Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта




НазваниеИдеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта
Дата публикации24.04.2013
Размер32,3 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.

Урок литературы в 9 классе. Мурысева Г. И. учитель русского языка и литературы МОУ « СОШ № 2 г. Калининска Саратовской обл.»

Цели урока: изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся, воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Задачи. Чтение стихотворений « Храни меня, мой талисман», «Талисман», «Я вас любил», «Прощание» и других. Обучение исполнительскому анализу стихотворения.

Оборудование: мультимедийная презентация.

I. Организационный момент

Сообщение темы и цели урока.

II. Вступительное слово.

В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство и верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало источник вдохновения. Лишало свободы, подчиняя «страстям мятежным», Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Поэт был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». Любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». В стихотворениях запечатлены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, но воспел Женщину.

III. Чтение стихотворения «Красавица».

IV. (2 слайд

Так и мне узнать случилось,

Что за птица Купидон; Сердце страстное пленилось;

Признаюсь – и я влюблён!..

Кто такой Купидон? Почему он назван автором птицей?

V. (3, 4, 5 слайды)

Елизавета Ксаверьевна Воронцова, урожденная графиня Браницкая – жена новороссийского генерал- губернатора Воронцова, в подчинении которого находился Пушкин в Одессе. Поэт был серьёзно увлечен, ей посвятил многие свои стихотворения:

«Ненастный день потух», «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман», «Все в жертву памяти твоей», «Талисман».

VI. Чтение стихотворений наизусть.

Есть ли описание возлюбленной поэта в стихотворениях?

VII. (6, 7 слайды) Анна Петровна Керн.

1. Сообщение ученика о встрече Пушкина и Керн.

2. Что могло стать причиной замешательства поэта? Попробуем найти ответ в стихотворении.

3. Чтение стихотворения «Я помню чудное мгновенье».

4. Как вы можете охарактеризовать отношение автора к своему адресату?

Образ героини стихотворения создаётся с помощью «загадочных» слов: «мимолётное виденье», «гений чистой красоты». Какие чувства и ассоциации вызвали у вас эти выражения? Какие эпитеты помогли бы раскрыть возникший в вашем воображении образ?

VIII. (8, 9 слайды). Мария Николаевна Волконская - дочь генерала Раевского, с января 1825 года жена Волконского, последовавшая за ним в Сибирь. В южной ссылке Пушкин был очень дружен с семьёй Раевских, симпатизировал он и Марии.

  1. Сообщение ученика.

  2. Чтение стихотворения «На холмах Грузии».

3.С чего начинается стихотворение о любви? Какой пейзаж нарисован? Что открывается поэту в общении с прекрасной и вечной природой? Какие строки стихотворения приняли форму поэтического афоризма? Какие мысли и чувства вызывает оно у современного читателя?

IX. (10, 11, !2 слайды)

Анна Алексеевна Оленина. Поэт был сильно увлечен ею, сватался к ней, но родители ему отказали.

  1. Чтение стихотворения «Город пышный, город бедный» (последние строки поэт посвятил Олениной).

  2. Чтение стихотворения «Я вас любил».

  3. Какая это была любовь? Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви? Есть ли в тексте описание возлюбленной?

X. (13. 14 слайды)

В 1830 году Пушкин создаёт сонет «Мадонна», появление которого связывают с именем Натальи Гончаровой, которую он полюбил с первой встречи и два года добивался согласия на брак .

1. Чтение стихотворения «Мадонна».

2. Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»?

Только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства.

XI. Итог. Главной задачей урока было рассмотрение любовной лирики А. С. Пушкина. Начав с воспевания женственно – земной стороны любви, поэт всё настойчивее стремился к раскрытию её идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны.

Похожие:

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта iconТема: «Любовь, как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина»
Образовательная: познакомить с любовной лирикой А. С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изучить факты, свидетельства,...
Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта iconЛюбовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс)
Оформление: портрет А. С. Пушкина, слайдовая презентация женских портретов (Н. Гончаровой, Е. Воронцовой, М. Волконской, А. Керн,...
Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта iconПлан урока: Пушкин и Любовь (вступительное слово учителя). «Женщины в жизни А. С. Пушкина»
Показать богатство содержания, глубину мысли и художественное совершенство любовной лирики А. С. Пушкина
Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта iconТема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (на примере одного двух стихотворений)
Автор и герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа
Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта iconЛюбовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты лирики А. С. Пушкина
Анализ стихотворений: «Храни меня, мой талисман» (1825), «Я помню чудное мгновение» (1825), «Не пой, красавица, при мне» (1828),...
Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта iconТема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта iconТема любви в лирике А. С. Пушкина
Пушкина присутствует тема любви. Это чувство много значило для поэта. С течением времени образ Женщины в его стихах меняется, так...
Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта iconУрок литературы в 9 классе. Провела учитель Русского языка и литературы...
Презентации учащихся, портрет А. С. Пушкина и адресатов любовной лирики: А. Керн, Е. Бакунина, М. Раевская, Е. Воронцова, А. Оленина,...
Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта iconУрока:”Тема любви в лирике С. А. Есенина
Основной метод- групповая работа, и поэтому кабинет преображается общей творческой фантазией в литературное кафе, где за столиками...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница