В настоящее время интерес к исследованию духовной культуры и ценностей стремительно растет. В наши дни, когда усилилась потребность и, естественно, интерес к




Скачать 180,61 Kb.
НазваниеВ настоящее время интерес к исследованию духовной культуры и ценностей стремительно растет. В наши дни, когда усилилась потребность и, естественно, интерес к
Дата публикации01.04.2013
Размер180,61 Kb.
ТипРеферат
pochit.ru > Культура > Реферат
Введение

В настоящее время интерес к исследованию духовной культуры и ценностей стремительно растет. «В наши дни, когда усилилась потребность и, естественно, интерес к национальным многовековым корням традиций и обычаев, составляющих наряду с родным языком главное содержание этнической культуры, – отмечает В.Л. Кургузов, – ... очень важно владеть не только знаниями, но и соблюдать в повседневной жизни уникальные традиции своего народа, беречь их и передавать из поколения в поколение. В них, как правило, находится все то мудрое и крайне необходимое нам в сегодняшней жизни...». [ 3 ]

В годы советской власти были преданы забвению многие древние практики молебствия, гаданий и обрядов. Со второй половины 80-х годов все это стало возрождаться. Верующие массы стали уже открыто, без страха приглашать шаманов, гадателей, стало живой реальностью различные обрядовые действа, которые в настоящее время сильно упрощены.

До сих пор бытуют представления, которые сегодня воспринимаются как устаревшие - суеверия и предрассудки, хотя нет достаточных оснований для их однозначной отрицательной оценки. В связи с этим находит подтверждение мысль французского ученого А. Леруа-Гурана: «Народ является самим собою лишь благодаря своим пережиткам». Более того, праздники, приметы, гадания и другие элементы народных традиций могут быть в той или иной степени востребованы современностью. Поэтому, я считаю что, актуально изучение сущности старых и новых обычаев. Современные обычаи и их преемственная связь со старыми, взаимодействие старых форм и нового содержания традиционных народных обрядов - эти проблемы не могут не интересовать нас. Неоспорима актуальность темы исследования, ибо такой материал, раскрывающий отдельные стороны различных обрядовых действ, помогут глубже понять духовную культуру древнего периода бурятов.

Цель: исследовать роль и место самобытной области этнографии монгольских народов, как гадание на лопатке, в духовной культуре бурят.

Для достижения поставленной цели ставим следующие задачи:

  • изучить информацию о гаданиях и гадательных книгах;

  • выполнить анализ, внести свой вклад в получении информации о гадании на лопатках у жителей улуса;

  • рассмотреть функционирование практики гаданий, обрядов, связанных с ним, в современных условиях;

  • выяснить отношение односельчан к традиционным ценностям;

  • определить роль гаданий и обрядов, связанных с ним в современной бурятской семье.

Объектом исследования является гадание как феномен духовной жизни и культовой практики

Предметом исследования выступает гадание на бараньей лопатке

Новизна исследования состоит в том, что предпринята попытка изучить буддийские и шаманские обряды и традиции бурят на примере гадания на бараньей лопатке, выявить их отношение к данному действу. В оборот введен интересный полевой материал, собранный лично автором.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее выводы могут представлять интерес для дальнейшего изучения духовной культуры бурят, ее традиций. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке специальных учебных курсов, могут представлять интерес для краеведческих музеев, этнографов, культурологов.

В ходе работы изучалась литература и материалы печатных изданий СМИ, посвященная данной теме, использовался исторический метод, который позволил рассмотреть события и процессы в их развитии, так как понять современную этническую культуру бурят невозможно без изучения прошлого и настоящего, применялся метод анкетирования, беседы с информантами, анализ полученных сведений и событий.

^ Основное содержание

О гаданиях и гадательных книгах

В любом собрании монгольских рукописных книг, если оно не было составлено со специальной целью, вы обнаружите, что чуть ли небольшую часть составляют небольшие - в всего несколько листочков - манускрипты со странными названиями» «О снах», «О крике сороки» или « О гадании по судорогам мышц человека». Это гадательные книги. Монголы гадали по гадательным кругам и бараньим лопаткам, с помощью четок монет, белых и черных камешков, специальных гадательных карточек, по крикам и полету птиц, по лаю собак, движениям человеческого тела и проч. Гадания и предсказания были очень популярны. Монголы обращались к ним в случае пропажи скота, определения благоприятного времени для купли продажи и заключения брака, для стрижки овец или захоронения умершего.

Гадательные книги – на фоне огромного количества канонических сочинений, княжеских генеалогий, биографий крупных церковных деятелей и прочей официальной литературы были настоящими народными книгами. [7]

Большой ценностью для нашей работы стала маленькая книжка «Глубокомудрая Чуга», которую я нашла в школьной библиотеке, выпущенная Закаменской типографией Государственного комитета Бурятской ССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, в 1991 году. Автором является творческая группа «Наран» - Улан-Удэ. В аннотации к книжке написано, что «это произведение представляет перевод со старомонгольского языка старинной бурятской рукописи, изданной в Санкт-Петербурге в 1864 году, и заключает в себе «замечательное смешение буддийских элементов с верованиями шаманскими». С тех пор это сочинение не переиздавалось и совершенно неизвестно современному читателю. Между тем оно хранит уникальные сведения о такой самобытной области этнографии монгольских народов, как гадание на лопатке. Автор перевода, примечаний и рисунка – бурятский ученый лама Галсан Гомбоев, известный переводчик и монгловед прошлого столетия» [5]

Мы много слышали о гаданиях различных народов (у русских, есть информация о гаданиях на картах, в Рождество, на воде, на кофе и т.п.), но есть ли подобное у бурят? Оказалось, что ворожат буряты на луке, на лопатке животных, на олове, на воде (шабага) и на разных мелких предметах в числе сорока одного: камешках, деньгах, зернах, последнее гадание называется былгэ, хотя самая распространенная ворожба – так называемая скапулимантия – ворожба при посредстве трещин на жженой лопатке.

Есть и гадание при помощи лука, которое производят двумя способами: то по характеру звука, издаваемого с большей или меньшей силой натягиваемой тетивой, причем лук приближают к самому уху, или же глядят вдоль тетивы на огонь.

Во время жертвоприношения водяным царям (Ухан-хату) в чашку с водой, в которую кладут конский волос, вливают расплавленное олово и по форме застывшего металла делают предсказания. Последнее гадание совершенно тождественно со святочным гаданьем у русских, хотя допустить заимствование от них нельзя, так как гадание у бурят связано с религиозными верованиями, тогда как у некоторых народах подобной связи не существует.

Также напоминает одно из святочных гаданий так называемое шабга, производимое на вине или воде. В сосуд с водой кладут несколько кусочков растительного трута, приготовляемого из войлочной ткани нижней поверхности листьев одного сложноцветного растения из рода Saussurea; один кусочек трута означает хозяина, т. е. собственно лицо, для кого гадают, а остальные кусочки трута принимаются за разных шаманов; того шамана придется приглашать для призываний и брызганья тарасуном, с кусочком которого соединится хозяйский трут во время плавания по воде.

Скапулимантия

Особый раздел мантики, именуемый скапулимантией, использует в качестве главного инструмента предсказания судьбы баранью лопатку. Скапулимантия — один из древнейших видов гадания, практиковавшийся колдунами и шаманами многих народов мира. В английском языке сохранилось даже специальное выражение, означающее буквально: «читать по лопаточной кости».

Гадание на бараньей лопатке было одним из самых популярных способов гадания со времен неолита. Этот способ гадания можно найти у многих народов Евразии - у китайцев, у иранцев, у монгол, калмыков, бурят и казахов, у карачаевцев, балкаров и других кавказцев. Нередко гадали на бараньей лопатке только мужчины.
Баранья лопатка - одна из самых почетных частей барана, предназначавшаяся для жертвы духам-покровителям. В Сагаалган - праздник осеннего равноденствия у кочевников – хозяин дома или старший по возрасту разжигает огонь и преподносит огню баранью лопатку , топленное масло, пучок травы.

Угощая почетных гостей, буряты подносили им в качестве главных блюд баранью голову и лопатку. При этом в обычае многих народов голова и лопатки ставились только мужчинам. Наконец, баранья лопатка - сакральный символ защиты и силы:
треугольник, наиболее распространенная, классическая, форма, один из самых древних и загадочных символов в истории человечества, был связан с магией оберега от сглаза (один из архаичных примеров в культуре степи – амулет из имеющей треугольную форму бараньей лопатки – как символ защиты тыла, спины, а также традиционный атрибут гаданий). У многих народов с треугольником связывалась идея созидающей божественной силы, вознесения, близости к верхнему миру, и, соответственно, его покровительства.
[10]

Краткая история о происхождении гадания на бараньей лопатке такова: давно находилось стадо в 70 баранов, белизна которых была белее молока. Однажды оно шло на водопой к морю; между прочим, находясь у моря, увидело в воде подобных же себе; заключив из этого, что такое же стадо собратов живет в воде, оно стало бегать по берегу взад и вперед с блеянием. В это время великий царь Лусов (драконов), узнав причину беготни, сказал, что между животными это стадо хотя занимает самое последнее место, но среди него есть белый баран, белее белого молока; и так как много зол, несчастий, болезней и прочих напастей у людей, то сжалившись над ними (т.е. над людьми) царь Лусов бросил к этому барану один знак, который и попал в его лопатку. Затем он произнес следующие слова: да пользуются этим знаком и все существа [5].

По преданиям, с тех пор баранья лопатка стала одним из инструментов гадания.

О процессе гадания на лопатке

Нехитрый процесс гадания на бараньей лопатке сводится к следующему. Вываренную и тщательно очищенную правую баранью лопатку держат над огнем до тех пор, пока кость не растрескается. Затем колдун приступает к изучению полученных результатов. За основу берется самая длинная продольная трещина, трактуемая как «линия жизни». Немаловажную роль играют в гадании и поперечные трещины: те из них, что лежат справа от основной линии, предвещают радостные и счастливые события в жизни человека; те, что слева, — препятствия и дурные предзнаменования. Какие именно - зависит только от фантазии колдуна. Хуже всего, если на лопатке обнаружится черное пятно, так как это явный знак смерти, и чем ближе такая «черная метка» расположена к «линии жизни», тем скорее могила распахнет вам свои жуткие объятия. [11]

В книге «Глубокомудрая Чуга» даны советы тем, кто гадает по лопатке. По ней можно узнать признаки наружности баранов пятью различными способами, по ней можно

различать баранов мужского и женского пола. По форме лопатки можно судить о человеке:

  1. Если она имеет широкий, с обширными краями, котел, то хозяин ее богат и хороший человек.

  2. Если он (котел) узок и глубок, то хозяин ее – средний богач и находиться в делах (занят делами).

  3. Если он (котел) широк и толст, то хозяин ее – красноречивый и веселый человек.

  4. Если он узок и продолговат, то хозяин ее – обжора, неуклюж, но скороход и дурной человек.

  5. Если он тонок и тверд, то хозяин ее – обманщик и лицемер».

По различным признакам лопатки, таких как:

  1. пять обо (куч): первая куча - Бурхана, вторая – Луса, третья - Тенгрия, четвертая - неприятеля и пятая - Эрлика;

  2. два пути, из которых один – белый, а другой – черный ( служат для определения хороших и худых значений)

  3. пять огней (первый огонь есть огонь великого Ламы и Хагана, второй огонь – сановников, третий огонь – Табунангов, четвертый огонь – собственный, пятый, т.е. последний – огонь родных)

можно гадать о болезни (один из двух путей Бурхана - белый означает покровителя больного, а следовательно, хороший признак, и тот Бурхан помилует этого больного, а черный путь – удаление Бурхана (т.е. гнев его) от больного) о ворах, несчастиях, препятствиях и неудачах. Для отвращения их человек должен совершать обряды, которые советует гадатель. Также гадали о разбое и воровстве, произведенном в стадах, указывали признаки воров, о житье хозяина, о прибыли. о путешествии, об удалении фортуны, об удалении духов огня и очагов, о падении с лошадей, о потере. о путешествии, облаве и войне, о прибыли для котла (т.е. о домашней: со стороны жара издалека идущая дорожка означает прибыль скота; если же дорожка из близкого расстояния – прибыль богатства и пожитков и т. п.)

При сжигании лопатки должно соблюдаться следующее правило: должно присутствовать не более двух или трех человек, и вообще участвовать при этом многим не хорошо; сжигание надо совершать безмолвно на огне не очень сильном и не очень медленном; руки и ноги держать крестообразно; не держать двумыслия, не думать ни о чем другом. Вследствие несоблюдения этих правил, лопатка будет трещать, лопаться в огне; нос ее будет отпадать, будет горбиться, отваливаться на самое место жара или холода, будет ломаться; отпадет шея подле жара или холода; куски отпадут от места котла; цвет переменится, причем на ней явятся разные цвета: белый, синий, красный, желтый и совершенно черный. Гадали по звуку, издаваемому лопаткой во время сжигания.

Непременно следует держаться правил сжигания. Одно пренебрежение повлечет за собою ошибки, вследствие чего выйдет ложь: при правильном же сжигании лопатки должно ожидать и правильного гадания, а при неправильном – ошибок. «Если передать все, что знаешь, значит, после ничего не будешь знать, а если не скажешь, значит, навлечешь на себя зло; тот только мудрец, который знает то и другое и передает сообразно с вышесказанным», - говорится в книге. [5]

Есть пять признаков (в лопатке), которые позволено открыть, если только желательно кому-нибудь быть мудрецом. Еще есть пять признаков, требующих тайн, и затем пять запретов. Пять запретов (лопатки) следующие: кто занимается гаданием, тот не должен давать лопатку собакам, не бросать в воду, не разбивать, не бросать в огонь и не стрелять по ней. Пять признаков, не требующих тайны, следующее: значение пути Бурхана, значение котла, значение пяти куч, значение ровности и основательности, и значение котла, находящегося вблизи носа и красота его наружности. Действительно, признаки, которые не требовали тайн, знали те интервьюированные, которые сообщали о некоторых значениях куч, котла, ровностей.

По итогам наших опросов, на вопрос «Какие способы гадания на бараньей лопатке вы знаете?» старшее поколение респондентов почти все говорили о значении котла, куч, путей. По пяти кучам гадали о произошедшем за прошедший год и год настоящий, пять лет, пять месяцев и пять суток.

Гадание по бараньей лопатке очень часто практиковался бурятскими шаманами и состоял собственно в объяснении трещин на лопатке, обожженной на огне. Кроме шаманов в быту люди старались сами гадать по лопаткам своих баранов. Они их не выбрасывали. По воспоминаниям Доржиевой Е.Б.: « Я помню о том, что в сарае у нас лежала куча бараньих лопаток, я знала, что их нельзя выбрасывать». Беседуя со мной по теме исследования, Цыбикова Н.Д., рассказала, что помнит, как гости во время трапезы в их доме гадали по лопатке, мясом которой угощали гостей хозяева. Кстати по сообщениям Данзановой Б.Д. отваренное мясо лопатки нельзя было есть в одиночку, обязательно должны есть несколько человек. Но почему, никто не знает.

Семья, которая ждет ребенка, на бараньей лопатке гадала о рождении сына или дочери так: снимали все мясо с бараньей лопатки, подержав кость над огнем до тех пор, пока она не обгорит, протыкали прогоревшее тонкое место большим пальцем, сквозь дырку продевали веревку и подвешивали над дверью. Если первым человеком, вошедшим в дом (кроме членов семьи), окажется мужчина, то должен родиться мальчик, если женщина — девочка. Считается, если в дом войдет пожилой человек, то на свет появится больной ребенок. Молодые же посетители предвещают рождение здорового и красивого малыша. Про этот случай гадания нам рассказал Будаев А.Б. Объяснил, что где-то читал об этом.

Мы выяснили, что объяснения, даваемые по трещинам, образованными при сжигании лопатки, различными людьми довольно близко сходятся. Эти объяснения по собранным нами данным сводятся к немногим следующим: указывают на приближение, продолжение или окончание болезни; две большие продольные трещины, идущие параллельно, означают: одна – дорогу жизни, другая – дорогу мертвых, предсказание зависит от относительной длины линий и их направлений; если длиннее дорога живых, то предсказание благоприятное, если эта трещина уклонится наружу, то человеку грозит неминуемая смерть; появление некоторых трещин означает то радость, то благодать, то предстоящую дорогу, то необходимость совершить тот или другой обряд. Вообще характер предсказаний может изменяться по требованию случая.

"Человек так устроен, что его всегда интересовало, что же его ждет в будущем. С древних времен способом узнать волю Богов для людей была магия. Иногда - астрология... Народы, имевшие в числе предков гуннов, чаще всего практиковали гадание на лопатках животных. В древности племена протюрков и гуннов (хунну, сюнну) проникали и на японские острова, принося с собой и свою культуру, обычаи. В японской священной книге "Кодзики" сохранилась информация о том, что древние японцы гадали на лопатке оленя-самца, обжигая ее на углях и толкуя о появившихся на кости трещинах.
Китайская хроника III века "Вейши" так описывает быт древних японцев: "Они живут в домах, едят сырые овощи... гадают на костях, любят выпить, важные сановники имеют по пять жен..., в стране нет воровства". На евразийском континенте традициям гадания на бараньей или овечьей лопатке чаще всего следовали тюркские и монгольские скотоводческие народы - казахи, кыргызы, калмыки, монголы, буряты и т.д.

Хакасы для гадания обычно употребляли правую баранью лопатку. Мужчина, обглодавший лопатку, обязательно смотрел ее плоскость на солнце: если плоскость широко просвечивалась и продольный гребешок был загнут вперед - скот будет хорошо расти; если же гребень пологий или загнут назад - скот пойдет на убыль. Гадание на лопатке совершали обязательно поздним вечером. В очаге юрты со стороны входа зажигали специально собранный хворост. Лопатку заворачивали в траву, служившую стелькой обуви, и клали в огонь. Продольные трещины вдоль гребня обещали благополучие, а поперечные - неудачу. Гадание завершалось бросанием лопатки через плечо. Если она упадет гребешком вверх - предсказание сбудется, если вниз - то нет. Лопатку нельзя выкидывать целой - необходимо предварительно разрубить ее гребешок. Гаданием по лопате определяли судьбу пропавшего скота или больного человека, победителя на конных скачках и т.д. Тюрки Кавказа - балкары и карачаевцы - гадали на лопаточной кости жертвенного животного, немного подержав ее над огнем.
Вся лопатка делилась на девять секторов, имеющих свои названия: "хан" (сам гадающий), "родственники и друзья", "очаг", "двор", "Родина", "село", "внешние страны".
Прорицание выносилось в зависимости от того, в каком секторе появлялись трещины.», - пишет Айрат Галимзанов в своей статье «Тюрские гадания» . [ 4 ]
Исследования практики гаданий в современных условиях
«Как настоящий поэт, Дондок Улзытуев обладал даром предвидения. Куняев вспоминает, как однажды на каком-то литературном празднике в бурятском селе хозяева, зная, что Дондок ведет свою родословную от древнего шаманского рода, предложили ему погадать на бараньей лопатке. - Дожди будут падать на ваши луга вовремя, и тепло вовремя будет приходить вам.. Стада ваши будут хорошо размножаться. Мужчины будут сильными, а женщины верными своим мужьям…. После каждой его фразы прокатывался гул одобрения. - Дети ваши будут здоровыми, а семьи многолюдными. Когда под радостные возгласы он закончил ритуальный обряд гадания, я потихоньку спросил его: -Дондок, ты действительно умеешь гадать или наговорил от фонаря все, что пришло в голову? Он повернул ко мне свое широкое лицо с улыбающимся ртом и грустными узкими глазами- Я действительно умею гадать. Бабка научила. Только, - он еще дольше сузил глаза, словно скрывая от меня из выражение, - как говорит баранья лопатка, многое из то, что я здесь вещал, случится наоборот. Несколько раз я слышал от него, мрачные и тревожные предсказания относительно будущего. – Конец века, - говорил он еще в начале семидесятых, - будет отмечен яростными взрывами национализма, - и задумывался, впадая в длительное молчание.» - пишет в своей статье «Стихи –молитвы» Андрей Ян. [9]

Этот материал говорит о том, что хотя в советский период бурятские шаманы и их функции и были под запретом, они сохранились и функционировали благодаря тому, что вжились в сознание, мировоззрение, быт верующих.

Интересный способ гадания рассказал нам Жамьянов Д.С.: «Берётся баранья лопатка и кидается в костёр, куда еще бросают корзину еловых шишек (могут быть и другие вариации). Через какое-то время кость вынимается, и по форме обгоревших частей судят о том, удастся ли достигнуть желаемого. При этом когда костер разгорится, глядя на вид поднявшегося густого белого дыма, также можно судить о будущем»

Исследуя функционирование практики гаданий, связанных с ним обрядов в современных условиях, с помощью бесед и анкетирования, мы выявили, что почти все опрошенные старшего возраста респонденты знают, что раньше гадали по бараньей лопатке. В нашей местности, по воспоминаниям жителей, гадали на ней определенные люди, которые были обучены этим действам. Таким человеком был житель села Дабатуй – Гомбо абгай. По временным рамкам жители обращались к нему вплоть до 50-х годов. По крайней мере, люди, рожденные в 20-х годах прошлого века, помнят, что родители ездили к нему со своими просьбами погадать на лопатке. Из более молодых респондентов (кому меньше 45 лет) о гаданиях по лопатке слышали и знали, что существует, но каким образом это действо совершалось не имеют представления. А более младшее поколение – школьники об этом ничего не знают.

Заключение

Память народа хранит много знаний, передаваемых из поколения в поколение.

Задача исследования народных традиций состоит в том, чтобы проследить, как они образовались, почему сохраняются, каковы условия и какова потребность, которая приводит не только к сохранению, но и к постоянной и, можно сказать, естественной переработке этих традиций, и, наконец, в чем секрет их существования, в котором непрерывное умирание неотделимо от вечного возрождения. Человечество не может сделать и шага вперед, не оглядываясь назад и не переоценивая заново все духовные ценности далеких и близких поколений. В ходе исследования, нами получены информации о гаданиях, в частности, о гадании на лопатках не только у жителей улуса, но и из различных источников, рассмотрены уникальные гадательные книги, шаманские практики, функционирование практики гаданий, обрядов, связанных с ним, в современных условиях.

Шаманские практики возникают и развиваются в русле этнокультурных местных традиций, каждая из которых своеобразна. Также своеобразно и шаманство в Бурятии в тесном контакте с буддизмом, практики молебствия, гаданий и обрядов. И одно из таких практик, которое ушло в прошлое по некоторым причинам (в нашей местности такой практики уже давно не существует), должно быть изучено, ибо знание своего прошлого, как выше сказано, неотделимо от вечного возрождения, от переоценки заново ценностей далекого прошлого.

Литература

  1. Базарова А.В., Изучение толерантности школьников, Издательство БГУ, 2010

  2. Большая Российская Энциклопедия. М, Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2004. 1007с, ил, карт, фотографии

  3. Буряты: традиции и культура, популярное издание, Улан-Удэ, «Соел-культура», 2003

  4. Галимзанов Айрат, «Тюрские гадания». Сайт.

  5. Глубокомудрая чуга по кости лопатки. Творческая группа «Наран», Улан-Удэ, 1991

  6. Захарова О. А., Доронин Д. Ю. Этноэкология. Методическое пособие по проведению этноэкологических исследований. М, «Лесная страна». 2008, 184с.

  7. Историко-культурный Атлас Бурятии. Энциклопедическое издание. М, «Дизайн. Информация. Картография». 2001, 680с., фотографии.

  8. Современное образование и проблемы толерантности, Издательство БГУ, 2009

  9. Ян Андрей, « Информ Полис» от 21 декабря 2011г

  10. http://www.kyrgyz.ru/?page=309

  11. http://magicsym.ru/mir_fauny/baran-2.html#ixzz1jysDwaZg

Информаторы


  1. Будаев А.Б – уроженец с.Шибертуй, Бичурского района, 1971 г. р.,

  2. Будаев В.Б. - уроженец с. Шибертуй, Бичурского района, 1939 г. р.,

  3. Данзанова Б.Д. уроженка с.Амгалантуй , Бичурского района, 1929 г. р.,

  4. Доржиева Е.Б.: уроженка с.Шибертуй, Бичурского района, 1968 г. р.,

  5. Жамьянов Д.С. уроженка с.Амгалантуй, Бичурского района, 1929 г. р.,

  6. Зандраев Ц.Ш.. - уроженец с.Шибертуй, Бичурского района, 1951 г. р.,

  7. Цыбикова Н.Д., уроженка с.Амгалантуй, Бичурского района, 1955 г. р.,



Приложение1

Приложение 2

Примечания

Страны тепла, или жара, или холода, или мороза обозначены на рисунке лопатки. См. рисунок. Этими двумя признаками и узнается баран, именно самка ли он, или самец.

Котел. Хотя этого названия и не найдется на рисунке, но видно, что им называется углубление, находящееся на узком конце лопатки и действительно походящее на котел; оно бывает разное: иное глубокое, другое мелкое, а третье с толстыми краями и пр. По этому котлу угадывается наклонность хозяина, которому принадлежал баран раннее.

Куча. Эти разделятся между собою на пять. В тексте из следующих объяснений видно, что куча есть условное название кости. Кажется, что они должны находиться по краям лопатки, потому что трещины направляются всегда к краям, оставляя свое начало в середине кости. К сожалению моему, они не обозначены на рисунке, приложенном к тексту.

^ Путь, дорога. Видно, что это слово обозначает какую-нибудь дорожку, или трещину, образовавшуюся от огня.

Каждение. при курении благовонных трав ныне читаются известные молитвы, сочиненные буддистами, но составленные прежде, были употребляемы шаманами.

^ Гордость (омок). Под этим названием должно полагать на лопатке то самое возвшение, которое находится у самого края котла..

Приложение 3

вопросы

буряты

русские

^ Что вы знаете о гаданиях?

90

11

Какие способы гаданий вы знаете?

10

8

Слышали ли вы о гаданиях на бараньей лопатке?

75

0

Если да, то как?

2

0




Похожие:

В настоящее время интерес к исследованию духовной культуры и ценностей стремительно растет. В наши дни, когда усилилась потребность и, естественно, интерес к iconКонкурс достижений талантливой молодёжи «национальное достояние россии»
В настоящее время интерес к исследованию духовной культуры и ценностей стремительно растет. В связи с открытием летом этого года...
В настоящее время интерес к исследованию духовной культуры и ценностей стремительно растет. В наши дни, когда усилилась потребность и, естественно, интерес к icon«приобщение детей к народным традициям»
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных...
В настоящее время интерес к исследованию духовной культуры и ценностей стремительно растет. В наши дни, когда усилилась потребность и, естественно, интерес к icon1. Семантика фразеологизмов
В последнее время интерес к творчеству Н. И. Глазкова значительно возрос. В наши дни современники открывают все больше имен поэтов...
В настоящее время интерес к исследованию духовной культуры и ценностей стремительно растет. В наши дни, когда усилилась потребность и, естественно, интерес к iconПояснительная записка к программе «Основы православной культуры»
«Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно....
В настоящее время интерес к исследованию духовной культуры и ценностей стремительно растет. В наши дни, когда усилилась потребность и, естественно, интерес к iconКонкурс знатоков географии «Что? Где? Когда?»
Занимательная форма проведения недели используется для того, чтобы прививать интерес к изучению географии, любознательность, познавательный...
В настоящее время интерес к исследованию духовной культуры и ценностей стремительно растет. В наши дни, когда усилилась потребность и, естественно, интерес к iconМедицинские рекомендации при Луне в Овне
Кстати, стричься лучше всего во время, когда Луна растет, а не в полнолуние, и с учетом того, что она не в Овне. Выберите в эти дни...
В настоящее время интерес к исследованию духовной культуры и ценностей стремительно растет. В наши дни, когда усилилась потребность и, естественно, интерес к iconТема. Как привить ребёнку интерес к чтению
Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения...
В настоящее время интерес к исследованию духовной культуры и ценностей стремительно растет. В наши дни, когда усилилась потребность и, естественно, интерес к iconКак сохранить интерес учащихся к иностранному языку на всем протяжении его изучения?
Благодаря им, учащиеся знакомятся с основами английского языка, получают дополнительные знания в области образования, культуры и...
В настоящее время интерес к исследованию духовной культуры и ценностей стремительно растет. В наши дни, когда усилилась потребность и, естественно, интерес к iconВ целях сплочения духовной элиты человечества, объединения разрозненных...
Приносим свои глубочайшие извинения тем, кому эта информация пришлась не по адресу, т е по ошибке. В столице Казахстана в г. Астана...
В настоящее время интерес к исследованию духовной культуры и ценностей стремительно растет. В наши дни, когда усилилась потребность и, естественно, интерес к iconСодержание введение психологический климат в коллективе
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница