Скачать 52,45 Kb.
|
Леонтьева Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 97» Комплекс упражнений по культуре речи как средство речевого развития школьников Изучение культуры речи на современном этапе актуально, потому что культура речи является не только основой общей культуры, но и средством формирования социально-успешной личности, обладающей нравственно-эмоциональной культурой, способной к речевому взаимодействию. Неслучайно поэтому современная концепция содержания обучения русскому языку предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения. Развитие речевых способностей, воспитание языковой культуры учащихся в процессе обучения русскому языку считалось обязательным отечественными методистами как прошлого, так и настоящего (Ф.И. Буслаевым, К.Д. Ушинским, Н. Шанским, Е.В. Архиповой, Д.М. Богоявленским, Л.А. Введенской, М.Р. Львовым). Цель работы по культуре речи: развитие умений и навыков правильной и коммуникативно-целесообразной речи. Для этого необходимо сформировать у учащихся представление о языковой норме, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме с использованием известных языковых средств в соответствии с целью, содержанием и ситуацией общения, развить у учащихся языковой вкус и чутье, критическое отношение к ненормативному произношению, формировать навыки речевого контроля и самоконтроля. Опыт показывает, что только систематическая и разнообразная работа на всех типах уроков способствует развитию речевой культуры. Причем для организации такой работы требуется особая методическая литература и дидактический материал. Прежде чем начинать работу по культуре речи, необходимо провести отбор содержания учебного материала. Анализ учебного материала по русскому языку для V-VI класса (учебник М.М. Разумовской) показал, что возможности для формирования культуры речи имеются при изучении любой темы. Например, при изучении темы «Словообразование имен прилагательных» возможно использование сущностно-орфографических (творческих) упражнений (А.М. Пешковский, Д.М. Богоявленский, М.М Разумовская). При изучении темы «Глагол его роль в предложении» проводим минутку орфоэпии. Например: расставить ударение в глаголах прошедшего времени брать - брал- брала- брало- брали. Сформулировать правило постановки ударения. Предлагаемые виды упражнений направлены на формирование речевой культуры.
Упражнения по лексике обращают внимание на значение, стилистическую окраску, сочетаемость слова с другими словами. Упражнения по морфологии уделяют внимание структуре слова, различным его формам. Упражнения по синтаксису рассматривают порядок слов в предложении, согласование сказуемого с подлежащим и т.д.
Например, по названию текста предположите, каким будет его содержание; попробуйте восстановить пропущенные слова и словосочетания и др.
основаны на использовании текстов, которые развивают речь, обогащают их словарный запас, дают возможность повторять правила орфографии и пунктуации.
содержательной сущности каждого орфографического правила. Могут включать элементы творческого письма.
вспомнить ранее изученный литературный материал, способствуют развитию умений оценивать, логически мыслить, обобщать и приводить примеры.
осуществления речевой деятельности. Применение того или иного вида упражнения зависит от результатов обучения. Система упражнений формируется на основе диагностики. Начиная работу, провожу анализ устной и письменной речи школьников. Критерий результативности работы – владение учащимся нормами русского литературного языка. Для изучения языковой среды использую метод наблюдения за речью школьников на уроках и во внеурочное время. Провожу диагностическое срезы, используя тексты и опросники, учитывая при этом возрастные особенности учащихся. По результатам тестирования определяются пробелы в знаниях, выбирается тип упражнений для их устранения, принимается решение использовать их выборочно или в комплексе. Для проверки эффективности использования системы упражнений на протяжении всего учебного года проводятся контрольные срезы культурно-речевых знаний. В целом, полученные результаты доказывают эффективность использования упражнений по культуре речи как средство развития речи школьника. Предлагаемая система упражнений способствует развитию умений понять особенности текста в целом, повышению интереса к вопросам культуры речи, обогащению словарного запаса, развитию монологической речи, формированию коммуникативной компетенции учащихся. Литература:
|
![]() | Основные причины задержки речевого развития у детей Задержка речевого развития у ребенка это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой... | ![]() | Лексико-фразеологическая работа как средство речевого развития младших школьников Тема: Лексико-фразеологическая работа как средство речевого развития младших школьников |
![]() | Рабочая программа по английскому языку (углублённое изучение) для 7 Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | ![]() | Что понимается под координацией человека, с помощью каких упражнений... Составьте комплекс упражнений на развитие гибкости и объясните целесообразность включенных в него упражнений |
![]() | Рабочая программа по немецкому языку 8 класс на 2010 2011 учебный год Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития... | ![]() | Комплекс упражнений для развития психомоторных функций у детей с... Комплекс упражнений составлен для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, младшего школьного возраста 7 – 10 лет. Этот комплекс... |
![]() | Опыта Формирование связной речи у младших школьников с не ярко выраженным общим недоразвитием речи через систему игровых упражнений | ![]() | Развитие речи ребенка раннего возраста Передать опыт, накопленный человечеством, знания, культурные особенности возможно не иначе, как с помощью языка. Язык — важнейшее... |
![]() | «Развитие диалогической речи младших дошкольников как средство формирования... А. Шахнорович, К. Менг показали, что старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыка рассуждения,... | ![]() | Способы передачи чужой речи. Диалог Электронный тренажёр по русскому языку. Пунктуация. Основной комплекс упражнений |