Вопросы, вопросы, вопросы Жизнь задает их нам каждый день




Скачать 153,84 Kb.
НазваниеВопросы, вопросы, вопросы Жизнь задает их нам каждый день
Дата публикации03.09.2013
Размер153,84 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы


Автор: Сычева Елена Владимировна,

классный руководитель 8 «Б» класса

МОУ СОШ №11, ст. Кирпильской,

Усть-Лабинского района.

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»


"Для воспитания детей нужен не великий ум,

а большое сердце – способность к общению,

к признанию равенства душ".

С. Соловейчик.

Уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось поговорить о воспитании и том, какую роль выполняет в этом процессе классный руководитель. Тема моего выступления «Роль классного руководителя в воспитании ученика». Слайд 1.

В нашем современном мире мало покоя и счастья, но много противоречий и отчаянья. На каждом шагу мы сталкиваемся с упадком общества. Люди проявляют все большую отчужденность друг от друга. И в это нелегкое время нам доверили воспитание детей. Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова

А.С. Макаренко. Слайд 1. Очень важно, чтобы ребенок ощущал и чувствовал душой, что в школе его ждут труд, общение, дружба. Усвоение человеческой, нравственной культуры ребенку не дается легко и сразу, поэтому необходимо помочь человеку стать личностью, направляя профессионально и с любовью его усилия, корректируя отношения между сверстниками. И в этом ему может помочь человек имя, которому «Классный руководитель». Слайд 2.

Слайд 2 Классный руководитель помогает каждому ребенку максимальную позитивно раскрыться в коллективе, найти в себе лучшее, развить свои способности, в т.ч. способности к самоопределению, к самоорганизации, к самореабилитации.

В разные периоды своей жизни каждый человек задается философскими вопросами:
«Чего я достиг в этой жизни? Каким путем идти дальше?»
Вот так и я - чем больше работаю в школе, тем чаще задаю себе эти же вопросы.
Позади беззаботное детство, школьная жизнь, студенческие годы... И вот я в моей, такой уже родной школе. Рядом со мной дети, дети разные, каждый со своим характером, эмоциями, собственным жизненным опытом. Кем я стану для них? Кем стану я для педагогов - моих коллег? Вопросы, вопросы, вопросы... Жизнь задает их нам каждый день.
^ Театр начинается с вешалки, с чего же должна начинаться школа? Безусловно, с воспитания. «Дети - цветы земли», - слышим мы часто.

Я вижу в этой фразе более глубокий смысл. Не секрет, что красота и благоухание цветов во многом зависят от неустанного труда цветовода, так и духовный мир ребенка находится под пристальным вниманием учителя.
Как и цветовод, использующий современные технологии выращивания, учитель должен стремиться к совершенным методам обучения и воспитания. Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Да, цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.

Все со мной согласятся, что классный руководитель совмещает в себе почти все виды человеческой деятельности: игровую, учебную, трудовую и учит этому своих подопечных. А итог прост: играя, мы учимся, обучаясь, мы трудимся; а добившись высокого профессионализма в своем деле, работаем играючи.
^ Профессионализм учителя, педагога - величина, складывающаяся из многих параметров.
Сегодня мало говорить о том, что учитель должен хорошо знать свой предмет, в совершенстве владеть методикой преподавания. Конечно же, это - основа основ учительской профессии. Но сегодня все более востребованными становятся такие качества педагога, как: общая культура, нацеленность на духовное развитие подрастающего поколения.
На мой взгляд, важнейшая задача формирования личности - нравственное воспитание человека. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.
Безнравственный знаток физики и химии более опасен, чем работник, не владеющий этими знаниями. А если таковым окажется руководитель?! В силу разных причин, большинство педагогов сегодня отдаляются от детей, стараясь взять большую учебную нагрузку, превращаются лишь в «урокодателей» (кстати, очень хороших).
А статус классного руководителя упал до статуса «делопроизводителя»: журнал, личные дела, списки и т.д. Классного руководителя перегрузили бумажными отчётами, справками, всевозможными планами, что, в конце концов, у него появляется выбор: вовремя заполнить и сдать нужные бумажки, грамотно оформленные, и быть на хорошем счету у администрации или вести живую, интересную работу с детьми. Сейчас стало модно говорить научными словами, оперировать сложными терминами, составлять чуть ли не научные трактаты о воспитании, чтобы повысить разряд, а заглянуть в душу ребёнку, увидеть его проблемы и помочь ему - у большинства на это нет времени, а часто и желания. Очень часто забывается одно из правил педагогики: «Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем». Слайд 3. Именно эту аксиому я ставлю во главу угла в своей работе и стараюсь донести ее до каждого своего коллеги – педагога. К счастью, ещё немало хороших, умных, добрых классных руководителей, именно хороших, любящих своё дело и детей.
Еще в 1701 году профессор Московского университета Сырейщиков Е.Б. в статье «О пользе нравоучения при воспитании юношества» писал, что от всех болезней душевных предохраняет человека нравственная наука, что науку эту надо преподавать как можно раньше. Я горда тем, что многие классные руководители нашей школы знают это, и с успехом вводят в систему воспитательной работы проведение «уроков нравственности». На этих уроках осмысливается ценность таких понятий, как любовь, Родина, семья, мир, уважение, толерантность и т.д.
Я очень часто вглядываюсь в лица наших учеников, люблю по утрам наблюдать, как входят они один за другим в школу, ловить их приветливый взгляд. Меня всегда волнует их настроение, тот вопрос, который они зададут мне сегодня, смогу ли я оправдать их ожидания.
Не описать ощущение почти физической боли, когда соприкасаешься с озлобленной детской душой. Как много недополучил он от своих близких, если волчонком смотрит на мир. Сколько добра, тепла и любви обошли его стороной.
В таких случаях в моей работе на первый план выходит просто человеческое: помочь, понять, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам. Принцип «не навреди», в педагогике не менее важен, чем в медицине. Как предотвратить ошибки, не навредить человеческой судьбе. Что нужно для этого учителю? Необходима мудрость, которая основывается на особом отношении к ученикам. Детей нужно любить такими, какие они есть, вне зависимости от того отличники они или совсем нерадивые ученики. Надо твердо осознавать, что абсолютно одинаковых учеников нет и всех мерить одной меркой нельзя.
Я стараюсь не абсолютизировать кого-либо из учеников и под этот эталон - «подгонять» обучение всех. Здесь моими помощниками становятся время и терпение, когда шаг за шагом я веду своих учеников к успеху. Это совершенно не значит, что они обязательно достигнут значительных высот в исполнительстве, т.е. мера успеха бывает различной.

Помочь ребенку найти себя, заявить о себе, обрести уверенность стоящему на перепутье подростку, в каждом видеть хорошее, дать каждому шанс - вот те задачи, которые я поставила перед собой, вот мое педагогическое кредо.
Обсуждая в коллективе вопросы развития воспитательной работы, мы говорим не о мероприятийной деятельности, а о деятельности, воспитывающей, о человеческом общении, формировании межличностных отношений, благоприятного микроклимата. Естественно, по-новому звучит сегодня и задача классного руководителя - уметь быть готовым взять на себя ответственность за судьбу ребенка - ибо, как писал Антуан де Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Слайд 4.

Слайд 5.

Классный руководитель глазами детей и родителей.

Каждый человек, обучаясь в учебных заведениях различного типа, имеет дело с людьми, которые выбрали профессию педагога. Педагог сегодня- это спектр функций, главная из которых – воспитание человека - в самом широком смысле этого слова. И если мы, говорим о воспитании, то в первую очередь, говорим о педагоге, классном руководителе. Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именем этого человека. Если этот человек сочетает в себе качества педагога, психолога, воспитателя, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты с родителями и педагогами, именно ему поверяются детские тайны. Значит, деятельность эта необходима, и человек, выполняющий эту функцию нужен? Сегодня существуют разные мнения по этому поводу. Многие считают, что современный классный руководитель нужен и относиться к своей должности он должен неформально и ответственно.

Интересны результаты социологических исследований по этой проблеме, проведенных в нашей школе. Было опрошено 50 человек. 70 % ответов говорят о том, что роль классного руководителя трудно переоценить, особенно в наше время, когда родители заняты поддержанием материального положения семьи. На общение с ребенком остается минимум времени. 20% опрошенных объясняют и оправдывают себя профессиональной занятостью, увеличением количества рабочего времени.

И только 10% считают, что институт классного руководителя себя изжил. Но анализ показал, что эти 10%- семьи, в которых матери не работают и сами занимаются воспитанием.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль классного, по мнению большинства родителей, является важной и необходимой.

А как оценивают роль классного руководителя сами дети? Мнение большинства учащихся можно определить следующими высказываниями: «классный руководитель- это человек, который всегда помогает в трудные минуты твоей жизни», « классный руководитель - знает все твои сильные и слабые стороны и помогает корректировать и совершенствовать их», «классный руководитель помогает вести диалог с родителями и учителями».

Слайд 6.

Какие личные качества классного руководителя являются самыми значимыми? По сумме мнений, высказанных детьми в 8 «Б» классе, личные качества классного руководителя можно распределить так: 90% - тактичность; 86%- доброта; 75% - умение хранить тайны; 70% - умение учитывать индивидуальные особенности ученика; 69% - чувство юмора. Таким образом, дети считают, что роль классного руководителя в школе это необходимость.
Из опыта работы.
«Трудно быть воспитанным,

если тебя не воспитывают».

^ Профессор Н.Е. Щуркова

Воспитательная работа является одним из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений страны и занимает особое место в работе любого педагога-предметника и, тем более, классного руководителя.

Начиная с 2005 года, я являюсь классным руководителем любимого мною 5-…8 «Б» класса. Слайд 7.

В текущем учебном году у меня появилось время для подведения некоторых итогов своей работы в качестве классного руководителя, подготовки к следующему учебному году. Много сделано, еще больше есть в задумках.

Предлагаю Вам познакомиться с некоторыми материалами моей «Папки классного руководителя». Они помогали, и будут помогать планировать свою и детскую работу, отчитываться за ее выполнение.

Воспитательная работа должна быть основана на изучении и анализе каждого из учащихся и проведении (помимо основных воспитательных мероприятий) ряда мероприятий, преследующих общую цель формирования классного коллектива и создания условий для духовного, нравственного и физического развития каждого из ребят, формирования у них навыков самообразования и самовоспитания.

Но все же главное педагогическое условие правильного воспитания - это благополучие воспитанника в главном виде деятельности в период становления личности. От успешности в ней зависит и авторитет среди педагогов и сверстников, а стало быть, отношение к себе и внутреннее самочувствие. Поэтому важнейшим условием благополучного внутреннего мира и становления психически здоровой личности подростка является его успешность в учебе. Воспитательную работу нельзя отрывать от учебной. Сделать детей эрудированнее, свободнее в суждениях, раскованнее в общении, увереннее в себе позволяет личностно- ориентированный подход в обучении. Такое обучение является воспитывающим.

Личностно- ориентированный подход в воспитании представляет собой педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, разноуровневый, дифференцированный подходы. Слайд 8.
Все эти составляющие взаимосвязаны. Искажение какой-либо части влечет к изменению всего целого.

Личностно- ориентированный подход в воспитании позволяет сформировать ценностные ориентиры школьника.

Большое значение в воспитании личности имеет воспитательная система. С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей она (воспитательная система) создается и развивается, с другой - эта система выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач.


^ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

УСПЕШНОЕ РЕШЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Воспитательную систему класса необходимо строить с учетом целей и задач школы.

С учетом школьных целей и задач формируются

^ ЦЕЛИ КЛАССА: Слайд 9.

Среди главных целей воспитательной работы в классе выделено 5 основных:

1.Воспитание усидчивости, внимательности, общей культуры через индивидуальные беседы, работу с психологической службой школы, беседы и классные часы, участие в культурных мероприятиях, проводимых в МОУ СОШ № 11 и станице.

2.Формирование дружного отзывчивого коллектива через общеклассные мероприятия, классные часы, посещение заболевших детей, поздравление именинников, поздравление ветеранов войны и труда, инвалидов с государственными праздниками.

3.Развитие коммуникативных навыков и познавательных интересов школьников через привлечение каждого ученика к занятиям в кружках, секциях, факультативах, участию в олимпиадах, предметных неделях; общественные поручении, раскрытие своего «Я» в индивидуальных творческих проектах, выставках и т.д.

4.Формирование устойчивой нравственной и правовой позиции, духовности, взгляда на мир, основанных на культурных православных традициях путем бесед, дискуссий, классных часов, экскурсий по тематике основ православной культуры, мировой художественной культуры, этики, права, нравственности.

5.Формирование навыков самообразования и самовоспитания.

ЗАДАЧИ:

- способствовать развитию познавательных процессов и интересов личности - учащихся, а также расширения правовых знаний;

- поддерживать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся;

- создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем.

^ ОСНОВНАЯ ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО СООБЩЕСТВА:

Слайд 10.

ДОСТОЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК, СПЛОЧЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ.

Определив цели воспитательной работы, необходимо построить и саму работу, да так, чтобы она эффективно работала, была интересна. Я решила спланировать ее по направлениям. Какие направления должны быть приоритетными в работе классного руководителя в современных условиях, чтобы воспитание было успешным? Итак…
^ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ В 8 «Б» КЛАССЕ: слайд 11.

1.Здоровье

Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие здоровья ученика. Имеется ввиду его физическое и психическое здоровье.

2.Взаимодействие

Не менее важным направлением в работе классного руководителя является работа по организации общения и взаимоотношений в следующих системах:

- учитель – ученик;

- ученик- ученик;

- учитель- ученик- родитель;

Целью педагога в организации этой работы является передача детям опыта (умений, знаний и навыков) социального общения людей, опыта поколений.

3.Нравственность

Помимо развития у ребенка его знаний о своих физических качествах, умения общаться огромное значение имеет работа по развитию его нравственных качеств. Главной целью этого направления является:

-обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей;

-формирование у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего, а также своей непосредственной роли.

4.Интеллект

Очень значимым направлением в работе классного руководителя является работа по развитию интеллектуальных умений учащихся класса. Что же такое интеллект? Известный советский психолог С. Л Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека. Он считал, что наличие у человека интеллекта характеризует его поведение. Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствии с ними.
5.Досуг

Огромное значение для ребенка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для некоторых ребят - это основной мотив прихода в школу, возможность реабилитации после непризнанности в классе из-за отсутствия учебных умений. И педагог должен не пропустить этот момент, прочесть его в детских глазах. Ведь для ребенка участие в жизни класса после уроков - это шанс сбросить «лягушечью кожу», своего рода ярлык неумелого, найти свое место в среде сверстников. В работе классного руководителя в этом направлении есть важное звено, которое он не должен потерять: это создание ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм внеклассной работы, которые хотелось бы использовать в классе. Значит, главные качества, которые должен развить у своих воспитанников классный руководитель- это инициатива и самостоятельность, ответственность и открытость, искренность.
6.СЕМЬЯ

Классный руководитель не сможет успешно осуществлять работу в этом направлении, если школа не будет сотрудничать с семьей. Очень часто процесс воспитания ребенка в школе идет вне такого сотрудничества, и это приводит к печальным результатам.

Уже доказано временем, что воспитание будет иметь успех тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребенка. В сегодняшних условиях хорошо построить работу с классом без предварительной постоянной работы с семьей нельзя. Ведь семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребенка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека.

Также в своей работе использую технологию проектного метода. Это новая методика в моей практике, конечно, необходимо еще набираться опыта, но считаю ее очень перспективной и актуальной.

^ Технология проектного обучения в работе классного руководителя.

В 20-е и начале 30-х годов прошлого века в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени – направленность его на ребенка.

В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.

Традиционно проектная технология используется учителями-предметниками, но так как в современной школе большое значение играет воспитательная работа и возрастает роль классного руководителя, то просто невозможно не адаптировать проектную технологию для работы с классным коллективом.

Целью использования проектной технологии в воспитательной работе является не только создание условий, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, но и создание условий для сплочения коллектива.

^ Важная особенность:

За выполнение проекта классным коллективом классный руководитель не ставит оценок в журнал, поэтому тема для ребят должна быть не только полезна, но и интересна.

На уроках проектными работами занимаются чаще всего хорошо успевающие учащиеся, но в данном случае классному руководителю необходимо привлекать большую часть класса, иначе не будет должного воспитательного эффекта.

Проект, выполненный классом, должен быть где-то представлен, а не только заслушан на классном часе. Это позволит придать работе значимость. Могут быть предложены следующие варианты оглашения результатов работы детей:

- классный час;

- родительское собрание;

- совет школьников;

- выступление в других классах и др.

4. Проект, выполненный классом обязательно должен иметь программу действия по выбранной проблеме: это позволит связать теоретическую работу с планированием практических воспитательных мероприятий. Слайд 12,13,14.

В прошлом учебном году мы начали такую проектную работу, которую назвали

В классе существует действующий «Совет самоуправления».

Слайд 15, 16,17,18,19.

Проводя исследования в классе, дети назвали несколько методов, от которых нужно отказаться. Слайд 20.


Так к чему же я пришла к своим 22 годам работы в школе? Могу ли я сейчас сказать судьбе «спасибо»?
Наверное, да. Спасибо за нравственные открытия, которые помогли мне по - настоящему полюбить детей. Спасибо за те минуты, когда удалось пробудить лучшие чувства в детях, спасибо за те мгновения, когда победа ребенка стала моей победой, его радость - моей радостью, и за любовь детей, которая вернулась ко мне в их благодарных глазах.
Теперь я знаю: мое призвание - быть рядом с детьми, жить их заботами, быть полезной, нести им любовь и радость!
Заканчивая обобщение опыта воспитательной работы, хочется сказать:

Классное руководство- это не обязанность, это бесконечное творчество!!!

В своей работе ценю общение, взаимопонимание, как между детьми, так и между родителями.

Наш девиз:
Собраться вместе - это начало,

Оставаться вместе - это прогресс,

Работать вместе – это успех.

Похожие:

Вопросы, вопросы, вопросы Жизнь задает их нам каждый день iconВикторина по страноведению Цели и задачи
Участвуют три команды учащихся, вопросы задает ведущий (вопросы на экране), за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если...
Вопросы, вопросы, вопросы Жизнь задает их нам каждый день icon6. Тесты Вопросы и задания для самопроверки
Каждый раздел несет свою смысловую нагрузку. Главным из разделов можно назвать первый, содержащий ключевые вопросы темы. В этом разделе...
Вопросы, вопросы, вопросы Жизнь задает их нам каждый день iconВнимание: в штате алиментщики спорные вопросы удержания с работника алиментов
А чтобы статья была не просто информативной, но еще и полезной, мы рассмотрим конкретные вопросы наших читателей, а также вопросы,...
Вопросы, вопросы, вопросы Жизнь задает их нам каждый день iconКонтрольная работа по дисциплине «Философия»
Философские вопросы – это вопросы не об объектах, будто природных или созданных людьми, а вопросы об отношении к ним человека. Философские...
Вопросы, вопросы, вопросы Жизнь задает их нам каждый день icon4. Ответить на вопросы различных типов ( верно-неверно, в виде тестов,...
Учитель должен научить ученика слушать, развивая умения понимать. Эти умения можно подразделить на 3 типа
Вопросы, вопросы, вопросы Жизнь задает их нам каждый день iconВаш ребенок боится темноты, боится оставаться один. Где грань между нормой и патологией?
Эти вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель
Вопросы, вопросы, вопросы Жизнь задает их нам каждый день iconСельдереем и лучком. Воспитатель задает детям вопросы
Цель – формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); учить различать...
Вопросы, вопросы, вопросы Жизнь задает их нам каждый день iconМетодика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии....
Каждый член группы (класса) должен назвать фамилии тех, кого он выбирает. Для этого предварительно составляются вопросы для анкетирования...
Вопросы, вопросы, вопросы Жизнь задает их нам каждый день iconСколько сейчас времени?
Люди постоянно задают вопросы. Не все вопросы имеют смысл. (Зачеркни вопросы, которые не имеют смысла)
Вопросы, вопросы, вопросы Жизнь задает их нам каждый день iconМетодические рекомендации для библиотекарей
Вопросы «Кем быть?» и «Куда пойти учиться?» задает себе рано или поздно каждый молодой человек. Выбор профессии – это несомненно,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница