Дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа




Скачать 116,83 Kb.
НазваниеДополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа
Дата публикации23.10.2013
Размер116,83 Kb.
ТипОбразовательная программа
pochit.ru > Культура > Образовательная программа
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Содержание образовательных программ должно соответствовать:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

  • определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

  • направленности дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и др.);

— современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей);
средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

Содержание образовательных программ должно быть направлено:

  • на создание условий для развития личности ребенка;

  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

  • профилактику асоциального поведения;

  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

  • укрепление психического и физического здоровья;

  • взаимодействие педагога дополнительного образования с
    семьей.

Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.

Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.

  2. Пояснительную записку.

  3. Учебно-тематический план.

  4. Содержание изучаемого курса.

  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

  6. Список литературы.

1. Титульный лист включает:

  • наименование образовательного учреждения;

  • где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

  • название дополнительной образовательной программы;

  • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

  • срок реализации дополнительной образовательной программы;

  • Ф. И. О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

  • название города, населенного пункта;

  • год разработки дополнительной образовательной программы.

2. Пояснительная записка раскрывает:

  • направленность дополнительной образовательной программы;

  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

  • цели и задачи дополнительной образовательной программы;

  • отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от yжe существующих;

  • возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

  • сроки реализации дополнительной образовательной про
    граммы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

  • формы и режим занятий;

  • ожидаемые результаты и способы их проверки;

  • формы подведения итогов реализации дополнительной
    образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:

  • перечень разделов, тем;

  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через описание тем (теория и практика).

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает описание:

  • форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

  • приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактического материала, технического оснащения занятий;

  • форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
    6. Список литературы.


Пояснительная записка – основная часть программы, содержание которой должно соответствовать рекомендациям (см. выше). Объем текста - 4-6 страниц.
^ Цель – основной заранее предполагаемый проектируемый результат учебного процесса. Целью может быть:

- обучение какому- либо виду деятельности (пению, рисованию, лепке и т. д.);

- развитие личностных качеств через обучение (творческих способностей, фантазии, самостоятельности через обучение…),

- общепедагогические цели (нравственное воспитание личности, формирование мировоззрения, сплочение коллектива в процессе изучения какого-либо предмета). Обязательно соответствие цели и конечного результата.

Цели могут быть направлены на:

- развитие ребенка в целом;

- на развитие определенных способностей ребенка

Приведем несколько примеров:

1. Формирование духовно богатой, высоконравственной личности, владеющей русской народной творческой манерой исполнения.

2. Формирование личности с широким эстетическим кругозором, воспитание общей культуры, привитие обучаемым этических и нравственных норм поведения.

3. Эстетическое воспитание и формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами вокального искусства.

4. Возродить интерес к хоровой культуре у детей и подростков.

5. Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии.

Задача – конкретизация цели, пути её достижения, т.е. что необходимо сделать, чтобы достичь цели.

Задачи - научить, привить и т.д., но конкретные и относящиеся к предмету изучения.

Задачи могут быть:

  • образовательные (что узнает воспитанник, освоив программу);

  • развивающие, связанные с развитием творчества ребенка (чему научится ребенок);

  • воспитательные

Например:

Образовательные задачи.

1. Способствовать овладению воспитанниками русской народной певческой манерой исполнения.

2. Обучать навыкам танцевального мастерства.

3. Формировать музыкально-ритмичные навыки.

4. Обучать правильному дыханию.

5. Сформировать начальные навыки актерского мастерства.

Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам хореографии.

Развивающие задачи.

1. Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами вокальных

занятий.

2. Развитие артистических способностей.

3. Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости.

4. Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через этюды, шарады, упражнения.

Воспитательные задачи.

1. Формировать гражданскую позицию, патриотизм.

2. Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

1. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.).

2. Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к литературе и чтению.

3. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.

При формулировании целей и задач необходимо выдержать текст в едином стиле.

^ Формы – игра, групповые или индивидуальные, экскурсии и др.

Режим работы – сколько часов и сколько раз в неделю (не более 6 часов, 3 раза в неделю по 2 часа и т.д.), продолжительность каждого занятия, структура и организация занятия, время на организационные моменты, повторение, перерыв, физкультминутки, проветривания и т. д.

В данном разделе необходимо дать вводную характеристику предмета, раскрыть предшествующий опыт преподавания данной дисциплины. Показать связь предполагаемой программы с уже существующими по данному направлению. Раскрыть её особенности, новизну. Далее следует раскрыть формы и методы проведения занятий с указанием нововведений (если таковые имеются) в обучении. Раскрывая каждую тему, необходимо указать какие теоретические знания и практические навыки получают учащиеся. Следует не только описывать, ЧТО из этой темы педагог дает учащимся, но и КАК, по какой методике, что выполняют сами учащиеся.

Если количество детей в группе меньше, чем 13-15 человек, то провести психолого- педагогическое обоснование численности детей в группе.

Если предполагается формирование смешанных по возрасту групп, то необходимо объяснить разницу в методике подачи изучаемого предмета для учащихся разного возраста (например, в студии росписи по ткани «Радуга» при изучении темы «Холодный батик» учащиеся младшего возраста используют простейшие элементы этого вида батика, а дети старшего возраста – более сложные). Или возможно составление отдельных тематических планов для младшего и старшего возраста. Дети должны быть связаны общей деятельностью и общим результатом.

^ Критерии оценки результатов обучения.

В этом разделе необходимо указать, что учащиеся должны знать и уметь по окончании данного курса. Содержание того, что они должны ЗНАТЬ определяется в соответствии с теоретическими пунктами программы, а УМЕТЬ – с практическими. Если программа рассчитана более чем на 1 год, то необходимо для каждого года обучения определить критерий оценки результатов. Следует также указать, в какой форме будет происходить аттестация (конкурс, тестирование, соревнование, экзамен, зачет и т.д.), получат ли учащиеся сертификат или удостоверение об окончании данного курса.

^ Условия реализации образовательной программы

Следует перечислить, что педагогу необходимо для организации учебного процесса. Предложить варианты оборудования помещений. Описать используемые дидактические и методические материалы. Перечислить все необходимое, что понадобится для выполнения каждой задачи программы. Обозначить, если есть необходимость, с какими другими учебными группами или организациями потребуется наладить сотрудничество для реализации программы.

Описание форм и методов проведения занятий

Формы и методы проведения занятия зависят от профиля детского объединения. Из разнообразия методов обучения мы предлагаем рассмотреть наиболее часто используемые. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия.

1. Словесные методы обучения:

- устное изложение;

- беседа;

- анализ текста, структуры музыкального произведения и др.

2. ^ Наглядные методы обучения:

- показ видеоматериалов, иллюстраций;

- показ, исполнение педагогом;

- наблюдение;

- работа по образцу и др.

^ 3 Практические методы обучения:

- тренинг;

- вокально-тренировочные упражнения;

- лабораторные работы и др.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.

1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения.

При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию

2^ . Репродуктивные методы обучени.

В этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

3. Частично-поисковые методы обучения.

Участие детей в коллективном поиске.

4^ . Исследовательские методы обучения

Овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы.

Перечислим возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:

  • групповая;

  • индивидуальная;

  • индивидуально-групповая;

  • ансамблевая;

  • по звеньям и др.

Разнообразен спектр форм проведения занятий. Предлагаемый перечень может быть полезен при написании этого раздела программы.

Формы проведения занятий:

занятие-игра, сказка, репетиция, экскурсия, конкурс, викторина, турнир, творческая встреча, сбор, поход, концерт, праздник, фестиваль, семинар, консультация, профильный лагерь и др.
^ Учебно-тематический план отражает основные задачи и цель программы.
Он должен содержать перечень тем, изучаемых в течение года с указанием количества часов по каждой теме с разбивкой на теоретические, практические и другие виды занятий, а также сроки их проведения. Если программа составлена более чем на один год, то должен быть тематический план для каждого года, а все предыдущие разделы программы могут быть общими.

При учебной нагрузке 4 часа в неделю, общее количество часов в плане – 144, при 6 часах – 216. Из расчета 36 недель. Фактически 38 рабочих недель. На дополнительных часах проводят вводные и итоговые занятия, экскурсии, не входящие в учебный материал. На теоретические занятия отводится меньше времени, чем на практические. Названия тем должны быть четко сформулированы и соответствовать учебному материалу, нельзя названия тем начинать со слов «развивать» или «формировать». Даты в учебно-тематическом

плане не указываются.







Название темы

Количество часов

Всего

часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия


1.
2.

.

.

10.


Вводные занятия
Инструменты и материалы

Заключительное (итоговое) занятие










ИТОГО:

144

25

119

^ Содержание дополнительной образовательной программы

В этом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Первая тема тематического плана «Вводное занятие» включает, как правило, знакомство с коллективом, правила техники безопасности, обсуждение плана работы учебной группы на год, знакомство с историей предмета.

Как правило, для учебных групп декоративно-прикладного профиля второй темой является «Инструменты и материалы».

Раскрывая каждую тему, необходимо указать какие теоретические знания и практические навыки получают учащиеся. Следует не только описывать, ЧТО из этой темы педагог дает учащимся, но и КАК, по какой методике, что выполняют сами учащиеся.

Последняя тема «Итоговое занятие» может включать: обсуждение результатов за год и планы на следующий учебный год, подготовку и проведение итогового выступления или концерта. Если предполагается проведение в течение года огоньков, викторин, посещение выставок, музеев, участие в конкурсах, то все это необходимо внести в тематический план и подробнее раскрыть в основной части.
^ Ожидаемые (прогнозируемые) результаты

Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов должны достичь воспитанники в процессе овладения данной программой на разных этапах. Поэтому в образовательной программе желательно:

прописать конкретные знания, умения, навыки воспитанников по итогам каждого года обучения. Желательно отдельно выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка; указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися

содержанием программы.
^ Критерии и формы оценки качества знаний

Аналогично формам и методам проведения занятий, критерии и формы оценки качества знаний зависят от профиля детского объединения.

Методика проверки результативности прописывается по каждому году обучения. Желательно указать регулярность ее проведения. Перечислим некоторые формы оценки качества знаний:

  • тестирование;

  • предварительное прослушивание;

  • академический концерт;

  • контрольное занятие;

  • олимпиада;

  • викторина;

  • отчетная выставка;

  • учебные концерты;

  • отчетные концерты (концерты для родителей, гастрольные);

  • зачет, экзамен (как правило, в музыкальных коллективах) и др.


Материальное обеспечение программы.

В этом разделе перечисляется необходимое оборудование, например: зеркала, приборы, музыкальные инструменты, декорации, костюмы, станки, микрофоны, другие технические средства обучения (ТСО), аудио и видео аппаратура и т.д.; описание помещения для занятий.
^ Методическое обеспечение программы.

В разделе “Методическое обеспечение” указываются наглядные пособия, таблицы, справочники, ноты, фонотека, иллюстративные материалы и другие методические материалы, необходимые для проведения занятий.

^ Кадровое обеспечение программы.

Кадровое обеспечение программы необходимо прописывать в том случае, если для работы детского объединения нужно несколько специалистов. Например: концертмейстер, аранжировщик, художник и т.д.
Литература.

В этот раздел программы включаются:

- список литературы, использованной при составлении данной программы

- список литературы, рекомендованный педагогам;

- список литературы, рекомендованный детям и родителям в помощь освоения программы.

Эти списки составляются по следующей форме:

- фамилия, инициалы автора;

- название;

- место издания, издательство;

- год издания
^ Приложения к программе:

- словарь специальных терминов с пояснениями;

- контрольные вопросы;

- готовые изделия, образцы;

- условия прослушивания;

- описание занятий;

- технологические карты;

- материалы тестирования;

- условия набора в коллектив;

- памятки для родителей и др.
Примечание.

Автор образовательной программы может изменить порядок следования разделов структуры, начиная с условий реализации программы.

Оформление программы начинается с титульного листа.
Конец формы

Похожие:

Дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа «чудесные узоры» Рассчитана на возраст от 7 15 лет
Вязание на спицах является одним из древнейших видов прикладного искусства, корни которого уходят в глубину веков
Дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа
Настоящая программа имеет физкульткрно-спортивную направленность она является модифицированной, составлена на основе образовательной...
Дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа, направленная на формирование...
Дополнительная образовательная программа «Горница» разработана для учащихся средних, старших классов в возрасте 13-18 лет. Программа...
Дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа «здоровье от а до я» Возраст детей 7 11 лет
Программа является модифицированной, в основе её положена «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» Обуховой Л. А., Лемяскиной...
Дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной...
Ного боя в детских образовательных оздоровительных центрах и рассчитана на детей школьного возраста (7-17 лет). Весь курс рассчитан...
Дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа iconОбразовательная программа «литературное краеведение» Возраст детей...
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования. Рассчитана на развитие детей среднего школьного возраста (11 13...
Дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа iconПояснительная записка. Дополнительная образовательная программа имеет...
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела...
Дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа «Доброе слово» рассчитана...
Обращение к христианской культуре, к ее духовно–нравственным ценностям является одним из важнейших условий преодоления духовного...
Дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа iconПрограмма «Я – Гражданин России»
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7 – 17 лет
Дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа iconОбразовательная программа молодежного объединения «Лидер»
Дополнительная образовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница