Дополнительная образовательная программа «инновационный менеджмент в образовании» В. П. Ларина, Н. И. Санникова




НазваниеДополнительная образовательная программа «инновационный менеджмент в образовании» В. П. Ларина, Н. И. Санникова
страница1/4
Дата публикации21.05.2013
Размер0,89 Mb.
ТипОбразовательная программа
pochit.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4
СЕРИЯ «ШКОЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Кировский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

МОДУЛЬНАЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

В ОБРАЗОВАНИИ»


В.П. ЛАРИНА, Н.И.САННИКОВА
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,

ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебно-методическое пособие
МОДУЛЬ № 12

СУБМОДУЛЬ

Киров 2010

Модульная дополнительная образовательная программа

«Инновационный менеджмент в образовании»

Модуль 1. Государственная образовательная политика.

Модуль 2. Инновационная деятельность как объект управления.

Модуль 3. Психолого-педагогическая характеристика субъектов инновационной деятельности.

Модуль 4. Проекты и целевые программы как основные техноло­гии инновационных изменений.

Модуль 5. Экономика инновационного образования.

Модуль 6. Информационные и коммуникационные технологии в инновационном менеджменте.

Модуль 7. Гражданское общество и инновационное образование.

Модуль 8. Индикативные подходы в управлении образованием.

Модуль 9. Экспертно-проектная деятельность субъектов иннова­ции.

Модуль 10. Прогнозно-проектная деятельность субъектов иннова­ций.

Модуль 11. Проектная команда как основной ресурс развития ин­новационного образования.

Модуль 12. Проектирование образовательной программы совре­менного образовательного учреждения.

Модуль 13. Проектирование программы развития образователь­ного учреждения.

Модуль 14. Проектирование муниципальной программы развития образования.

Модуль 15. Смыслы и ценности современного образования.

Модуль 16. Создание и реализация сетевых инновационных про­ектов.

Модуль 17. Проектная деятельность в информационной образова­тельной среде XXI века.

Модуль 18. Научно-методическое сопровождение (сервис) инно­вационной (экспериментальной) деятельности в образовательных сис­темах.

Модуль № 19. Социализация учащихся как новый результат обра­зования.

УДК 37.013

ББК 74.04(2)

Л 25

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Кировского института повышения квалификации

и переподготовки работников образования
Рецензенты:

Л.А. Вепрева, начальник отдела оценки качества образования Управления надзора и контроля в сфере образования Департамента образования Кировской области;

C.В. Климин, зав. лабораторией Института воспитания и семьи Российской академии образования;

Е.М. Савина, кандидат педагогических наук, директор МОУ СОШ с УИОП № 12 г. Кирово-Чепецка
Ларина, В. П.

Л 25 «Проектирование образовательной программы современного образовательного учреждения». Модуль 12 : учеб. - метод. пособие / В. П. Ларина, – Киров : КИПК и ПРО, 2010. – 52 c. – (Модульная дополнительная образовательная программа «Инно­вационный менеджмент в образовании»).
ISBN 978-5-91061-164-5

Модуль «Проектирование образовательной программы современного образовательного учреждения» является одним из модулей дополнительной образовательной про­граммы «Инновационный менеджмент в образовании». Субмодуль «Проектирование программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования» предназначен для обучения слушателей созданию одноименной программы, которая входит в состав основной образовательной программы начального общего образования (в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения).

В результате его освоения предполагается достижение слушателями мотивационной, когнитивной и технологической готовности к проектированию программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования. Конструкция учебно-методического пособия будет способствовать разработке слушателями программы, готовой к использованию в образовательной практике.

Учебное пособие адресовано действующим и будущим руководителям и специа­листам территориальных органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений, руководителям и участникам инновационных проек­тов и программ. Предназначено для индивидуальной и групповой работы в процессе повыше­ния квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

ISBN

© Кировский институт повышения квалификации и переподготовки ра­ботников образования, 2010

©


Ларина В.П., Санникова Н.И., 2010


СОДЕРЖАНИЕ


^ О модульной дополнительной образовательной про­грамме «Инновационный менеджмент в образовании»





Проектирование программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования





^ Часть 1. Практикум по разработке программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся ступени начального общего образования





Часть 2. Рабочая тетрадь слушателя





3. Приложения





Приложение 1. Вопросы для круглого стола





Приложение 2. Список литературы





Приложение 3 (на диске). Федеральный государственный об­разовательный стандарт начального общего образования





Приложение 4 (на диске). Примерная программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования






О модульной дополнительной образовательной программе

^ «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ»
Уважаемые слушатели!

Предлагаемая Вам дополнительная образовательная программа «Инновационный менеджмент в образовании» носит модульный харак­тер. Структурной единицей представленной программы является мо­дуль. Основными модулями в настоящее время являются следующие:
Модуль 1. Государственная образовательная политика.

Модуль 2. Инновационная деятельность как объект управления.

Модуль 3. Психолого-педагогическая характеристика субъектов инновационной деятельности.

Модуль 4. Проекты и целевые программы как основные технологии инновационных изменений.

Модуль 5. Экономика инновационного образования.

Модуль 6. Информационные и коммуникационные технологии в инновационном менеджменте.

Модуль 7. Гражданское общество и инновационное образование.

Модуль 8. Индикативные подходы в управлении образованием.

Модуль 9. Экспертно-проектная деятельность субъектов иннова­ции.

Модуль 10. Прогнозно-проектная деятельность субъектов иннова­ции.

Модуль 11. Проектная команда как основной ресурс развития ин­новационного образования.

Модуль 12. Проектирование образовательной программы совре­менного образовательного учреждения.

Модуль 13. Проектирование программы развития образователь­ного учреждения.

Модуль 14. Проектирование муниципальной программы развития образования.

Модуль 15. Смыслы и ценности современного образования.

Модуль 16. Создание и реализация сетевых инновационных проек­тов.

Модуль 17. Проектная деятельность в информационной образова­тельной среде XXI века.

Модуль 18. Научно-методическое сопровождение (сервис) иннова­ционной (экспериментальной) деятельности в образовательных систе­мах.

Модуль № 19. Социализация учащихся как новый результат обра­зования.
Обращаем Ваше внимание на то, что перечень модулей является открытым: в условиях модернизации образования и в соответствии с го­сударственной образовательной политикой может возникнуть необхо­димость разработки других модулей, а также целесообразность внесе­ния изменений в уже разработанные и реализуемые модули.

Реализация модульной дополнительной образовательной про­граммы предусматривает, как правило:

- интерактивный режим работы слушателей системы повышения квалификации и переподготовки работников образования;

- минимальный объем лекционных занятий (не более 30 % учеб­ного времени, а по некоторым модулям – полное их отсутствие);

- интенсивную самостоятельную работу слушателей в межсесси­онный период, предполагающую разработку конкретных продуктов, зна­чимых для слушателя (программ, проектов, планов, публичных докла­дов, пакета грантовых документов, инструкций, смет и пр.);

- полное обеспечение слушателей учебно-методическими мате­риалами.
Организационные аспекты реализации

дополнительной образовательной программы

«Инновационный менеджмент в образовании»
Уважаемые слушатели! Обращаем Ваше внимание на то, что ав­торы программы рассматривают различные варианты ее освоения.

1. Очно-заочное обучение в составе учебной группы, формируемой на базе КИПК и ПРО.

2. Очно-заочное обучение в составе учебной группы, формируемой на базе управления образовательного округа.

3. Очно-заочное обучение в составе учебной группы, формируемой на базе муниципального органа управления образованием.

4. Дистанционное обучение.

Поскольку освоение модульной программы предполагает мини­мальный объем лекционных занятий и интенсивную самостоятельную работу слушателей, сроки освоения программы могут быть вариатив­ными и уточняются при заключении договора института с заказчиками.

Авторы программы обращают Ваше особое внимание на то, что по согласованию с заказчиками некоторые модули программы («Проекти­рование образовательной программы современного образовательного учреждения», «Проектирование программы развития образовательного учреждения», «Проектирование муниципальной программы развития образования» и др.) в силу их особой актуальности могут быть реали­зованы автономно (без обязательного изучения всех других модулей программы). Результатом их освоения должны стать конкретные продукты – образовательная программа образовательного учреждения, программа развития образовательного учреждения, муниципальная про­грамма развития образования и пр. Изучение модуля завершается про­хождением процедуры самоэкспертизы и экспертизы.

Другие модули программы тесно взаимосвязаны между собой на­пример, модуль №1 «Государственная образовательная политика» и модуль №2 «Инновационная деятельность как объект управления» или модуль №2 «Инновационная деятельность как объект управления», мо­дуль №4 «Проекты и целевые программы как основные технологии ин­новационных изменений», модуль №9 «Экспертно-проектная деятель­ность субъектов инновации» и модуль №10 «Прогнозно-проектная дея­тельность субъектов инноваций» и освоение одного из них требует обя­зательного изучения других.

Уважаемые руководители (территориальных органов управления образованием, образовательных учреждений и пр.)! Обращаем Ваше внимание на то, что наиболее эффективным вариантом освоения про­граммы или ее модулей является обучение группы инноваторов, что обеспечит их сплочение как команды единомышленников, владеющих достаточной степенью готовности для проведения инновационных пре­образований в конструировании новой практики.

Примером таких групп могут быть группы, в состав которых входят:

1) руководитель и специалисты управления образовательного ок­руга, а также руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием, расположенных на территории этого округа;

2) руководитель и специалисты органа управления образованием и руководитель и методисты муниципальной методической службы;

3) руководитель, его заместители и руководители профессиональ­ных объединений педагогов одного образовательного учреждения;

4) руководители ведущих образовательных учреждений муниципа­литета или округа и пр.

Эффективной формой подготовки слушателей к проведению ими инновационной деятельности может стать корпоративное освоение предлагаемой программы или ее модулей (на базе одного образова­тельного учреждения или организации).
О работе с модулем

«Проектирование программы

духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования»
Уважаемые слушатели! Настоящее учебно-методическое пособие разработано авторами в форме конструктора. Это предполагает, что при работе с пособием Вам целесообразно придерживаться ряда правил:

- в самом начале работы над пособием Вам предлагается изучить приложение 3 (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) и приложение 4 (Примерная программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования);

- в процессе работы над пособием Вам целесообразно следовать логике, предложенной авторами. Последовательное заполнение вкладок будет способствовать получению целостного продукта – программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

- при работе над пособием при выполнении заданий обратите внимание на комментарии. Это поможет Вам избежать ошибок при разработке программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
^ Планируемые результаты

По окончании изучения модуля Вы, уважаемые слушатели,

должны знать:

содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (кадровым, финансовым, материально-техническим и др.);

требования к программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

технологию проектной деятельности;

должны уметь:

проектировать программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Обращаем Ваше внимание на то, что Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования не содержит раздела, связанного с оценкой воспитательных результатов. Причина этого заключается в том, что в соответствии с требованиями к структуре основной образовательной программы начального общего образования она должна содержать раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна:

1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

  1. ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;

  2. обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;

5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

В ФГОС НОО зафиксировано, что « в процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.)».
Авторы
^ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Часть 1. Практикум по разработке программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Уважаемые слушатели!

Предлагаем вам ознакомиться с основными документами, необхо­димыми для разработки программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Задание 1

Ознакомьтесь с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приложение 3).

Какие требования включает ФГОС НОО? Занесите их в таблицу 1.
Таблица 1


Требования, которые включает ФГОС НОО

1.



2.

3.



Задание 2

Ознакомьтесь с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приложение 3).

Внесите в таблицу 2 результаты освоения основной образова­тельной программы начального общего образования.

Таблица 2

^ Результаты освоения основной образовательной программы НОО








Задание 3

Ознакомьтесь с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приложение 3).

Внесите в таблицу 3 основные разделы основной образователь­ной программы начального общего образования.

Таблица 3


п/п

Название раздела

основной образовательной программы НОО

1.



2.



3.



4.



5.



6.



7.



8.



9.




Комментарии. Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учеб­ной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творче­ских способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укреп­ление здоровья обучающихся.

Обращаем Ваше внимание на то, что в результате заполнения таблицы 3 Вы получили структуру основной образовательной программы начального об­щего образования. В этой структуре раздел 6 - программа духовно-нравствен­ного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образо­вания, проектированию которой посвящено данное учебно-методическое пособие.
Задание 4

Прочитайте извлечение из ФГОС НОО о требованиях к разделам основной образовательной программы начального общего образования, приведенное ниже:

«19.6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (далее - Про­грамма) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравствен­ного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и вне­школьной деятельности, в совместной педагогической работе обра­зовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

^ В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности россий­ского общества.

Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них граж­данской идентичности и обеспечивать:

создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

формирование у обучающегося активной деятельностной пози­ции.

Программа должна содержать перечень планируемых результа­тов воспитания - формируемых ценностных ориентации, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации

по организации и текущему педагогическому контролю резуль­татов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расши­рение кругозора, развитие общей культуры;

по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравст­венно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;

по формированию у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентации общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в обра­зовательной и иной творческой деятельности;

по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганиза­ции;

по формированию и расширению опыта позитивного взаимодей­ствия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетиче­ской, физической и экологической культуры».
Задание 5

Ознакомьтесь с Примерной программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (приложение 4). Из каких разделов она состоит?

Заполните вкладку 1 «Содержание программы».

Комментарии. Поскольку программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является одним из разделов основной образовательной программы начального общего образования, ее титульный лист может быть оформлен так, как это показано на стр. учебно-методического пособия.
Задание 6

Ознакомьтесь с разделом 1 «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (приложение 4).

Раздел 1 Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Вашего образовательного учреждения может быть представлен в варианте, приведенном во вкладке 2.

Комментарии. Обращаем Ваше внимание на то, что Вы можете конкретизировать об­щие задачи духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональ­ных условий и особенностей организации образовательного процесса, а также потребностей обучающихся и их родителей (закон­ных представителей).

Задание 7

Ознакомьтесь с разделом 2 «Ценностные установки духовно-нрав­ственного развития и воспитания обучающихся» Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (приложение 4).

Раздел 2 Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Вашего образовательного учреждения может быть представлен в варианте, приведенном во вкладке 3.

Комментарии.

Комментарии. Перечень базовых национальных ценностей является обязательным при формировании программы духовно-нравственного развития и воспитания обу­чающихся на ступени начального общего образования Вашего образовательного учреждения. При разработке програм­мы духовно-нравственного развития и воспитания Вы можете ввести дополнительные ценности, не противоречащие уста­новленным в Концепции и способствующие более полному раскрытию национального воспитательного идеала в образовательном процессе.

С учётом возрастных и ин­дивидуальных характеристик обучающихся, их потребностей и запросов родителей, региональных условий и других особен­ностей осуществления образовательного процесса вы можете сделать акцент в воспитании на осо­бые группы базовых национальных ценностей. При этом важ­но, чтобы обучающиеся получали представление обо всей системе базовых национальных ценностей, могли видеть, по­нимать и принимать духовно-нравственную культуру россий­ского общества во всём её социокультурном многообразии и национальном единстве.

Учебно-методическое пособие носит рекомендательный характер, что позволяет Вам при работе над программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования сохранить авторские позиции, не противоречащие федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Задание 8

Ознакомьтесь с разделом 3 «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (приложение 4).

Раздел 3 Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Вашего образовательного учреждения может быть представлен в варианте, приведенном во вкладке 4.

Комментарии. Все направления духовно-нравственного развития и вос­питания важны, дополняют друг друга и обеспечивают разви­тие личности на основе отечественных духовных, нравствен­ных и культурных традиций. При разработке программы Вам целесообразно конкретизировать задачи, виды и формы деятельности на ступени начального общего образования.

Обращаем внимание на то, что Вы можете отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного разви­тия и воспитания младшего школьника, выделяя его для конкретных условий осу­ществления образовательного процесса как ведущее. Однако в качестве важнейшей цели образования остаётся духовно-нравственное развитие личности в контексте становления её гражданственности.
Задание 9

Прочитайте раздел 4 «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования», пункт 4.1 «Основные современные особенности развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования», приведенный далее (приложение 4).

Сформулируйте (тезисно) основные современные особенности развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Занесите их во вкладку 5.


«4.1. Основные современные особенности развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Обучающиеся на этой ступени образования требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребёнка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребёнка положительного отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности обучающегося оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребёнка, которые требуют учёта при формировании подходов к организации его духовно-нравственного развития и воспитания.

Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребёнка усиливается конфликт между характером усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

^ В силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной со взрослыми, старшими детьми, подростками, молодёжью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребёнка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и степень участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование самого себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Образовательное учреждение призвано активно противодействовать этим негативным тенденциям. Прежде всего необходим переход от воспитательной работы, построенной на наборах воспитательных технологий по проведению в основном в рамках дополнительного образования отдельных мероприятий, не связанных с содержанием деятельности ребёнка в образовательном учреждении, семье, группе сверстников, в обществе, в его социальном и информационном окружении, к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, направленному на формирование морально- нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.

В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др. на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.

Организация уклада школьной жизни должна в полной мере учитывать разноуровневый, полисубъектный, многомерно-деятельностный характер современного пространства духовно-нравственного развития и воспитания, скреплённого базовыми национальными ценностями и духовными традициями, в котором, с одной стороны, поддерживается непрерывность детства, а с другой - обеспечивается морально-нравственная, социальная, культурная полноценность перехода ребёнка из дошкольного в младший, а из него в средний школьный возраст.

Школе как социальному субъекту - носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций)…».
Задание 10

Еще раз прочитайте раздел 4 «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования», пункт 4.1 «Основные современные особенности развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования», приведенный далее.

Назовите основные принципы Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования (приложение 4). Раскройте их содержание. Заполните вкладку 6.
Задание 11

Ознакомьтесь с пунктом 4.2 «Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» (приложение 4).

Перечислите основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся к каждому направлению программы. Заполните вкладку 7.
Задание 12

Ознакомьтесь с п. 4.3 «Примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования» (приложение 4).

Соотнесите представленные в программе виды деятельности по уровням достигаемых воспитательных результатов. Заполните вкладку 8.

Комментарии. Представленный перечень видов деятельности обучающихся является примерным. При разработке программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся начальной ступени общего образования Вашего образовательного учреждения Вы можете дополнить предлагаемый перечень другими видами и формами деятельности.
Задание 13

Ознакомьтесь с разделом 6 «Планируемые результаты ду­ховно-нрав­ственного развития и воспитания обу­чающихся на ступени начального общего образо­вания».

Перечислите основные воспитательные результаты, занесите их во вкладку 11.

Комментарии. При заполнении предлагаемой таблицы следует помнить, что в Примерной программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся начальной ступени общего образования представлены воспитательные результаты на выходе из начальной школы. Однако для повышения эффективности воспитательного процесса в начальной школе и для выполнения оценки промежуточных воспитательных результатов целесообразно распределить предлагаемые в программе воспитательный результаты по возрастам (классам).

Обращаем Ваше внимание на то, что воспитательные результаты на выходе из начальной школы не могут быть сужены разработчиками программы. Вместе с тем, распределение воспитательных результатов по классам (возрастам) – компетенция образовательного учреждения.

Внимание! Технология проектной деятельности (а пособие посвящено именно проектированию программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников) предписывает именно такую последовательность действий разработчиков: сначала определение воспитательных результатов, а потом отбор видов и форм деятельности, обеспечивающих их достижение, и заполнение вкладки «План-график мероприятий». Однако расположение полученных вкладок в готовой программе остается таким, как он предложен авторами пособия (как того требует структура программного документа).


Задание 14


Опираясь на полученные Вами знания и умения при выполнении предыдущих заданий, заполните вкладку 9.

Комментарии. Обратите внимание на то, что мероприятия, заложенные в плане-графике, должны обеспечить достижение воспитательных результатов, требуемых ФГОС НОО. Другими словами, при разработке программы Вам необходимо соотнести требуемые воспитательные результаты (отраженные во вкладке 11) и воспитательные результаты, предусмотренные планом-графиком мероприятий (вкладка 9).
Задание 15

Ознакомьтесь с извлечениями из раздела 5 «Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравствен­ному развитию и воспитанию обучающихся», расположенными ниже.

«При разработке и осуществлении программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступе­ни начального общего образования образовательное учрежде­ние может взаимодействовать, в том числе на системной основе, с традиционными религиозными организациями, об­щественными организациями и объединениями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодёжными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей дея­тельности базовые национальные ценности и готовыми со­действовать достижению национального педагогического иде­ала. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:

- участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организа­ций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рам­ках реализации направлений программы духовно-нравствен­ного развития и воспитания обучающихся на ступени началь­ного общего образования;

- реализация педагогической работы указанных организа­ций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственно­го развития и воспитания обучающихся на ступени начально­го общего образования и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом об­разовательного учреждения;

- проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образова­тельном учреждении».

Предложите наиболее эффективные виды деятельности и формы взаимодействия (мероприятия) школы с различными социальными субъектами в рамках основных направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Заполните вкладку 10.

Комментарии. Для повышения эффективности взаимодействия образовательного учреждения с общественностью по духовно-нравствен­ному развитию и воспитанию обучающихся целесообразно организовывать эту деятельность на основе программ, согласованных с программой духовно-нравственно­го развития и воспитания обучающихся на ступени начально­го общего образования и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом об­разовательного учреждения.
Задание 16

На каких основных принципах строится программа работы по повышению педагогической культуры родителей? Заполните вкладку 10.

Комментарии. Содержание программ повышения педагогической культу­ры родителей (законных представителей) должно отражать со­держание основных направлений духовно-нравственного раз­вития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повы­шения педагогической культуры родителей необходимо согла­совывать с планами воспитательной работы образовательного учреждения. Работа с родителями (законными представителя­ми), как правило, должна предшествовать работе с учащими­ся и подготавливать к ней.

В системе повышения педагогической культуры родите­лей (законных представителей) могут быть использованы раз­личные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекто­рий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тре­нинг для родителей и др.
Часть 2. Рабочая тетрадь слушателя

ПРОГРАММА

^ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,

ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вкладка 1

Содержание программы


п/п

Название раздела

Стр.


1









2






3









4









4.1








4.2








4.3









4.4









5









5.1









5.2









6









Вкладка 2

  1   2   3   4

Похожие:

Дополнительная образовательная программа «инновационный менеджмент в образовании» В. П. Ларина, Н. И. Санникова iconИнновационный менеджмент, его сущность и формы
Инновационный менеджмент – разновидность функционального менеджмента, объектом которого являются инновации, ип
Дополнительная образовательная программа «инновационный менеджмент в образовании» В. П. Ларина, Н. И. Санникова iconДополнительная образовательная программа
Дополнительная образовательная программа по «Фитнес аэробике» составлена на основе Интернет источника «Методика организации и проведения...
Дополнительная образовательная программа «инновационный менеджмент в образовании» В. П. Ларина, Н. И. Санникова iconДополнительная образовательная программа, направленная на формирование...
Дополнительная образовательная программа «Горница» разработана для учащихся средних, старших классов в возрасте 13-18 лет. Программа...
Дополнительная образовательная программа «инновационный менеджмент в образовании» В. П. Ларина, Н. И. Санникова iconОбразовательная программа молодежного объединения «Лидер»
Дополнительная образовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста
Дополнительная образовательная программа «инновационный менеджмент в образовании» В. П. Ларина, Н. И. Санникова iconОбразовательная программа детского объединения «Юный репортёр»
Дополнительная образовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста
Дополнительная образовательная программа «инновационный менеджмент в образовании» В. П. Ларина, Н. И. Санникова iconПрограмма учебной дисциплины «инновационный менеджмент»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дополнительная образовательная программа «инновационный менеджмент в образовании» В. П. Ларина, Н. И. Санникова iconДополнительная образовательная программа
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
Дополнительная образовательная программа «инновационный менеджмент в образовании» В. П. Ларина, Н. И. Санникова iconДополнительная образовательная программа
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
Дополнительная образовательная программа «инновационный менеджмент в образовании» В. П. Ларина, Н. И. Санникова iconЛекция инновационный менеджмент

Дополнительная образовательная программа «инновационный менеджмент в образовании» В. П. Ларина, Н. И. Санникова iconДополнительная образовательная программа
Дополнительного образования детей «Детский оздоровительно – образовательный (профильный) центр»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница