Как экологическая проблема




Скачать 141,59 Kb.
НазваниеКак экологическая проблема
Дата публикации17.07.2013
Размер141,59 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы


Здоровье человека

как экологическая проблема
(Образовательный аспект)

Человечество вступило в XXI век обремененное грузом эко­номических, политических, социальных и других проблем, главной из которых является экологическая — проблема выживания человека и сохранения среды обитания — био­сферы.

Однако значительная часть населения планеты к этой проблематике равнодушна и не информирована, а в сред­ствах массовой информации, к сожалению, экологическая

И.Т. Суравегина

доктор педагогических наук, профессор

Москва

ситуация рассматривается преимущественно в связи с сос­тоянием окружающей среды, упуская вторую сторону эколо­гических отношений и человеческой деятельности — отноше­ние человека к самому себе, к своему здоровью (не только телесному, но и духовному, психическому) как устойчивой ви­довой характеристике,

Возникла острая необходимость изменения системы взгля­дов человека на окружающий мир и самого себя.











Смысл изменения системы взглядов состоит в том, что человек должен осоз­нать себя частью биосфе­ры и ее основной составляющей — биоты, которая формирует окружаю­щую среду; ощутить сложность этой самоорганизующейся системы, ко­торую вряд ли человеческому разуму удастся понять до конца, а тем более заменить технической системой. Главное, человек должен осознать, понять зависимость своего поведе­ния не только от заложенных в нем генов, но и от личного уровня куль­туры, образования, здоровья.

Масштаб перемен происходящих и тех, которые должны произойти, так велик, что требует особых мер по расшатыванию устаревших догм о человеке, природе, их взаимодей­ствиях, о правах, обязанностях каж­дого жителя Земли. Необходимо преодолеть тревожную ситуацию страха и неуверенности, идущих от семьи, дома, окружения, от СМИ, снять напряжение, создав ситуацию надежности, радостного учения, уверенности в будущем. Именно эти цели и задачи ставит перед собой экологическое образование — молодое направление в педагогике россий­ской школы. Ключевые понятия це­лей экологического образования: экологическая культура, экологи­ческие отношения, ответственность человека, здоровье, экологические проблемы, устойчивое развитие био­сферы и общества.

Модель опережающей образова­тельной системы XXI века основана на стратегии устойчивого развития. Она уже не будет транслировать из поколения в поколение неустойчи­вый, патологический образ жизни современных землян, общечелове­ческие архаические ценности, зна­ния и умения, приближающие гло­бальную катастрофу. Важным усло­вием развития интереса и деятель­ностного подхода к изучению сложившейся экологической ситуа­ции является обращение к такой форме знания, как проблема.

http://www.ecolife.ru

В какой форме и на каком уровне це­лесообразно рассматривать в учеб­ном процессе экологическую проб­лему — вопрос непростой. Сущест­вует позиция, в соответствии с кото­рой экологическую проблему во всей ее многоликости и сложности следу­ет изучать в курсе географии на всех этапах обучения от 6 до 9 класса. На­ша точка зрения строится на призна­нии междисциплинарного подхода к изучению экологической пробле­мы и необходимости ее глубокого познания в старшей школе и в ус­ловиях профильного обучения. Фор­ма организации подобного изуче­ния — тематический модуль из 10—15 занятий.

Изучение экологической пробле­мы настоятельно требует демонстра­ции ее значимости для каждого школьника. Только в этом случае учитель сумеет преодолеть внутрен­нее сопротивление материалу, кото­рое заложено как в отрицательном отношении к понятию причинности, которое кажется противоречащим свободной воле, так и в духовном чванстве человека (запрет на знание происхождения человека от живот­ных), в убеждении, что естественно объяснимое ценности не имеет; же­лание видеть себя центром мирозда­ния, чем-то таким, что по своей сути не принадлежит остальной природе, а противостоит ей как иное и внеш­нее. Люди остаются глухи к призыву «познай себя». А потому при такой форме организации к преподаванию привлекаются специалисты разных профилей, что позволяет юношеству приблизиться к пониманию нового этапа развития науки, где велика роль междисциплинарных взаимо­действий и интеграции. Кроме того, юношество осознает связь любой из­бираемой им профессиональной де­ятельности с решением проблем вы­живания человека и защиты окружа­ющей среды.

Экологическая проблема как но­вая реальность остро проявляется во

второй половине XX века. Понима­ние сущности экологической проб­лемы становится одним из показате­лей развитой культурной личности, готовой включиться в преодоление экологического кризиса. Проблема в широком смысле слова является сложным теоретическим и практи­ческим вопросом, требующим изу­чения, размышления, принятия ре­шения. Глобальная экологическая проблема проявляется в небывалом давлении на биосферу растущего на­селения планеты в условиях ограни­ченного пространства среды обита­ния людей. Глобализация и усиление воздействия человека на окружаю­щую среду проявляется в ее загряз­нении, обеднении биоразнообразия, опустынивания.

Экологическая проблема отража­ет степень противоречий в системе «общество — природа» до уровня, грозящего экологическим бедстви­ем, кризисом и даже катастрофой. Дальнейшее усиление экологичес­ких противоречий реально может привести к изменению канала эво­люционного развития биосферы, что в свою очередь может привести к вымиранию вида Homo sapiens sapiens.

Таким образом, экологическая проблема есть отражение противо­речий в процессе экологических вза­имодействий некоей открытой сис­темы во внешней среде.

Однако подобное понимание экологической проблемы будет од­носторонним. Напомним, что эко­логические отношения открытой системы, в первую очередь — чело­века, имеют две стороны: внешнюю, что проявляется в отношениях чело­века к окружающей среде, и внут­реннюю — отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих. Сущность экологической проблемы в этом случае (антропологический кризис) состоит в нарушении телес­ных, психических, культурных (нравственных) адаптации человека, определяемых нормой реакции на окружающую среду.

35

Принципиально важно понима­ние того факта, что экологическую проблему нельзя решить раз и на­всегда. На смену одним проблемам будут приходить другие, требующие иных подходов и решений.

Предшествующие рассуждения подтверждают восприятие экологи­ческой проблемы (как и проблемы вообще) как особой формы позна­ния.

Собственная логика

Проблема имеет свою логику изуче­ния. В учебном процессе в самой об­щей форме подобная логика прини­мает особенный вид (табл. 1).

Тем самым выявляются этапы культурно-исторического приобще­ния школьников к экологической ситуации и приближения их к пони­манию экологической проблемы.

Изучение человека в единстве с его природным и социальным ок­ружением способствует экологиза­ции общего среднего образования как важнейшей педагогической проблемы XXI века. Экологизация через изучение взаимоотношений живых организмов с окружающим

миром человека объединяет гумани­тарное и естественнонаучное знание на единой методологической осно­ве, что и обеспечивает концептуаль­ный прорыв в будущее. Цель образо­вания в этом случае определяется как создание новых типов поведения отдельных лиц, групп и общества в целом по отношению к окружаю­щей среде и здоровью человека.

Поведение человека обусловлено как биологическими, природными, так и социально-культурным и фак­торами. Радикальным изменениям подвергаются современный образ жизни и ценности, сформировавши­еся в эпоху индустриального обще­ства. А потому общество ищет спо­собы как целенаправленного ис­пользования культурных традиций прошлого, так и пропаганды новой экологической культуры.

Экологическая культура есть но­вый способ взаимодействия чело­века с природой на основе более глубокого ее познания. Мерой эко­логической культуры выступает этика. Акцентируя внимание на проблемах биосферы, всего живо­го, именно этика создает предпо­сылки действий и поведение, ори­ентированные на сохранение и раз-

витие человеческого и природного бытия. Важным является то, что в сферу нравственных отношений «человек — человек», «человек — общество» включаются отношения «человек — природа», «человек — окружающая среда». В экологичес­кой этике приоритетной остается забота о здоровье и природных ус­ловиях существования будущих по­колений. Обращенность в будущее, которая предполагает и заботу о настоящем, отличает экологичес­кую этику от ее традиционных на­правлений.

Школа как наиболее массовый социальный институт может и долж­на сделать решительные шаги в уси­лении воспитания у молодежи пот­ребности интереса и воли в заботе о собственном и общественном здо­ровье. Человек как «венец творенья», как творец будущего, как субъект ис­тории исследуется в общеобразова­тельной школе лишь в курсе «Чело­век и его здоровье» (8 класс) — од­носторонне, преимущественно как телесное существо. В содержании курса преобладают анатомо-морфо­логические характеристики телес­ности человека, которые исследуют­ся главным образом на уровне эмпи-

Таблица 1. Логика построения экологизированной темы (на примере проблемы окружающей среды)

^ Логика изучения глобальной экологической проблемы

Последовательность тезисов

Мотивация изучения проблемы

Связи и зависимости человека от состояния окружающей среды, ее качества. Универсальная ценность природной среды в мировой культуре и культуре народов России,

Причина возникновения современной экологичес­кой проблемы, Девиз: «Окружающая среда в опасности»

Деятельность человека и нарушение законов окружающей среды, Экологическая опасность, экологический кризис, экологическая катастрофа. Экологическая проблема как коренное противоречие во взаимодействии общества и природы. Прогноз состояния популяции людей в условии продолжающейся проблемной ситуации.

Экологические проблемы прошлого, Девиз: «История учит»

Экологические проблемы прошлого (позднего палеолита). Экологический кризис и неолитическая революция как способ его разрешения. Экологические проблемы эпохи Великих географических открытий, эпохи промышленной революции.

Теория решения проблемы

Способы решения экологической проблемы: научные, технологические, правовые. Задачи изменения стиля мышления человека. Биосферная функция человечества.

Практика решения проблемы

Практические меры технологического, просветительского, юридического, экономического характера. Опыт государств, ЮНЕСКО, общественных организаций.

Деятельностная логика. Девиз: «Это вы можете»

Развитие познавательной (теоретической и эмпирической, о также практической) деятельности на элементарном уровне по проектированию и уходу за ландшафтом, мониторингу и пропаганде экологических идеалов и идей решения экологической проблемы.

рических представлений и описании без базиса эволюционных явлений, сопутствующих становлению вида Homo sapiens. Курс обеднен нрав­ственными идеями, идеями единства телесной, психической и духовной организации, слабо нацелен на вос­питание у подрастающего поколения личностного, ответственного отно­шения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Отсутствие культурно-историчес­кого и экосистемного подходов к развитию знаний о человеке и его здоровье как фундаментальной ха­рактеристике препятствует понима­нию уникальности человека, вос­приятию универсальной ценности здоровья, развитию привычки его улучшения и зашиты как личностно значимой проблемы. Предлагаемая программа «Человек: здоровье, эко­логия, культура» представляет по­пытку реализации проблемно-исто­рического и культурного подхода к изучению человека как биопсихо­социального существа и культуры как способа адаптации и организа­ции жизнедеятельности человека. Преподавание курса направлено прежде всего на углубление знаний и ценностных ориентаций, связанных с человеком как еще одним уникаль­ным видом живого, представителем которого является каждый из уча­щихся. В предлагаемом ниже курсе

акцент на рассмотрение здоровья че­ловека как экологической проблемы объясняется помимо всего прочего тем обстоятельством, что для новых поколений людей экологические проблемы равноположены с други­ми. На сегодняшний день не прои­зошло осознания их ведущей роли в отношении человека с окружаю­щим миром.

Содержание модуля

Центральным в содержании курса является понятие здоровья. Оно представляет собой фундаменталь­ное, ключевое понятие экологии человека. Специалисты рассматри­вают две формы здоровья — инди­видуальное и популяционное, кото­рое характеризует здоровье соци­ально-демографических групп. Здо­ровье — своеобразное зеркало социально-экономического, эколо­гического, демографического, са­нитарно-гигиенического состояния страны. Оно не только отражает по­ложительные изменения, происхо­дящие в сфере экономики, труда, быта, культуры, досуга, но и чутко реагирует на любое ухудшение. Здо­ровье населения является одним из важнейших социальных индикато­ров прогресса, поэтому так важно изучать актуальные проблемы его

сохранения и укрепления, пробле­мы здравоохранения и улучшения окружающей среды.

В содержании курса основное внимание уделено понятию индиви­дуального здоровья, которое рас­сматривается как состояние сохра­нения и развития биологических, физиологических и психических функций человека, оптимальной трудоспособности и социальной ак­тивности при наибольшей продол­жительности активной жизни.

Экологический подход к изуче­нию человека и его здоровья реали­зуется через внедрение понятия ант­ропоэкосистемы. Понятие рассмат­ривается в контексте разносторон­них связей человека — трофических, пространственно-временных, ин­формационных, которые обеспечи­вают его индивидуальное развитие, жизнедеятельность, влияют на про­должительность жизни и от которых зависит его здоровье.

Уникальность человека проявля­ется в наличии у него небиологичес­ких адаптации, а потому поведение человека определяется не только биологически целесообразной дея­тельностью, как у животных, но и осознанием социальной необходи­мости, системой нравственных и правовых регуляторов, знание кото­рых передается культурой обучения и воспитания.

Таблица 2. Этапы изучения экологической проблемы "Здоровье человека"

Этапы

Содержание

1, Мотивационный

Уникальность вида Homo sapiens, Здоровье как норма реакции но окружающую среду. Обоснование необходимости изучения проблемы по биолого-экологическим, гигиеническим, эстетико-нравственным, экономическим соображениям. Историко-культурные, научные, религиозные аргументы,

II, Проблемно-постановочный, историко-культурный

Установление факта экологического противоречия в системе «общество — природа» и антропоэкосистеме, формирование экопроблемы: пространственно-временные аспекты проблемы здоровья человека и окружающей среды.

III. Теоретический

Учение о здоровье. Теория экосистемнои организации жизни и окружающей человека среды, Моделирование экосистемы, экологических взаимодействий человека.

IV. Практический

Технология решения проблем окружающей человека среды и здоровья на разных этапах истории. Роль здравоохранения. Принятие решений в ситуациях (реальных, вербальных) нравственного и технологического выбора.

V, Личностная программа решения экопроблемы

Цели самопознания, самосовершенствования, проектирование здорового образа жизни, мобилизации резервов организма. Планирование семьи. Забота об окружающей среде.

Адаптивные возможности чело­века, как и любого иного вида жи­вотных, не безграничны. Скорость изменения окружающей среды пре­вышает скорость развития адаптив­ных реакций, складывается грозное противоречие, которое порождает проблему защиты и улучшения здо­ровья человека. В условиях роста противоречий возрастают сложность получения информации, вещества, энергии, среда загрязняется чужды­ми ей материалами, дополнительной энергией, дезинформацией. Обост­ряется несоответствие биологичес­кой природы человека современным условиям жизни, что образно отра­жает афоризм Н.Н. Моисеева: «Что хорошо для охотников на мамонтов, то мало подходит для владельца атомного оружия».

Логика тематической структуры программы определена в соответ-

ствии с логикой изучения проблемы как особой формы знания по срав­нению с понятием, идеей, гипотезой и т. п. (табл. 2).

Чтобы защита окружающей среды и улучшения вашего здоровья стали личностно значимыми, желательно сочетание следующей деятельности:

интеллектуального познания осно­ванного на осознании а) здоровья как многоаспектного понятия; б) причин проблемы защиты и улуч­шения здоровья с позиций противо­речий в антропоэкосистеме; в) пер­манентности существования данной проблемы на протяжении всего ис­торического развития человечества и индивидуальной жизни каждого человека; г) защиты и улучшения здоровья для сохранения целостнос­ти индивидуума и социума в целом;

чувственного познания и пережи­вания, основанного на обращении

к реальным личностям, к персона­жам литературы, произведениям ис­кусства, где представлены как физи­чески здоровые и духовно богатые личности, так и примеры бездухов­ности, апатии, безразличия к само­совершенствованию;

практической деятельности, воле­вых усилий, ориентированных на познание своего организма, на за­щиту и улучшение здоровья через коррекцию показателей, выходящих за пределы нормы.

Более подробно содержание мо­дуля будет раскрыто в серии ста­тей, подготовленных совместно с В.И. Кирпичевым. Статьи составят своеобразный конспект курса «Здо­ровье человека как экологическая проблема».

Авторы надеются на заинтересо­ванность читателей и будут благо­дарны за отклики.

Ах, Битца, зеленая сильная птица...

Дети подарили парку стихи и рисунки

Природно-исторический парк «Битцевский лес» выпус­тил в свет буклет «Битцевский лес глазами детей». Изда­ние представляет собой сборник, состоящий из детских рисунков, стихотворений и сочинений, победивших в литературном и художественном конкурсах, которые проводила дирекция парка.

Издание посвящено десятилетию «Битцевского леса», поэтому стихотворные поиски и рисунки, размещенные на полусотне глянцевых страниц, дороги вдвойне. Это — подарки на день рождения парка от его самых активных и самых отзывчивых друзей. Душевные подарки.

Имеется в буклете и результат первого журналистско­го опыта — интервью, которое учащиеся школы № 17 взяли у нескольких посетителей парка (молодых мам и пенсионеров).

Директор природно-исторического парка «Битцев­ский лес» Таисия Филатова сообщила: «Для нас это пер­вый опыт издания детских произведений... Хотелось бы сделать такие издания регулярными и тематическими, ведь у нас много идей и проектов».

К сожалению, в этом красочном издании не смогли поместиться концертные номера и стенгазеты, выпу-

щенные по случаю десятилетия парка, но и без этого в издании предостаточно детской искренности и творчес­кой выдумки.

Конечно, строки, написанные детьми, могут казаться наивными... А если подумать, то разве не в них выраже­на та чистота, которую с возрастом теряем мы все?! Ведь только ребенок, глядящий на мир широко открытыми глазами, может написать:

Ах, Битца, зеленая сильная птица, Крыльями машешь на юге столицы...

(Александр Комалов, школа № 1205)

Взрослые привыкли думать, что это они воспитывают своих детей. Однако думается, и у детей есть чему по­учиться взрослым...

Пресс-служба Департамента природопользования

и охраны окружающей среды г. Москвы

http://www.moseco.ru

Похожие:

Как экологическая проблема icon«Воспитание экологической культуры в процессе обучения»
Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения...
Как экологическая проблема iconТема: Внеклассное занятие по окружающему миру для учащихся начальных классов
Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения...
Как экологическая проблема iconЭкологическая проблема и связанные с ней последствия звучат сегодня...
Загрязнение окружающей среды приводит к вредному воздействию на природу и человека. Оно подавляет способность природы к самовосстановлению....
Как экологическая проблема iconЭкологическая проблема большого города
Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию. При этом можно выделить несколько наиболее...
Как экологическая проблема iconМногоаспектная экологическая проблема наиболее полно и всесторонне...
И забота” начиная с выпуска №9 из серии “Энергия созидания добра” наша библиотека содействует пропаганде здорового образа жизни в...
Как экологическая проблема icon«Начальная школа – детский сад» с п. Баксаненок Баксанского муниципального...
Экологическая проблема одна из острейших проблем современности. Экологическое образование дошкольников и младших школьников первое...
Как экологическая проблема iconКонтрольная работа №1 Предмет философии. Герменевтика. Философское...
Проблема общения как признание раздробленности и непонимания в современном обществе
Как экологическая проблема iconТема проекта – информационная компетентность учащихся. (разработка...
Проблема – как сделать процесс формирования информационной компетентности более продуктивным?
Как экологическая проблема iconЭкологическая стабильность как необходимое условие безопасного развития...
Экологическая стабильность как необходимое условие безопасного развития российского общества в XXI веке
Как экологическая проблема iconЭкологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница