Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Примерной учебной программы с учетом национально-регионального компонента и соответствует




Скачать 136,37 Kb.
НазваниеРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Примерной учебной программы с учетом национально-регионального компонента и соответствует
Дата публикации12.09.2013
Размер136,37 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > Культура > Рабочая программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

г. ПОЛЯРНЫЕ ЗОРИ

Рассмотрено

Согласовано

Утверждено приказом

на заседании

Зам.директора по УВР

по МОУ СОШ №4

методического совета




№ ____

МОУ СОШ №4

_________Струц О.Н.

от «_____» ________2011г.

Протокол №_____

«____» _______ 2011г.




от «____»________ 2011г.









Рабочая программа

«Изобразительное искусство. 5-9 класс»

Составитель:

учитель изобразительного искусства

МОУ СОШ №4 г.Полярные Зори

Сафронова Наталья Ивановна

2011 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Примерной учебной программы с учетом национально-регионального компонента и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования по изобразительному искусству.

Программа рассчитана на 34 часа в год(1час в неделю) для 5-8 классов и 17 час в год для 9 классов.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов).

^ Цели художественного образования:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.


^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

  • Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

  • Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

^ Учебно-методическое обеспечение:

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программного методического комплекса, в который входят: примерная типовая программа по изобразительному искусству, программно-методические материалы для учителей изобразительного искусства ( национально-региональный компонент), учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс, авторы: Н.А Горяева, О.В.Островская (каждый учебник имеет методически рекомендации). Программа Б.Неменского, рабочая тетрадь «Твоя мастерская», учебник «Изобразительное искусство в жизни человека» 6 класс Л.А.Неменская.

Дополнительная литература:

  1. Балашов Д.М. Сказки Терского берега Мурманск 1972

  2. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в 19-начале 20 в.; Этнограф. Очерки Л. Наука,1983

  3. Евтюкова О.А.Народное декоративно-прикладное искусство поморов и саамов Кольского Севера Мурманск 1994

  4. Иванов ЕВ. Народное декоративно-прикладное искусство Кольских саамов .Учителю о народной культуре поморов и саамов Кольского Севера Мурманск 1994

  5. Крючков В.В., Кондратович И.И. Памятники природы Кольского Севера.Мурманск,1988.

  6. Неруш И.А. Города Кольского Севера. Очерк истории строительства и формирования на Кольском полуострове. Мурманск,1978.

  7. Пация Е.Саамские сказки .Мурманск,1990



^

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ обучающихся.


В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

Знать, понимать:

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств, основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства их основные произведения; наиболее крупные художественные музеи России и мира; значение изобразительного искусства в художественной культуре;

Уметь:

  • применять художественные материалы выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: восприятия оценки произведений искусства; самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах(дизайн костюма, интерьера, предмета).
^ Основное содержание.

5класс

1. Язык изобразительного искусства и художественный образ(27 час.)

Древние образы в народном искусстве(нрк). Изобразительные мотивы северных узоров :солнце, море, и т.д ; Декор русской избы. Жилище древних саами.(эскиз древних саамов); Внутренний мир русской избы.(нрк) Внутреннее убранство жилища саами(эскиз жилища саамов);Конструкция, декор предметов народного быта и труда(прялка, грабилка для сбора ягод);Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки(и орнаментах народов Севера);Народный праздничный костюм. Характерные черты и особенности саамского костюма; Народные праздничные обряды.(Календарно-обрядовый цикл и его отображение в сезонных особенностей костюма);Древние образы в современных игрушках(роспись Дымковской игрушки);Истоки и современное развитие народных промыслов России. Искусство Гжели( по мотивам росписи Гжельской посуды);Искусство Городца(эскиз росписи шкатулки);Искусство Хохломы(роспись тарелки);Искусство Жостова(роспись Жостовского подноса);Русская матрешка Роспись по мотивам Полхов- Майдана;Связь времен в народном искусстве .Эскиз оберега древних саамов; Природный материал (лыко,щепа,береста)вид народного творчества в северном крае (эскиз декора птицы);Декоративная работа»Птица- счастья»;Берестяные изделия:туеса, лукошки,короба,приемы их орнаментации; Художественные ремесла саамов и Кольских поморов(Мурманский областной Центр ремесел)

^ 2. Тема,сюжет и содержание в изобразительном искусстве(5час.)

Искусство древней Руси -фундамент русской культуры; Богатство культурных традиций края. Мезенская роспись.; Творческая работа «Варежка»(саамские узоры);Влияние народных традиций на творчество современных художников прикладников; Тематическая композиция «Праздник Солнца»

^ 3. Изобразительное искусство, его виды и жанры(2час.)

Декоративно-прикладное и народное искусство; Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека; Эскиз праздничного саамского костюма.


  1. класс

^ 1.Изобразительное искусство, его виды и жанры.(18 час.)

Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Изобразительное искусство как способ познания/общения и эмоционального отражения окружающего мира мыслей и чувств человека. Рисунок-основа изобразительного творчества. Виды графики(станковая,книжная плакатная,промышленная). Рисунок по воображению. Линия и ее выразительные возможности. Анималистический жанр. Рисунок «Животные Кольского полуострова» Пятно как средство выражения, композиция как ритм пятен. Зарисовки трав, цветов, растений Кольского края. Цвет. Основы цветоведения Виды живописи(станковая,монументальная,декоративная,садоао-парковая)Археологические находки на Кольском севере)Основы языка изображения. Жанры в изобразительном искусстве и их развитие в культуре. Реальность и фантазия в творчестве художников. Натюрморт в живописи(учебный рисунок)Произведения выдающихся художников Изображение предметного мира-натюрморт. Декоративный натюрморт из предметов быта саамов и Кольских поморов. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов(туесок для сбора ягод) Изображение объема и линейная перспектива(построение) Освещение. Свет и тень(учебный рисунок)Виды архитектуры. Города Кольского Севера. Первые жилища, храмы, города(эскиз жилища саамов)Особенности портрета. Идеал человека в искусстве Кольского края от древности до наших дней. Бытовой жанр и интерьер. Простота и целесообразность деталей во внутреннем убранстве жилища саамов(эскиз внутреннего убранства)Особенности пейзажа. Мир природы во всех видах искусства- неотъемлемая часть духовного мира человека, воплощение эстетического идеала.

^ 2.Язык изобразительного искусства и художественный образ (9 час.)

Художественно выразительные средства живописи, графики, скульптуры. Композиция (ритм, пространство, симметрия, асимметрия). Учебный рисунок. Линейная и воздушная перспектива (построение пространства). Пропорции и пропорциональные отношения. Тон и тональные отношения. (моделировка света и тени). Колорит. Световой контраст. Декоративная композиция «Рыбы». Линий, штрих, пятно. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета. Моделировка светотенью и цветом. Декоративная композиция «Праздник Солнца».
^ 3.Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (7 часов).

Искусство Кольского Севера в контексте культуры Древней Руси. Вечные темы и Великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом искусстве России. Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве России. Мемориальный ансамбль. Крупнейшие художественные музеи страны. Ведущие художественные музеи мира.
7 класс

^ 1. Изобразительное искусство, его виды и жанры (20 часов).

Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции строения фигуры человека. Гений эпохи возрождения Леонардо да Винчи. Набросок фигуры человека с натуры (учебный рисунок). (НРК) Изображение фигуры человека в саамском зимнем костюме. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. Произведения выдающихся художников. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Связь праздников и обрядов с мифологией народов Кольского Севера с христианским православием. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр. Быт древних саамов и поморов. Детали саамского дома. Сюжет и содержания в картине. Композиция «Край, в котором мы живем». Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Народный календарь, как отражения повседневной жизни, бытовой и духовной. Творческая работа «Народный календарь». Жизнь в моем городе в прошлых веках. Города Кольского Севера. Рисунок по представлению праздник и карнавал в изобразительном искусстве. Верность традиции предков. Эскиз рисунка «Рождество». Пейзаж. Творчество современных художников Севера. Тематическая композиция «Полярная ночь». Батальный жанр. Выполнения работы в батальном жанре. Особенности в развитие народов Кольского Севера, взаимосвязь его видов и жанров в художественной культуре. Натюрморт. Анималистический рисунок. Рисунок «Птицы Кольского полуострова». Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Творчество современных художников Мурманской области.

^ 2. Язык изобразительного искусства и художественный образ (6 часов).

Художественный образ в живописи, графике, скульптуре. Рисунок на свободную тему. Композиция (ритм, пространство). Тематическая композиция «Северное сияние». Перспектива. Использование языка живописи. Рисунок «Морской пейзаж». Создание композиции на плоскости и в пространстве «Северные дали». Использование языка дизайна. Дизайн и моделирование современного костюма верхней одежды с использованием мотивов северного орнамента.

^ 3. Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (8 часов).

Древние памятники архитектуры Новгорода, Пскова, Владимира. Церковное зодчество на Кольском полуострове. Русская иконопись 18 – 20 вв. Икона А.Рублева «Троица», фрески Дионисия. Изобразительное искусство 18 – 20 вв. Художники передвижники. Доклад. Стиль и направление в изобразительном искусстве (В.Растрелли, Э.Фальконе, В.Бажанов) и т.д. Великие темы и великие исторические события в русском искусстве. Исторические темы и великие события в русском искусстве (Рафаэль, М.Буонарроти, Рембрандт, Роден).Тема Великой Отечественной войны в искусстве России. Художник – творец – гражданин. Рисунок «Северный флот».


  1. класс

^ 1.Синтез искусств(2час.)

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность .Прямые линии и организация пространства. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем.

Общность жизненных истоков.

^ 2.Изображение в полиграфии(8час.)

Цвет-элемент композиционного творчества. Свободная композиция Множественность, массовость и общедоступность полиграфической продукции .Формы полиграфической продукции(творческая работа-эскиз оформление декоративной открытки) Буква-строка-текст. Стилевое единство изображения и текста. Художники книги (И.Билибин, В.Фаворский)Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Проектирование обложки книги «Саамские сказки»(эскиз)Многообразие форм полиграфического дизайна. Проектирование плаката»За гранью Полярного круга»

^ 3. Синтез искусств в архитектуре.(12 час.)

Объект и пространство. Виды архитектуры. Выразительные средства архитектуры(композиция, тектоника, масштаб);Стили в архитектуре; Роль культовых построек, как архитектурных доминант. Виды культурных построек своеобразие архитектурного декора; Художественно-нравственное воздействие облика христианского храма, его взаимосвязь с окружающей средой.(Успенская церковь на Варзуге);Связь народной архитектуры с природным ландшафтом. Связь архитектуры и дизайна в современной культуре. Композиция в дизайне(ландшафт).Зарисовки элементов архитектуры. Рисование памятников архитектуры: Умбы, Колы, Варзуги(творческое задание)

^ 4. Синтез искусств в театре.(5час.)

Художники театра(В.Васнецов, А.Бенуа, М.Врубель)Создание эскиза оформления сцены(фестиваль «Хибинская весна» Эскиз праздничного саамского костюма.

^ 5. Изображение в фотографии.(3 час.)

Выразительные средства в фотографии. Художественный образ в фотоискусстве(фото на пленере)Создание художественной фотографии»Краски земли Северной»

^ 6. Синтетическая природа экранных искусств.(2час.)

Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, музыка, звук).

^ 7.Изображение на компьютере.(1 час.)

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии и дизайне(проектирование визитной карточки города «Полярные Зори».
9 класс

^ 1.Синтез искусств(1час.)

Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.

2.Синтез искусств в архитектуре(2час.)

Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Памятники жилой и культовой архитектуры на территории Варзуги, сохранившееся в крае

^ 3.Синтез искусств в театре.(5 час.)

Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография (театрально-декорационное искусство).Взаимосвязь элемента декора, материала и техники(эскиз занавеса).Оформление пригласительного билета к фестивалю «Хибинская весна»

^ 4.Изображение в полиграфии(3 час.)

Иллюстрирование литературных произведений Е.Пация «Саамские сказки»Проектирование открытки. Композиция «Край мой Севером зовется»

5.Изображение в фотографии(3 час.)

Изображение в фотографии. Художественная культура Кольского Севера: древнего и современного. Особенности художественной фотографии. Идеал человека в искусстве Кольского края. Создание фотоколлажа «Праздник Солнца»

6.Синтетическая природа экранных искусств(2 час.)

Специфика киноизображения. Выражение творческой деятельности своего отношения к изображаемому.

7.Изображение на компьютере(1час.)

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии и дизайне.

Похожие:

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Примерной учебной программы с учетом национально-регионального компонента и соответствует  iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы»под редакцией доктора педагогических...
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Примерной учебной программы с учетом национально-регионального компонента и соответствует  iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы среднего общего образования по изобразительному искусству
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Примерной учебной программы с учетом национально-регионального компонента и соответствует  iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Примерной учебной программы с учетом национально-регионального компонента и соответствует  iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Примерной учебной программы с учетом национально-регионального компонента и соответствует  iconРабочая программа по изобразительному искусству умк «Школа 2100»
«Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта...
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Примерной учебной программы с учетом национально-регионального компонента и соответствует  iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./В....
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Примерной учебной программы с учетом национально-регионального компонента и соответствует  iconПримерные программы по учебным предметам, реализуемым в рамках краевого...
Примерная программа по учебному предмету «Литература Красноярского края» составлена на основе краевого (национально-регионального)...
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Примерной учебной программы с учетом национально-регионального компонента и соответствует  iconПояснительная записка Программа составлена на основе стандарта национально-регионального...
Программа составлена на основе стандарта национально-регионального компонента для основной школы, Закона рх «Об образовании» №53...
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Примерной учебной программы с учетом национально-регионального компонента и соответствует  iconРабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует...
Умк под редакцией Т. Я. Шпикаловой. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены некоторые изменения формулировок тем уроков (с тем,...
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Примерной учебной программы с учетом национально-регионального компонента и соответствует  iconРабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса соответствует...
Заместитель директора школы по увр моу сош №2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Губкин
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница