Программа проведения занятия "Мастер-класс" Тема: «Совершенствование работы учителей с одаренными детьми»




Скачать 244,07 Kb.
НазваниеПрограмма проведения занятия "Мастер-класс" Тема: «Совершенствование работы учителей с одаренными детьми»
Дата публикации17.11.2013
Размер244,07 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Культура > Программа

Программа проведения

занятия "Мастер-класс"




Тема: «Совершенствование работы учителей с одаренными детьми»
Цели:


  • Ознакомление заместителей директоров по учебной части методики работы с одаренными детьми

  • Мотивация осознанной деятельности заместителей директоров по учебной части, принимающих участие в работе мастер-класса;

  • Овладение приемами проведения мастер-класс


Время проведения: 13 февраля 2008 года
Место проведения: Отдел образования
Продолжительность работы: 0,5 час – теоретическая часть; 0,5 часа –

практическая часть.
^ Участники мастер-класса: заместители директоров по учебной части


План проведения

мастер - класса:



  1. Презентация опыта работы по теме:


«Совершенствование работы учителей с одаренными детьми»:

теоретическое обоснование значимости изучаемой темы.



  1. Представление системы знаний по данной теме:

основные приемы работы учителей с одаренными

детьми


  1. Практическая часть.

Технология работы над составлением программы

работы с одаренными детьми.


  1. Рефлексия.


1. Само слово "одарённый" вызывает довольно противоречивое отношение.

Воображение подсказывает образ интересного, яркого, талантливого человека и в противовес - обычного, бездарного, со стандартным развитием и стандартной жизнью.

Когда речь заходит о детях, то просто не хочется вешать на них ярлык "одарённости" или "не одарённости". Все дети талантливы. У каждого свой особенный дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет их расти и развиваться. С каким упорством и отвагой ребёнок делает свои первые шаги, идёт, падает, снова встаёт. Он активно осваивает окружающий мир, стремится наиболее полно реализовать себя. Эта универсальная способность присуща всем детям вне зависимости от конкретных способностей и уровня развития.

Если всё же настаивать на так называемом термине "одарённые дети", то среди них есть те, кто достаточно рано обнаруживает свои яркие способности, и те, кто может проявить их довольно поздно в течение жизни, такие способности могут оказаться скрытыми (или незамеченными) в детстве и проявиться гораздо позже. К последним относится, например, Альберт Энштейн, который в детстве отнюдь не считался одарённым, а в дальнейшем оказался гением. Интересен его ответ на вопрос, как он умудрился открыть теорию относительности: "В детстве я очень медленно развивался, поэтому те вопросы, на которые все дети получили готовый, авторитетный ответ от взрослых, возникли в моей

голове гораздо позже, и мне пришлось искать ответ на них самому".
Большинство специалистов подтверждают, что основной характеристикой потенциала человека является не выдающийся интеллект, а внутренний мотив, движущий человеком. Часто люди, не обладающие выдающимися способностями, преодолевая собственные ограничения, целенаправленно решающие важную именно для них задачу, оказываются более продуктивными, чем способные, но менее заинтересованные Родители по-разному относятся к одарённости ребёнка. Условно можно выделить две крайние позиции: одни стараются всеми силами развивать способности ребёнка, другие же считают, что "талант сам себе дорогу пробьёт". Есть и такое мнение: одарённый - значит ненормальный, "белая

ворона", "пусть будет обычным ребёнком, как все". Для детей очень важно признание их способностей со стороны значимых взрослых. Исследования психологов показывают, что дети часто скрывают свои способности, если родители их не поощряют, привыкают вести себя, "как все", не доставляя взрослым лишних хлопот. И в то же время ребёнок достигает более высоких результатов в деятельности, если родители или учителя считают его способным.

В связи с этим хотелось бы вспомнить Россию девятнадцатого века. В России ни до, ни (увы!) после не было такого всплеска выдающихся творческих личностей буквально во всех областях науки и культуры. Более того, таланты века двадцатого либо родом из девятнадцатого, либо связаны с ним через своих наставников. Считается, что подобный феномен связан со следующими факторами:

- Семейное воспитание девятнадцатого века в России - образец психолога-

педагогического сопровождения развития способности к творческому

мышлению.

- Наличие в девятнадцатом веке уникальной культурно-образовательной

семейной среды, в которой выделю лишь одно - доступность даже для

средних слоёв общества "общения" с выдающимися образцами цивилизации.

- Уважение и социальная защищённость талантливых педагогов (коих было

немало) к тому - же тогда к педагогам относились более уважительно,

( снимали шляпу, повстречав на улице.)

- Социальный заказ и протекция творческой личности со стороны

государства.

Итак, связь появления талантливых, творчески мыслящих молодых людей с семейным воспитанием налицо. Можно выявить необходимые и достаточные условия, обеспечивающие развитие и реализацию в человеке его интеллектуальной одаренности:

- С раннего возраста создание условий поиска ребёнком своей успешности

для поиска среди широкого спектра занятий: музыка, рисование, изучение

языков, танцы, спорт и т.п.

- Раннее знакомство одарённого ребёнка с шедеврами человеческой

культуры. Не забывайте о важности стимуляции активного воображения -

путешествия, экскурсии, частая смена впечатлений. Потрясение от

созданного подлинным талантом породит потребность создать своё чудо.

- Организация своевременной встречи с наставником - талантливым

педагогом.

^ Так, если я не глух, не ослеплен

И творческий огонь во мне бушует -

Повинен тот, кем сердце зажжено.

.- Воспитание бережного отношения к научному знанию. Вовлекайте

одарённого ребёнка в организацию и проведение традиционных семейных

капустников, клубов и т.д. Потому что любое знание приобретает

ценность для человека, только если он сам принял активное участие в

его создании.

- Важно научить ребёнка ценить непознаваемость мира. Пусть он стремится

разгадать его тайны, учится оценивать и себя в этом огромном и

загадочном мире. Незнание является уникальной для одарённого ребёнка

научно-педагогической "лабораторией". Именно стремление к осознанию

своего незнания должно быть воспитано в талантливом человеке-

мыслителе.

Отсюда вытекает, что роль школы в воспитании одарённой личности огромна.

Только творческий диалог, личностная заинтересованность участников

воспитательного процесса создадут благоприятные условия для воспитания

творческой личности.

2. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Эта ситуация объясняется тем, что потенциальная одаренность по отношению к достижениям в разных видах деятельности присуща многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. ( определить мнение учителей по данному вопросу)

«Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. ( дать определение) Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» Поэтому одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. Можно выделить несколько типов одаренности, которые учитель должен различать.

Зачем учителю нужно знать типы одаренности?

Все дело в том, что к детям с разным типом одаренности нужен разный подход, у них разные проблемы и отсюда необходимы разные системы работы с ними учителей и психологов.

Учитель должен знать типы одаренности, чтобы, во-первых, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно ориентировать его в отношении будущей профессии. Во-вторых, проблема заключается еще и в том, что, не зная типы одаренности, некоторые из них можно просто не заметить, принимая своеобразие умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности.

Чтобы хоть в какой-то степени ориентироваться в этой сложной и пока весьма загадочной даже для специалистов проблеме, учителю нужно различать и видеть в своих учениках основные типы одаренности.

1. Легче всего определяется и наиболее высоко оценивается так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют умными», «толковыми», сообразительными. Именно их называют «светлыми головами» и «надеждой школы». Эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать — сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.

Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим — нет.

Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда проявляется прежде всего общие умственные способности и нет какой-либо специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются прежде всего в одной какой-либо специальной области знания. Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени — сначала высокие способности проявляются как бы «по всему фронту», а со временем обнаруживается специализация способностей и, соответственно, интересов.

Познавательная потребность, являющаяся непременной характеристикой любого типа одаренности, именно у этих учащихся проявляется наиболее отчетливым и очевидным образом. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов.

Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или, как их еще принято называть, «вундеркиндов».

Как уже говорилось выше, успеваемость интеллектуально одаренных учащихся не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и троечники, и даже двоечники. Здесь все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе.
2. Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который

принято называть «академическим». При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одарённости прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.

Академический тип одаренности также имеет свои подтипы: есть учащиеся с широкой способностью к обучению (они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках), а есть учащиеся, у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (дети с академическими способностями, скажем, к точным наукам или к гуманитарным).

В некоторых случаях учителю бывает трудно различить интеллектуальный и академический тип одаренности — и те и другие могут блестяще учиться, у тех и других есть познавательная потребность. Разница, пожалуй, заключается в особой умственной самостоятельности интеллектуалов, в их повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники — это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного (а потом и студенческого) труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения.
3. Еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике особого труда для учителей,— это художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности — музыке, танце, живописи, культуре, сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, содействовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально с ним заниматься. Как и в предыдущих случаях, этот тип одаренности может проявляться у школьников с разной степенью широты: есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует. Многие выдающиеся творческие личности характеризовались сочетанием ряда различных художественных способностей, однако есть творческие личности, а соответственно и дети лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.

Указанные выше три типа одаренности сравнительно легко определяются самим учителем, и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. Однако есть два типа одаренности, в отношении которых ситуация в ряде случаев оказывается весьма напряженной, когда безусловно и ярко одаренного ученика учителя считают слабым, бесперспективным. В наибольшей мере это относится к так называемой креативности, или к творческой одаренности.
4. Креативный тип. Главная особенность этого типа одаренности выражается в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир, в том, что поэт назвал «лица необщим выраженьем». Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.

Более того, учителя, несмотря на все усиливающиеся призывы к творчеству, не понимают, а в ряде случаев и недолюбливают этих учеников, так как они почти всегда очень трудны в школьной жизни: их повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями (в том числе и в быту) и авторитетами создают у учителей при работе с такими учениками большие проблемы.

Тот факт, что практически у всех творческих детей-подростков отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен — именно так называемая не комфортность этих учащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира.

У этих учеников легко можно увидеть их недостатки, их трудности, а

вот увидеть в школьной деятельности их особые творческие способности очень трудно, а порой и невозможно без специальной работы в этом направлении.

Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся, и тому есть много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать им бывает легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в котором не всегда есть место школьным урокам. Для того чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предполагающую проявление их самобытности, необычного видения мира, будь то нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты. Правда, и учитель, чтобы оценить оригинальность, нешаблонность этих детей должен сам обладать, если уж не собственной креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и в работе.

У творческой одаренности много различных вариантов: есть ученики, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают ученики, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.
5. Еще один тип одаренности, который учителю сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, — это так называемая лидерская, или социальная, одаренность. Синонимом этого является выражение «организаторские способности». Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные

лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия — они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой.

К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами анти социальных группировок. Такие ученики часто рассматриваются учителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны ответное негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих учеников, и в не меньшей степени их учителей. Нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с этим типом одаренности лицом к школе.
6. Вряд ли стоит надолго останавливаться еще на одном виде одаренности, проявляющемся хотя и очень заметно, но в контексте средней общеобразовательной школы не представляющем все же специального интереса.

Речь идет о психомоторной или спортивной одаренности. Сразу следует

отметить, что бытующее мнение о пониженных умственных способностях у

спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности — это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Не случайно, что многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся писателями (Юрий Власов), удачливыми бизнесменами (Пеле) и, уж конечно, талантливыми педагогами (Ирина Роднина). Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и должного желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться. Понимание типологии одаренности — это первый, хотя и необходимый шаг учителя на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей. (Типы одаренностей размножить и раздать учителям)
В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности, поскольку «неподготовленные учителя

  1. часто не могут разглядеть одарённость ребёнка, не знают его способностей;

  2. равнодушны к проблемам высокоинтеллектуальных детей;

  3. иногда враждебно настроены по отношению к выдающимся по интеллекту детям, поскольку те создают определённую угрозу учительскому авторитету;

  4. используют для одарённых детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественных их изменений»

Анкетирование учителей по вопросу.

Проанализируем основные количествен­ные и качественные результаты анкетирования.

1. Одарённые дети – это дети, которые …

  1. показывают хорошие результаты в учёбе;

  2. быстро и правильно выполняют задания;

  3. готовы отвечать на каждом уроке;

4.готовы продемонстрировать свои определенные

способности

(например, по математике и т.д.);

5.быстрее, чем другие, воспринимают материал и лучше

запоминают;

6.отличаются неординарным мышлением;

7.имеют творческие способности;

8.могут выполнять сложные задания;

9.задают разные вопросы;

10.(свой вариант ответа)__________________________

(Проанализировать основные количествен­ные и качественные результаты анкетирования.)

Большинство анкетируемых ( ) понимают под термином «одарённость» лишь одну из её составляющих – умственную одарённость. Но «одарённость представляет собой сочетание трёх характеристик:

  1. интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

  2. творческости;

  3. настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу)



2. Какие факторы способствуют развитию одарённости?

  • создание специальных условий дома, заинтересованность и помощь родителей;

  • совместная работа родителей и педагогов в учебном заведении;

  • обучение детей на высоком уровне сложности;

  • обучение в специальных группах и учреждениях;

  • сложные игры, задания, творческие задачи;

  • всестороннее развитие ребёнка;

  • умственное развитие;

  • индивидуальная работа;

  • умелое руководство развитием ребёнка;

  • (свой вариант ответа) _________________________

Среди опрошенных нет единого представления об организации работы с одарёнными детьми: педагогов видят выход в совместной работе родителей и педагогов в учебном заведении; – во всестороннем развитии ребёнка, а ставят на приоритетное место умелое руководство развитием ребёнка. Всё это свидетельствует о необходимости обеспечения планомерности и систематичности данного процесса, внесения ясности при выборе путей решения проблемы. ( по ходу выяснить трудности учителей при работе с одаренными детьми)

3. Какие трудности Вы испытываете при организации работы с одарёнными детьми?

  1. недостаток профессиональных навыков;

  2. отсутствие соответствующих условий в школе;

  3. слабая материальна база;

  4. большое количество детей в классе;

  5. нежелание родителей помогать своим детям;

  6. (свой вариант ответа) _________________________

Только анкетируемых смогли «увидеть» истинную причину трудностей работы с одарёнными детьми – недостаток профессиональных навыков; сослались на слабую материальную базу при организации учебного процесса; – на отсутствие соответствующих условий в школе; посчитали большое количество детей в классе главной причиной трудностей в своей работе с одарёнными детьми.

3. Рекомендации по планированию работы педагога с одаренными детьми.(практическая работа по составлению программы – работа в трех группах)
Пути решения данной проблемы мы видим в реализации следующих направлений:

  • разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одарёнными детьми;

  • организация и проведение занятий с одарёнными детьми;

  • анализ результативности таких занятий;

  • организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;

  • обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми;

  • разработка методических рекомендаций по организации работы с одарёнными детьми и апробация их в практической деятельности;

  • внедрение новых педагогических технологий организации учебного процесса;

  • совершенствование профессиональной подготовки и самоподготовки педкадров, работающих с одарёнными детьми.

Актуализация вышеперечисленных направлений позволит решить задачу развития одаренных детей и реализовать их потенциальные возможности.

Цель педагога, работающего с одаренными детьми, является создание такого образовательного пространства, которое бы обеспечивало развитие способностей детей и, следовательно, их индивидуальный личностный рост. Средством развития для таких ребят может стать участие в олимпиадном движении, которое является одной из важнейших форм внеурочной работы с одаренными детьми.
Вся работа может быть представлена в следующих этапах:
^ I этап –Подготовительный. Включает в себя:

1) Диагностику одаренных детей

- наблюдение за детьми в урочной деятельности (отношение к

предмету,

уровень развития речи, активность мышления.)

- анализ выполнения детьми проблемных исторических задач,

предполагающих творческий подход

- отслеживание результатов участия детей в неделях истории,

школьных предметных

олимпиадах, конференциях.

2) Создание УМК – образовательная программа, средства

обучения (карты,

статистические материалы, сборники тестов и задач,

учебные пособия для

углубленного изучения предмета)

Цель:
- научить выделению основных компонентов деятельности - цели,
предмета, орудий, операций и продукта;
- научить исследованию компонентов деятельности;
- научить установлению взаимосвязи между компонентами

деятельности.
Задания и действия учителя:

- способствовать умению выявлять сходства и различия вещей;
- способствовать умению выделять из совокупности знаний

необходимые;
- содействовать приобретению специальных и межпрофильных знаний;
- способствовать приобретению привычки вести постоянное

сравнение вещей.
^ II этап – Реализация программы. Программа включает в себя:
1) Формирование мотивации.

Среди выявленных детей всегда есть такие, чьи интересы и способности не ограничивается рамками только истории, поэтому здесь очень важна творческая личность учителя, способного заинтересовать, увлечь ребенка своим предметом. Учитель выстраивает перед ребенком перспективу, показывает, как он будет развиваться, занимаясь историей, что ему даст история, для формирования “Я-концепции”. В дальнейшем вся учебная деятельность носит мотивирующий характер.

2) Организация деятельности

Образовательная программа представлена двумя блоками:

  1. Теоретический блок.

Цель: Углубление и расширение знаний по основным разделам школьных курсов истории и обществознания, основываясь на принципах горизонтального и вертикального обогащения, их систематизация.

^ Формы работы:

-лекции

-проблемные дискуссии

-научная работа в библиотеке с литературой

  1. Практический блок.

Цель: Формирование актуальных практических навыков.

Формы работы:

-практические занятия с документами, справочной литературой

-решение исторических задач олимпиад разного уровня

-написание эссе

В процессе подготовки ребята участвуют в школьных, городских, областных, всероссийских олимпиадах по обществоведческим дисциплинам, при этом каждый раз выходят на новый уровень, который требует новых знаний, а следовательно освоения новых видов деятельности.

3.. Методы работы учителя с одаренными учащимися:
- анализ деятельности учащихся;
- диагностирующий контроль;

- исследовательская беседа;
- игра;
- наблюдение;
- работа с родителями.
^ III этап- Рефлексия.
Очень важен. На этом этапе не только анализируются те задания, с которыми сталкиваются ребята на олимпиадах, но обязательно осуществляется самоанализ движения собственной мысли, чувства, знания, успеха и неудачи. Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения эффективности в дальнейшем. Итоги рефлексии помогают обдумать и простроить будущую деятельность.
Основные показатели и характеристики одаренных детей

раннего проявления способностей.

^ I. Показатели:
- схватывание и быстрое понимание новых идей;

- стремление к познанию;
- наличие хорошей памяти;
- владение интеллигентной речью;
- прогресс в школе;
- наличие ярко выраженных общих интересов;
- владение большим объемом общей информации;
- способность к размышлению;
- овладение речью в раннем возрасте;
- способность выполнять трудные задания;
- наблюдательность;
- применение необычной лексики;

- оригинальность.
^ Осуществление целенаправленной системы работы дает следующие результаты:


  • Олимпиада, воздействуя на мотивационную сферу детей, способствует осознанию многоаспектной ценности полученных знаний

  • Изменение в личностном развитии детей, которое сопровождается их общей успешностью в различных видах учебной деятельности

  • Победы на олимпиадах разного уровня

  • Победители и призеры обществоведческих олимпиад пользуются большим авторитетом среди учащихся, поддерживают высокий статус предмета

  • Занятия истории, обогащают внутренний мир детей. В процессе работы у ребят формируются и развиваются ряд познавательных и творческих способностей и навыков:

-установление причинно-следственных связей;

-нахождение новых нестандартных способов решения задач;

-критичность мышления;

-пытливость ума;

-стремление открывать и исследовать новое;

-интерес к импровизациям и восприятию неоднозначных идей и д.р.;

Работа учителя с одаренными детьми – это сложный процесс. Он требует от учителей личностного роста, знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Это труд, требующий огромных душевных, эмоциональных и физических затрат, но несомненно приносящий удовлетворение. Сотрудничество учителя и одаренного ребенка ведет к взаимному обогащению.

Возможно, ребенок не свяжет свою жизнь с историей, но именно она может стать пространством для его личностного роста.

4. Перечень профессиональных умений учителя, работающего с

одаренными детьми:
- умение строить обучение в соответствии с результатами

диагностического обследования ребенка;
- умение модифицировать учебные программы;

- умение стимулировать способности учащихся;
- умение работать по индивидуальному плану;
- умение консультировать родителей.

4.Рефлексия:
Выявление мнения слушателей о эффективности мастер-класса.

- изменения мнения слушателей о частоте проявления детской

Одаренности ( вернуть тест «Ваше мнения» для редактирования

ответов)

Ваше мнение


  1. «все дети являются одаренными»

  2. «Одаренные дети встречаются крайне редко»


Определите понятие
«Одаренность - это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Какие факторы способствуют развитию одарённости?

  • создание специальных условий дома, заинтересованность и помощь родителей;

  • совместная работа родителей и педагогов в учебном заведении;

  • обучение детей на высоком уровне сложности;

  • обучение в специальных группах и учреждениях;

  • сложные игры, задания, творческие задачи;

  • всестороннее развитие ребёнка;

  • умственное развитие;

  • индивидуальная работа;

  • умелое руководство развитием ребёнка;

  • (свой вариант ответа) _________________________

3. Какие трудности Вы испытываете при организации работы с одарёнными детьми?

  1. недостаток профессиональных навыков;

  2. отсутствие соответствующих условий в школе;

  3. слабая материальна база;

  4. большое количество детей в классе;

  5. нежелание родителей помогать своим детям;



«Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми»

«Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми»

«Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми№

«Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми»

«Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми

«Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми»


«Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми

Похожие:

Программа проведения занятия \"Мастер-класс\" Тема: «Совершенствование работы учителей с одаренными детьми» iconПрограмма работы с одаренными детьми составлена учителем математики...
Однако, массовая общеобразовательная школа остается основной, и поэтому реальным началом работы с одаренными детьми является работа...
Программа проведения занятия \"Мастер-класс\" Тема: «Совершенствование работы учителей с одаренными детьми» iconПрограмма работы с одаренными детьми Программа работы с одарёнными детьми «Ступени»
Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие...
Программа проведения занятия \"Мастер-класс\" Тема: «Совершенствование работы учителей с одаренными детьми» iconПрограмма факультатива по математике 6 класса Разработала учитель...
«Работа с одаренными детьми». На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся красоту и занимательность предмета,...
Программа проведения занятия \"Мастер-класс\" Тема: «Совершенствование работы учителей с одаренными детьми» iconАнализ работы рмо учителей экологии в 2010-2011 уч год
Методическая тема работы рмо: «Система работы с одаренными детьми в рамках преподавания экологии»
Программа проведения занятия \"Мастер-класс\" Тема: «Совершенствование работы учителей с одаренными детьми» iconСовершенствование работы учителей начальной школы с одарёнными детьми
Эта ситуация объясняется тем, что потенциальная одаренность по отношению к достижениям в разных видах деятельности присуща многим...
Программа проведения занятия \"Мастер-класс\" Тема: «Совершенствование работы учителей с одаренными детьми» iconНекоторые формы работы с одаренными детьми
Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных,...
Программа проведения занятия \"Мастер-класс\" Тема: «Совершенствование работы учителей с одаренными детьми» iconИнформация по опыту работы с одаренными детьми за 2012-2013 уч год в мбоусош №22
Основной идеей работы мбоу сош №22 города Новочеркасска с одарёнными детьми является объединение усилий педагогов, родителей, общественности...
Программа проведения занятия \"Мастер-класс\" Тема: «Совершенствование работы учителей с одаренными детьми» iconСистема работы с одарёнными детьми в мбоу сош с. Тулучи
В связи с этим особенно актуальной становится задача создания российской элиты. Работа с одарёнными детьми признана одним из приоритетных...
Программа проведения занятия \"Мастер-класс\" Тема: «Совершенствование работы учителей с одаренными детьми» iconПрограмма работы с одаренными детьми
Утверждено Утверждаю
Программа проведения занятия \"Мастер-класс\" Тема: «Совершенствование работы учителей с одаренными детьми» iconА и его содержание
Анализ системы работы с одаренными детьми и детьми с повышенной учебной мотивацией
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница