2. Фонетическое членение речи. Характеристика фонетических единиц




Скачать 145,02 Kb.
Название2. Фонетическое членение речи. Характеристика фонетических единиц
Дата публикации01.11.2013
Размер145,02 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > История > Документы
Фонетика. Предмет изучения фонетики.

Фонетика – (греч. фоне – звук) – учение о звуковой системе языка, раздел языкознания, который изучает звуковые средства языка (звуки, ударение, интонацию). Особый раздел фонетики – орфоэпия описывает совокупность норм литературного произношения. Орфоэпия занимает особое место среди лингвистических дисциплин. Она изучает те единицы языка, которые не имеют значения, но они обусловливают существование значимых единиц языка.

 

[a] – не имеет значения, но могут быть единицами грамматики.

Могут также быть и лексическими единицами. (А?)

Таким образом, морфология, синтаксис, лексикология изучают языковые единицы, имеющие лексическое значение. Фонетика изучает языковые единицы, которые не имеют лексического значения, но служащие для различения единиц грамматики и лексики. При этом некоторые языковые явления находятся на границе фонетики и грамматики, так как невозможно верно определить основу слова не зная фонетических законов.

В зависимости от задач исследования различают фонетику:

-          частную и общую;

-          описательную и историческую;

-          сопоставительная;

-          экспериментальная;

-          социофонетика.

Частная фонетика занимается изучением звуковой системы конкретного языка, общая изучает общие закономерности. Описательная изучает фонетическую систему языка в определённый период её развития. Историческая изучает изменения, происходившие в звуковой системе языка на протяжении всей её истории. Сопостав. изучает фонетический строй нескольких языков. Социофонетика изучает особенности произношения отдельных групп населения. Экспер. изучает язык с помощью экспериментов.

^ 2. Фонетическое членение речи. Характеристика фонетических единиц.

Речь – поток звуков и кажется, что он непрерывен. Поток можно расчленить на отдельные части. Членение может быть различным. Если это членение основано на грамматическом оформлении, то мы говорим о членении на предложения, слова и морфемы. При фонетическом членении выделяются единицы: текст, фраза, речевой такт или синтагма, фонетическое слово, слог и звук.

Текст – только исходная величина фонетического членения речи, т.к. речь носит не фонетический, а коммуникативный характер. Текст имеет также фонетические характеристики: ограничение паузами. Пауза в начале и конце текста. Фразы выделяются из текста интонацией. Фраза – отрезок текста, который имеет логическое ударение. (ll – пауза). Фраза – фонетическая единица, предложение – грамматическая. В сложном предложении одна фонетическая фраза.

Фразы членятся на речевые такты или синтагмы. Синтагмы выделяются интонационно, но на границе синтагмы слышится незаконченная интонация.

^ На берегу пустынных волн ll стоял он ll дум великих холм

Членение речевого потока на синтагмы обусловлено обусловлено всегда смыслом, поэтому возможны варианты.

^ Надо учиться работать и отдыхать.

Фонетическое слово характеризуется ударением. Фонетическое ударение – комплекс звучаний или отрезок звуковой цепи. Пауз между словами может не быть. При этом фонетическое слово может соответствовать первому лексическому слову или нескольким словам.

^ В ту же ночь ll широкая лодка ll отчалила от гостиницы.

3 речевых такта, по 2 фонетических слова в каждом.

Слог – толчок речевого выдоха. Звук – минимальный элемент речевого потока.

 

^ 3. Фонетическое письмо

Для того, чтобы как можно точнее записать звучащую речь используют фонетический транскрипт. В фонетической транскрипции используют буквы традиционного алфавита, при этом запись ведётся по особым неорфографическим законам. В дополнение к буквам используют диакритические символы. Некоторые буквы не употребляют (я, ё, ю, щ, й). Основной принцип фонетической транскрипции – строгое и однозначное соответствие буквами и звуками. Один знак и одна буква всегда обозначают один и тот же звук. Орфографическое письмо не всегда соответствует фонетическому. В РЯ есть буквы, которые могут обозначать разные звуки   Г – [г] [к], один и тот же звук может обозначаться разными буквами [к] – г, к, один и тот же звук может обозначаться одной или двумя буквами [ш] щит, счастье. Есть буквы, которые не имеют самостоятельного звукового значения. (ъ, ь). Звук j в отдельных положениях не имеет конкретного буквенного значения.

яма – [jaмъ]

Основной принцип русской транскрипции реализуется в правилах:

1.        употребление букв алфавита, используемых в транскрипции, только в соответствии со звучанием, а не по правилам орфографии.

2.        мягкие согласные обозначаются теми же буквами, но с диакритическим знаком

3.        для обозначения йот используют j

4.        я, ю и т.п. не используются, а обозначаются как ja, jy

5.        ъ и ь используются для обозначения редуцированных гласных

6.        для обозначения долготы используют — над буквой.

7.        в фонетической записи не используются знаки препинания, но возможны ? и !

8.        обязательно обозначение ударения.

 

 

^ 4. Звуковой состав современного русского литературного языка. Классификация согласных звуков.

Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.

Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука. Основное различие состоит в следующем. Согласные – при образовании воздух преодолевает преграду, таким образом гласные характеризуются течением голоса, а согласные наличием голоса и/или шума.

Согласные классифицируются по 4 признакам:

-          по участию в их образовании голоса и шума

Санорные и шумные

Санорные – согласные в образовании которых участвует голос и незначительный шум [р] [н] [м] [л]

Шумные – шум преобладает над голосом:

              - шумные звонкие – шум с голосом  [б] [в] [д] [г] [з] [ж]

                - шумные глухие – только шум [п] [ф] [к] [т] [с] [ш] [ц] [х]

Характерной особенностью русской системы согласных является наличие пар звуков, которые соотносятся по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Соотносительность заключается в том, что в одних фонетических условиях они различаются как два звука, а в других условиях неразличаются.

Роза – роса, раз – рос.

-          по месту образования шума (губные и язычные)

губно-губные [м] [п] [б]

губно-зубные [ф] [в]

 

переднеязычные:

 зубные [c] [з] [л] [н] [т] [д] [ц]

 передненёбные [ш] [ж] [р] [ч]

среднеязычные [й]

заднеязычные [к] [г]

-          по способу образования шума

Смычные (взрывные) – [п] [т] [к] [г] [д]

Прекативные (щелевые) – [ф] [в] [с] [з] [ш] [ж] [х]

Аффрикаты – [ц] [ч] [щ]

Смычнопроходные [н] [м] [л]

Дрожащие [р]

-          по наличию или отсутствии смягчения (твёрдые и мягкие)

без парных мягких ж, ц, ш

 

^ 5. Классификация гласных звуков

Гласные – тоновые звуки. При их образовании участвует музыкальный тоновый голос. Шум не учитывается. Различие гласных определяется разным укладом органов речи.

В СРЯ 6 гласных [а] [о] [э] [у] [ы] [и].

 по месту образования

Учитывается различие между гласными, которые вызывают движение языка в горизонтальном направлении:

Гласные переднего ряда – при артикуляции язык сильно продвинут вперёд [и] [э]

Гласные среднего ряда – язык немного отодвинут назад [ы] [а]

Гласные заднего ряда [у] [о]

по степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

Гласные верхнего подъема [и] [ы] [y]

Гласные среднего подъёма [э] [о]

Гласные нижнего подъёма [а]

Гласные верхнего подъёма по сравнению со средними будут закрытыми, или узкими, нижними – открытыми или широкими. Средние гласные по сравнению с нижними – закрытые, по сравнению с верхними открытые.

по участию или неучастию губ

Наличие или отсутствие лавиализации – вытягивание или округление губ.

-          лавиализованные [y] [o]

-          нелавиализованные (все остальные)

 

Деление на 3 ряда и подъем не отражает всего богатства СРЯ. В безударных слогах гл. произносятся с разной степенью редукции – изменение, сокращение гласных звуков в безударном положении. Безударные гласные произносятся менее явственно. Некоторые гласные не различаются.

 

^ 6. Изменение звуков в речевом потоке. Звуковые законы в области согласных.

Изолированное употребление звуков встречается очень редко, это возможно если звук является словом.

Фонетические позиции

Для гласных позиция под ударением, после твёрдых согласных и т.д. могут изменять своё качество под влиянием соседних звуков и могут взаимно меняться.

Фонетический закон конца слова:

Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т. е. произносится соответствующий ему парный глухой. В словах с двумя согл. на конце оба согласных оглушаются. Груздь. Санорные согласные не оглушаются.

Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости

Сочетание согласных, когда один звонкий, а другой – глухой несвойственно СРЯ. Поэтому если в слове оказывается подряд два разных по звонкости звука, происходит уподобление первого второму. По этому закону звонкие согл. перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в таком же положении переходят в звонкие. Озвончение встречается реже чем оглушение. Сбор. Перед санорными и звонким В глухие остаются без изменений. Звонкие или глухие согласные ассимилируются в след. случаях:

-          на стыке морфем

-          на стыке предлога и слова

-          на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы.

Ассимиляция звуков по мягкости

При сочетании согласных, второй из которых – мягкий, мягкость распространяется на предшествующий согласный. Не все согласные парные по тв. мягк. смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука. Все согласные парные по тв-мягк смягчаются перед е, ю, я, и, ё. Наиболее подвержены смягчению переднеязычные-зубные з,с,д,т,н,р – небозубные и губные б,п,м. Не смягчаются перед мягкими согласными г,к,х,л

 

^ 7. Звуковые законы в области гласных.

Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются и особое влияние оказывают мягкие. Изменение комбинаторное – выражается в процессе аккомодации. С фонетической точки зрения аккомодация – приспособление для всех языков, но специфичное для каждого.

Редукция гласных – изменение, ослабление гласных в безударном положении. Различают позицию гласных в первом предударном слоге и позицию в остальных безударных слогах. Гласные слабой позиции второй степени подвержены большей редукции. Безударны менее длительны и отличаются качеством звучания. Гласные верхнего подъема (и, ы, у) в безударном положении изменяют длительность но не качество. Гласные неверхнего подъема (э,о,а) изменяются по длительности и качественно.

^ 8.      Определение и характеристика слога.

 Слог – минимальная нечленимая единица потока речи. У слога 2 признака – чисто произносительный характер, минимальность. 1-ый признак отличает слог от звука, т.к. звук – функциональная единица для распознания слова. По 2-му признаку слог отличается от фонетических слов, т.к. слово – произносительная единица, не является минимальной.

Слоги отличают и функционально, т.к. они могут совпадать со звуком или словом. Слог - звук или сочетание звуков произносимый одним выдыхательным толчком. Деление на слоги происходит рядом со звуком наименьшей звучности. Звучность – слышимость звука на расстоянии. Звук, имеющий наибольшую звучность – слоговый носитель слога.

Неслоговые – согласные, но слоговыми могут быть и согласные, но лишь в беглой речи: в сочетаниях сонорных с шумными, в конце и начале слов может появиться дополнительная слоговость. Ритм, рубль, театр. Звучность может обозначаться цифрами. 4 – звучный гласный, 3 – звучный санорный, 2- звучный зв-шумн. 1 – глух-шумн.

^ 9.        Слогораздел. Типы слогов.

Слогораздел – определение границ между слогами в слове. Имеет теоретич. и практическое значение. Правильное слоговыделение показывает одну из сторон устройства языка и используется для правильного переноса слов.

Основной закон слогоделения – закон восходящей звучности. Звуки в слоге распределяются от наименее звучных к наиболее звучным. Этот закон передаётся в правилах:

-          все гласные как слоговые звуки образуют вершину слогов и распределяются по разным слогам па-ук

-          один согласный между гласными принадлежит следующему за ним гласному га-ла-ва

-          сочетание шумных между гласными относят к следующему слогу ка-ска ла-пка

-          сочетание шумных и санорных относят к следующему слогу о-кно са-бля

-          сочетание санорных между гласными относится к следующему слогу ка-рма

-          при сочетании санорных с шумными слогораздел происходит между ними кар-та

-          сочетание Й неслогового с последующими шумными или санорными тай-фун

 

По структуре выделяют слоги:

-          прикрытые – слог с согласным в начале, и неприкрытые

-          полные – закрытые и прикрытые сок

-          усечённые с начала – закрытые и неприкрытые    ум, иск

-          усечённые с конца мгла

-          открытые и неприкрытые ау

^ 10.  Слогораздел и перенос слов на письме.

Эти 2 явления связаны, но относятся к разным разделам (фонетика и орфография). Слогоделение – объективное явление языка, перенос – условные правила. Основной принцип – фонетический. Слово для переноса членится в соответствии со слогоделением во-рота. По этому принципу правило запрещает оставлять в конце или переносить часть слова не составляющую слога. Нельзя отделять согласный от следующего за ним гласного, но при стечении нескольких согласных между гласными допускается перенос.

Морфологический принцип – деление на слоги должно происходить между приставками, корнями и значимыми частями сложных слов под-бить при-слать рус-ский.

Ограничения: русские слова не могут начинаться с ы, й, ь, ъ, переносить часть слова, начинающуюся с этих букв также нельзя.

 

^ 11. Русское ударение. Функции русского ударения

Словесное ударение- это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово.

Способы выделения ударного слога в разных языках различ­ны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков.

Сила гласного проявляется в его громкости.. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, вос­принимаются как ударные

Ударные гласные характеризуются и особым тембром.

  Ударность/безударность - это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо силь­нее проявляется в безударных слогах. В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему - приставку, корень, суффикс и окончание:

выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным.

Функции:

-          лексикологическая – является дополнительным средством различения слов атлас

-          морфологическая – является дополнительным средством различения грамматической формы слова руки

-          некоторые слова в РЯ имеют акцентные варианты и этот факт рассматривается как варианты литературной нормы иначе

Местом ударения различают следующие варианты слов:

-          общеупотребительные и профессиональные добыча

-          литературные и диалектные холодно

-          литературный и просторечный магазин

-          нейтральный и разговорный звонишь

Подобные варианты в РЯ встречаются нечасто. РЯ имеет зафиксированное, устойчивое ударение.

^ 12.  Клитики

Некоторые слова в речи не имеют ударения. Они примыкают к другим словам, составляя с ними одно фонетическое слово. Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы: на горе, ко мне; сестра | и брат; сказал, | чтобы пришли; не знаю. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно при­мыкает, называется энклитикой. Энклитиками бывают обыч­но односложные частицы: скажи-ка, он же, придёт ли. Некото­рые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой: на спину, под руки.

Абсолютные проклитики и энклитики, примыкая к основ­ному слову, сливаются с ним в одно фонетическое слово, где гласные и согласные звуки произносятся как в одном лексиче­ском слове: до сада (ср. досада), на силу (ср. насилу), при воль­ном (ср. привольном)

Относительные проклитики и энклитики, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, не полностью утрачива­ют некоторые фонетические признаки самостоятельного слова, за­ключающиеся в особенностях произношения некоторых звуков. Например, безударный союз но сохраняет в произношении звук [о]: мороз, но солнце [но-сонцъ] (ср. на солнце [на-сонцъ]). У не­которых безударных местоимений произносятся гласные, не ха­рактерные для безударных слогов: те леса [т'э-л'иса] (ср. телеса. [т’ил'са]); дьяк он [д'ак-он] (ср. дьякон [д'акън]) и др.

^ 13.  Особенности русского словесного ударения.

1.        Характеризуется как силовое или динамическое (ударный слог отличается большей силой, напряжённостью и сложностью).

2.        Подвижность (возможно перемещение с одного слога на другой при изменении слова) при этом в РЯ преобладают слова с неподвижным ударением.

Некоторые слова в РЯ могут иметь не одно а 2 или 3 ударения – одно основное, другие – побочные. Побочные обычно на первом слоге, а основные на других:

-          сложные слова из двух основ древнерусский

-          многие сложносокращённые слова стройматериалы

-          слова с приставками после вне, меж, внутри и иноязычные элементы архи, анти, супер окололитературный, суперобложка

-          в сложных и сложносокращённых словах, состоящих из 3 основ возможно 3 ударения. аэрофотосъемка

Не всякое сложное слово имеет побочное ударение. Побочное ударение бывает, когда обе части слова чётко выделяются в смысловом отношении. Если сложение основ выделяется слабо или не выделяется, то побочное ударение не выделяется хлебозавод, достоверный

 

^ 14.  Тактовое и фразовое ударение

Речевой такт – часть фонетической фразы, ограниченная малой паузой и характеризуется интонационной незаконченностью. Грамматически речевой такт соотносится с распространёнными членами предложения. Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, выделение одного из слов (наиболее важного) в пределах речевого такта называют сигматическим ударением.

Фразовое ударение – выделение в речевом потоке наиболее важного в смысловом отношении слова, таким ударением является одно из тактовых.

Структура ударения в РЯ определяется как сложная и в этой структуре нет единых закономерностей и ударение усваивается вместе с усвоением слова.

 

^ 15.  Активные процессы в области ударения в СРЯ

Последнее время проблема русского ударения обостряется в связи с возрастающей ролью устной речи. Нормы нарушаются из-за того, СМИ настроены на живое непринуждённое общение и по причине расширения круга лиц, допускаемых к эфиру. Расшатывание литературных норм связано с тем, что в русский язык приходят много новых слов. Общей тенденцией считается стремление к ритмическому равновесию. Это заключается в смещении ударения к центру слова аккомпанировать

Колебание ударения в заимствованных словах объясняется степенью заимствования. Последние заимствования ещё не обжились и в большинстве случаев сохраняется ударение языка источника. Односложные слова (файл) имеют неподвижное ударение при склонении. При рассмотрении акцентных характеристик слова необходимо учитывать запасный выход, запасной игрок

Состояние СРЯ в акцентном отношении свидетельствует о живых процессах, происходящих в языке. Тенденции – смена традиционного ударения.

 

^ 16.  Понятие орфоэпии. Нормативность литературного произношения.

Понятие нормы связано с представлением о литературно правильной речи. Норма оценивается как социально историческое явление, характеризует литературный язык. ЛЯ – форма национального языка, признанная образцовой. Понятия языковая норма и литературная норма часто совмещаются, но исторически это не одно и то же.

Языковая складывается в реальной практике общения и закрепляется как узус. Литературная норма базируется или основывается на узусе, но специально кодифицируется определёнными установлениями (словари, учебники).

Литературная норма – принятые в общественной языковой практике правила произношения, словоупотребления, использование грамматических и стилистических средств.

Орфоэпия – совокупность правил установленного централизованного произношения. Русская орфоэпия устанавливает правила произношения отдельных звуковых сочетаний, произношение звуков в тех или иных грамматических формах в группах слов. Русская орфоэпия устанавливает правила произношения отдельных звуковых сочетаний, произношение звуков в тех или иных грамматических формах в группах слов. Нормы носят различный характер и имеют различное происхождение. С одной стороны имеют объективный характер – диктуются системой языка, с др. стороны нормы могут иметь субъективный характер – устанавливаться в языковой практике. Нормы литературного произношения – и устойчивое и развивающееся явление. СР литературное произношение начало складываться в 18 веке на основе устной речи Москвы. К 19 веку московское произношение стало образцовым. Орфоэпия выясняет и причины нарушения норм (влияние диалектов, письменная речь, развитие языка).

Похожие:

2. Фонетическое членение речи. Характеристика фонетических единиц iconЭкзаменационные вопросы к гэк по русскому языку
Понятие о сегментных и суперсегментных единицах звучащей речи. Фонетическое членение русской речи: фраза, такт, слово, слог, звук....
2. Фонетическое членение речи. Характеристика фонетических единиц iconВопросы к государственным экзаменам по английскому языку
Сущность фонетических навыков. Формирование фонетических навыков речи на начальном этапе. Работа над фонетикой на среднем и старшем...
2. Фонетическое членение речи. Характеристика фонетических единиц iconВопросы к государственным экзаменам по английскому языку
Сущность фонетических навыков. Формирование фонетических навыков речи на начальном этапе. Работа над фонетикой на среднем и старшем...
2. Фонетическое членение речи. Характеристика фонетических единиц iconИ рему и есть актуальное членение. Некоторые ученые (Г. Пауль, Я....
Это членение предложения с точки зрения его синтаксической структуры есть членение синтаксическое. При таком членении выделяются...
2. Фонетическое членение речи. Характеристика фонетических единиц iconУрока Тема урока, основные сведения о языке и речи
...
2. Фонетическое членение речи. Характеристика фонетических единиц iconУрок английского языка по теме "Имена числительные от 1 до 10". 2-й клаcc
Тип урока: многоцелевой (комбинированный) – совершенствование лексико-грамматических и фонетических навыков, развития навыков устной...
2. Фонетическое членение речи. Характеристика фонетических единиц iconТипы соответствий фразеологических единиц английского, русского и татарского языков
Ских единиц ставит своей целью выявление и изучение алломорфных и изоморфных характеристик на фразеологическом уровне, выделение...
2. Фонетическое членение речи. Характеристика фонетических единиц iconСтили речи Предмет
Общая характеристика функциональных стилей, особенности, жанры и языковые средства стилей речи (научного, официально- (делового,...
2. Фонетическое членение речи. Характеристика фонетических единиц iconЗадачи: углубить сведения о тексте как предмете лингвистики; развить...
Основная мысль (идея) текста как показатель его смысловой цельности. Развитие мысли в тексте. Актуальное членение предложений в тексте....
2. Фонетическое членение речи. Характеристика фонетических единиц icon«различные варианты фразеологических единиц и использование их в современной русской речи»
Классификация фразеологических оборотов по степени их семантической слитности. Актуальность данной темы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница