Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно эстетическому направлению школьный театр «петрушка»




НазваниеРабочая программа внеурочной деятельности по художественно эстетическому направлению школьный театр «петрушка»
страница1/5
Дата публикации21.09.2013
Размер0,58 Mb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №18 имени

Героя Советского Союза В.А.Гнедина»


Утверждаю:

директор МОУ «Основная

общеобразовательная школа№18

имени Героя Советского

Союза В.А.Гнедина»

____________Е. А. Луговенко

«____»________________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР «ПЕТРУШКА»

Учитель

Пешкова Л. Ф., учитель начальных классов

МОУ «Основная

общеобразовательная школа

№18 имени Героя

Советского Союза В. А. Гнедина»

Калтан 2011

^ Пояснительная записка

Рабочая программа «Школьный театр «Петрушка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Школьный театр «Петрушка», программы дополнительного образования «Исток» (изучение шорской традиционной культуры – региональный компонент), программы обучения детей «Театр кукол» Т. Кузнецовой.

^ Цель программы: раскрытие творческих способностей посредством кукольного театра; формирование эстетического вкуса, культуры, основ гражданственности, патриотизма через освоение явлений мировой художественной культуры; осмысление этапов развития национальной культуры, символов, образов, хореографии, праздников, быта, рода занятий.

Задачи:

- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

- научить приёмам исполнительского мастерства;

- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемые в опыте мастеров искусства;

- сформировать представление о национальной шорской культуре;

- сформировать понимание нравственных категорий: добро и зло, ложь и правда.

Содержание рабочей программы внеурочной деятельности «Школьный театр «Петрушка» соответствует целям и задачам основной образовательной программы «Гармония», реализуемой в данном учебном учреждении.

В содержании рабочей программы осуществляются межпредметные связи с учебными предметами: литературное чтение, технология, музыка, изобразительное искусство, окружающий мир.

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления.

Кукольный театр необходим школе. Это возможность почувствовать себя создателем целого мира, реализовать таланты и фантазии, воспитывать без назидания, постигая добро и зло вместе с героями – куклами.

Кукла – первое прикосновение ребёнка к искусству театра. Человеческий разум шагнул далеко вперёд, но дети без куклы и игры жить не могут. Кукла есть «оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии. «Ожившие» герои будят у ребёнка воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс. Прежде чем «оживлять» куклу, рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи.

В этом процессе общения проявляется познавательная и предметная деятельность ребёнка. Овладение речью через куклу позволяет ребёнку воспринимать явления более осознанно. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, активнее происходит психическое развитие.

Театр кукол – способ пластического мышления в пространстве. При этом главное внимание уделяется развитию ассоциативного мышления.

Актуальность программы обусловлена тем, что театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра - исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

Новизна рабочей программы внеурочной деятельности «Школьный театр «Петрушка» определена содержанием федерального государственного стандарта начального общего образования 2010 года, и реализуется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у обучающихся.

Программа данного курса представляет систему занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения (по 2 часа в неделю).

В процессе реализации программы внеурочной деятельности «Школьный театр «Петрушка» используются нетрадиционные формы занятий: экскурсии в музеи, посещение выставок, концертных залов, театров, творческие вечера и встречи с деятелями культуры, школьные фестивали.

Итоги каждого года обучения подводятся в форме отчётного спектакля юных артистов с приглашением родителей, детей, друзей, педагогов образовательных учреждений, воспитанников дошкольных учреждений.

^ Прогнозируемые результаты

По завершении 1 года обучающиеся должны:

  • получить знания об истории происхождения кукол, о видах кукол;

  • овладеть умением распределять дыхание во время произношения текста;

  • научиться сочинять истории в предлагаемых обстоятельствах и при прослушивании музыки;

  • овладеть навыком вождения перчаточной куклой;

  • научиться переносить образ героя в рисунок;

  • овладеть культурой общения со сверстниками и со взрослыми;

  • осознать чувство ответственности перед коллективом во время совместной работы по созданию спектакля;

  • знать фольклор шорского народа: сказки, предания, легенды, сказания.

По завершении 2 года обучающиеся должны:

  • научиться анализировать пьесу, давать характеристику героям;

  • овладеть умением анализировать роль, определять «зерно» характера;

  • обучиться переносу образа с эскиза в скульптуру будущей куклы;

  • научиться использовать выразительные возможности куклы;

  • уметь сочинять сказки и рифмовки;

  • научиться умению использовать метафору и ассоциации для нахождения образа-символа;

  • научиться понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.

  • знать историю создания и отличительные особенности шорского национального костюма.

По завершении 3 – 4 годов обучения обучающиеся должны:

  • познакомиться с историей театра кукол и современными творческими поисками в кукольном мире;

  • научиться умению определять идею произведения, главную задачу;

  • овладеть темпо - ритмом, чувством пространства сцены;

  • научиться общаться со зрителем и партнёром через куклу;

  • овладеть тембровой и интонационной окраской голоса;

  • освоить технику вождения кукол: перчаточной, тростевой, планшетной, марионеткой;

  • открыть для себя нравственные и эстетические ценности;

  • совершить этнографичекий поход по местам поселения шорского народа.


^ Личностные, метапредметные результаты освоения курса
В результате изучения данного курса у выпускников начальной школы будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами изучения курса являются:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

  • способность к самооценке;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания своего «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

  • знание основных моральных норм;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.



Регулятивные универсальные действия

Выпускник научится:

  • определять и формулировать цель деятельности;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения различных задач;

  • строить речевое высказывание как в устной, так и письменной форме;

  • основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные УУД

  • Выпускник научится:

  • допускать возможность существования различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

^ Формы подведения итогов и контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

  • промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы, проводимые в образовательном учреждении;

  • итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.

Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.

Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.

Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.

Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.

^ Учебно-тематический план на 1 год обучения



№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Особенности театральной терминологии

4

2

2

2

Устройство ширмы и декораций

12

2

10

3

Особенности изготовления кукол

16

4

12

4

Речевая гимнастика

8

2

6

5

Особенности работы кукловода

12

2

10

6

Выбор пьесы

4

1

3

7

Знакомство с произведениями шорского народа

4

1

3

8

Репетиция, спектакль

8

2

6




ВСЕГО:

68

16

52


^ Содержание курса

(первый год)


  1. Вводное занятие. Особенности театральной терминологии

Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движения куклы (движение головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.

^ Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

  1. Устройство ширмы и декораций

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.

^ Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.

  1. Особенности изготовления кукол

Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления различных частей куклы (куклы-девочки, зайца, волка, медведя и др.). Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.

^ Практическая работа: изготовление различных кукол.

  1. Речевая гимнастика

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т. п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.

^ Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи.

  1. Особенности работы кукловода

Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движений куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, гримёр, осветитель и др.)

^ Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля.

  1. Выбор пьесы

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (по два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Посещение кукольных спектаклей в театре. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.

^ Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предполагаемых обстоятельствах на сцене.

  1. Знакомство с произведениями шорского народа

Знакомство с разнообразным шорским фольклором, героические сказания, герои, богатыри. Шорские сказки.

^ Практическая работа: посещение краеведческого музея в г. Осинники.

  1. Генеральная репетиция. Спектакль

Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.

^ Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей; показ спектакля учащимся начальной школы, дошкольникам; участие в смотре школьных кукольных театров.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно эстетическому направлению школьный театр «петрушка» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Волшебный мастер»
Программа внеурочной деятельности учащихся 1 класса по художественно – эстетическому направлению «Волшебный мастер»
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно эстетическому направлению школьный театр «петрушка» iconРабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно эстетическому направлению школьный театр «петрушка» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!»
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно эстетическому направлению школьный театр «петрушка» iconОбразовательная программа Дополнительного образования детей по художественно-эстетическому...
Дополнительного образования детей по художественно-эстетическому направлению. Детское объединение «Формика»
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно эстетическому направлению школьный театр «петрушка» iconПрограмма развития муниципального бюджетного дошкольного
«Детский сад №31 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому направлению развития...
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно эстетическому направлению школьный театр «петрушка» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному...
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно эстетическому направлению школьный театр «петрушка» iconРабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному...
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно эстетическому направлению школьный театр «петрушка» iconОсновная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного...
Затонская, 5 – А, г. Красноярск, рф, 660025, тел./факс: (391)213 -11-74, e-mail: mdou22@yandex ru
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно эстетическому направлению школьный театр «петрушка» iconГодовой план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №115
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития...
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно эстетическому направлению школьный театр «петрушка» iconРабочая программа педагога литовченко Ольги Вячеславовны по внеурочной...
Настоящая программа по внеурочной деятельности в кружке «Весёлые нотки» для 1 класса составлена в соответствии с нормативными документами...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница