1. Творчество. Насущность творчества (креативности)




Скачать 254,1 Kb.
Название1. Творчество. Насущность творчества (креативности)
страница1/3
Дата публикации18.05.2013
Размер254,1 Kb.
ТипЛекция
pochit.ru > Культура > Лекция
  1   2   3




ЛЕКЦИЯ

(4 ч.)

Философия ТВОРЧЕСТВА

ПЛАН

1.Творчество. Насущность творчества (креативности).

2. Уровни творчества. Качества творческой личности.

3. Философия технического творчества. Стихийность творчества, творчество как точная наука: эвристический и алгоритмический подходы к техническому творчеству.

Творчество. Насущность творчества (креативности)

Творческая деятельность – такая деятельность, которая создает нечто новое: вещь, построение ума, чувство.

В деятельности человека существует два вида поступков:

- воспроизводящие (репродуктивные), теснейшим образом связанные с памятью – более или менее точное повторение прежнего опыта

- творческие - создание новых образов вещей или действий на основе прежнего опыта.

Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Творчество – удел не только избранных людей, гение, талантов, но существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое.

В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека. (Л.С. Выготский).

Во многом творческая деятельность основывается на познавательных способностях человека: творческие компоненты есть и в составе чувственных представлений, и в системе мыслительных образов и понятий.

Творчество, помимо философии, изучается многими науками: психологией, науковедением, искусствознанием, теорией информации, педагогикой и пр. Соответственно классифицируется и многообразие творческих проявлений: выделяют творчество художественное, научное, производственно-техническое, религиозное, повседневно-бытовое – то есть соответствующее всем видам практической и духовной деятельности человека. Ныне встает вопрос о создании особой науки, которая изучала бы творческую деятельность человека. Такая наука могла бы называться, например, эвристикой. творческое отношение субъекта к миру осуществляется не только в познании. Но само познание по своему предназначению пронизано творчеством. Без познания и творчества человек не мог бы состояться в своем универсальном смысло-жизненном созидательном призвании. Познание и творчество – это не инструмент для удовлетворения каких бы то ни было человеческих потребностей, а именно то, что и делает человека человеком.

Ныне практически каждый человек оказывается вплетенным во все более усложняющуюся, иерархизированную систему социальных ролей и функциональных связей. ролевое поведение человека становится все более стандартизированным, в нем все больше становится готовых безличных образцов действия и сознания. Для того, чтобы быть на высоте – на личностно-человеческой высоте, при выполнении даже безличных функций, человек должен обладать высокой степенью творческого отношения к миру и к себе. То есть индивид может оставаться человеком в описанных условиях и быть способным к контролю событий только при все более высоком минимуме креативности.




Средний уровень



Собственно креативность – это своеобразное отношение к миру. и это отношение в некотором смысле может противостоять познавательному отношению. Если для познающего субъекта в традиционной гносеологии мир и даже искусственно соданное бытие рассматривается как данность, как если бы она не была никем создана, то творчество принимает действительность так как если бы она всегда поддавалась порождению заново, при участии и глубокой сопричастности человека. Весь мир для креативного отношения предстает как в самом себе незавершенный, неполный, недостроенный, и именно с позиции этого отношения субъект берет на себя обязательство и решимость устремлено строить мир дальше и делать его все лучше. Отсюда вырастает и способность к коренным новообразованиям в мире, но не ради корысти или самооригинальности, а ради вселенского вечного совершенствования, космогенеза. Все существо человека вступает в глубокую сопричастность и приобщенность к бытию. И поэтому креативное отношение – это бытийное отношение и только затем мыслительно-когнитивное. В пределе же человеческое познание должно освободиться от узкопрактических интересов и стать созидательным служением истине, когда человек не навязывает миру свои собственные антропологические модели, а продолжает творение этого мира через творчество, через самосовершенствование, как часть этого мира.

Пирамида А. Маслоу показывает, как соотносится потребность в творчестве с другими потребностями человека.


Духовные

потребности

(самоутверждение,

самовыражение, само-

развитие через творчество

Престижные потребности (уважение,

самоуважение, признание, статус

Социальные потребности (принадлежность к коллек-

тиву, общение, духовная близость, любовь

Экзистенциальные потребности (безопасность, защищенность,

свобода, чувство хозяина, стабильность условий существования,

понимание окружающего, информированность и т.п.)

Физиологические потребности (голод, жажда, секс, отдых и т.п.)
Можно предположить, что творчество для человека играет ту же роль, что и витамины – их нужно немного, но если их нет, то болезни неизбежны.

Два основных вида мотивации к творчеству:

- внутренняя (удовольствие от свободной игры творческих способностей, голод, желание проявить, испытать себя, скука, душевная потребность, образ жизни)

- внешняя (борьба за существование, практические выгоды, стремление отличиться или заработать восхищение других).
Ясно, что внешние потребности могут явиться стимулом к творчеству, но они никогда не могут всецело обусловливать конечный результат. Сначала внешняя потребность должна превратиться во внутреннюю.
Собственно творчество (креативность) – это своеобразное отношение человека к миру. и в некотором смысле оно противостоит традиционно понимаемому познанию. Если для познающего человека мир предстает как данность, как если бы он не был никем создан, то творчество принимает действительность, как если бы она всегда поддавалась порождению заново, при участии и глубокой сопричастности человека.


^ Основная роль в творческом процессе принадлежит воображению. Принципиально новое невозможно логически вывести из старого. Для рождение нового нужна интуиция, творческое воображение.

^ Виды воображения:

непроизвольное – произвольное (доминанта А.А. Ухтомского)

воспроизводящее – творческое

непродуктивное – продуктивное

^ Некоторые стороны деятельности воображения

1.Анализ – выделение отдельных элементов (черт) сложного целого

2.Изменение этих элементов

- слияние одного образа с другим, дополнение одного образа чертами другого;

- уподобление одного образа другому

- подчеркивание (усиление-ослабление, увеличение-уменьшение) отдельных деталей или всего образа в целом

- контрастные изменения, доходящие до полной противоположности

3.Синтез – объединение уже измененных элементов

4. Комбинация отдельных образов, построение их в сложную систему

5.Воплощение внутренних образов во внешние

Психологическая инерция – это предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления при решении задачи, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале.
^ Уровни творчества. Качества творческой личности

Наши представления о творческой личности сводятся, как правило, к двум противоположным стереотипам: Первый – стопроцентно удачливый: туманный взгляд в полуночном свете настольной лампы, внезапное озарение, быстрое признание, успех, встречи с интересными людьми, дружба с великими, международные конгрессы, награды и т.д. Второй стереотип полностью трагичный: творческий труд тяжелее каторжного – это постоянное безденежье, вынужденные скитания, непрекращающаяся борьба за признание и т.д. Бесполезно спорить, какое из этих двух мнений верное: каждое из них основано на реальных жизненных примерах.

Однако мир творчества удивительно разнообразен и рассматривать его можно с самых разных точек зрения. Если исходить из личности творца, то еще со времен НКФ выделяют такие ее проявления как гениальность, талант, способности. Гений в максимальной степени обладает творчесикм воображением и интуицией. Именно гений способен к непосредственному усмотрению истины. И. Кант писал: «Гений творит как сама природа… Через гения природа диктует человеку свои законы».

На основе исследования более 2000 биографий творческих личностей, современные исследователи составили следующий список качеств творческой личности:

  1. Способность смело выбирать достойную цель (даже если она считается нереальной) и сделать ее главным вектором своей жизни.

  2. Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижения Достойной цели.

  3. Способность работать планомерно. наличие пакета рабочих планов на месяц, на год, на всю жизнь. Регулярный контроль выполнения этих планов.

  4. высокая работоспособность

  5. Хорошая техника творческих задач, входящих в проблему

  6. Способность при всех обстоятельствах отстаивать свои идеи. Умение «держать удар».


Ясно, что творчество многоуровнево. Применительно к техническому творчеству и к изобретательским задачам существует следующая классификация уровней творчества (по Г.С. Альтшуллеру):

  1. Применение известного решения к известной проблеме. Здесь либо применяются средства, прямо предназначенные именно для данной цели, либо выбирается один из немногих альтернативных вариантов решения задачи.

  2. Означает новое применение известного решения или новое решение старой задачи – не принятыми, непривычными в данной области средствами.

  3. Для принципиально новой проблемы находится принципиально новое решение. Такое творчество работает на отдаленное завтра.


^ Философия технического творчества. Стихийность творчества, творчество как точная наука: эвристический и алгоритмический подходы к техническому творчеству.

Можно выделить два крайних подхода к рассмотрению творчества:

- творчество абсолютно стихийно, неуправляемо, зависит от сил. неподвластных человеку;

- творчество можно программировать, им можно сознательно управлять в целях повышения его эффективности.

В реальности в творческой деятельности присутствуют, наверное, обе составляющие в тех или иных пропорциях. С одной стороны, есть элемент непредсказуемости, спонтанности, а с другой стороны, человек может сознательно готовить себя к творческой деятельности, повышать ее эффективность за счет работы над собой.

В техническом творчестве были разработаны несколько систем, теорий влияний на творческую деятельность, в той или иной степени управления им.

Методы делятся на две больших группы:

- психологические

- алгоритмические

Психологические методы означают применение средств психологического воздействия, активизирующих мышление, деятельность воображения. к ним относятся мозговой штурм, синектика, морфоанализ, фокальных объектов, контрольных вопросов и др.

Все вышеизложенное отражено в следующей схеме:



^ ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ДРУГИЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСТВА

Обычно творчество различают в зависимости от сферы деятельности человека:

- научное

- техническое

- художественное

- декоративно-прикладное

- религиозное

- мистическое

- обыденно-практическое и пр.

Техническое творчество на нынешнем этапе его развития тесно связано с особенностями современной инженерной деятельности.

Три основные этапа развития инженерной деятельности и проектирования:

1) классическая инженерная деятельность;

2) системотехническая деятельность;

3) социотехническое проектирование.

^ Качества творческой личности

  1. Способность смело выбрать Достойную цель, даже если она считается нереальной и сделать ее главным вектором своей жизни

  2. Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижение Достойной цели

  3. Способность работать планомерно. наличие пакетов рабочих планов на месяц, на год, на всю жизнь. регулярный контроль выполнения этих планов

  4. Высокая работоспособность

  5. Хорошая техника решения творческих задач

  6. Способность при всех обстоятельствах отстаивать свои идеи, умение «держать удар»

Основные критерии Достойной цели

  1. Новизна. Либо новыми могут быть средства ее достижения

  1. Общественная полезность

  2. Конкретность

  3. Значительность

  4. Еретичность

  5. Практичность

  6. Независимость



Пятиуровневая классификация изобретательских задач по новизне

(по Г.С. Альтшуллеру)

  1. Применены средства, которые прямо предназначены именно для данной цели, использовано готовое решение для готовой задачи

  2. Выбран один из немногих альтернативных вариантов решения задачи, которая также выбрана из нескольких возможных

  3. Изменена исходная задача, изменено привычное решение

  4. Найдена новая задача и новое решение

  5. Найдена новая проблема, открыт новый принцип, пригодный для решения не только этой, но и других задач

Три уровня технического творчества

1. Включает решение ИЗ 1 и 2 уровней. применение известного решения к известной проблеме.

2. Включает решение ИЗ 3 4 уровней. новое применение известного решения, или новое решение старой задачи – непринятыми, непривычными в данной области средствами

3. Решение ИЗ 5 и более высоких уровней. для принципиально новой проблемы найдено принципиально новое решение. такое творчество работает на отдаленное завтра.

Что делать, чтобы повысить уровень технического творчества?

Для повышение эффективности решения творческих задач и уровня изобретательства – необходимо овладение методами активизации творческого мышления, методами поиска новых технических идей и решений. Впервые такие методы стали разрабатываться во время второй мировой войны. сейчас их известны десятки (а с учетом модификаций – даже сотни). Обычно выделяют две группы методов.


Разные типы задач решаются разными способами, для каждой задачи можно подобрать наиболее эффективный способ. Но для этого сначала задачу нужно понять, понять ее суть. Понимание задачи достигается умением ставить вопросы. «Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать большую часть ответа». Р. Шекли

^ МОЗГОВОЙ ШТУРМ (АТАКА)

Основатель МШ – Алекс Осборн (США) – 40гг. ХХ столетия.

Суть метода МШ. Метод основан на следующем психологическом эффекте:

В небольшой группе людей (5-8 человек) можно создать условия при которых количество идей высказанных коллективно, - значительно превышает сумму идей, высказанных, при других условиях, каждым индивидуально. Эффект цепной реакции идей, приводящей к интеллектуальному взрыву (озарению).

^ Цель метода: стимулировать всех участников обсуждения к быстрому генерированию большого числа идей.

Прием: разделение процесса решения на две части: генерации идей и обсуждения идей.

УСЛОВИЯ: отсутствие всякой критики во время генерации идей. Доброжелательность, взаимная поддержка.

Философская основа МШ – теория З.Фрейда.

Дополнительный эффект – борьба с авторитарностью.
  1   2   3

Похожие:

1. Творчество. Насущность творчества (креативности) iconМетафизика креативности
Работа может быть полезной для исследователей креативной проблематики, для интересующихся проблемами творчества, для студентов и...
1. Творчество. Насущность творчества (креативности) iconМетафизика креативности
Бота может быть полезной для исследователей креативной проблематики, для интересующихся проблемами творчества, для студентов и аспирантов,...
1. Творчество. Насущность творчества (креативности) iconВопросы к зачёту по логике творчества
Понятие «творчества». Творчество как способность, позиция, процесс, деятельность, продукт. 1
1. Творчество. Насущность творчества (креативности) icon2. "Творчество как объект познания"
Понятие творчества (Понеделко М. Ю., Кобляков А. А., Хитров А.; «Теории творчества», Петухов А. В., Ротов А. С., Гурин С.)
1. Творчество. Насущность творчества (креативности) iconУрок это тоже акт творчества. Именно творчество делает урок живым
В каждом виде деятельности человека присутствует творчество. Ведь, в конечном итоге, именно творчество определяет нам успех, нашу...
1. Творчество. Насущность творчества (креативности) iconРоссийское философское общество секция «теория и методология творчества»
Метафизика креативности. (Под ред д ф н., проф. А. Н. Лощилина, д ф н., проф. Н. П. Французовой). – М.: Рфо, 2006. – 163 с
1. Творчество. Насущность творчества (креативности) iconНовый подход в исследовании творчества (ивэсэп)
Экспериментатор выбирает метод в зависимости от цели эксперимента, и старается исследовать творчество в зависимости от того, как...
1. Творчество. Насущность творчества (креативности) iconРазвитие творческих способностей учащихся
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Творчество далеко не новый предмет...
1. Творчество. Насущность творчества (креативности) iconОргкомитета Фестиваля «Детский туризм и творчество»
С 27 февраля по 20 марта 2008 года во Дворце творчества детей и молодёжи «Хорошево» (дтдм «Хорошево») проходят итоговые выставки...
1. Творчество. Насущность творчества (креативности) iconПодпрограмма Реализация творческого потенциала учащихся лицея через...
Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения становится стимулирование креативности учащихся. Исследовательская...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница