Программа по развитию коммуникативных навыков у учащихся 5-9 классов




Скачать 411,75 Kb.
НазваниеПрограмма по развитию коммуникативных навыков у учащихся 5-9 классов
страница1/4
Дата публикации23.11.2013
Размер411,75 Kb.
ТипЗанятие
pochit.ru > Культура > Занятие
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя образовательная школа № 17 г. Ковров.

Программа по развитию коммуникативных навыков у учащихся 5-9 классов
«Давайте жить дружно!»

Классный руководитель

Горностаева Л.Н.

Ковров, 2011г

Пояснительная записка

Тот, кто думает, что можно обойтись без других

сильно заблуждается.

Еще сильнее заблуждается тот, кто думает,

что другие не могут обойтись без него.

Ф. Ларошфуко

Предлагаемая программа направлена на развитие коммуникативной культуры подростков. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться для всех школьников в качестве профилактики неблагоприятных процессов. На занятиях подростки получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

Данный курс помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение.

В процессе проведения занятий ведущий следит за отношениями участников, старается предупреждать ситуации, ведущие к возникновению конфликтов, формирует дружеские взаимоотношения среди детей.

^ Цель программы: формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

Задачи: закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях; мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков; развивать позитивную моральную позицию по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе.

^ Методы и формы работы: беседа; ролевая игра; упражнения по межличностной коммуникации; дыхательные и двигательные упражнения; методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).

^ Ожидаемые результаты: в результате реализации данной программы, дети приобретают

- умение бесконфликтного и эффективного общения;

- осознание своей индивидуальности и стремление к более глубокому самопознанию;

- умение соблюдать правила и выражать свои негативные эмоции в социально приемлемых способах;

- способность к эмпатии и рефлексии.
Работа проводится в группах по 5 – 12 человек. Продолжительность занятия – 40мин. Частота встреч - 1 раз в неделю. Предназначена для учащихся 5-8 классов.
Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Продолжительность

Сроки проведения

Занятие № 1

«Разрешите представиться»

1 час

1 неделя

Занятие № 2

«Привет, индивидуальность,или Чем я отличаюсь от других»

1 час

2 неделя

Занятие № 3

«Я в мире людей»

1 час

3 неделя

Занятие № 4

«Поведение и культура»

1 час

4 неделя

Занятие № 5

«Общение в моей жизни»

1 час

5 неделя

Занятие № 6

«Общение и уважение»

1 час

6 неделя

Занятие № 7

«Конфликт — неизбежность или...»

1 час

7 неделя

Занятие № 8

«Комплимент — дело серьезное?»

1 час

8 неделя

Занятие № 9

«А без друзей на свете трудно жить...»

1 час

9 неделя

Занятие № 10

«На пути к гармонии...»

1 час

10 неделя

Итого:

10 часов

 


^ ЗАНЯТИЕ № 1.

Цель:знакомство с курсом; принятие правил поведения в группе, развитие навыков правильного знакомства; создание предпосылок для возникновения и развития межличностных отношений.

Материалы:ватман, анкета «Вот я какой» по количеству участников, магнитофон, аудиозаписи.

^ 1. НАЧАЛО ЗАНЯТИЯ

Ведущий рассказывает кратко о себе, о целях курса.

Информационный блок.

Ведущий. Начиная с сегодняшнего дня мы будем заниматься на уроках, которые не совсем похожи на обычные. Наши занятия — это уроки общения. Их цель:в атмосфере взаимного доверия и психологической открытости познать самих себя, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений с другими людьми.

Кто-то не уверен в себе и своих силах, робок и застенчив. А другой, наоборот, излишне активен и энергичен. Некоторые дети переживают из-за того, что у них нет друзей: они нерешительны, не умеют знакомиться, дружить. Есть девочки и мальчики, которые быстро знакомятся, общительны, но близкого и хорошего друга, которому можно доверить тайны, нет. У кого-то трудный характер: он нередко огорчает родителей, конфликтует дома, в школе, на улице. Такой человек страдает от необдуманных поступков, но справиться с этим не может.

Надеюсь, что наши встречи станут для вас полезными и интересными. Почему? Потому что каждый человек стремится быть умным, справедливым, сильным. Естественным является желание иметь много друзей, быть уважаемым и любимым; понимать, ценить себя и других. Мы начинаем учиться быть уверенными в своих силах, решительными, жизнерадостными и добрыми. Я буду рада, если вы увидите пути улучшения своего характера и положения среди друзей, если поймете, как можно воспитать важные для самостоятельной жизни качества личности.

Основа всего того, что будет происходить в группе, — доверие и искренность. Поэтому работать мы будем в кругу. Круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. Это возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, позволяет ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. В этом пространстве нет ничего и никого, кроме нас самих и того, что мы приносим сюда в себе. Это и есть самое главное. Наше общение будет помогать пониманию себя и других. Мы будем узнавать себя через те чувства, которые вызываем друг у друга, через те отношения, которые будут здесь складываться.

(Далее ведущий предлагает познакомиться поближе.)

Как люди обычно приветствуют друг друга? Какие движения они при этом делают? Спектр достаточно широк: от кивков до поцелуев. Остановимся на варианте рукопожатия. Почему люди жмут друг другу руку? Просто такая традиция, а значит, все могло бы быть иначе. Например, некоторые африканские племена при встрече трутся носами. Сейчас мы попробуем поприветствовать друг друга новыми, необычными способами.

^ 2. РАЗМИНКА Упражнение «Веселое приветствие». Ведущий включает любую танцевальную музыку, и дети начинают ходить по комнате (можно прыгать, танцевать). После слов ведущего «раз, два, три, друга найди!» каждый ребенок должен найти себе пару и встать рядом. Ведущий командует: «Поздоровайтесь ушами, мизинцами, пятками, коленками...» Так в процессе игры дети узнают о существовании различных форм приветствий.

Каждый раз во время музыкальной паузы ребенок должен встать рядом с новым игроком.

Игру можно закончить тогда, когда каждый поздоровается со всеми присутствующими.

Анализ:какие приветствия были наиболее интересны?

^ 3. РАБОТА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

Ведущий.Для того чтобы всем было комфортно работать в группе, необходимо принять правила.

Правила работы в группе

Нужно

Нельзя

Смотреть на того, к кому тыобращаешься.

Выражать свое мнение,

начинать речь словом «я»: я считаю, я чувствую я думаю

Внимательно слушать, когда говорят другие.

Уважать чужое мнение.

Говорить искренне.

Шутить и улыбаться.

Говорить по одному.

Начинать и заканчивать занятия вовремя.

Угрожать, драться, обзываться, передразнивать и гримасничать. • Начинать свою речь словами «ты, вы, он, она, они, мы». • Сплетничать (рассказывать о чувствах другого человека или его поступках за пределами группы).• Шуметь, когда кто-то говорит.• Врать.• Ставить другим оценки, давать определения и критиковать.• Перебивать.• Опаздывать

Сформулированные правила оформляются на листе ватмана и вывешиваются на стену.

Игра «Дождь». Участники сидят в кругу и с открытыми глазами повторяют движения, которые показывает ведущий:

– шуршат, потирая ладони друг о друга;

– щелкают пальцами;

– негромко хлопают в ладоши;

– ударяют себя ладонями по бедрам, притопывают ногами.

После того как последовательность движений разучена, ведущий предупреждает, что сейчас все закроют глаза и начнут повторять звук, который он будет издавать. Сначала ведущий шуршит, потирая ладони. Тут же касается головы одного из детей. Этот ребенок начинает шуршать ладонями, а ведущий, двигаясь по кругу, прикасается ко всем детям по очереди, пока все не начнут шуршать ладонями и не послышится шум моросящего дождя, который постепенно набирает силу. (Для педагога это хорошая возможность погладить каждого ребенка по голове.) Игра продолжается: теперь ведущий щелкает пальцами, касаясь по очереди всех детей, передавая звук по кругу. Моросящий дождь превращается в сильный. Ведущий включает следующее движение: хлопки руками. Все слышат шум проливного дождя. Дождь перерастает в настоящий ливень, когда дети вслед за ведущим начинают ударять себя ладонями по бедрам, притопывать ногами. Потом ливень убывает в обратном порядке: шлепки по бедрам, хлопки ладонями, щелчки пальцами, потирание ладоней.

^ Упражнение «Интервью».Ведущий. Я хочу предложить сыграть в игру, которая протекает следующим образом: вы получаете 10 минут на то, чтобы побольше узнать обо мне, то есть взять интервью. Каждый из вас может задать мне какой-нибудь вопрос. Например: «Вы замужем?».

Перечень вопросов

– Есть ли у вас дети?

– Как вы обходитесь со своими детьми?

– Получали вы когда-нибудь двойки?

– Проваливались ли вы когда-нибудь на экзамене?

– Чем вы гордитесь?

– Вы боитесь чего-нибудь? И т.д.

Игра помогает улучшить контакт с детьми, создает в группе атмосферу открытости и честности. Игра дает соответствующий эффект особенно в том случае, когда дети ведут себя неуверенно или беспокойно. После того как педагог ответил на вопросы детей, он задает вопросы группе:

– Есть ли в вашей семье, кроме вас, другие дети?

– Вы старший или младший ребенок в семье?

– У кого из вас самое необычное увлечение?

– Есть ли в классе лидер? И т.д.

^ 4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Заполнить анкету (раздается каждому ребенку).

Анкета «Вот я какой!»

5. РАЗМИНКА

Упражнение «Колокол»

Дети становятся в круг.

Поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.

На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки вниз. Ведущий задает ритм.

6. РЕФЛЕКСИЯ

Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным и полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.).

^ ЗАНЯТИЕ № 2.

«Привет, индивидуальность, или Чем я отличаюсь от других»

Нет исключения из правила, что каждому хочется быть исключением из правил. Малкольм Форб

Цель: дать детям возможность осознать ценность и уникальность личности каждого подростка; развивать навыки самопознания и принятия самого себя.

Материалы: мяч, листы бумаги по количеству участников, набор разнообразных предметов (игрушки, объемные геометрические фигуры и т.д.).

1. ПРИВЕТСТВИЕ

Все участники группы берутся за руки и здороваются друг с другом, называя по имени.

2. РАЗМИНКА

Игра «Ласковое имя»

Дети стоят в кругу. Педагог просит вспомнить, как их ласково называют дома. Затем предлагается бросать друг другу мяч. Ребенок, к которому попадает мяч, называет свое ласковое имя. После того как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.

^ 3. АНАЛИЗ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Дети по желанию зачитывают свои анкеты «Вот я какой!».

Вопросы

— С кем из детей у тебя больше всего общего?

— Чьи ответы показались тебе самыми интересными?

— На какой вопрос тебе было труднее всего ответить?

— Попробуйте сравнить себя с хорошо знакомым человеком. Это может быть близкий друг или подруга. Найдите различия во внешности, стиле одежды, в манере разговаривать...

^ 4. РАБОТА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

Информационный блок.

Беседа «Что я знаю о себе?»

Ведущий. Что, кроме нашей внешности, делает нас непохожими на других?

В форме групповой дискуссии обсуждаются различные сферы проявления «Я». Чем дети отличаются друг от друга? Что между ними общего?

Участникам дается представление о структурных компонентах личности:

– «Я — физическое» (мое тело, возраст, пол, особенности внешности);

– «Я — интеллектуальное» (мой ум, представления, интересы);

– «Я — эмоциональное» (мои чувства, переживания);

— «Я — социальное» (каждый человек играет одновременно много социальных ролей: в школе — ученик, дома — сын, дочь, внук, внучка; кроме того — коллекционер, спортсмен, участник театральной студии).

Необходимо показать важность знаний о самом себе и позитивного самовосприятия.

Игра «Кто я?»

Участникам дается задание написать 10 определений, отвечающих на вопрос «Кто я?» и являющихся их характеристикой.

Каждый ответ должен начинаться так: «Я – ...»

Затем ребята должны посчитать, каких слов в характеристике больше: положительных или отрицательных. По желанию можно зачитать определения, обсудить их.

Анализ. каково соотношение позитивных и негативных представлений о себе? Какие определения вы поставили на первое место? Почему так значимы для вас именно эти проявления?
  1   2   3   4

Похожие:

Программа по развитию коммуникативных навыков у учащихся 5-9 классов iconЗадачи: Способствовать включению учащихся в социокультурное творчество,...
Цель: содействие развитию коммуникативных компетенций; навыков исследовательской работы учащихся; поддержке творческих способностей...
Программа по развитию коммуникативных навыков у учащихся 5-9 классов iconПрограмма коррекционно-развивающих занятий для развития коммуникативных...
В связи с тем, что количество учащихся с отклонениями в развитии в последнее время возросло, возникла необходимость создания для...
Программа по развитию коммуникативных навыков у учащихся 5-9 классов iconТема урока: «Christmas»
Цели: развитие коммуникативных навыков учащихся, расширение знаний учащихся о культурных традициях страны изучаемого языка
Программа по развитию коммуникативных навыков у учащихся 5-9 классов iconВикторина эрудитов для 9-11 классов, посвященная Дню космонавтики
Цели: популяризация знаний по астрономии и достижений в области космонавтики; расширение кругозора; развитие познавательной активности,...
Программа по развитию коммуникативных навыков у учащихся 5-9 классов iconПахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении:...
Считаю, что проектная технология наиболее эффективно обеспечивает решение таких педагогических задач, как формирование общих и непосредственно...
Программа по развитию коммуникативных навыков у учащихся 5-9 классов iconРазвитие навыков и умений монологического высказывания (говорения) учащихся 10-11 классов
Целью данной работы является решение проблемы формирования навыков и умений монологического высказывания учащихся старших классов...
Программа по развитию коммуникативных навыков у учащихся 5-9 классов iconПрезентация «В мире животных»
Развивающая: работа по формированию у учащихся коммуникативных умений и навыков
Программа по развитию коммуникативных навыков у учащихся 5-9 классов iconО проведении «Месячника психологического здоровья учащихся»
Психологическое здоровье личности является основой для формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру, жизненно-важных...
Программа по развитию коммуникативных навыков у учащихся 5-9 классов iconУчащимся 8-10-х классов были заданы вопросы: Что такое красота?
Цель: развитие аналитических, коммуникативных навыков старшеклассников, формирование потребности в творческом самовыражении
Программа по развитию коммуникативных навыков у учащихся 5-9 классов iconШкольник 21 века
Цель: способствовать выявлению и развитию организаторских, творческих, познавательных, коммуникативных способностей и личных качеств...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница