Семья и школа: грани сотрудничества




Скачать 65,06 Kb.
НазваниеСемья и школа: грани сотрудничества
Дата публикации12.08.2013
Размер65,06 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
Семья и школа: грани сотрудничества.
«Законы воспитания – это первые законы, которые встречает человек в своей жизни», - заметил однажды Ш.Монтескье. Очень важно, чтобы законы семьи, где воспитывается ребенок, и школы, куда он приходит из этой семьи за знаниями, были составляющими общей системы правил.

Как организовать взаимодействие семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь к школе очень занятых современных пап и мам, как разъяснить им необходимость участия в школьной жизни ребенка?

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с самого рождения и испытывает его влияние всю свою жизнь. Отношения между родственниками определяют психологический климат в семье. В этом климате и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя. В семье он приобретает знания, умения и навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Только в семье ребенок получает опыт семейной жизни. Главное средство воспитания ребенка – это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях. Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Между родителями и детьми часто возникают конфликты, и низкая педагогическая и психологическая культура родителей не может способствовать их разрешению. Родители, как правило, не знают типологических закономерностей возрастного развития детей, они зачастую не умеют правильно налаживать отношения с детьми в тех или иных ситуациях, они теряются, когда у детей возникают те или иные трудности в учебе, в общении со сверстниками и т.д. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных условиях настоящего времени семье требуется систематическая и квалифицированная поддержка со стороны школы. Современным родителям необходима своевременная помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, – к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия школьного коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей.

Школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Между тем, к сожалению, взаимоотношения школы и семьи, учителей и родителей пока еще не всегда являются вполне нормальными, а их действия согласованными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за первенство влияния на детей.

Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка важны на всех этапах школьной жизни. Для того чтобы школа могла осуществить помощь в развитии личности ребенка, необходимо наладить дружеские, партнерские отношения с семьей, между учителями и родителями. Ведь цели, в конечном счете, у них одни и те же: воспитать ребенка добрым, хорошим человеком, высоконравственной и творчески активной личностью. Исходя из этого, деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:

  1. Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.

  2. Консультативная – совместный психолого–педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

  3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Взаимовыгодные отношения школы и семьи предполагают установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение развития целостной личности. Сотрудничество с родителями складывается из многих составляющих:

  • Установления доброжелательных отношений с родителями, ведь для них их дети – самые лучшие дети в мире.

  • Совместно выработанного единого взгляда на ребенка, основанного на доверии к его личности.

  • Определенности в совместных требованиях к ребенку, не ущемляя его прав и свободы.

  • Выработке оптимального режима жизни.

  • Информирования родителей о жизни школы и успехах ребенка, привлечения их к совместной деятельности в школе и за ее пределами.

  • Выявления причин дезадаптации ребенка к школе и их устранения.

  • Организации педагогического просвещения родителей, коррекции семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка.

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. В качестве основных способов общения родителей и педагогов можно предложить:

  • Организация родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клуба интересных и полезных встреч со специалистами, родительские университеты.

  • Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями или получить консультацию.

  • Разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект.

  • Создание родительского клуба в школе (комитета, совета).

  • Проведение неформальных встреч родителей, детей и учителей (концерты, праздники, интеллектуальные и спортивные игры, выставки и т.д.).

  • Уважительное общение с учетом культурной, религиозной, национальной принадлежности родителей.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Практика показывает, что это самая универсальная форма взаимодействия. Лучше всего его проводить в нетрадиционной форме. Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, активизирует их на решение проблем воспитания.

Виды родительских собраний многообразны: организационные, тематические, собрания-диспуты, итоговые и т.д. Темы собраний могут предложить и родители.

Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий, технического оснащения.

Формы проведения родительских собраний могут быть разнообразными. Вот некоторые из них:

  • Конференция (научно-практическая, теоретическая, по обмену опытом и др.) – форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей.

  • Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений, по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

  • Открытые уроки – проводятся для того, чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.

  • Педагогическая дискуссия – одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Её особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих. Главный принцип – уважение к позиции и мнению каждого участника.

  • Ролевые игры – это коллективная творческая деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Методика ролевой игры предусматривает: определить тему, состав участников, обсудить варианты поведения участников игры.

  • Индивидуальные тематические консультации – обмен информацией позволяющей достичь взаимного согласия относительно конкретных форм родительского содействия.

  • Посещение семьи – эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями, знакомство с внутрисемейным общением.

  • Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей, извещение о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей.

  • Классный родительский комитет – форма сотрудничества педагога с группой наиболее опытных, активных родителей. На основе Положения о родительском комитете школы он проводит совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса: анализирует, оценивает, подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Грани сотрудничества семьи и школы могут быть разнообразными, но главными функциями его являются: информационная, воспитательно-развивающая, формирующая, охранно-оздоровительная, контролирующая. Взаимодействие родителей и педагогов на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Только так можно успешно решать проблему развития личности ребенка.
Статью подготовила Тернова Елена Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «СОШ» с Чернавка, Турковского района, Саратовской области

Контакты: tschernavka@yandex.ru





Похожие:

Семья и школа: грани сотрудничества iconПрограмма «Семья и школа: грани сотрудничества» Актуальность проблемы...
Важнейшее место среди указанных институтов занимают общеобразовательные учреждения, обеспечивающие реальное взаимодействие родите­лей...
Семья и школа: грани сотрудничества iconПрограмма «Семья и школа: грани сотрудничества» Актуальность проблемы...
Важнейшее место среди указанных институтов занимают общеобразовательные учреждения, обеспечивающие реальное взаимодействие родите­лей...
Семья и школа: грани сотрудничества iconКрасное смещение
Ночью я открываю мой люк и смотрю, как далеко разбрызганы в небе миры. И всё, что я вижу умножьте на сколько хотите, есть только...
Семья и школа: грани сотрудничества iconПроект «семейное чтение: школа сотрудничества детей и родителей»
Лицее продолжили работу в рамках экспериментального проекта «Семейное чтение» (руководитель Супрунова А. В., зам директора по увр),...
Семья и школа: грани сотрудничества iconот греческого «тетра», т е. четыре
Тем не менее, тетраэдр обладает многими свойствами, харак­терными для однородных многогран­ников. Все его грани суть правильные многоугольники,...
Семья и школа: грани сотрудничества iconКлассный час на тему: Семья как социальный институт. Семейные ценности
На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп, но лишь семья остаётся той группой, которую он никогда...
Семья и школа: грани сотрудничества iconСоциальная ситуация в подростковом возрасте в условиях семьи с оциальная...
Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Для подростка происходят сдвиги...
Семья и школа: грани сотрудничества iconТема урока: Семейные правоотношения
Обращаюсь к ученикам с вопросом: какое значение семья имеет для вас. Смысл ответов сводится к пониманию, что семья выполняет ряд...
Семья и школа: грани сотрудничества iconКлассный час в 11 классе. Сентябрь 2012 гг. «Семья, как много в этом слове…»
Здравствуй, семья! Вы согласны с тем, что я к вам так обратилась? Какое красивое слово! Что такое семья? Слово, понятное всем, как...
Семья и школа: грани сотрудничества iconПрезентация в среде PowerPoint. Аннотация: На данном уроке используется...
«Биология. Человек. 8 класс», серия 1С: Школа, далее Эл/у «Биология. Человек», 1с школа
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница