Современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения




НазваниеСовременное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения
страница1/20
Дата публикации20.05.2013
Размер3,09 Mb.
ТипКнига
pochit.ru > Культура > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20



Ю.В. Попков, Е.А. Тюгашев
СОВРЕМЕННОЕ

СОСТОЯНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

САМОДИЙСКОГО И ФИННО-УГОРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТА ИСТОРИИ И АРХЕОЛОГИИ

ЯМАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА

Ю.В. Попков, Е.А. Тюгашев
СОВРЕМЕННОЕ

СОСТОЯНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

САМОДИЙСКОГО И ФИННО-УГОРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

(этносоциальный аспект)
Новосибирск – Салехард

2007

УДК 39(571.1)

ББК 63.529(253.3)-32

П 576
Р е ц е н з е н т ы:

доктор социологических наук, профессор,

проректор Тюменского государственного нефтегазового университета

Н.Г. Хайруллина

доктор исторических наук, профессор

заведующий сектором истории социально-экономического развития

Института истории СО РАН

^ С.С. Букин

кандидат философских наук

заведующий сектором социологии науки и образования

Института философии и права СО РАН

А.М.Аблажей
Рекомендовано к печати

Ученым советом Института философии и права СО РАН

^ Попков Ю.В, Тюгашев Е.А.

П 576 Современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения Ямало-Ненецкого автономного округа (этносоциальный аспект). — Новосибирск – Салехард: Банк культурной информации, 2007 – 184 с.

ISBN 978-57851-0614-7
В монографии на основе результатов эмпирических этносоциологических исследований дан комплексный анализ современного состояния и перспектив развития традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения Ямало-Ненецкого автономного округа.

Книга адресована этносоциологам, культурологам, этнологам, исследователям положения коренных малочисленных народов Севера, специалистам органов государственной власти и управления, представителям национально-культурных организаций
УДК 39(571.1)

ББК 63.529(253.3)-32


© Ю.В.Попков, 2007

© Е.А.Тюгашев, 2007
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

5


Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ



9


§ 1. Этносоциальная конкретизация категории культуры

Эвристично ли определение культуры, данное Э.С. Маркаряном?

Архаичность информационно-семиотического понимания культуры.

Преодоление дуализма бытия и мышления в трактовке культуры.

Культура как деятельность в западной и восточной традициях.

Научные истоки этносоциальной экспликации категории культуры.

Этносоциальный организм и его культура.

Методологические функции этносоциальной концепции культуры.

Задача онтологической интеграции категории «культура»

10

11

12

13

15

16

18

19

20

§ 2. Этносоциальное измерение социокультурного процесса

Как выразить динамику культуры?

Интуиции лингвоконцепта cultura.

Культура как месторазвитие.

«Земной» характер культуры.

Природные духи Гегеля и всемирно-исторический процесс.

Природный дух европейского социокультурного процесса. 

Развитие европейского духа.

Этносоциальный механизм европейского процесса.

Гуссерль об этносоциальном родстве духовной Европы.

Интернационализация и кризис европейской культуры.

Европейская идея и принцип национальности.

Монокультура Европы

22

22

23

24

25

26

27

29

30

33

34

37

38

§ 3. Проблема этносоциальной демаркации традиционной культуры

Неудачи концептуализации.

Традиция — трансмиссия?

Темпоральность традиции.

Ненаследственность традиции.

Интуиции лингвоконцепта traditio.

Традиция — эпифеномен услугообмена.

Куматоид традиции.

Парадоксальное тождество традиции и культуры.

Нетождество архаического и традиционного в культуре.

Традиционные отношения как способ бытия традиционной культуры.

40

40

41

43

44

45

46

47

48

50

51

^ Глава 2. ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

62

§ 1. Лидеры коренных малочисленных народов Севера о состоянии традиционной культуры и приоритетах ее развития

«Северный расизм».

Пассионарность.

Потестарный потенциал.

«Евроненцы».

На разломе модернизации.

Релевантность протестантской этики.

Не патернализм, а социально ответственное государство.

63
64

66

68

70

72

76

78

§ 2. Кочевое население Ямало-Ненецкого автономного округа о проблемах современной традиционной культуры

Неустойчивое оленеводство.

Возможно растущее благополучие.

Кочевание и бытовая техника.

Проблемы кочевого населения.

В тундре «стало тесно».

Олень и газ пока не партнеры.

В партнерстве с государством.

Традиция политики доброй воли.


80

81

82

83

87

89

90

91

93

§ 3. Современное состояние традиционной культуры поселкового образа жизни самодийского и финно-угорского населения Ямало-Ненецкого автономного округа

Амбивалентность в оценке роли поселкового образа жизни в системе традиционной культуры.

Оседлость и поселковый образ жизни как первооснова системы традиционной культуры.

Престижность традиционной хозяйственной культуры для молодежи.

Ценностный примат «нетундрового» образа жизни.

Следование в повседневной жизни национальным традициям.

Сравнительная ценность отдельных составляющих традиционной культуры поселкового населения в системе современного образа жизни



95
95
97

99

103

105
111

^ Глава 3. ТРАДИЦИОННАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА САМОДИЙСКОГО И ФИННО-УГОРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЯМАЛЬСКОГО ПРОЦЕССА


121

§ 1. Традиционные религиозно-мифологические представления самодийского населения и поэзия Л.В. Лапцуя

Тема жизни.

Жизнь — в движении.

Братство добра и зла.

Deus negotiosus.

В заботе о ненце.

Антропокосмизм ненцев


121

122

122

125

127

130

132

§ 2. «Молчащий» А.П. Неркаги в иберийской перспективе

На перекрестке традиций мировой культуры.

Проблема контекста интерпретации.

Универсалия Мирового города.

Жанр «нового романа».

«Макбара».

Проблема описания национального характера.

Испанский характер.

Ненец как интуитивно-логический экстраверт.

«Простодушные» ненцы.

«Сильные» ханты.

Иберийская перспектива.

134

134

135

136

137

138

142

143

147

149

151

152

§ 3. Жизненные сценарии актуализации архетипов традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения в Ямальском процессе

Сценарный анализ в системно-генетическом измерении.

Северные сценарии.

Моделирующая роль архетипов.

Понятие Ямальского процесса.

Этносоциальная рефлексия как механизм Ямальского процесса.

Динамика Ямальского процесса.

Сценарий № 1: «Хаби».

Сценарий № 2: «Рыцари тундры».

Сценарий № 3: «Скопище».

Сценарий № 4: «Звездный пастух».

Комплексный сценарий развития коренных народов Ямала до 2050 г.


154

154

155

156

158

159

160

163

164

166

167

169

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

179



ВВЕДЕНИЕ

Сохранение и развитие коренных народов в разных регионах планеты превратилось в глобальную проблему современности. Глобализация экономики и трансконтинентальные миграции трудовых ресурсов сформировали угрозы коренным народам, ведущим не только традиционный образ жизни, но и народам-субъектам высокоразвитых национальных государств, сформировавшим культуры индустриального и постиндустриального обществ. «Цветные революции» (в расово-этническом смысле слова «цветной») — в виде прогрессирующей «афроазиатизации» мира — стали конкретной формой разрешения глобального противоречия между Севером и Югом.

Индикатором актуальности и масштабности обозначенной глобальной проблемы является, в частности, то обстоятельство, что второе десятилетие подряд Организация Объединенных Наций провозгласила десятилетием коренных народов мира, а в сентябре 2007 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах коренных народов. Таким образом, мировое сообщество в лице его самой представительной организации обращает внимание на значимость и необходимость практического решения целого комплекса проблем, касающихся данной группы народов, к которой принадлежат и народы Крайнего Севера.

Фундаментальность проблемной ситуации состоит в том, что существующее всестороннее давление на коренные народы оставляет все меньше возможностей для сохранения их привычного, ландшафтно адаптивного образа жизни, а вместе с этим и основ тех достижений национальной культуры, которые они создали.

5

Реализация национального проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» и вторая волна промышленно-транспортного освоения территории Ямало-Ненецкого автономного округа окажут мощное воздействие на традиционную культуру самодийского и финно-угорского населения в местах его компактного проживания. Для оценки позитивных и негативных последствий этого воздействия представляет интерес изучение современного состояния традиционной культуры коренного населения, тех сценариев ее эволюции, которые могут быть актуализированы в ближайшем будущем.

Традиционная культура самодийского и финно-угорского населения Ямало-Ненецкого автономного округа достаточно хорошо изучена в аспекте реконструкции ее архаических форм и бытования этих форм в современной жизни коренных народов1. К сожалению, обращенность анализа традиционных культур коренных народов в прошлое не позволяет увидеть в них потенциал будущего этих народов, открыть многообещающие и вдохновляющие перспективы их развития

Размышляя над теоретико-методологическими проблемами исследования традиционных культур, А.В. Головнев справедливо отмечает превалирование в отечественном «самоедо-угроведении» позитивистских установок на объективистское скрупулезное изложение собранных данных с применением элементарных типологических или классификационных методов. В своем лице он видит представителя альтернативного исследовательского направления, методологически сочетающего семиотический анализ и подходы, близкие к постмодернизму2.

Высказав симпатии французскому структурализму, А.В. Головнев все же формулирует методологическую установку на целостное понимание культуры в единстве ее духовной, нормативной, материальной и экологической сфер3. В этом пункте собственно структурализм исчезает, так как мы получаем фрагментарную картину социального организма по известной «истматовской» схеме выделения сфер общественной жизни. Дальнейшие разъяснения исследователя помогают понять, что все опять сводится к известному разведению материальной и духовной культуры, поскольку экологическая культура определяется как «знание» природы, нормативная культура — как стереотипы, установки, принципы, нормы.

Разделяя с А.В. Головневым пафос цельности, который, как мы убеждены, органичен как русской философии, так и философии Севера4, в книге мы предприняли попытку охарактеризовать трад-

6

иционную культуру самодийского и финно-угорского населения не как культуру, ведущую арьергардные предсмертные бои, а в ее системно-генетической целостности, накапливающей и умножающей тезаурус традиционных отношений.

Прийти к такому пониманию традиционной культуры коренных народов Ямала нам помогли глубокие мысли и неожиданные оценки, высказанные директором Дома-музея Л.В. Лапцуя, кандидатом педагогических наук Е.Г. Сусой, первым заместителем директора департамента информации и общественных связей Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.А. Кукевичем, заместителем начальника управления социально-политических исследований Департамента информации и общественных связей Ямало-Ненецкого автономного округа В.А. Ерченко. Большую помощь в организации конкретно-социологических исследований оказала начальник отдела социально-политического мониторинга Департамента информации и общественных связей О.В. Мудракова. Выражаем им искреннюю благодарность.

Эмпирическую базу этносоциологического исследования современного состояния традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения Ямало-Ненецкого автономного округа составили:

– данные массовых опросов кочующего населения и экспертов, которые были проведены под руководством В.А. Ерченко в Приуральском, Пуровском, Тазовском и Ямальском районах Департаментом информации и социально-политических исследований Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа в 20035 и в 20056 гг.;

– данные проведенного под руководством Ю.В. Попкова в апреле 2006 г. экспертного опроса лидеров коренного населения с оценкой социокультурного потенциала коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа7;

– данные анкетных опросов ненцев и хантов из состава поселкового населения, проведенных под руководством Ю.В. Попкова в Приуральском, Пуровском, Тазовском и Ямальском районах в ноябре 2006 г.8 и в Ямальском районе в сентябре 2007 г.9 Опрос сфокусирован на вопросах оценки состояния различных элементов традиционной культуры и проблемах социокультурной адаптации коренного населения в современных условиях.

Авторами разделов монографии являются: Ю.В. Попков — Введение, Глава 2, § 3 Главы 3; Е.А. Тюгашев — Введение, Главы 1–3, Заключение.

7

^ Библиографические ссылки

См.: Головнев А.В. Говорящие культуры. Екатеринбург, 1995; Ненцы Ямала: кочевники и хранители традиций. Тюмень – Салехард, 2005; Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. Томск, 2001; Хомич Л.В. Ненцы: Очерки традиционной культуры. СПб, 1995; Хомич Л.В., Ириков С.И., Аюпова Г.Е. Тазовские селькупы: Очерки традиционной культуры. СПб., 2002.

2 Головнев А.В. Говорящие культуры. С. 13.

3 Там же. С. 21.

4 Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Философия Севера: коренные малочисленные народы Севера в сценариях мироустройства. Новосибирск, 2006.

5 В 2003 г. было опрошено 424 представителя кочевого населения и 40 экспертов. См.: Отчет по результатам социологического исследования «Положение кочующего населения в районах проживания коренных малочисленных народов Севера» / В.А. Ерченко, А.П. Зенько, Г.С. Зуева, О.В. Мудракова / Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент информации и социально-политических исследований. Салехард, 2003. Некоторые результаты социологического исследования 2003 г. проанализированы в публикации: Беков М.Б. Освоение новых территорий и проблемы коренных народов Севера (социологический анализ) // Уральский исторический вестник. 2005. № 12.

6 В 2005 г. опрошено 500 представителей кочевого населения и 40 экспертов. По национальной принадлежности из респондентов ненцы составили 88,6%, ханты — 9,2%, селькупы — 1,2%, коми — 1,0%. См.: Анализ социологической и статистической информации по исследованиям кочевого населения из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС) на территории ЯНАО / Департамент информации и общественных связей. Салехард, 2005.

7 Состав лидеров (33 чел.) характеризуется следующим распределением: 1) по национальному составу: ненцы – 61%, ханты – 21%, коми-зыряне – 6%, селькупы — 3%; 2) статусному положению: председатели и члены национальных общин – 33%; государственные служащие – 21%; представители интеллигенции – 9%; руководители местных отделений организации «Ямал-потомкам!» – 9%; хозяйственные руководители – 9%; председатели комитетов администраций – 6%.

8 Выборка составила 280 чел. (по 70 чел. из каждого района), из них: ненцы – 82%, ханты – 13%, селькупы – 2%.

9 Выборка составила 70 чел., из них: ненцы – 93%, ханты – 1%, прочие – 6%.

8

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения icon«Валдай» финно-угорского происхождения и означает «живая вода», хотя...
Многие работники культуры давно мечтали побывать на святой новгородской земле, где каждый камень, каждый холмик, каждое старинное...
Современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения iconСодержание курса
Религиозные отношения, культовые и внекультовые. Понятие религиозности населения. Традиционные и нетрадиционные религиозные организации...
Современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения iconВведение в курс исследования предысторических этногенетических процессов...
Территории древних поселений носителей индоевропейских, финно-угорских и тюркских языков расположенные таким образом, что черемисы...
Современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения iconКурсовая работа на тему: «Молодежь и ее участие в выборах: формы...
Современное состояние правовой культуры российской молодежи
Современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения iconСтановление и современное состояние криминологии. Основные этапы ее развития
Поэтому квалифицированный знаток криминологии должен быть образован, как говориться, и исторически, знать историю криминологии. Это...
Современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения iconЛекция 1 «современное состояние туризма в африке»
Всего на материке проживает 600 млн человек. Предполагается, что к 2050 г каждый четвертый человек в мире будет африканцем, поскольку...
Современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения iconВнеклассное мероприятие с применением икт» Тематика: «Время жить в Марий Эл»
Ребята, мы сегодня с вами собрались на праздник, посвященный Дню финно-угорских народов. (см слайд 1,2 презентации PowerPoint «Финно-угры,...
Современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения iconПро курс в целом
История хозяйства, периоды его развития. Как сформировалось современное хозяйство. Междисциплинарность курса – он не чисто социологический....
Современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения iconСовременное состояние проблемы анализа и оптимизации механизмов технологических...
Современное состояние проблемы анализа и оптимизации механизмов технологических машин
Современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения iconБ. М. Теплов современное состояние вопроса о типах высшей нервной...
Теплов Б. М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. Типологические...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница