Комплекс упражнений по культуре речи как средство речевого развития школьников




Скачать 52,45 Kb.
НазваниеКомплекс упражнений по культуре речи как средство речевого развития школьников
Дата публикации05.12.2013
Размер52,45 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
Леонтьева Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 97»
Комплекс упражнений по культуре речи как средство речевого развития школьников

Изучение культуры речи на современном этапе актуально, потому что культура речи является не только основой общей культуры, но и средством формирования социально-успешной личности, обладающей нравственно-эмоциональной культурой, способной к речевому взаимодействию.

Неслучайно поэтому современная концепция содержания обучения русскому языку предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.

Развитие речевых способностей, воспитание языковой культуры учащихся в процессе обучения русскому языку считалось обязательным отечественными методистами как прошлого, так и настоящего (Ф.И. Буслаевым, К.Д. Ушинским, Н. Шанским, Е.В. Архиповой, Д.М. Богоявленским, Л.А. Введенской, М.Р. Львовым).

Цель работы по культуре речи: развитие умений и навыков правильной и коммуникативно-целесообразной речи. Для этого необходимо сформировать у учащихся представление о языковой норме, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме с использованием известных языковых средств в соответствии с целью, содержанием и ситуацией общения, развить у учащихся языковой вкус и чутье, критическое отношение к ненормативному произношению, формировать навыки речевого контроля и самоконтроля.

Опыт показывает, что только систематическая и разнообразная работа на всех типах уроков способствует развитию речевой культуры. Причем для организации такой работы требуется особая методическая литература и дидактический материал.

Прежде чем начинать работу по культуре речи, необходимо провести отбор содержания учебного материала. Анализ учебного материала по русскому языку для V-VI класса (учебник М.М. Разумовской) показал, что возможности для формирования культуры речи имеются при изучении любой темы. Например, при изучении темы «Словообразование имен прилагательных» возможно использование сущностно-орфографических (творческих) упражнений (А.М. Пешковский, Д.М. Богоявленский, М.М Разумовская). При изучении темы «Глагол его роль в предложении» проводим минутку орфоэпии. Например: расставить ударение в глаголах прошедшего времени брать - брал- брала- брало- брали. Сформулировать правило постановки ударения.

Предлагаемые виды упражнений направлены на формирование речевой культуры.

  • Упражнения по предупреждению лексических, морфологических, синтаксических ошибок.

Упражнения по лексике обращают внимание на значение, стилистическую окраску, сочетаемость слова с другими словами. Упражнения по морфологии уделяют внимание структуре слова, различным его формам. Упражнения по синтаксису рассматривают порядок слов в предложении, согласование сказуемого с подлежащим и т.д.

  • Упражнения по речевому этикету предполагают анализ готовых текстов, имеющих формулы вежливости, выбор, подбор, замену средств выражения вежливости, разыгрывание речевых ситуаций.

  • Упражнения по трансформации и моделированию текста.

Например, по названию текста предположите, каким будет его содержание; попробуйте восстановить пропущенные слова и словосочетания и др.

  • Упражнения по предупреждению орфоэпических ошибок способствуют нормированному произношению слов.

  • Упражнения, направленные на развитие монологической речи учащихся,

основаны на использовании текстов, которые развивают речь, обогащают

их словарный запас, дают возможность повторять правила орфографии и

пунктуации.

  • Сущностно-орфографические упражнения нацелены на отработку языковой

содержательной сущности каждого орфографического правила. Могут

включать элементы творческого письма.

  • Упражнения по культуре речи на основе текста дают возможность

вспомнить ранее изученный литературный материал, способствуют

развитию умений оценивать, логически мыслить, обобщать и приводить примеры.

  • Ситуативные упражнения используют реальные ситуации для

осуществления речевой деятельности.

Применение того или иного вида упражнения зависит от результатов обучения. Система упражнений формируется на основе диагностики. Начиная работу, провожу анализ устной и письменной речи школьников.

Критерий результативности работы – владение учащимся нормами русского литературного языка. Для изучения языковой среды использую метод наблюдения за речью школьников на уроках и во внеурочное время. Провожу диагностическое срезы, используя тексты и опросники, учитывая при этом возрастные особенности учащихся. По результатам тестирования определяются пробелы в знаниях, выбирается тип упражнений для их устранения, принимается решение использовать их выборочно или в комплексе.

Для проверки эффективности использования системы упражнений на протяжении всего учебного года проводятся контрольные срезы культурно-речевых знаний.

В целом, полученные результаты доказывают эффективность использования упражнений по культуре речи как средство развития речи школьника. Предлагаемая система упражнений способствует развитию умений понять особенности текста в целом, повышению интереса к вопросам культуры речи, обогащению словарного запаса, развитию монологической речи, формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Литература:





  1. Архипова Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников // РЯШ. 2005. №5. С.3- 11.

  2. Архипова Е.В. О методе моделирования и возможностях применения тестовых заданий при обучении орфографии. // РЯШ. 2003. №2. С. 3- 9.

  3. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка // РЯШ. 2004. № 5. С.3- 6.

  4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кошаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 10-е изд. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.

  5. Гац И.Ю. «Целенаправленный комплекс сил…» (о работе по культуре речи на основе текста) // РЯШ. 2007. №2.С. 7- 11.

  6. Добротина И.Н. Упражнения по трансформации и моделированию текста // РЯШ. 2006. №4. С. 24- 27.

  7. Захарова Л.А. Проблема устной речевой культуры в средней школе // РЯШ. 2005. №7. С. 45- 49.

  8. Иссерс О.С., Кузьмина М.А.. Почему так не говорят по-русски. ( Серьезно и юмором о речевых ошибках и о приеме их устранения): Учеб. пособие. 2 издание, испр. и доп. М.: «Прометей», 1996.

  9. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию устной речи// под ред. В.В. Голубкова. М., 1967.

  10. Львов М..Р. Языковая норма и культура речи (Теоретический аспект) // РЯШ . 2006. №2. С. 3- 8.

  11. Ларионова Л.Г. Развитие речи учащихся при изучении орфографии. // РЯШ.- 2005.- №5. С. 3- 9.

  12. Львов М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности (опыт моделирования) // РЯШ. 2001. №4. С. 8- 11.

  13. Львов В.В. Упражнения по орфоэпии в 6-7 классах // РЯШ. 1991. №1.

  14. Ладыженская Т.А. Модернизация образования и риторика.//Русская словесность 2003. - №7- С. 64-66.

  15. Львов А.В. Русский язык и культура речи Подготовка к тестированию: Учебное пособие – М: Высшая школа, 2004.

  16. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе 5-9 кл. Книга для учителя- М: Просвещение,1989.

  17. Михейкина С.Г. О любви и равнодушии к языку.// РЯШ. - 2006 –№5. – С. 77-78

  18. Новикова Л.И. Проблемы диагностики уровня культуроведческой компетенции учащихся // Русская словесность – 2005 - №3.- С. 49-57.

  19. Новикова Т.Ф. Стилистика и культура речи. Региональный аспект // Русская словесность. - 2003. – №8.- С.66-69.

  20. ПетряковаА.Г. Культура речи. Практикум – справочник для 10-11 классов – М.: Издательство «Флинта», издательство « Наука», 1997.

Похожие:

Комплекс упражнений по культуре речи как средство речевого развития школьников iconОсновные причины задержки речевого развития у детей
Задержка речевого развития у ребенка это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой...
Комплекс упражнений по культуре речи как средство речевого развития школьников iconЛексико-фразеологическая работа как средство речевого развития младших школьников
Тема: Лексико-фразеологическая работа как средство речевого развития младших школьников
Комплекс упражнений по культуре речи как средство речевого развития школьников iconРабочая программа по английскому языку (углублённое изучение) для 7
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Комплекс упражнений по культуре речи как средство речевого развития школьников iconЧто понимается под координацией человека, с помощью каких упражнений...
Составьте комплекс упражнений на развитие гибкости и объясните целесообразность включенных в него упражнений
Комплекс упражнений по культуре речи как средство речевого развития школьников iconРабочая программа по немецкому языку 8 класс на 2010 2011 учебный год
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития...
Комплекс упражнений по культуре речи как средство речевого развития школьников iconКомплекс упражнений для развития психомоторных функций у детей с...
Комплекс упражнений составлен для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, младшего школьного возраста 7 – 10 лет. Этот комплекс...
Комплекс упражнений по культуре речи как средство речевого развития школьников iconОпыта
Формирование связной речи у младших школьников с не ярко выраженным общим недоразвитием речи через систему игровых упражнений
Комплекс упражнений по культуре речи как средство речевого развития школьников iconРазвитие речи ребенка раннего возраста
Передать опыт, накопленный человечеством, знания, культурные особенности возможно не иначе, как с помощью языка. Язык — важнейшее...
Комплекс упражнений по культуре речи как средство речевого развития школьников icon«Развитие диалогической речи младших дошкольников как средство формирования...
А. Шахнорович, К. Менг показали, что старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыка рассуждения,...
Комплекс упражнений по культуре речи как средство речевого развития школьников iconСпособы передачи чужой речи. Диалог
Электронный тренажёр по русскому языку. Пунктуация. Основной комплекс упражнений
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница