента)
Данная дисциплина не является дисциплиной Федерального компонента ГОС ВПО.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
^

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы



^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДС.2 ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ

РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ

(ДС.04.13-026)
Для специальности Библиотечно-информационное дело
ОП-00.12


Составитель:

ассистент Хорошавина Т.В.

Уссурийск, 2008

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка .......................................................................................................

2. Тематический план дисциплины .......................................................................................

а) для очной формы обучения ..........................................................................................

б) для заочной формы обучения ......................................................................................

3. Содержание учебного материала .....................................................................................

4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов ......................................

5. Формы контроля (очное и заочное обучение) .................................................................

а) рубежный (текущий) контроль ....................................................................................

б) итоговый контроль .......................................................................................................

6. Список литературы ............................................................................................................

^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков представляет собой один из важнейших этапов на пути развития русской и мировой культуры. Социальные, политические, экономические потрясения конца XIX-начала XX века коснулись всех сфер общественной жизни страны. Расцвет культуры и искусства характерен для этого сложного исторического периода: смена типов культуры, зарождение модернистских течений и направлений в искусстве, многообразие эстетических концепций, постоянный диалог с классической традицией, всплеск религиозно-философской активности – всё это является важнейшими характеристиками культурно процесса данного отрезка истории.

Цель изучаемой дисциплины заключается в формировании у студентов представления о многообразии литературных явлений, направлений, стилевых течений в контексте русской культуры рубежа XIX-XX веков; расширении и углублении знаний об особенностях русской философии и русского искусства серебряного века.

Задачи изучения дисциплины определяются следующим образом:

- изучить историко-культурный процесс рубежа XIX-XX веков;

- развивать умение применять культурологический подход при анализе исторически и культурно значимых явлений.

Дисциплина рассчитана на 14 часов освоения, включает проведение лекционных занятий. Основное содержание лекционного материала – обзор и анализ основных особенностей русского модернизма (в литературе и искусстве), взаимодействие классического и неклассического типов культур в пределах одного исторического этапа.

Темы, предназначенные для самостоятельного изучения, содержат вопросы, связанные с освещением истории развития различного рода социально-культурных институтов, а также вопросы, предполагающие углублённое изучение отдельных историко-литературных фактов.


^ 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
а) для заочной формы обучения





^ Наименование модулей, разделов, тем

( с указанием семестра)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

^ Всего часов

Всего

Лекции

Практические занятия




5 курс,

14

14

0

86

100

1

Своеобразие культурно-исторического периода рубежа XIX-XX веков. Понятие «русский культурный ренессанс»

2

2

-

4

6

2

Книгоиздательство и журналистика на рубеже XIX-XX веков

-

-

-

6

6

3

Развитие науки и образования

-

-

-

6

6

4

Государственная политика в области культуры и искусства. Меценатство

-

-

-

6

6

5

Серебряный век русской философии

2

2

-

6

8

6

Классические традиции в литературе рубежа XIX-XX веков

-

-

-

8

8

7

Творчество И.А. Бунина

-

-

-

6

6

8

Литература русского модернизма

6

6

-

8

14

9

Творчество В.Я. Брюсова

-

-

-

6

6

10

Творчество А.А. Блока

-

-

-

6

6

11

Творчество А.А. Ахматовой

-

-

-

6

6

12

Творчество В.В. Маяковского

-

-

-

6

6

13

Предмодернизм в живописи

-

-

-

4

4

14

Модернистские течения в живописи

2

2

-

4

6

15

Музыкальная культура и театр

2

2

-

4

6

Всего за семестр

14

14

0

86

100


^ 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА


  1. Своеобразие культурно-исторического периода рубежа XIX-XX веков. Понятие «русский культурный ренессанс».

Хронологические границы курса; ведущие тенденции общественного и художественного развития; понятие «русский культурный ренессанс»; соотнесённость классических традиций и модернистских течений; влияние западной философии на русскую художественную культуру; понятие серебряного века, художественного авангарда


  1. ^ Серебряный век русской философии.

Русская религиозная философия как феномен культуры. Сочетание философской проблематики и литературной публицистики в работах русских философов. Философия «всеединства» Вл. Соловьёва и её влияние на развитие русской литературы. Деятельность московского и петербургского религиозно-философских обществ. Философские идеи Д.С. Мережковского и В.В. Розанова. Литературно-философский журнал «Вехи» (М.О.Гершензон, Н.А. Бердяев, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве).


  1. ^ Литература русского модернизма.

Русская классическая литература на рубеже XIX-XX веков (творчество Л.Н. Толстого и А.П. Чехова); реалистические традиции в творчестве И.А. Бунина («Деревня», «Суходол», «Сосны», «Мелитон», «Антоновские яблоки», «Сны Чанга», лирика); А.И. Куприна («Поединок», «Гранатовый браслет»); Л.Н. Андреева (рассказы разных лет).

Литература русского модернизма. Символизм: философские основания символизма, литературные манифесты символизма; «старшие» символисты: Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт (обзор творчества); «младосимволисты»: А.А. Блок, А. Белый (обзор творчества); кризис символизма (И.Ф. Анненский).

Акмеизм: эстетическая программа акмеистов (С. Городецкий); возникновение «Цеха поэтов» (Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Г. Иванов, В. Нарбут); разнородность акмеистического движения. Установка на вещное восприятие мира. Ориентация на творчество поэтов «Парнаса» (Т. Готье).

Футуризм: Эстетические программы футуристов: «Пощёчина общественному вкусу», «Пролог эгофутуризма» (1911). Проблема синтеза искусств, протест против общественного миропорядка, проповедь индивидуализма, отталкивание культурной памяти. Проповедь «свободного» искусства, идея «естественного» человека. Эксперименты футуристов в области художественной формы. Группы футуристов (эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В.В. Маяковский, В.В. Хлебников)): обзор творчества.


  1. ^ Эстетические течения русской живописи.

Эпоха модернизма в живописи. Развитие и смена художественных направлений. Интерес к славянской мифологии и фольклору в русской живописи. Творческое объединение «Мир искусства» как реализация идеи о синтезе искусств (А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев); творчество М.А. Врубеля как выражение тенденций символизма и модерна в русской живописи; футуризм в русской живописи (В. Маяковский, Д. Бурлюк); примитивизм (Н. Пиросманишвили); абстракционизм (В. Кандинский, К. Малевич); лучизм М. Ларионов).


  1. ^ Музыкальная культура и театр.

Новые тенденции развития музыкальной культуры. Идеи космизма в русской музыкальной культуре (А. Скрябин, М. Чюрлёнис); идеи «всеискусства» в творчестве А. Скрябина (синтез музыки, слова, театрального действа, живописи, архитектуры, пластики, жеста и реальной природы); светомузыкальная живопись и слухозрительная полифония в творчестве А. Скрябина.

Расцвет русского театра. Влияние литературы (драма) и музыки (опера и балет) на развитие театрального искусства; отказ от жизнеподобия и рождение нового сценического реализма; театральная школа В. Мейерхольда.

^ 4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов
Студенты должны знать:
- основные тенденции развития русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков;
Студенты должны уметь:
- ориентироваться в идейном и художественном многообразии культурных форм указанного периода

^ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
а) Рубежный (текущий) контроль
Письменная работа (реферат)

  1. Серебряный век русской культуры: общая характеристика

  2. Русская религиозная философия как феномен культуры

  3. Реалистические традиции в творчестве И.А. Бунина

  4. Литература русского модернизма

  5. Символизм в творчестве А.А. Блока

  6. Традиции акмеизма в творчестве А.А. Ахматовой

  7. Реализация эстетической программы футуристов в творчестве В.В. Хлебникова

  8. Эстетические течения русской живописи.

  9. Музыкальная культура и театр серебряного века


б) Итоговый контроль

Вопросы к зачёту

  1. Своеобразие культурно-исторического периода рубежа XIX-XX веков. Понятие «русский культурный ренессанс».

  2. Книгоиздательство и журналистика на рубеже XIX-XX веков

  3. Развитие науки и образования

  4. Государственная политика в области культуры и искусства. Меценатство

  5. Русская религиозная философия как феномен культуры. Философские идеи Вл. Соловьёва, Д.С. Мережковского, Н.А. Бердяева.

  6. Реалистические традиции в творчестве И.А. Бунина и А.И. Куприна

  7. Символизм как литературное направление.

  8. Акмеизм как литературное направление

  9. Футуризм как литературное направление

  10. История и поэзия в творчестве В.Я. Брюсова

  11. Творчество А.А. Блока

  12. Творчество А.А. Ахматовой

  13. Творчество В.В. Маяковского

  14. Импрессионизм как предмодернистское направление в живописи

  15. Модернистские течения в живописи

  16. Музыкальная культура и театр на рубеже XIX-XX веков

^ 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература


    1. Волков А.А., Смирнова Л.А. История русской литературы XX века. - М., 1977.

    2. Георгиева Т.С. Русская культура: История и современность: Учебное пособие для вузов. – М., 2000. – 575 с.


Дополнительная литература


  1. Евангельские образы, мотивы, сюжеты в художественной культуре: Проблемы интерпретации. – М., 1998. – 101 с.

  2. Мир культуры: Литература. Живопись, Архитектура. Балет/ Авт.-сост. О.М. Чернякевич. – Смоленск, 2001. – 461 с.

  3. Мир русской культуры: Энциклопедический справочник/ Авт. А.В. Аграшенков, М.М. Шумилов. – М., 1997. – 618 с.

  4. Русская литература конца XIX-начала XX века/ Под. ред. Л.А. Смирновой. – М., 1993.

  5. Русская литература XX века. Хрестоматия. Составил Н.А. Трифонов.- М., 1970.

  6. Русская цивилизация и соборность/ Сост. Е. Троицкий. – М., 1994. – 250 с.

  7. Сапронов П.А. Русская культура IX-XX вв. Опыт осмысления/ П.А. Сапронов. – СПб., 2005. – 704

  8. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX-начала XX века. - М., 2001.


Тексты художественных произведений
Андреев Л. Баргамот и Гараська. Ангелочек. Большой шлем. Петька на даче. Жили-были. Рассказ о семи повешенных. Красный смех. Губернатор. Жизнь человека. Дни нашей жизни.

Ахматова А. Лирика. Поэма без героя. Реквием.

Бедный Д. Лапоть и сапог. Кларнет и рожок. Свеча. Дом. О Демьяне бедном, мужике вредном. Про землю, про волю, про рабочую долю. Мой стих.

Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. Фабрика. Барка жизни встала. Незнакомка. Митинг. О, весна, без конца и без краю. Сытые. О доблестях, о подвигах, о славе. На железной дороге. Ямбы. Родина. Страшный мир. Соловьиный сад. Возмездие. Балаганчик.

Брюсов А. Сонет к форме. Творчество. Юному поэту. Работа. Каменщик. Кинжал. Грядущие гунны. Довольным. Конь блед. Городу. Хвала человеку. Огненный ангел.

Бунин И. Стихотворения. Антоновские яблоки. Суходол. Деревня. Господин из Сан-Франциско. Сны Чанга. Легкое дыхание. Темные аллеи. Жизнь Арсеньева.

Вересаев В. Без дороги. Поветрие. На повороте. Лизар. Записки врача. На эстраде. Живая жизнь.

Горький М. Макар Чудра. Девушка и смерть. О Чиже, который лгал, и о Дятле, любителе истины. Старуха Изергиль. Челкаш. Коновалов. Супруги Орловы. Бывшие люди. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. Фома Гордеев. Трое. Мещане. На дне. Дачники. Дети солнца. Враги. Мать. Городок Окуров. Русские сказки. Сказки об Италии. По Руси. Детство. В людях. Поль Верлен и декаденты. Заметки о мещанстве. Разрушение личности.

Куприн А. Дознание. Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Листригоны. Гранатовый браслет. Суламифь.

Маяковский В. Стихотворения 1912-1917 гг. Владимир Маяковский. Облако в штанах. Война и мир. Человек. Я сам.

Серафимович А. На льдине. Маленький шахтер. Стрелочник. На Пресне. Похоронный марш. Среди ночи. У обрыва. Пески. Город в степи.

^ 4. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4-а. Методические материалы к дисциплине
Содержание лекционного курса

Лекция №1. Своеобразие культурно-исторического периода рубежа XIX-XX веков. Понятие «русский культурный ренессанс»

Цели: обозначить хронологические границы курса; раскрыть ведущие тенденции общественного и художественного развития; раскрыть понятия «русский культурный ренессанс», серебряный век, художественный авангард, декаданс
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 История русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 4 История русской...
Основное содержание лекций – обзор этапов русской литературы ХХ века, состояния литературной критики ХХ века, творчества отдельных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 История русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков iconУчебно-методический комплекс по История мировой и Отечественной культуры. Запад, новейшее время
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История мировой и отечественной культуры. Запад, новейшее время» составлен в соответствии...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 История русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 3 История русской литературы и культуры XX века
Основное содержание лекций связано с обзором этапов развития литературной, культурной и общественной жизни России, творчества отдельных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 История русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков iconУчебно-методический комплекс по История мировой культуры (название дисциплины)
Учебно-методический комплекс по «Истории мировой культуры» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 История русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История новейшего времени
Учебно-методический комплекс по «Новейшему времени (часть I)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 История русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История Новейшего времени (послевоенный период)
Учебно-методический комплекс по «Новейшему времени (часть II)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 История русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История русской...
Контрольный раздел выявляет уровень результатов учебной деятельности путем комплексной проверки
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 История русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков iconИнформационно-тематический лист для учащихся
Учебно-методический комплекс: «Всемирная история. История средних веков». М. Бойцов., Р. Шукуров
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 История русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04 Проблема автора...
Учебно-методический комплекс разработан для курса по выбору «Проблема автора в русской прозе второй половины ХХ века», который изучают...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 История русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков iconКафедра Истории учебно-методический комплекс по дисциплине отечественная история
Фгоу впо «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница