Профилактическая работа по предупреждению заболеваемости учащихся Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата и оздоровление учащихся




Скачать 283,56 Kb.
НазваниеПрофилактическая работа по предупреждению заболеваемости учащихся Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата и оздоровление учащихся
страница1/3
Дата публикации06.05.2013
Размер283,56 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
  1   2   3
Профилактическая работа по предупреждению заболеваемости учащихся
Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата и оздоровление учащихся

Ведущее место среди отклонений, выявляемых у учащихся при профи­лактических осмотрах, занимают нарушения опорно-двигательного аппара­та, главным образом функциональные нарушения осанки и формирования свода стопы. Установлено пятикратное увеличение распространенности на­рушений осанки у школьников от начала к окончанию обучения.

Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характе­ристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздейст­вия наследственных и социально-гигиенических факторов. Среди последних наиболее изучено неблагоприятное влияние факторов учебно-воспитатель­ного процесса и среды, в которой он проходит: на формирование осанки уча­щихся негативно влияют несовершенство школьной мебели, чрезмерный вес ранцев с учебниками, низкая физическая активность и сидячая рабочая поза.

Для профилактики и оздоровления детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходима постоянная совместная работа медицинского персонала образовательного учреждения, педагогов и родите­лей. Задачей медицинского персонала образовательных учреждений являет­ся контроль за соответствием школьной мебели длине тела учащихся и пра­вильностью рассаживания детей за столами. Медицинские работники долж­ны организовывать и контролировать проведение оздоровительной работы, разъяснять родителям необходимость проведения профилактических и оздо­ровительных мероприятий, обучать педагогов и родителей приемам гимнас­тики и физкультурных минуток, направленных на профилактику возникно­вения нарушений опорно-двигательного аппарата.

Медицинские работники обязаны своевременно выявлять нарушения опорно-двигательного аппарата у учащихся при профилактических осмот­рах. При выявлении нарушений осанки медицинскому персоналу образова­тельного учреждения необходимо учитывать типичные возрастные особен­ности физиологической осанки у детей и подростков, которая с возрастом изменяется. Правильной (физиологической) осанкой ребенка считается та­кое положение тела, когда глубина шейного и поясничного изгибов позво­ночника близки по значению, равномерны и колеблются в пределах 3 - 4 см в младшем школьном возрасте и 4 - 4,5 см в среднем и старшем школьном возрасте. Корпус удерживается прямо, голова поднята, плечи слегка отведе­ны назад и находятся на данном уровне по горизонтали, живот подтянут, ло­патки располагаются вдоль позвоночника симметрично и прилегают к спи­не. Такое положение обычно сохраняется при ходьбе, сидении и работе.

В дошкольный период осанка у ребенка имеет характерные черты: высту­пающий живот, намечается поясничный лордоз, прямая верхняя часть туло­вища, небольшой грудной кифоз. В динамике роста и развития уменьшается выпячивание живота, поясничный лордоз становится более выраженным. Грудная клетка несколько уплощается за счет напряжения брюшных мышц и наклона ребер вперед, округление плеч становится заметнее, но лопатки сза­ди прилегают к грудной клетке. Постепенно с возрастом угол наклона таза ребенка приближается к величине угла взрослого (30-35 ° у мальчиков и 25-30 ° у девочек) и в строении тела начинает определяться разница полов. Ось нижних конечностей у девочек прямая или незначительно вальгусная (х - образная) - расстояние между стопами при осмотре в фас до 2 см), у маль­чиков прямая или незначительно варусная (о - образная) - расстояние меж­ду голенями при осмотре в фас до 2 см. Линия центра тяжести, проведенная через сосцевидные отростки, проходит через лодыжки и область головки та­ранной кости.

Для оценки состояния опорно-двигательного аппарата у детей и подрост­ков необходимо не только статическое, но и динамическое исследование (стоя и при ходьбе).

Наиболее часто встречающейся патологией опорно-двигательного аппа­рата у учащихся образовательных учреждений является деформация свода стопы - плоскостопие. Среди детей и подростков в основном встречается продольное плоскостопие, поперечное и другие его виды распространены незначительно. Основная причина развития плоскостопия - слабость свя­зочного аппарата и мышц, поддерживающих своды стопы. Кроме того, при­чиной плоскостопия может быть нерациональная обувь.

Традиционная организация учебного процесса при доминировании си­дячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприя­тий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата: подбора мебели, соответствующей длине тела уча­щихся; контроль за позой учащихся во время занятий; контроля веса ранца с ежедневным учебным комплектом; проведения физкультминуток на уроках, создания благоприятного двигательного режима и включения в занятия фи­зической культурой упражнений для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия.

Важным моментом в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата является контроль за соответствием школьной мебели и правильным рассаживанием учащихся за столами (партами). Для определения соответствия школьной мебели длине тела учащихся следует пользоваться таблицей (см. глава 4).

Рассаживая учащихся, нужно принимать во вни­мание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух, состояние опорно-двигательного аппарата, склонность к простудным заболеваниям. Данные об измерении длины тела, группе мебели для каждого учащегося заносятся в классный журнал («Лист здоровья»).

С первых дней учебы в школе необходимо уделять внимание формирова­нию правильной позы первоклассников, обучать детей самым простым при­емам контроля рабочей позы во время занятий в школе и дома. Педагогам, медицинским работникам и родителям, особенно в начальных классах, сле­дует терпеливо корректировать нарушения в рабочей позе учащихся, кото­рые встречаются достаточно часто. При резко наклоненной позе, необходи­мой для выполнения письменных работ, значительно возрастает нагрузка на мышцы спины, увеличивается частота сердечных сокращений, уменьшается амплитуда дыхательных движений, а также уменьшается расстояние от глаз до тетради. Для сохранения равновесия в таком положении учащемуся при­ходится опираться грудью на поверхность стола, что еще в большей степени затрудняет работу внутренних органов. В связи с этим, в профилактике от­клонений со стороны опорно-двигательного аппарата, а также зрения, боль­шое значение имеет правильная поза (приложение 7).

Контроль веса ранца с ежедневным учебным комплектом для занятий. Физиолого-гигиенические нормативы веса ежедневного комплекта учеб­ников и письменных принадлежностей:

- для учащихся начальных классов: 1-2-х - не более 1,5 кг, для 3-4-х классов - не более 2,5 кг;

- для учащихся средних классов: 5-6-х - не более 2,5 кг, 7-8-х - не более 3,5 кг;

- для учащихся 9-11-х классов и образовательных учреждений начально­го и среднего профессионального образования - не более 3,5-4 кг.

В начальной школе, где превышение веса ежедневных учебных комплек­тов отмечается особенно часто, можно рекомендовать приобрести второй комплект учебников для работы в классе.

Вес ранца без учебников для учащихся 1 - 4 классов должен быть не более 500-700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4-4,5 см) и доста­точную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине учащегося и равномерное распределение веса. Материал для изготов­ления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покры­тием, удобным для чистки.

Для определения веса ранца с учебниками в каждом конкретном случае с учетом индивидуальных физических возможностей учащегося правомерно использовать и такой подход: с физиологической точки зрения вес ранца с учебниками не должен превышать 10% массы его владельца.

Проведение физкультминуток на уроках.

Проведение физкультминуток (ФМ) - это эффективный способ поддер­жания работоспособности учащихся, поскольку во время ФМ обеспечивает­ся отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испыты­вающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой. Для того, чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения. Для проведения физкультурных ми­нуток может быть использован специальный комплекс из 3-4-х упражнений (приложение 6).

Занятия в образовательном учреждении, сочетающие в себе психическую и статическую нагрузки на отдельные органы, системы и на весь организм в целом, требует проведения на уроке ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия, которые комплектуются из упражнений для раз­ных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности. Продол­жительность ФМ составляет 1,5-2 минуты, проводит их педагог, а методиче­скую помощь в составлении комплексов упражнений оказывает преподава­тель физкультуры. Комплексы упражнений, входящие в ФМ должны ме­няться, иначе они становятся фактором усиления монотонности.

На уроках письма физкультминутки должны проводиться дважды за урок - на 15 и 25 минуте, причем на одной из ФМ выполняются упражнения для снятия напряжения с кисти.

Создание благоприятного двигательного режима учащихся.

В профилактических и оздоровительных целях в образовательных учреж­дениях должны создаваться условия для удовлетворения биологической по­требности учащихся в движении, которая может быть реализована при еже­дневной двигательной активности детей и подростков в объеме не менее 2 часов. Такой объем двигательной активности складывается из утренней гим­настики, которую должен выполнять ежедневно каждый учащийся, меро­приятий, проводимых в образовательном учреждении — гимнастики до учеб­ных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, ди­намической паузы, спортивного часа в режиме продленного дня, уроков физкультуры и школьных соревнований, дней здоровья, а также подвижных игр на свежем воздухе, самостоятельных занятий физкультурой и дополни­тельных занятий в кружках физкультуры, группах общей физической подго­товки и спортивных секциях.

Перемены целесообразно организовывать в виде подвижных игр при максимальном использовании свежего воздуха. При проведении ежеднев­ной динамической паузы допускается удлинять большую перемену до 45 ми­нут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательной активности учащихся на спортплощадке образовательного учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

К занятиям учащихся физкультурой и спортом в спортивных секциях не­обходимо допускать строго индивидуально с учетом состояния здоровья.

Включение в занятия физической культурой упражнений для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия

Для оздоровления учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппа­рата целесообразно создание в образовательных учреждениях специальных групп с расширением элементов корригирующей гимнастики. Занятия в этих группах после предварительной подготовки (под контролем врача по лечебной физкультуре поликлиники или врачебно-физкультурного диспан­сера), может проводить преподаватель физкультуры. Занятия проводятся два раза в неделю, их продолжительность 45 минут. Оптимальная наполняемость группы составляет 10-12 человек. Комплектовать группы следует с учетом выявленных нарушений опорно-двигательного аппарата по возрастному признаку, разделив учащихся на 4 возрастные группы (7-10 лет, 11-13 лет, 14-15 лет, 16-17 лет). Необходимо рекомендовать детям выполнение физиче­ских упражнений в виде «домашних заданий» с предварительным их разучи­ванием на уроках в образовательном учреждении и последующей регулярной проверкой их выполнения

^ Профилактика утомления и нарушений нервно-психического здоровья учащихся.

В современных образовательных учреждениях, а особенно в учебных за­ведениях с углубленным содержанием обучения, интенсификация учебного процесса, введение инновационных технологий во многих случаях обуслав­ливают повышение утомляемости учащихся на уроках и формируют у детей и подростков состояние хронического стресса, что приводит к увеличению распространенности пограничных психических расстройств разной степени выраженности и психосоматических нарушений здоровья. Поэтому в целях охраны здоровья учащихся в образовательных учреждениях должна прово­диться работа по профилактике утомления, заключающаяся в коррекции ор­ганизации и интенсивности учебного процесса, проведении на уроках физ­культминуток, профилактическом приеме аминокисло­ты глицин и витаминопрофилактике.

Профилактический прием аминокислоты глицин

Глицин - заменимая аминокислота - естественный метаболит широко­го спектра действия, содержащийся в животных тканях головного и спинно­го мозга.

Фармакологическое действие препарата заключается в нормализации об­мена веществ. Глицин оказывает ноотропное, противоэпилептическое, антистрессовое, седативное действие, легко проникает в большинство био­логических жидкостей и тканей, в т.ч. в головной мозг. Разрушается в печени глициноксидазой. Является нейромедиатром тормозного действия и регуля­тором метаболических процессов в головном и спинном мозге. Препарат нормализует процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, повышает умственную работоспособность, устраняет депрессивные нарушения, повышенную раздражительность, нормализует сон.

Показаниями к приему глицина являются: стрессовые состояния, психо­эмоциональное напряжение, повышенная возбудимость, эмоциональная ла­бильность, неврозы, неврозоподобные состояния, вегето-сосудистая дистония, последствия нейроинфекций и черепно-мозговой травмы, энцефалопатий. Глицин назначают при нарушениях сна, для повышения умственной ра­ботоспособности, в т.ч. подросткам с девиантными (отклоняющимися) фор­мами поведения.

Противопоказанием является гиперчувствительность к препарату. По­бочные действия не выявлены.

В качестве мер предосторожности следует помнить, что у детей с наклон­ностью к гипотонии назначение глицина производится в меньших дозах и при условии регулярного контроля артериального давления. При снижении артериального давления ниже привычного уровня прием глицина прекраща­ют.

Глицин назначают по 1 таблетке (0,1 г) перед едой под язык 2 раза в день детям в возрасте до 10 лет и по 3 таблетки в день подросткам 10-18 лет. При нарушениях сна следует принимать по 0,05 -0,1 г (1/2 - 1 табл.) за 20 минут до сна или непосредственно перед сном.

Курс приема для профилактики утомления - 50 таблеток. Эффект отме­чается на 3-4 день приема препарата. Стойкое улучшение — снижение утом­ляемости наблюдается к 12-20 дню приема.

Глицин целесообразно использовать не только в качестве средства про­филактики утомления, но и для коррекции отклонений в нервно-психичес­ком здоровье учащихся, т.к. хроническое переутомление у детей и подрост­ков в большинстве случаев сочетается с астено-невротическими явлениями. У детей и подростков с расстройствами такого рода после приема глицина отмечается компенсация нервно-психических и сомато-вегетативных нару­шений: улучшается память, внимание, умственная работоспособность, об­щее эмоциональное состояние, формируется адекватное поведение, норма­лизуется сон, ослабевает моторная расторможенность, снижаются аллерги­ческие и вегетативные проявления. Подтверждена высокая эффективность препарата в качестве профилактического средства по предупреждению пси­хоэмоционального перенапряжения при адаптации учащихся к началу и но­вым формам учебного процесса, а также при подготовке к экзаменам. Гли­цин используется и как корригирующее средство для детей с задержкой пси­хического развития. В тех случаях, когда не отмечается улучшения нервно-психического здоровья ребенка или подростка после курсового приема гли­цина, необходимо направить учащегося на прием к детскому неврологу.

Профилактика нарушений нервно-психического здоровья.

Одним из основных средств профилактики утомления и формирования нервно-психических и соматовегетативных расстройств является организа­ция учебного процесса в образовательном учреждении в соответствии с воз­растными функциональными и познавательными возможностями учащихся.

В последнее время все большее распространение получают новые педаго­гические технологии. Вместе с тем каждому педагогу известно, что любая перспективная по идее инновационная технология становится педагогичес­ки безупречной только в процессе ее совершенствования в условиях образо­вательного учреждения. Массовое внедрение должны получать не просто новаторские, но и здоровьесберегающие педагогические технологии.

Успешность педагогических технологий во многом зависит от личности учителя, его мастерства, характера учебно-воспитательных воздействий на учащихся. На основании опыта лечебной и педагогической деятельности А.А. Дубровский показал, что среди всех диагностированных у школьников неврозов, более 50% были «дидактогенными», т.е. сформировавшимися по вине школы и учителей. Этому способствовали такие воспитательные воз­действия, как «нагоняй», «пристыживание», «высмеивание», «взывание к чув­ству постоянной вины», жалобы родителям на плохую успеваемость, на «не­ровное поведение» и прочее. Таким образом, преобладание авторитарной пе­дагогики и чрезмерные учебно-воспитательные нагрузки, неадекватные психосоматическим возможностям детей и подростков, создают условия для формирования нервно-психических нарушений.

Определение соответствия учебно-воспитательных нагрузок психосома­тическим возможностям детей и выявление степени невротизации учащихся целесообразно путем проведения специального тестирования (приложе­ние 8).

Тест выявляет распространенность среди учащихся неврозоподобных ре­акций разной степени выраженности. Тест содержит две анкеты, из которых одну заполняет учащийся, а вторую - его родители, выбирая соответствую­щий балл по каждому вопросу и отмечая его. Поставленные в анкетах вопро­сы позволяют дать три оценки тестируемого качества в зависимости от сте­пени его выраженности («никогда», «иногда», «часто»). Степень выраженнос­ти каждого качества, ранжируется баллами: минимальная («никогда» - 1 балл), средняя («иногда» - 2 балла), максимальная («часто» - 3 балла).

По каждой анкете просчитывается сумма баллов по всем ответам, после чего складывается сумма баллов учащегося с суммой баллов его родителя. Далее результаты двуханкетного тестирования каждого ребенка сопоставля­ется с эталоном. Если сумма двуханкетного тестирования не превышает 42 баллов, то это является допустимым уровнем; если сумма составляет от 43 до 56 баллов - свидетельствует о повышенной степени невротизации; если пре­вышает 56 баллов - является показателем высокой степени невротизации.

По классу (группе) рассчитывается суммарный процент учащихся с про­явлениями повышенной и высокой степени невротизации. Результаты теста могут использоваться в качестве индикатора психоэмоционального диском­форта, тревожности, вегетативной неустойчивости и других неврозоподоб­ных проявлений, возникающих в процессе учебной деятельности учащихся, и свидетельствовать о несоответствии учебно-воспитательных нагрузок в об­разовательном учреждении психосоматическим возможностям детей и под­ростков.

Учащиеся с повышенной и высокой степенью невротизации относятся к группе риска и должны наблюдаться детским неврологом. Если неврозо-подобные проявления не могут быть связаны с утомительностью учебной на­грузки в образовательном учреждении и авторитарным стилем преподавания, то следует искать другие причины нарушений нервно-психического здоровья - соматические заболевания, неблагоприятный семейный микроклимат, чрезмерные дополнительные учебные или спортивные нагрузки и др.

  1   2   3

Похожие:

Профилактическая работа по предупреждению заболеваемости учащихся Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата и оздоровление учащихся iconВ настоящем пособии вкратце рассмотрены методы определения и способы...
Все это позволяет говорить о возрастающей роли врача-педиатра, который проводит первичный осмотр ребенка и, который должен обладать...
Профилактическая работа по предупреждению заболеваемости учащихся Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата и оздоровление учащихся icon«Оздоровление детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата»
Я, Сергеева Нина Алексеевна, воспитатель структурного подразделения «Детский сад №18 комбинированного вида» мбдоу «Детский сад «Радуга»...
Профилактическая работа по предупреждению заболеваемости учащихся Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата и оздоровление учащихся iconПримечание к Государственному стандарту общего образования в отношении...
Понятие “нарушение функции опорно – двигательного аппарата” носит собирательный характер и включает в себя двигательные растройства,...
Профилактическая работа по предупреждению заболеваемости учащихся Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата и оздоровление учащихся iconМ ассаж при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата
В системе восстановительной терапии массаж является одним из важнейших терапевтических средств при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного...
Профилактическая работа по предупреждению заболеваемости учащихся Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата и оздоровление учащихся icon«Классическая» техника массажа в комплексе реабилитационных мероприятий...
Данная медицинская технология представляет собой изложенные в едином методическом ключе базовые принципы составления дифференцированных...
Профилактическая работа по предупреждению заболеваемости учащихся Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата и оздоровление учащихся icon1 Общеобразовательная школа-интернат №17 для детей с нарушением опорно-двигательного...
Общеобразовательная школа-интернат №17 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата зарегистрирована Отделом по регистрации...
Профилактическая работа по предупреждению заболеваемости учащихся Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата и оздоровление учащихся iconИнформация для родителей
Для учащихся нашего образовательного учреждения, детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими заболевание детский церебральный...
Профилактическая работа по предупреждению заболеваемости учащихся Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата и оздоровление учащихся icon«Детский сад №99 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара Утверждаю:...
Но зачастую выявление нарушений опорно-двигательного аппарата проходит в то время, когда ребенок находится на пороге школы. Поэтому...
Профилактическая работа по предупреждению заболеваемости учащихся Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата и оздоровление учащихся iconСпецкурс «Физика в медицине» Опорно-двигательный аппарат человека
Кости и соединения костей составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата, а мышцы, выполняющие функции сокращаться и изменять...
Профилактическая работа по предупреждению заболеваемости учащихся Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата и оздоровление учащихся iconУтверждаю Составила
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница