Информационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе»




Скачать 358,4 Kb.
НазваниеИнформационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе»
страница1/3
Дата публикации07.11.2013
Размер358,4 Kb.
ТипИнформационный бюллетень
pochit.ru > Культура > Информационный бюллетень
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ЛОЗНОЕ ЧЕРНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»


Информационный бюллетень

опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе»

март 2011


Оценка уровня творческого потенциала личности педагога - экспериментатора

Диагностика готовности к педагогическому творчеству, владение исследовательскими умениями

Состояние постоянного поиска и эксперимента естественно для современной школы. Вне этого состояния школа не сможет полностью выполнять функции образовательного учреждения. Опытно-экспериментальная работа стала действенным фактором созидания новой школы, нового учителя и нового ученика. Конечно, стратегический путь к новой школе пролегает через разработку и освоение новшеств, т. е. через инновационные процессы. И чем больше в педагогической деятельности нового, инновационного, тем ближе она к собственно эксперименту. И чем больше в педагогической деятельности известного, освоенного и обобщенного опыта, тем ближе школа к опытной работе, в ходе которой также возможен поиск нового. Поэтому по отношению к педагогическому поиску и педагогическому творчеству, которые совершенствуются и развиваются в естественных школьных условиях, правомерно говорить об опытно-экспериментальной работе. К тому же новизна изменений в образовании относительна и имеет преемственность с тем, что было ранее, хотя, вне всякого сомнения, идет переосмысление нового с современных позиций.

Но каждому ли учителю эксперимент по плечу? Поэтому ядром диагностики ОЭР является идея выявления и изучения инновационного потенциала учителя, который определяет его готовность совершенствовать свою педагогическую деятельность и подтверждает наличие средств и методов, обеспечивающих эту готовность.

Наличие инновационного потенциала связано со следующими основными параметрами:

— творческая способность генерировать новые идеи и проектировать их в практическую деятельность;

— интеллектуальная и эмоциональная развитость и высокий уровень культурной грамотности;

— открытость к новому, базирующаяся на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;

— приятие личности ребенка и его интересов, ориентация на творчество как основу совместной деятельности. (Новые ценности образования: тезаурус. – М., 1995).
Для правильной организации подготовки учителей к исследовательской деятельности была проведена общая оценка (самооценка) педагогической деятельности педагогов - экспериментаторов и готовности их к исследовательской деятельности. Исспользовались приведенные ниже методики.

^ Методика «Изучение трудностей в работе учителя»

В ходе анкетирования установлено, что педагоги - экспериментаторы используют затруднения по следующим видам и элементам педагогической деятельности:

Помощь учащимся в планировании работы по самовоспитанию и самообразованию

Обеспечение самостоятельной и активной работы учащихся в течение всего урока

Использование методов развивающего обучения

Использование новых педагогических технологий

Формирование умений и навыков учебного труда (планирование, самоконтроль, чтение, счет и т.п.)

Выявление типичных ошибок и затруднений школьников в учении

Организация внеклассного чтения

Работа по профориентации учащихся

Работа с родителями

Выявление типичных причин неуспеваемости

Оценка эффективности работы:

а) по обучению школьников;

б) по воспитанию школьников;

в) по умственному развитию школьников

Обобщение своего опыта работы

Внедрение передового опыта и рекомендаций психолого-педагогической науки
^ Методика «Оценка сформированности конструктивно-содержательных и конструктивно-оперативных умений учителя»
Анализ оценки сформированности конструктивно-содержательных и конструктивно-оперативных умений учителя свидетельствует, что педагоги в основном обладают конструктивно - содержательными умениями: осуществлять перспективное и текущее планирование, выбрать рациональную структуру урока и определить его композиционное построение, четко спланировать материал урока ( отобрать необходимый материал на один урок, выделить в нем главное, существенное; расположить теоретический материал от более легкого и простого к более трудному и сложному; определить место и характер демонстрационного эксперимента на уроке; расположить задачи и упражнения в порядке возрастания их трудности для учащихся), планировать работу учащихся на уроке (выбрать наиболее рациональные виды учебной работы класса, отдельных учащихся при усвоении нового материала; определить характер деятельности различных групп учащихся во время проверки пройденного материала; предусмотреть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах деятельности; увеличивать степень самостоятельности учащихся в учебной работе от одного урока к другому), планировать свою работу на занятиях ( рационально распределять время на разных этапах урока; планировать логические переходы от одного этапа к другому; определить характер руководства работой учащихся по овладению новым материалом на каждом этапе урока; предусмотреть возможные варианты изменения хода урока). Анализ анкет свидетельствует, что следует организовать работу по совершенствованию конструктивно-оперативных умений педагогов: создавать условия для творческой деятельности, для положительного отношения учащихся к учению, для формирования познавательного интереса и потребности в знаниях, использовать все средства обучения, использовать различные прогрессивные методы, планировать все виды педагогической деятельности, психологически анализировать уроки, в том числе свои, анализировать свою деятельность, её результаты.

^ Методика «Мотивация исследовательской деятельности»

Проведение данного исследования позволил определить доминирующие мотивы исследовательской деятельности учителей: совершенствование методических знаний и умений, пополнение психолого-педагогических знаний, анализ и обобщение педагогического опыта (в том числе своего), внедрение в свою практику идей передового педагогического опыта, влияние научно-исследовательской работы на совершенствование учебно-воспитательного процесса, создание целостной педагогической системы, обеспечивающей реализацию функций процесса обучения.

^ Анлиз владения исследовательскими умениями педагогами – экспериментаторами

В целом по групе;



^ Исследовательские умения




1.    

Осознанно совершенствовать свое педагогическое мастерство

Степень владения данным умением высокая

2.    

Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности




3.    

Внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки

Степень владения данным умением высокая

4.    

Выбирать и обосновывать исследовательскую тему




5.    

Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, и сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме

Степень владения данным умением высокая

6.    

Прогнозировать средства и методы исследования

Степень владения данным умением низкая, требуется помощь

7.    

Определять и обосновывать объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, методы, этапы исследования

Степень владения данным умением низкая, требуется помощь

8.    

Находить и применять соответствующие методики и исследования

Степень владения данным умением высокая

9.    

Обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты




10.                        

Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения

Степень владения данным умением низкая, требуется помощь

11.                        

Рефлектировать по итогам исследовательской работы





Индивидуально:
^ Методика «Изучение профессиональной готовности учителей к экспериментально-исследовательской работе (по В.И. Зверевой)»

С помощью данной методики был определен уровень теоретических знаний и профессиональных умений учителей, необходимых для проведения экспериментально-исследовательской работы. При проведении исследования проводилось наблюдение за педагогической деятельностью учителей. В результате были заполнены анкеты, на вопросы которой отвечали учителя, оценивая свои знания и умения, и руководитель школы, давая оценку знаниям и умениям учителей (метод «компетентных судей», рейтинга).

Итоговая таблица:



Вопросы

Прошу помощи

Знаю теорию вопроса

Могу применить на практике, действуя по образцу

Могу применить на практике, действуя творчески

^ Могу сообщить свой опыт

Могу поделиться своим опытом с коллегами

Примечание

1.

Знание своего предмета
















3




2.

Знание дидактики
















3




3.

Знание методики преподавания своего предмета
















3




4.

Знание детской возрастной психологии
















3




5.

Цели и задачи проводимого в школе эксперимента
















3




6.

Теоретические положения, лежащие в основе эксперимента
















3




7.

Достижения науки в области проводимой экспериментальной работы













3







8.

Достижения передовой практики в области проводимой экспериментальной работы













3







9.

Программа осуществления эксперимента в школе, свои функциональные обязанности в эксперименте













3







10.

Предполагаемые результаты эксперимента













2

1




11.

Изучение и оценка уровня подготовленности учащихся к проведению эксперимента










2




1




12.

Изучение и оценка эффективности проводимой экспериментальной работы










2

1







13.

Знание и умение использовать методы исследования










2

1







13.1.

Изучение психолого-педагогической литературы, школьной документации
















3




13.2.

Наблюдение













2

1




13.3.

Социометрические данные







3













13.4.

Метод рейтинга










2

1







13.5.

Метод контрольных работ и устных опросов
















3




13.6.

Метод хронометрирования










3










13.7.

Моделирование










1

2







13.8.

Беседа
















3




13.9.

Анкетирование и интервью
















3




13.10.

Метод ранговых оценок










2

1







13.11.

Метод обобщения независимых характеристик










3










13.12.

Метод педагогического консилиума










2

1







13.13.

Изучение и анализ документации













3







13.14.

Изучение и обобщение передового опыта










1

2







13.15.

Педагогический эксперимент:

- констатирующий;

- уточняющий;

- преобразующий (созидательный или формирующий);

- контрольный










3











В работе с педагогами использовались диагностики, которые позволяют проследить процесс ОЭР в динамике, способствуют выявлению ее предпосылок, условий и результатов.
  1   2   3

Похожие:

Информационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconИнформационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме...
...
Информационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconИнформационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме...
...
Информационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная...
...
Информационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconОпытно-экспериментальной работы
«Формирование инновационной культуры как условие профессиональной деятельности учителя»
Информационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconОпытно-экспериментальной работы: «Управление качеством профильной...
Распоряжение Главы администрации Калининского района Санкт-Петербурга «Об организации опытно-экспериментальной и инновационной деятельности...
Информационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconОпытно экспериментальной работы мбоу чувашская гимназия г. Белебея...
Тема опытно – экспериментальной работы мбоу чувашская гимназия г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан:...
Информационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconПоложение об организации опытно-экспериментальной и исследовательской...
Настоящее Положение определяет основные задачи, общие подходы к формированию содержания, механизмы и условия организации опытно-экспериментальной...
Информационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconУтверждено
Настоящее положение определяет основные задачи, общие подходы к формированию содержания образования, механизмы и условия организации...
Информационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconПрограмма опытно экспериментальной работы по проблеме
Механизмом такого развития является инновационная деятельность, которую, согласно 1 статье Закона «Об инновационной деятельности...
Информационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconКонцепция развития вариативной системы образования в малочисленной сельской школе Щепилов В. В
Элективные курсы, входящие в состав профильного обучения на третьей ступени школы, являются обязательными для посещения, но выбирают...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница