Доклад на тему «Реализация и интеграция образовательной области «Познание.»




Скачать 77,04 Kb.
НазваниеДоклад на тему «Реализация и интеграция образовательной области «Познание.»
Дата публикации26.10.2013
Размер77,04 Kb.
ТипДоклад
pochit.ru > Культура > Доклад
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 24 «родничок» г.Вольска Саратовской области


ДОКЛАД

на тему
«Реализация и интеграция образовательной области

«Познание.»

«Формирование целостной

картины мира»

в рамках методического объединения по предшкольному возрасту


Выполнила

воспитатель II квалификационной категории

Казакина Марина Вячеславовна


Ноябрь 2012г.

Уважаемые коллеги!

Познание подобно трём ступеням: прошлое, настоящее и будущее. На какую ступень встанешь, по тому пути и пойдёшь. В прошлом мы с вами освоили временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения. В настоящем основной обсуждаемой проблемой в дошкольном образовании остаются ФГТ.

Горький сказал Сила познания - в сомнении. Это действительно так. Ежедневно выстраивая воспитательно - образовательный процесс в соответствии с Федеральными требованиями, мы сомневаемся, задавая себе вопросы: а правильно ли организована непосредственно-образовательная деятельность (НОД), совместная деятельность с детьми, учли ли все требования и принципы, прописанные в данном документе и т.д. Но, мы знаем, что непонятное можно понять и нужно познавать.

В содержательную область «Познание» входит несколько компонентов, но мы рассмотрим только формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. В совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Это возможно только в том случае, если деятельность носит интегрированный характер.

Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами.

Интеграция – (лат.- целый) – означает восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем не механическое, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение, взаимовыражение и взаимореализацию.

Интеграция – понятие теорий и систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных систем в целое, или процесс, ведущий к этой связанности. (Энциклопедический словарь).

^ Интеграция обучения – переход от дифференцированного образа действительности к целостному на основе деятельностного подхода, формирование межпредметных связей, широкого внедрения в обучение проблемных и поисковых методов и приемов обучения.

^ Интегрированное занятие - это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность.

Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.

2. На занятиях развивается потенциал самих воспитанников. Мы побуждаем их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение НОД поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности НОД.

4. За счет усиления связей между образовательными областями высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, общения, прогулок, для занятий физическими упражнениями. Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

^ Интеграция образовательной области «Познание»


По содержанию психолого – педагогической работы

«Здоровье»

Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни

«Социализация»

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире

«Чтение художественной литературы»  

Формирование целостной картины мира, через приобщение к художественному слову

«Коммуникация»

Развитие познавательно – исследовательской  деятельности в процессе свободного общения со взрослыми и детьми

«Музыка» и «Художественное творчество»

Расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства
Интеграция образовательной области «Познание» представлена в таблице не полностью. Она отражает лишь реализацию задачи по формированию целостной картины мира и расширению кругозора у детей, которая прописанная в ФГТ, решается в разделе «Ознакомление с окружающим миром».

Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной детской деятельности и не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Образовательный процесс выстраивается с учетом тематического плана и психофизиологических возможностей детей во взаимосвязи с повседневной жизнью с использованием разнообразных форм:

НОД (непосредственная образовательная деятельность) - экскурсия, путешествие, игра, беседа, викторина, «познавательный досуг», творческая мастерская, целевые прогулки, продуктивная деятельность и т.д.;

^ Совместная деятельность с педагогом: игры, беседы, рисование, конструирование, чтение худож. произведений, праздники, развлечения, и т.д.

Самостоятельная деятельность детей: Сюжетно-ролевые игры, Общение, Наблюдение, Рассказы детей, Рассматривание фотографий, иллюстраций, Рисование, Конструирование, Игра-экспериментирование, Исследовательская деятельность, Развивающие игры.

Примерное содержание имеет и совместная деятельность с семьей.

При подготовке к занятиям большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира. При сочетании разных видов детской деятельности включаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата (рисунка, поделки).

Интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы среди которых: любознательный, активный, самостоятельный, ориентированный на сотрудничество, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, креативный.

Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:

-чёткость, компактность, сжатость учебного материала, но в то же время большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии. Благодаря этому реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;

Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности и смену динамических поз, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.

Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.

Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы, среди которых:

- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

- проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.

- разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Что дает интегрированное построение занятий?

Во-первых, дает ребенку возможность реализовать свои творческие возможности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и хитрости родного языка; во-вторых, в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а главное, развиваются коммуникативные умения — свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением, рассказать о чем-либо; в-третьих, у детей развивается познавательная активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия.

Интеграция вынуждает педагога постоянно находиться в пространстве возможностей. Следовательно, изменяется его мировоззрение, происходит ежедневный творческий личностный рост.

Уважаемые коллеги!

Мы знаем – «человек конечен в жизни и бесконечен в познании» Гегель

Мы помним – что «Жизнь прекрасна, когда мы творим ее сами» С.Марсо

Поэтому мы воспитываем и обучаем наших детей, удивляя и радуя!

Похожие:

Доклад на тему «Реализация и интеграция образовательной области «Познание.» iconДоклад на тему: Интеграция через инновационные педагогические технологии
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той...
Доклад на тему «Реализация и интеграция образовательной области «Познание.» iconКонспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по...
...
Доклад на тему «Реализация и интеграция образовательной области «Познание.» iconПедагогический проект на тему
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, художественное творчество, безопасность
Доклад на тему «Реализация и интеграция образовательной области «Познание.» iconПубличный доклад
Реализация «Образовательной программы доу» по охране и укреплению здоровья детей
Доклад на тему «Реализация и интеграция образовательной области «Познание.» iconПубличный доклад
Реализация фгос основного общего образования важная инновационная составляющая модернизации образовательной среды школы
Доклад на тему «Реализация и интеграция образовательной области «Познание.» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 «Теремок» р п. Приютово муниципального...
Доклад на тему «Реализация и интеграция образовательной области «Познание.» iconК онспект непосредственно образовательной деятельности для детей...
Программное содержание: дать детям знания о том, что воздух – условие жизни растений, животных и людей; сформировать некоторые представления...
Доклад на тему «Реализация и интеграция образовательной области «Познание.» iconПрограмма оздоровления включает в себя три блока
Реализация образовательной области «Здоровье» в работе с детьми дошкольного возраста
Доклад на тему «Реализация и интеграция образовательной области «Познание.» iconЦели: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание»
Доклад на тему «Реализация и интеграция образовательной области «Познание.» iconМетодическая разработка, рекомендация» Тема: «Метод наглядного моделирования...
Одним из наиболее перспективных методов в реализации задач образовательной области «Познание» является моделирование
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница