Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.




Скачать 199,32 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.
Дата публикации25.04.2013
Размер199,32 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > Литература > Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Кемлянская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено на методическом объединении

учителей русского языка и литературы

Протокол № от _____________
Согласовано с заместителем директора по УВР
_____________________________________


Утверждено:

приказ № ____ от _____________
Директор школы: ________________

Т.П. Шестакова


Рабочая программа

Литература

7 класс

Составитель:

Горшкова О.А.,

учитель русского языка

и литературы

с. Кемля 2011

^ Раздел I. Пояснительная записка
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. «Просвещение», 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 7 классе предполагается обучение в объёме 68 часов. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией В.Я.Коровиной. На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 7 классе реализуется программа продвинутого уровня. С учётом специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи.

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
В результате изучения литературы за курс 7 класса ученик должен

^ ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

УМЕТЬ:

воспроизводить содержание литературного произведения;

правильно, бегло и выразительно читать вслух;

определять род и жанр произведения;

писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

писать развернутый ответ на вопрос;

письменно составлять план сочинения;

писать рассказ-характеристику;

свободно владеть письменной речью.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

участия в диалоге или дискуссии;

определения своего круга чтения и оценки литературных

^ Раздел II. Структура изучаемого курса


Содержание


Кол-во часов

Введение.


1

Устное народное творчество. Былины. Пословицы и поговорки.


10

Древнерусская литература


3

Произведения русских писателей 18 века


2

Произведения русских писателей 19 века


33

Произведения писателей 20 века


12

Зарубежная литература


3

Итоговые уроки


4

Всего


68


Раздел III. Основное содержание минимума образования.

^ Содержание тем учебного курса


ВВЕДЕНИЕ – 1 ч.

Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. Личность автора, его труд, его позиция и авторское отношение к героям.
^ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 10 ч.

Жанры УНТ: былина, пословица, поговорка (своеобразие жанров)

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА – 3 ч.

Жанры ДРЛ: летопись, поучение. Основы христианской морали

^ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 18 ВЕКА – 2 ч.

Основные сведения о М.В. Ломоносове, Г.Р. Державине. Новаторство поэтов 18 века в стихотворстве
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 19 ВЕКА – 33 ч.

Основные этапы жизненного пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Бунина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.
^ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ 20 ВЕКА – 12 ч.

Основные этапы жизненного пути М.Горького, Л.Андреева, А. Платонова, Е. Носова, Ф. Абрамова, Ю. Казакова. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах.
^ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 3 ч.

Знакомство с авторами зарубежной литературы 20 века и их произведениями (О. Генри и Д. Олдридж)

Раздел IV. Календарно – тематическое планирование по литературе
Класс 7

Учитель Горшкова О.А.

Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Плановых уроков развития речи 8 ч., внеклассного чтения 7 ч.

Административных контрольных уроков ___ч.

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по литературе для V-XI классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель: Коровина В.Я.)

Учебник Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /автор В.Я Коровина/. М., Просвещение, 2009




^ Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Из них

Дата проведения

Уроки развития речи, ч.

Контрольные работы, ч.

Самостоятельные работы , ч.

Уроки внеклассного чтения, ч.




1

Введение. «Читайте не торопясь…» (М.Горький)

1



















^ Устное народное творчество

10

3







2




2

«Поэтическая сила былины». Былина «Вольга и Микула Селянинович»

1
















3
^

Воплощение в былине нравственных критериев русского народа. Микула – носитель лучших человеческих качеств.





1
















4

Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Илья Муромец – любимый герой русских былин.

1
















5 - 6

Вн./чт. «В мире былин»

2
















7 - 8

Р./р. Сочинение. Написание своей былины

2
















9 - 10

Народная мудрость пословиц и поговорок

2
















11

Р./р. Урок – конкурс на составление лучшего сюжета по пословице

1



















^ Древнерусская литература

3
















12

«Повесть временных лет»

1
















13

«Поучение» Владимира Мономаха»

1
















14

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы древней Руси

1



















^ Русская литература 18 века

2
















15

М.В. Ломоносов – поэт, гениальный ученый и общественный деятель. «К статуе Петра Великого», отрывок из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

1
















16

Державин – гражданин и Державин – поэт.

(Размышления Державина о смысле жизни, о судьбе в стихотворениях «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание»)

1



















^ Русская литература 19 века

33

3







3




17

«В творческой лаборатории А.С. Пушкина». («Медный всадник». Вступление к поэме)

1
















18

А. С. Пушкин «Полтава» («Полтавский бой»). Мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских воинов

1
















19- 20

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

2
















21

А.С. Пушкин – драматург.

«Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца

1
















22 - 23

«Благородный голос М.Ю. Лермонтова». «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

2
















24

Р./р. Изложение текста («Песнь про царя Ивана Васльевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

1
















25

Лирика М.Ю. Лермонтова. «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива…»

1
















26

Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1
















27 - 28

Запорожская Сечь, её нравы и обычаи

2
















29

Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей в борьбе за родную землю

1
















30- 31

Сыновья Тараса. Сопоставление Остапа и Андрия. Смысл этого сопоставления.

2
















32

Последняя встреча с Тарасом Бульбой. Отношение автора к героям повести. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.

1
















33

Р./р. Характеристика литературного героя или сочинение «Мой любимый герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1
















34

Вн./чт. по повестям Н.В. Гоголя из сборника «Миргород» (по выбору учащихся)

1
















35

«Вся моя биография в моих сочинениях…» Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Бирюк»

1
















36

«Вера в торжество света, добра и нравственной красоты». И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе»

1
















37

Вн./чт. по рассказам И.С. Тургенева «Певцы», «Бежин луг», «Бурмистр» (по выбору учащихся)

1
















38

Н.А. Некрасов. Историческая основа поэмы «Русские женщины». Знакомство с 1 частью «Княгиня Трубецкая»

1
















39

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа

1
















40

Сатирическое изображение людей господствующего класса. Антитеза как основной художественный прием, раскрывающий идейное содержание стихотворения

1
















41 - 42

Вн./чт. «Есть женщины в русских селеньях…» Н.А. Некрасов. Поэтический образ русской женщины в произведениях Некрасова «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская»

1
















43

«Я – писатель, в этом мое призвание…» . М. Е. Салтыков – Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»


1
















44

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на социальные и нравственные пороки верхушки общества. Сатира и юмор в «Повести…»

1
















45

«Оживить полностью Щедрина…». Сказка «Дикий помещик». Сатира на социальные и нравственные пороки общества.

1
















46

Лев Николаевич Толстой. «Детство». Главы «Классы», «Наталья Савишна»

1
















47

Иван Алексеевич Бунин «Цифры». «Лапти»

1
















48

Антон Павлович Чехов – писатель и человек. Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов

1
















49

Р./р. Юмор в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Злоумышленник», «Пересолил» и др.

1



















^ Русская литература 20 века

12

1







1




50

Встреча с Максимом Горьким. Автобиографическая повесть «Детство» (главы из повести)

1
















51

«Подвиг во имя людей». По произведению М. Горького «Старуха Изергиль».

Легенда о Данко

1
















52

Владимир Владимирович Маяковский «необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче…». Мысли автора о роли поэта и поэзии в жизни человека и общества

1
















53

Р./р. Письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении Леонида Андреева «Кусака»

1
















54

Андрей Платонович Платонов. Рассказ «Юшка». Любовь и уважение к человеку. Осознание необходимости сострадания, сопереживания.

1
















55 - 56

«Идет война народная…» Стихотворения А.Т. Твардовского «Братья», К. Симонова « «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня» и др.

2
















57

Федор Александрович Абрамов «О чем плачут лошади?»

1
















58

Евгений Иванович Носов «Кукла».

1
















59

Вн./чт. по произведениям Е.И. Носова «Живое пламя», А.М. Володина «Старшая сестра», А.В. Васильева «Свидание»

1
















60

Юрий Павлович Казаков «Тихое утро»

1
















61

Человек и природа в стихотворениях С.Есенина, А. Прокофьева, М. Исаковского,

Н. Заболоцкого, Н. Рубцова

1



















^ Зарубежная литература

3
















62 - 63

Джеймс Олдридж «Отец и сын» (из повести «Последний дюйм»)

2
















64

Рассказ О. Генри «Дары волхвов». Чтение статьи о писателе по учебнику

1



















^ Итоговые уроки

4

1







1




65

Р./р. Сочинение – миниатюра «Любимое произведение, изученное в 7 классе»

1
















66 – 67

Итоговое повторение

1
















68

Вн./чт. Рекомендации на лето.


1
















Всего:

68

8







7






Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения



  1. Учебник «Литература. 7 класс» под редакцией В.Я.Коровиной

  2. Н.В.Золотарёва, С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс»

  3. В.Я.Коровина, «Методические советы по литературе. 7 класс»

  4. И.В.Егорова, «Поурочные разработки по зарубежной литературе в 5-9 классах»

  5. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Лыпина, «Литература. Тесты в 5-8 классах»

  6. В.А.Скрипкина, «Контрольные и проверочные работы по литературе в 5-8 классах»

  7. Иллюстративный материал.



Таблицы

Теория литературы


  1. Роды литературы

  2. Художественные системы в литературе

  3. Классицизм. Сентиментализм

  4. Романтизм. Модернизм

  5. Реализм как литературное направление

  6. Темы и мотивы в литературе

  7. Жанры лирики

  8. Жанры лирики

  9. Рифма

  10. Принципы ритмической организации стихотворений

  11. Строфа

  12. Виды строф в лирике

  13. Виды строф в лирике

  14. Твёрдые стихотворные рифмы

  15. стихосложение

  16. Лирический герой

  17. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  18. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы



Электронные пособия

Литература


  1. Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.

  2. Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)

  3. Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)

  4. Библиотека русской классики, выпуск 6. (Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)

  5. Русская литература от Нестора до Маяковского.

  6. Русская поэзия XVII-XX веков.

  7. Хрестоматия по русской литературе.

  8. Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.

  9. Мудрые мысли и изречения. Том 3.

  10. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.

  11. А.Грин “Алые паруса”.

  12. А.С.Пушкин. Стихи и сказки.

  13. Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты

  14. А.П.Чехов. Рассказы.

  15. Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты

Похожие:

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения. iconРабочая программа по литературе 8 класс Учитель Ищанова К. М
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический...
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Мбоу «сош им. Фасиля Ахметова с Каркаусь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан Шигаповой Альфии Хантимировны
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной- м.: Просвещение, 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2010 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница