Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б.




Скачать 151,33 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б.
Дата публикации03.04.2013
Размер151,33 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > Культура > Рабочая программа

Приложение

к образовательной программе

основного начального общего образования


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ДЛЯ 4 КЛАССА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
(1 часа в неделю. Всего 34 ч.)

г. Мегион, 2012 г.

^ Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б.М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М., Просвещение,2010). Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия). Целью художественного воспитания и обучения ребёнка в 4 классе является формирование представления о многообразие художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека. Многообразие культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения подвижны – они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В них – основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур составляет богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту ещё не готов к историческому мышлению. Но им присущи стремление, чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа. Приобщаясь к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участником развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде красоте человеческих отношений. Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества. В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа. В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом , чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

- изображение на плоскости и в объёме(с натуры, по памяти, по представлению); - декоративная и конструктивная работа; - восприятие явлений действительности в произведений искусства; - обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договориться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках. изучения художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; - прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуации, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка. Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекции классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога. Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений. Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений. Количество часов в год – 34 .
^ Содержание учебного предмета
Истоки родного искусства (8 часов)

В данном разделе обучающиеся учатся анализировать произведения искусства, конструировать из бумаги, изображать человека и составлять композицию.
Древние города нашей земли (7часов)

В результате обучения происходит знакомство со следующими понятиями: вертикаль, горизонталь, Кремль, торги т.д. Обучающиеся работают с графическими материалами, изображают конструкцию и украшения древнерусского храма.
Каждый народ – художник (11 часов)

Тематика данного раздела позволяет обучающимся познакомиться с особенностями изображения, украшения и постройки в искусстве и архитектуре разных народов, учатся изображать пространство, человека в движении и в национальном костюме
Искусство объединяет народы (8 часов)

В данном разделе обучающиеся знакомятся с именами известных художников и их картинами, учатся высказывать своё мнение о произведениях искусства, изображать эмоциональное состояние.
^ Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

^ Количество часов

Теоретические

Практические

1

Истоки родного искусства

8

2

6

2.

Древние города нашей земли

7

1

6

3

Каждый народ – художник

11

3

8

4

Искусство объединяет народы

8

1

7




Итого:

34

7

27

^ Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

В результате изучения программы учащиеся:

- осваивают основы первичных представлений о трёх вида художественой

деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов; -приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и - развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека; - развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности; - осваивают выразительные возможности художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования; - - приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества; - - учатся анализировать произведения искусства; овладевают знаниями о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия; -- овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества , умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности; - - приобретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объёме; -- приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей; -- приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и прдметного мира; - - приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино). -- приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.
^ Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искуссво и художественный труд: 1-9 классы / под руководством Б.М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.

  2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Неменская Л.А.Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 4 класс: рабочая тетрадь /Л, А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.

  4. Неменский Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя / Б.М. Неменский, Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева. – М. : Просвещение, 2008.

  5. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство : учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов начальной школы / Е. И. Коротеева. _ М. : Просвещение, 2009.


Литература

  1. Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приёмам художественно-творческой деятельности / авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2008.- 139с.: ил.

  2. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М. Неменского / сост. А.Г. Александрова, Н.В. Капустина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 61 с.

  3. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты / авт. –сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 74с. : ил.

  4. Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт. –сост. А.В. Пожарская и др. –Волгоград: Учитель, 2010.

  5. Неменский Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. –М.: Просвещение, 2007.

  6. Азбука народных промыслов. 1-4 классы: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.- сост. И.А.Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 199с.



Календарно-тематический план


№ п/п

Дата

Наименование раздела, тема урока

Количество часов

Тип урока

Виды контроля

Требования к уровню подготовки

Наглядные пособия и технические средства

Домашнее

задание

^ Истоки родного искусства (8 часов)


1

04.09

Пейзаж родной земли



1

Урок изучения нового материала

Рисунок. Устный опрос

^ Знать картины художников И. Шишкина, И Левитана.

Уметь анализиров произведения искусства;


Мультимедийная прзентация по теме урока «художники И. Шишкин, И. Левитан»

Подобрать репродукции картин известных художников по теме урока


2-4

11,18, 25.09

Гармония жизни с природой. Деревня – деревянный мир


3

Урок изучения нового материала

Готовое изделие Устный опрос

^ Знать: конструкцию избы и назначение её частей;

Уметь конструировать из бумаги

Мультимедийная презентация по теме урока.

Наблюдения за окружающей природой.



5-6



02, 09-10

Образ красоты человека.


2

Комбинирован -ный

Рисунок. Беседа.Уст-ный опрос.

^ Иметь представление о конструкции русского народного костюма.

Уметь изображать фигуру человека .

Мультимедийная презентация по теме урока

Подобрать зрительный материал по теме «Народные праздники».



7-8


16, 23 - 10

Народные праздники


2

Комбинирован -ный

Рисунок. Беседа. Устный опрос..

^ Знать русские народные праздники.

Уметь

Изображать композицию







9


30.10

Древнерусский город-крепость.


1

Урок изучения нового материала

Макет. Устный опрос.

Обмен мнениями.

^ Знать

- понятия вертикаль, горизонталь;

Названиядревнерусских городов.

Уметь

конструировать из бумаги и пластилина;


Мультимедийная презентация по теме урока «В. Васнецов, И. Билибин, Н. Рерих

Подобрать зрительный материал по теме урока

10



Древние соборы

1

Комбинированный

Рисунок или коллаж. Беседа.

^ Знать смысловое значение частей храма

Уметь:

-изображать конструкцию и украшения древнерусского храма;


Мультимедийная презентация по теме урока

Подобрать иллюстрации по теме урока


11



Древний город и его жители

1

Урок изучения нового материала

Рисунок.

Беседа. Устный опрос

^ Знать понятия Кремль, торг, посад.

Уметь работать графическими материалами

Видеофильм или мультимедийная презентация

Подобрать иллюстрации по теме урока.



12




Древнерусские воины - защитники

1

Урок изучения нового материала

Рисунок.

Беседа.

Устный опрос.

.

^ Знать роль цвета в одежде.

Уметь организов. пространство листа

Мультимедийная презентация по теме урока .

Подобрать иллюстрации по теме урока.


13




Города русской земли

1

Комбинированный

Беседа.

Устный опрос.

Знать названия памятников архитектуры Москвы.

Уметь выражать своё отношение

Мультимедийная презентация по теме урока.

Подобрать зретильный материал по теме урока.



14




Узорчье теремов

Праздничный мир в теремных палатах


1

Комбинированный

Рисунок. Устный опрос.

^ Знать особенности украшения жилых теремов и церквей.

Уметь использовать выразит-е возможности художествен материалов

Мультимедийная презентация по теме урока «Теремной дворец Московского Кремля»

Подобрать зретильный материал по теме урока..



15-17




Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.


3

Урок изучения нового материала

Беседа.

Устный опрос.

Индивидуалвыполнен фрагменты для коллективного панно

^ Знать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве и архитектуре Японии.

Уметь:

-работать в группе и


Мультимедийная презентация по теме урока.

Подобрать иллюстративный материал по теме урока

18



Искусство народов гор и степей



1

Урок изучения нового материала

Рисунок. Беседа. Устный опрос.

^ Знать художественные традиции в культуре народов степей . Уметь изображать пространство степи

Мультимедийная презентация по теме урока.

Подобрать материал для аппликации.


19-20




Образ художественной культуры Средней Азии



2

Комбинир-й

Аппликация. Беседа.

Устный опрос.

^ Знать особенности культуры и архитектуры Средней Азии.

Уметь работать в технике аппликации

Мультимедийная презентация по теме урока

Подобрать

материал для аппликации


21-22




Образ худож культуры Древней Греции


2

изучения нов материала


Беседа.

Устный опрос.


^ Знать роль искусства и культуры Древней Греции Уметь -изображать человека в движении.


Мультимедийная презентация


Мифы Древней Греции



23-24




Образ художественной культуры средневековой

Западной Европы


2

Изучен но мате -риала

Беседа. Устный опрос.

^ Знать основные памятники архитектуры средневековой Европы.

Уметь:

- передать образ человека средневековой Европы в костюме;


Мультимедийная презентация по теме урока «Готический стиль в архитектуре»

Подготовить сообщение по теме урока.


25




Многообразие художествен –ных культур народов Земли


1

Комбинирован-й

Беседа.


^ Знать разнообразие художествен ных культур Понимать:

- -почему постройки, одежды, украшения такие разные.

Мультимедийная презентация по теме урока.

Наблюдение за окружающей действительностью.



26




Все народы воспевают материнство


1

Урок изучения нового материала

Рисунок. Беседа. Устный опрос.

^ Знать тему материнства

Уметь рабтать с гуашью

Произведения искусства на тему материнства

Подобрать иллюстративн материал.



27




Все народы воспевают мудрость старости


1

Ком-ый

Рисунок. Беседа.

^ Знать имена известных художников и их картины.

Уметь худож материалами передать своё отношение

Мультимедийная презентация по теме урока.

Наблюдения за окружающей действительностью.


28




Сопережива –

ние - великая тема искусства.


1

Ком-ый

Рисунок. Беседа. Устный опрос.

^ Знать Рембрандт,. Пикассо.

Уметь изображать эмоц-е состояние.

Мультимедийная презентация по теме урока.

Наблюдение за окружающей действительностью.


29-30




Герои, борцы и защитники



2

Нов

материал

Рисунок.

Беседа.

Устный опрос.

^ Знать основные памятные события, связанные с историей родного края.

Уметь:

Использовать. выразитель ные возможности пластилина.

Мультимедийная презентация по теме урока.

Подобрать репродукции картин известных художников.


31-32




Юность и надежды


2

Урок изучения нового материала

Рисунок.

Беседа.

Устный опрос.

^ Знать темы детства и юности в искусстве всех народов.

Уметь:

- изобразить радость детства;

.

Мультимедийная презентация по теме урока.

Подобрать репродукциис картин известных художников.

33

34




Искусство народов мира

Итоговое занятие


1

Ком-ый

Беседа.

Устный опрос.

Знать разнообразие художественных культур народов Земли.

Уметь высказывать своё мнение о произведениях искусства

Мультимедийная презентация по теме урока.

Наблюдения за окружающей действительностью. Зарисовки (по желанию)

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 8 класса полностью составлена на основе программы «Изобразительное...
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. iconРабочая программа по курсу «Искусство»
Программа общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство и художественный труд с краткими методическими рекомендациями...
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 2 класс
«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика рао...
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. iconПояснительная записка рабочая программа по предмету «Искусство (изо)»...
Изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» (под...
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. iconУчебники авт. Б. М. Неменский. Н. А. Горяева, О. В. Островской «Изобразительное...
«Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского -м. «Просвещение» 2007 г
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. iconРабочая программа и развернутое тематическое планирование по предмету...
Фгос, авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», что позволяет обеспечить требуемый...
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. iconПрограмма основного общего образования по изобразительному искусству
Программы общеобразовательных учреждений «изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. Под руководством и редакцией...
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. iconРабочая программа по курсу «изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница