Пояснительная записка. Наименование документов положенных в основу составленной рабочей программы




Скачать 487,5 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Наименование документов положенных в основу составленной рабочей программы
страница1/4
Дата публикации20.09.2013
Размер487,5 Kb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка.

Наименование документов положенных в основу составленной рабочей программы:
Рабочая программа по искусству для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с:

  • Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего обра­зования (Приказ МО РФ от 05. 03. 2004 № 1089)

  • Федеральным базисным учебным планом для основного общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09. 03. 2004 № 1312)

  • Авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.


Кому адресована программа:
^ Тип учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вид учебного учреждения: основная общеобразовательная школа (II ступень)

Класс: 8

^ Общая характеристика учебного предмета


Создание этой программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современ­ное информационное, социокультурное пространство. Содер­жание программы обеспечит понимание школьниками значе­ния искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из девяти разделов, последова­тельно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло­гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать ос­новные

^ Цели и задачи, ключевые компетенции

развитие эмоционально-эстетического восприятия дейст­вительности, художественно-творческих способностей учащих­ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зритель­но-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

воспитание культуры восприятия произведений изобра­зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

формирование устойчивого интереса к искусству, спо­собности воспринимать его исторические и национальные особенности;

приобретение знаний об искусстве как способе эмо­ционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декора­тивно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитек­туры, кино, театра;

овладение умениями и навыками разнообразной худо­жественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси­хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

^ Цель программы — развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

— культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;

— воспитание художественного вкуса;

— приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного са­мообразования.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информацион­ные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значе­ние имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно­логии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства раз­ных искусств в своем творчестве.

^ Примерный художественный материал, рекомендован­ный программой, предполагает его вариативное использова­ние в учебно-воспитательном процессе, дает возможность ак­туализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих эта­пах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

^ Результаты освоения программы «Искусство»

Изучение искусства и организация учебной, художествен­но-творческой деятельности в процессе обучения обеспечива­ет личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоциональ­но-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображе­ние, образное и ассоциативное мышление, стремление прини­мать участие в социально значимой деятельности, в художест­венных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гар­монизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представле­ние о мире, развивается образное восприятие и через эстети­ческое переживание и освоение способов творческого само­выражения осуществляется познание и самопознание.

^ Предметными результатами занятий по программе «Ис­кусство» являются:

  • освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости ис­кусства, его места и роли в жизни человека; уважение куль­туры другого народа;

  • знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств ху­дожественной выразительности, языка разных видов искусства;

  • устойчивый интерес к различным видам учебно-твор­ческой деятельности, художественным традициям своего на­рода и достижениям мировой культуры.

Выпускники основной школы научатся:

• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искус­ства;

• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, пред­ставленных в произведениях искусства, делать выводы и умо­заключения;

• описывать явления музыкальной, художественной куль­туры, используя для этого соответствующую терминологию;

• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и на­выки в каком-либо виде художественной деятельности; ре­шать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства яв­ляются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

  • работа с разными источниками информации, стремле­ние к самостоятельному общению с искусством и художест­венному самообразованию;

  • культурно-познавательная, коммуникативная и соци­ально-эстетическая компетентности.

Отличительные особенности программы

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Межпредметные связи.

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест
^ Место предмета в федеральном учебном плане всего курса и указанного класса
БУП 2004 года предусматривает на курс искусство в 8-9 классах - 68 часов, из них на преподавание искусства в 8 классе – 34 часа:

В неделю – 1 час

1 четверть – 8 часов;

2 четверть – 8 часов;

3 четверть – 11 часов;

4 четверть – 7 часов.
^ Срок реализации программы:

Срок реализации данной программы - 1 учебный год. Она рассчитана на учащихся 8 класса МОУ «ООШ с.Клевенка». Уровень подготовки учащихся позволяет изучать предполагаемый курс на базовом уровне.
^ Используемые технологии (формы и методы)
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:

  • Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • Метод эмоциональной драматургии;

  • Метод создания «композиций»;

  • Метод игры;

  • Метод художественного контекста.

Формы организации обучения: индивидуальные, групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Аргументация изменения часов по темам

В примерной программе на изучение курса отводится 35 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в соответствии с учебным планом ОУ, уменьшение за счет объединения часов.


^ Инструментарий оценки достижений учащихся
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться:

  • музыкальные викторины на определение музыкальных произведений;

  • анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и музыкальной формы;

  • тестирование, разработанное авторами программы.


Предполагаемые результаты для 8 класса

Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, осо­бенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на ос­нове характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об ос­новной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполни­телях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классиче­ских произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составле­нии домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандарт­ный уровень знаний, умений, навыков.

^ Система оценки знаний учащихся

В соответствии со стандартом второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения школьников к искусству. Важным показателем успешности достижения результатов является участие выпускников в различных формах культурно-досуговой деятельности класса.

Предметными результатами изучения музыки являются:

- устойчивый интерес к искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, значение основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных

музыкальных произведений, общее преставление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

- эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

- осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства ;

- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

- личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах.

- перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучениях других школьных предметов их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

^ Содержание тем учебного курса
Искусство в жизни современного человека - 2 часа

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Роль искусства в формировании художественного и научного творческого мышления

Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад — Россия — Восток). Выразительные средства разных видов искусства в контексте разных стилей

^ Искусство открывает новые грани мира (7 часов)

Искусство как образная модель окружающего мира, обо-гащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знание научное и знание художественное

Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров

Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. Особенности познания мира в современном искусстве

Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. Особенности познания мира в современном искусстве(закрепление)

Непосредственность и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции

Непосредственность и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции (Закрепление)

^ Искусство как универсальный способ общения (7 часов)

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении на-родов, стран, эпох.

Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации

Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом.

Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой человеку средой и человеком среде

Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др. '

Лаконичность и емкость художественной коммуникации.

Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам

^ Красота в искусстве и жизни (11 часов)

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания

Символы красоты

Символы красоты (Закрепление)

Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве

Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве (Закрепление)

Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру.

Соединение в художественном произведении двух реальностей — действительно существующей и порожденной фантазией художника

Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи

Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи (Закрепление)

Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства.

Поэтизация обыденности. Красота и польза

^ Прекрасное пробуждает доброе - 7 часов

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством — это «тихая работа» (Ф. Шиллер)

Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства. Искусство как модель для подражания

Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др.

Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др. (Закрепление)

Синтез искусств в создании художественного образа спектакля

Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения — художника, композитора, писателя

Идеал человека в искусстве. Воспитание души

^ Учебно-тематический план



п/п


Тема урока

Всего

В том числе

Контрольные работы

Зачёты




Искусство в жизни современного человека.

2










Искусство открывает новые грани мира.

7










Искусство как универсальный способ общения.

7










Красота в искусстве и жизни.

11










Прекрасное пробуждает доброе.

7

1



  1   2   3   4

Похожие:

Пояснительная записка. Наименование документов положенных в основу составленной рабочей программы iconПояснительная записка. Наименование документов положенных в основу...
Охватывает многие виды народных промыслов. Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность...
Пояснительная записка. Наименование документов положенных в основу составленной рабочей программы iconПояснительная записка Наименование документов, положенных в основу...
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Пояснительная записка. Наименование документов положенных в основу составленной рабочей программы iconРабочая программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка
Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263, за основу рабочей программы взята: Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных...
Пояснительная записка. Наименование документов положенных в основу составленной рабочей программы iconПояснительная записка
Рабочая программа курса «Обществознание» составлена на основе примерной программы по обществознанию, составленной на основе федерального...
Пояснительная записка. Наименование документов положенных в основу составленной рабочей программы iconКласс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы курса краеведения для 8-11 классов, составленной на основе программы курса краеведения...
Пояснительная записка. Наименование документов положенных в основу составленной рабочей программы iconПояснительная записка к рабочей программе по истории в 11 классе,...
Н. В. Загладин, Х. Т. Загладина по истории к учебникам Н. В. Загладина, «Всеобщая история для 11 кл общеобразовательных учреждений»....
Пояснительная записка. Наименование документов положенных в основу составленной рабочей программы iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...
Пояснительная записка. Наименование документов положенных в основу составленной рабочей программы iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...
Пояснительная записка. Наименование документов положенных в основу составленной рабочей программы iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...
Пояснительная записка. Наименование документов положенных в основу составленной рабочей программы iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница