Рабочая программа по искусству для 9 (общеобразовательного) класса на 2012-2013 учебный год




НазваниеРабочая программа по искусству для 9 (общеобразовательного) класса на 2012-2013 учебный год
страница1/8
Дата публикации31.05.2013
Размер0,82 Mb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 с. Кривополянье

Чаплыгинского муниципального района

Липецкой области

Рассмотрено Утверждаю:

на заседании МО учителей Директор МБОУ

гуанитарного цикла СОШ №2 с. Кривополянье

Полякова Г.В. Протокол № 1 от 23.08.2012г Приказ № 102 от 24.08..2012

Руководитель МО

_______ Кудрявцева С.В.


Рабочая программа

по искусству

для 9 (общеобразовательного) класса
на 2012-2013 учебный год
Кудрявцева

Светлана Вячеславовна

учитель искусства

2012 год

ПРОГРАММА "ИСКУССТВО: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА" 9 класс
^

Раздел I.Пояснительная записка


Статус документа

Настоящая программа по искусству для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне.. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения искусства, которые определены стандартом.Программа "Искусство" направлена на приобщение учащихся к духовным и художественным ценностям, формирование навыков эстетического восприятия и художественных практических умений.
Структура документа

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки обучающихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы

Программа предназначена для обучающихся 9 классов и рассчитана на 35 часов (по 1 часу в неделю).
Общая характеристика учебного предмета

Искусство как результат художественного творчества отражает действительность, воспроизводя её по своим законам. Образное воплощение размышлений, фантазий художников является элитарным опытом чувственно-эмоционального восприятия мира и обобщения происходящих явлений, которые во многом зависят от социальных и экономических факторов развития  общества.

Искусство зародилось в далёком прошлом; развиваясь на протяжении всей истории, оно преобразовывалось, находило новые формы самовыражения и оставило летопись духовных и мировоззренческих поступков человечества. Что же происходит с  искусством в настоящее время?

В ХХ веке быстро развиваются новые информационные технологии, которые широко  используются в процессе создания художественной продукции и обуславливают возникновение новых видов искусства: наряду с живописными и графическими портретами делаются фотографии; разрабатываются с помощью компьютера проекты архитектурных сооружений, дизайн промышленных изделий, оформление книг и журналов; музыкальные произведения и театральные постановки передаются по теле-, радио- и видеоканалам и многое другое. Новые информационные технологии дают возможность предложить продукцию  широкому кругу потребителей. Возникло феноменальное явление нашего времени -  массовая культура. При всей ее прогрессивности и демократичности надо отметить и негативную сторону - ориентацию на вкусы "среднего" потребителя и вульгаризацию духовных ценностей предыдущих поколений. Наши школьники пользуются этими плодами цивилизации, невозможно полностью оградить их от влияния массовой культуры. Поэтому на уроках искусства представляется важным не вычеркивать эту сторону действительности, а, наоборот, внимательно рассматривать, изучать и обсуждать с разных сторон явления массовой культуры, раскрывая взаимосвязь формы и содержания, сравнивая эстетические идеалы прошлого и настоящего, анализируя "безобразное" и "прекрасно" в творчестве, и, тем самым, развивая не только умение эмоционально воспринимать художественное произведение, но и оценивать его с критической  точки зрения.

Знакомство с миром искусства даёт обучающимся возможность повысить свой уровень культуры. Духовное осмысление и художественное освоение действительности настраивает человека на самосовершенствование и гармонизацию внутреннего "я" с внешней средой. Наверно, поэтому понятие "искусство" часто заменяют синонимами "художественная культура", "духовные ценности" или "эстетика". Обращая внимание на связь этих понятий, содержание программы построено так, чтобы обучение было направлено на создание условий для развития духовных и душевных качеств личности, способной чувствовать и воспринимать сущность художественной культуры, а также осваивать формы эстетической деятельности.

^ Основными целями и задачами обучения по данной программе являются:

  • - развитие творческих способностей обучающихся, умения находить, понимать и использовать различные виды информации в своей деятельности;

  • - приобщение обучающихся к мировым и национальным духовным ценностям, воплощенным в произведениях искусства;

  • - формирование представлений о целостности мира через эмоционально-ценностное ориентирование личности, в том числе путем интеграции учебных дисциплин - изобразительного искусства, музыки, литературы, истории и др., а также использования в учебном процессе различных видов информации - фольклора, музыки, мультфильмов, фрагментов фильмов, материалов Интернета и пр.;

  • - освоение языка искусства, средств художественной выразительности, изучение основ композиции, многообразия природных и искусственных форм;

  • - знакомство с художественными материалами и инструментами, приемами и способами работы.

Все вышеперечисленные задачи следует решать в комплексе, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, уровня их общего развития.

Творчество обучающихся должно основываться на эмоциональном восприятии и на осмыслении собственной деятельности. Поэтому необходимо, чтобы дети учились воспринимать художественные тексты через созерцание, сопереживание, а также и обучались бы работать с информацией на семантическом (смысловом) уровне. Например, изучается театр: обучающиеся знакомятся с произведениями изобразительного искусства (декорации, костюмы, куклы и др.), делают свои эскизы. Программа "Искусство" дает расширенный круг вариативных заданий, связанных с деятельностью по написанию сценариев, составлению своих рассказов, описанию впечатлений, сбору материалов по истории развития театра, а также самостоятельному изготовлению декораций, бумажных кукол и пр., разыгрыванию отдельных сценок.

^ Интеллектуальное развитие обучающихся предлагается осуществлять по следующим направлениям:

1. Образно-семантическое:  

- раскрытие средств художественной выразительности разных видов искусств; - развитие ассоциативного мышления в процессе создания учащимся художественных образов, раскрытия идеи и системы образов при обсуждении художественного произведения и пр. - раскрытие зависимости  художественной формы от цели творческого замысла.

Обращение к различным видам искусства, разными способами интерпретирующими одну и ту же тему, помогает увидеть ассоциативные связи и осознать их роль в творческой деятельности. В современном мире наблюдается тенденция к визуальной коммуникации: представление текстов  в виде условных изображений, символов и т.п. Поэтому важно научить обучающихся понимать условность изображения и механизм визуализации.

2. Поисково-системное, направленное на выработку у обучающихся навыков:

- сбора информации из различных источников (книг, словарей, видео-, аудиосредств и т.д.); - систематизации тематического материала для нахождения связей между частным и общим.

Учителю предлагается использовать методические приёмы, помогающие  раскрытию и усвоению ключевых понятий, художественных терминов, определенных программой. Например, на уроке обучающимся рекомендуется вести словарь для записи новых слов, иллюстрируя их (в порядке домашнего задания) рисунком, аппликацией, картинкой из журнала, открыткой и пр.

3. Сравнительно-оценочное:

- развитие чувства  гармонии и формирование критериев оценки произведений искусства на основе изучения родной культуры и  культуры других народов; - формирование умений отстаивать свое мнение и воспринимать другие точки зрения.

Для реализации данного направления целесообразно на каждом уроке обсуждать все выполненные работы. Каждый ребенок должен иметь возможность рассказать о своей работе, а также отстаивать свою точку зрения на создание того или иного произведения. Желательно, чтобы при анализе работ, школьники использовали художественные термины (композиция, цветность, гармония, контраст,  нюанс и пр. термины, определенные программой).

В качестве дидактических заданий для развития критического мышления можно предложить обучающимся  составление рецензий, анонсов  литературных произведений, видеоматериалов, культурных событий и пр.

4. Технологическое:

- знакомство с различными формами работы при подготовке, разработке и показе творческих работ, в том числе с помощью технических средств (видеокамера, компьютер и т.д.); - формирование умений  работы в коллективе.

В настоящее время развитие информационных технологий требует воспитания  навыков общения нового свойства, то есть каждый ребенок должен научиться работать с техническими средствами, в т.ч. компьютером, используя их как инструмент для осуществления своей творческой деятельности.

Таким образом, мастерство учителя заключается не столько в передаче необходимых знаний, сколько в помощи организации обучения, которое направлено на развитие индивидуального стиля мышления обучающихся и умения самостоятельно получать знания.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • проблемное изложение;

  • частично-поисковый; исследовательский;

  • стимулирование и мотивация учения;

  • организация и осуществление учебных действий.


Формы работы:

  • фронтальная,

  • индивидуальная,

  • групповая,

  • творческая (литературно-творческие задания).


Формы организации учебного процесса:

  • Урок изучения нового материала,

  • урок закрепления знаний, умений и навыков,

  • комбинированный урок,

  • урок-беседа,

  • повторительно-обобщающий урок,

  • урок - лекция, урок - игра,

  • урок- исследование,

  • урок-практикум,

  • урок развития речи,

  • урок-дискуссия.

Для того чтобы занятия были интересными, увлекательными для обучающихся, рекомендуется:

- использовать различные средства обучения (демонстрационные таблицы, тетради с печатной основой, аудио- и видеозаписи, средства массовой информации, компьютерные программы и т.д.); - использовать рекомендуемые видеозаписи и как иллюстрации к теме, и как материал для учебных заданий в двух вариантах: 1) обмен впечатлениями от увиденного в форме сочинения, сценарного плана для собственного фильма (возможные жанры - рассказ об эпохе; экскурсия на "машине времени"; рекламный ролик  и т.п.) и др.; 2) угадывание эпохи и названия памятников; сюжета происходящего; написание собственного комментария  как текста к рекламному ролику, к экскурсии и пр. (просмотр видеозаписей без фонограммы).

В программе время, выделяемое на изучение тем курса, является примерным. Учитель может изменять количество часов и задания, отбирать необходимый материал для практических работ с учетом подготовки обучающихся и требований к знаниям и умениям, определенных программой.  

^ Раздел II. Учебно-тематический план.




Тема раздела

Общее количество учебных часов

Количество часов

Практические занятия

1

Введение. Культура во времени, пространстве и внутри себя.

1




2

Художественная культура первобытного мира. Синкретизм первобытного искусства

1




3

Художественная культура древних цивилизаций.

4

1

4

Художественная культура античного мира

4

1

5

Художественная культура Древнего и Средневекового Востока. Индия, Китай, Япония

4

1

6

Художественная культура стран Арабского халифата

3




7

Художественная культура Средних веков

8

1

8

Эпоха Возрождения

9

1

9

Итоговый урок

1







Итого

35

5


^ Раздел III. Содержание тем учебного курса. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА

Цели: развитие целостного эстетического восприятия отображения природы и окружающей человека жизни в произведениях искусства народов Древнего мира, формирование представлений о закономерностях возникновения, становления и развития художественной деятельности человека на ранних этапах исторического развития человеческого общества и выделения искусства в особую сферу художественной культуры, составляющую ее ядро и связанную с созданием целостной картины мира на основе мифологических воззрений древнего человека.

      Задачи:
      • дать представление об общих закономерностях возникновения и развития древних цивилизаций (причины распада и ухода с мировой арены), их сходстве и различиях и характерных особенностях типов культур, возникших в эпоху Древнего мира;
      • познакомить с памятниками архитектуры, скульптуры, живописи и литературы, созданными народами Древнего мира;
      • раскрыть на их примере особенности художественной культуры Древнего Египта, Месопотамии, Мезоамерики, Древней Греции и Древнего Рима;
      • показать на примере памятников художественной культуры народов Древнего мира, что определяющей формой мышления в эту эпоху была мифология, поэтически переосмысленная и переработанная древними авторами античного мира;
      • выявить на примере памятников архитектуры, скульптуры, живописи и литературы главные проблемы эпохи: законы происхождения мира, (мифологические системы), отражение в художественных памятниках модели мироздания (пирамида и храм), участие человека в миротворении и поддержании существующего миропорядка (обряды и жертвоприношения), решение проблемы бессмертия;
      • показать, что ответ на главный вопрос эпохи «Что есть мир?», в художественной культуре был дан в мифопоэтической форме мышления на основе изучения человеком Древнего мира и Античности объективных явлений природы;
      • развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся в процессе просмотра и обсуждения произведений искусства народов мира и при выполнении творческих заданий.

^ Раздел 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА (1 час)

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Рабочая программа по искусству для 9 (общеобразовательного) класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа на 2012 / 2013 учебный год Составитель: Г. Н. Ахахлина
...
Рабочая программа по искусству для 9 (общеобразовательного) класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по литературе для 10 (общеобразовательного) класса на 2012-2013 учебный год
В 2ч./Ю. И. Лыссый, Г. И. Беленький, Л. Б. Воронин, М.: Мнемозина,2010., рекомендованный Министерством образования и науки Российской...
Рабочая программа по искусству для 9 (общеобразовательного) класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по английскому языку для 8 (общеобразовательного)...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Кривополянье
Рабочая программа по искусству для 9 (общеобразовательного) класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по литературе для 11 (общеобразовательного) класса на 2012-2013 учебный год
...
Рабочая программа по искусству для 9 (общеобразовательного) класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по математике для 5 класса на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по искусству для 9 (общеобразовательного) класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по технологии для 10 (общеобразовательного) класса на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа учебного курса по технологии 11 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по искусству для 9 (общеобразовательного) класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по технологии для 11 (общеобразовательного) класса на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа учебного курса по технологии 11 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по искусству для 9 (общеобразовательного) класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по обществознанию для 7 (общеобразовательного) класса на 2012-2013 учебный год
Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. –М.: Дрофа, 2007. Авторской программы Козленко С. И., Козленко И. В. Обществознание: программа...
Рабочая программа по искусству для 9 (общеобразовательного) класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по русскому языку для 5 (общеобразовательного) класса на 2012-2013 учебный год
Настоящая программа по русскому языку для 5 класса является логическим продолжением программы для начальной школы и составляет вместе...
Рабочая программа по искусству для 9 (общеобразовательного) класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по мировой художественной культуре (мхк) для 11 (общеобразовательного) класса
Г. И. Данидлова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 191 с. Программа рекомендована Министерством образования Российской...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница