Курса “Enjoy English”, руководитель группы разработчиков ким для гиа по иностранным языкам Формирование ценностных ориентиров младших школьников в курсе английского языка




Скачать 404,66 Kb.
НазваниеКурса “Enjoy English”, руководитель группы разработчиков ким для гиа по иностранным языкам Формирование ценностных ориентиров младших школьников в курсе английского языка
страница1/6
Дата публикации08.10.2013
Размер404,66 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6

М. З. Биболетова, к. пед. н., доцент, завлабораторией дидактики обучения иностранным языкам ИСМО РАО, автор курса “Enjoy English
Н. Н. Трубанева, к. пед. н., ведущий научный сотрудник ИСМО РАО, автор курса “Enjoy English”, руководитель группы разработчиков КИМ для ГИА по иностранным языкам


Формирование ценностных ориентиров младших школьников в курсе английского языка





В концептуальных документах, посвященных

• приобретение начальных навыков общения в уст-







обновлению начального образования, отме-

ной и письменной форме с носителями иностран-







чается, что на начальной ступени обучения в

ного языка на основе своих речевых возможностей




школе происходит становление личности младшего

и потребностей; освоение правил речевого и не-




В




речевого поведения;




школьника, закладываются основы формирования




• освоение начальных лингвистических представле-




его ценностных ориентиров. В числе необходимых




умений и навыков, формируемых в начальной школе,

ний, необходимых для овладения на элементарном




уровне устной и письменной речью на иностран-




наряду с предметными и универсальными учебными




ном языке; расширение лингвистического круго-




умениями существенное место занимает овладение




зора;




элементами культуры речи и поведения, развитие




• сформированность дружелюбного отношения и




коммуникативных способностей младшего школь-

толерантности к носителям другого языка на ос-




ника.




нове знакомства с жизнью своих сверстников в




На развитие коммуникативной культуры школь-

других странах, детским фольклором и доступ-




ника, в первую очередь, „работают“ предметы фило-

ными образцами детской художественной лите-




логического цикла: родной язык, русский язык как

ратуры. [1]




государственный, литературное чтение и иностран-

Даже беглый взгляд на перечисленные результа-




ный язык. Каждый из перечисленных предметов

ты (а соответственно, и на цели обучения предме-




своими средствами формирует коммуникативную

ту „иностранный язык“) позволяет заметить, что




культуру школьника и закладывает основы системы

результаты обучения далеки от чисто лингвисти-




ценностных ориентиров, способствует его общему

ческих и имеют весомую личностную составляю-




речевому развитию, расширению его кругозора и

щую. Перечень характеристик, вошедших в портрет




воспитанию его чувств и эмоций. И чем раньше на-

выпускника начальной школы, также содержит ка-




чинается работа в этом направлении, тем более вы-

чества, в формирование которых систематическое




соких результатов можно достичь.

иноязычное образование вносит неоценимый вклад,




С 2004 года в российской начальной школе пред-

а именно таких качеств, как коммуникативность, до-




усматривается обязательное изучение иностранного

брожелательность, положительное отношение к миру




языка со 2-го по 4-й класс при минимальной учеб-

и себе, уважительное отношение к иной точке зре-




ной нагрузке два часа в неделю. В ряде регионов на

ния, инициативность и др. Таким образом, можно




иностранный язык выделяется три и более часов.

утверждать, что все обучение иностранного языка




Тот факт, что иностранный язык предлагается из-

пронизано стремлением положительно воздейство-




учать в школе со 2-го класса является признанием

вать на личность младшего школьника, формировать




объективно существующего социального интереса

систему его ценностных ориентиров.




и подтверждением важности предмета для решения

Вместе с тем в процессе достижения всех трех




перспективных задач развития личности. В ФГОС

групп планируемых результатов (личностных, ме-




нового поколения для начальной школы предметные

тапредметых и предметных) средствами предмета




результаты обучения иностранному языку, которые

„иностранный язык“ важно соблюдать баланс меж-




достигаются наряду с личностными и метапредмет-

ду ними, который отражается в целях образования




ными, сформулированы следующим образом. Это:

по предмету, создавать и рационально использовать





2 АЯШ / 3(35)
вопросы теории и практики обучения английскому языку



средства для его достижения. Предметом данной ста-тьи является рассмотрение личностных результатов
обучения младших школьников, и, прежде всего, их ценностных ориентиров.

По мнению Н. Ф. Виноградовой, ценности началь-ного образования представляются как в целях, так и


  • содержании педагогического процесса, поскольку цели обучения конкретному предмету начального цикла реализуются через его содержание. Рассмо-трим более подробно, какие ценности представлены




  • содержании обучения иностранному языку. [2] Согласно трактовке И. Л. Бим, содержание обуче-


ния иностранного языка представляет собой много-компонентную систему, включающую:


  • материальный аспект обучения (единицы языка и речи: от звука и буквы до целостного текста);

  • идеальный аспект содержания обучения (темы, проблемы, предметы речи);

  • процессуально-деятельностный аспект содержа-ния обучения (речевые действия с указанными выше единицами в целях решения учебно-позна-вательных и коммуникативных задач в процессе говорения, аудирования, чтения, письма);




  • мотивационный и ценностно-ориентационный аспект содержания обучения (чувства и эмоции, вызываемые взаимодействием выделенных компо-нентов содержания и создающие благоприятную обучающую и воспитывающую среду). [3]

Ценностно-ориентационная составляющая

прослеживается в каждом из перечисленных аспек-тов. Так, при отборе идеального аспекта содержания
(тематика общения / предметы речи) приоритет, без-условно, отдается темам и ситуациям, которые позво-ляют раскрыть и личность обучаемого определенного возраста и обогатить ее.
Наилучшим образом действуют темы / предметы речи, отвечающие интересам и потребностям совре-менных школьников; приобщающие их (на доступ-ном младшим школьникам уровне) к культурному наследию как своей страны, так и других стран; фор-мирующие у школьников целостную картину мира; способствующие их социализации; апеллирующие к личному опыту младших школьников, их чувствам и эмоциям, побуждающие к выражению собственно-го мнения, оценки и стимулирующие развитие цен-ностных ориентаций и развитие личности в целом, способствующие воспитанию патриота своей страны и гражданина мира, толерантности к проявлениям иной ментальности и культуры.
Реализация идеального аспекта содержания в об-учении иностранного языка происходит в рамках те-матики, отобранной для начальной ступени обуче-ния. Тематика содержит несколько крупных блоков: „Знакомство“; „Я и моя семья“; „Мир моих увлече-
ний“; „Я и мои друзья“; „Моя школа“; „Мир вокруг меня“; „Страна / Страны изучаемого языка и родная страна“. (4)
Так, при обсуждении темы „Страна / Страны из-учаемого языка и родная страна“ происходит зна-комство с культурой, традициями и реалиями стран изучаемого языка; формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволя-ющем добиваться взаимопонимания с людьми; выра-ботка универсальных умений использовать получен-ные социокультурные знания в процессе иноязыч-ного общения и умений представлять свою страну и ее культуру.
Работа над темами „Знакомство“, „Я и моя семья“, „Я и мои друзья“, „Мир моих увлечений“ позволяет совершенствовать одну из важнейших составляющих социокультурной компетенции — социальную, кото-рая проявляется в деятельности, поступках, поведе-нии школьника, отражает его личностные качества. Обучающийся приобретает определенные социаль-ные знания (приветствие и ответы на приветствие, представление себя и других людей, обращение к лю-дям разного возраста и социального статуса, привле-чение внимания, выражение благодарности и ответ на нее, советы и предостережения и т. д.), а также умения, связанные с применением этих знаний (уме-ние ориентироваться в ситуации общения, вступать в контакт и поддерживать его; умение использовать вербальные и невербальные средства общения в со-ответствии с ситуацией общения и т. д.).
Следующий аспект содержания обучения ино-странного языка — материальный — определяется предметно-содержательным планом речи и включает иноязычный языковой и речевой материал разного уровня организации: слово, словосочетание, предло-жение, сверхфразовое единство, развернутый связ-ный текст. Таким образом, данный аспект выража-ется в выделении лексических единиц, обслужива-ющих определенную тему, а также в требованиях к текстам и к овладению речью на иностранном языке. Тексты для формирования духовно-нравственных ценностей и совершенствования коммуникатив-ной компетенции должны отвечать определенным требованиям: соответствовать возрастным особен-ностям младшего школьника, не выходить за рамки его коммуникативного, читательского и жизненного опыта; не дискриминировать детей по религиозно-му, национальному и другим признакам. При этом тексты должны быть нацелены на развитие личности ребенка, в частности, на формирование таких соци-альных качеств, как:
патриотизм (интерес к настоящему родного края, бережное отношение к природе, любовь к своей школе);
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Курса “Enjoy English”, руководитель группы разработчиков ким для гиа по иностранным языкам Формирование ценностных ориентиров младших школьников в курсе английского языка iconКузовлев В. П., Лапа Н. П. Английский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений
Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык) и авторской программы М. Биболетовой. Н....
Курса “Enjoy English”, руководитель группы разработчиков ким для гиа по иностранным языкам Формирование ценностных ориентиров младших школьников в курсе английского языка iconПрограмма курса английского языка английский с удовольствием
Программа курса английского языка к умк "Английский с удовольствием" / "Enjoy English" для 2-9 кл общеобраз учрежд.— Обнинск: Титул,...
Курса “Enjoy English”, руководитель группы разработчиков ким для гиа по иностранным языкам Формирование ценностных ориентиров младших школьников в курсе английского языка iconРабочая программа составлена на основе федерального компонента, примерной...
Предмет «иностранный язык» входит в образовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения. Иностранный язык...
Курса “Enjoy English”, руководитель группы разработчиков ким для гиа по иностранным языкам Формирование ценностных ориентиров младших школьников в курсе английского языка icon«роль социокультурного компонента в обучении английскому языку» Автор: учитель английского языка
На данном этапе исторического развития страны возникли предпосылки для кардинального изменения отношения к обучению иностранным языкам...
Курса “Enjoy English”, руководитель группы разработчиков ким для гиа по иностранным языкам Формирование ценностных ориентиров младших школьников в курсе английского языка iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию “
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта;...
Курса “Enjoy English”, руководитель группы разработчиков ким для гиа по иностранным языкам Формирование ценностных ориентиров младших школьников в курсе английского языка iconТема №1 Лингводидактика как наука обучения иностранным языкам
Все самые основные актуальные проблемы современной теории обучения иностранным языкам можно объединить в 3 основные группы
Курса “Enjoy English”, руководитель группы разработчиков ким для гиа по иностранным языкам Формирование ценностных ориентиров младших школьников в курсе английского языка iconОбщий экспресс-анализ умк “Enjoy English-2” для 4 класса общеобразовательной...
Общий экспресс-анализ умк “Enjoy English-2” для 4 класса общеобразовательной школы авторов М. З. Биболетова, О. А. Денисенко и др....
Курса “Enjoy English”, руководитель группы разработчиков ким для гиа по иностранным языкам Формирование ценностных ориентиров младших школьников в курсе английского языка iconРабочая программа курса по выбору по английскому языку для учащихся...
Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам. Английский язык: сборник материалов по реализации федерального...
Курса “Enjoy English”, руководитель группы разработчиков ким для гиа по иностранным языкам Формирование ценностных ориентиров младших школьников в курсе английского языка iconУчитель английского языка. Место работы: мкоу «сош №3» станицы Советской, Ставропольский край
«Мультимедийные средства и новые телекоммуникационные технологии в обучении иностранным языкам.»
Курса “Enjoy English”, руководитель группы разработчиков ким для гиа по иностранным языкам Формирование ценностных ориентиров младших школьников в курсе английского языка icon«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Программа предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений и составлена на основе Примерных программ по иностранным языкам,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница