Программа курсов: «История Средних веков», «История России с древности до конца XVI в» 6 класс (68 ч)




Скачать 348,81 Kb.
НазваниеПрограмма курсов: «История Средних веков», «История России с древности до конца XVI в» 6 класс (68 ч)
страница1/2
Дата публикации16.10.2013
Размер348,81 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > История > Программа
  1   2
«Утверждаю»

Зам. директора по УВР /Н.И.Сергеева/


Программа курсов:

«История Средних веков»,

«История России с древности до конца XVI в»

6 класс (68 ч)

Составила: Е.В.Степанова

2009-2010 уч. год

`Программа по истории Средних веков за курс

6 класса (32 ч).
Составила Степанова Елена Владимировна, учитель истории.
Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программой под редакцией В.А. Ведюшкина «История Средних веков» - М.: Просвещение, 2006.

Программа рассчитана на 32 часа. В учебно-методический комплекс входит:

1) История Средних веков: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / В.А. Ведюшкин – М.: Просвещение, 2006.

2) Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков. 6 класс / О.В. Арасланова – М.: ВАКО, 2007.

3) Рабочая тетрадь по истории Средних веков. 6 класс / В.А. Ведюшкин – М.: Просвещение, 2008.

Программа курса охватывает период с конца V по XV в., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию.

Курс построен по проблемно – хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапе. Курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных с историей России.

Цель курса:

  • Показать самобытные черты средневековья, изучить основные события истории Средних веков;

Задачи курса:

  • Сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

  • Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

  • Охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;

  • Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама.

В процессе изучения курса учащиеся должны знать:

  • Основные даты и события истории Средних веков;

  • Специфику развития германских королевств;

  • Историю становления Никейского канона и развитие христианского учения в Европе в Средневековье;

  • Направления политики Карла Великого;

  • Причины появления феодальной раздробленности;

  • Особенности императорской власти в Византии;

  • Причины распада Арабского халифата, роль ислама, как одной из мировых религий;

  • Сословный строй средневековой Европы;

  • Причины возникновения городов и отношения городов с феодальными сеньорами;

  • Причины, ход и последствия крестовых походов;

  • Формы борьбы католической церкви с ересями;

  • Особенности сословной монархии во Франции;

  • Государственное устройство Англии, становление парламентаризма;

  • Политику германских императоров в эпоху высокого Средневековья;

  • Причины и последствия крестьянских выступлений XIV – XV в, Столетней войны, войны Алой и Белой розы, гуситского движения;

  • Причины ослабления Византии и южносавянских государств и процесс складывания Османской империи;

  • Особенности развития Индии, Китая, Монголии, Африки и Америки в эпоху Средневековья.

В процессе изучения курса учащиеся должны научиться:

  • Связно пересказывать текст учебника,

  • главное от второстепенного;

  • Уметь анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

  • Сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

  • Давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

  • Уметь полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • Самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;

  • Работать с исторической картой;

  • Оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.


Программа

Раздел I. Раннее средневековье (9 ч)
^ Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (4 ч )

Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства.

Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианской ортодоксии. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь средневекового монастыря.

Франское государство в VI – VIII вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. Верденский раздел, его причины и значение.

Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке. Франция и Германия в IX – XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.
^ Тема 2. Византия и славянский мир (3 ч)

Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь – столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII – XI вв. Взаимоотношения с Русью.

Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись. Борьба иконоборцев и иконопочитателей.

Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.
^ Тема 3. Арабский мир в VI – XI веках (2 ч)

Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджара. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман.

Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Сунниты и шииты. Омеяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.
Повторение (1 ч)

Особенности Раннего Средневековья. Образование новых королевств. Византийская империя. Страны Халифата. Систематизация и контроль качества знаний учащихся по разделу: «Раннее средневековье» (Проверочная работа).
^ Раздел II. Расцвет Средневековья (10 ч)
Тема 1. Феодальное общество (3 ч)

Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность.

Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.

Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Патрициат. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан.
^ Тема 2. Католическая церковь в XI – XIII веках (2 ч)

Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в X – XШ вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба папства и империи в XI в. Папство в зените могущества. Ереси XI – XIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении католической церкви.

Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты. Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно – рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.
^ Тема 3. Разные судьбы государств (3 ч)

Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и «авиньонское пленение».

Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии. Могущество королевской власти в конце XI – XII вв. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента.

Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и в Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII – XIV вв.
^ Тема 4. Культура Западной Европы в XI – XIII веках (2 ч)

Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний. Схоластика.

Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты.

^ Раздел III. «Осень» Средневековья (6 ч)
Тема 1. Западная Европа в XIV – XV веках (4 ч)

Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Освобождениекрестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д'Арк и перелом в ходе войны. Ее завершение и итоги.

Владение герцогов Бургундских в XVв. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Централицаторская политика Людовика XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и изабеллы.

Изменения в культуре Западной Европы в XIV – XV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.
^ Тема 2. Центральная и Юго – Восточная Европа в XIV – XV вв.

(2 ч)

Польша в XIV – XV вв. Внутренняя политика Каземира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд. Расцвет Чехии в XIV – XV вв. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.

Страны Балканского полуострова в XIV – XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Болканах. Византия в поисках спасения. Ферраро – Флорентийская уния. Гибель империи ромеев. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.
^ Раздел IV. В дали от Европы (3 ч)
Тема 1. Культура и государства Азии, Африки и Америки (3 ч)

Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры. Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Природные условия Японии, занятия населения. Императорская власть и чиновничество. Самураи. Достижения китайской и индийской науки, литературы и искусства.

Объединения монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и Улугбека. Общие черты и различия держав Чингисхана и Тимура.

Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Транссахарская торговля и ислам. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия. Арабская торговля на восточном побережье Африки и государство Мономотапа. Освоение Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации мая, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.
Повторение (3 ч)

Особенности политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы и Востока в средневековье.

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по курсу: «История Средних веков» (Контрольная работа).

Значение Средневековья в мировой истории и культуре.

^ Программа по истории России за курс

6 класса (36 ч).
Составила Степанова Елена Владимировна, учитель истории.
Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования МО РФ 2004 г. и авторской программой «История России 6 – 9 кл.» под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2006.

Программа рассчитана на 36 часов. В учебно-методический комплекс входит:

1) История России: с древнейших времен до конца XVI в: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М.: Просвещение, 2006.

2) Поурочные разработки по истории России: 6 класс: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. С древнейших времен до конца XVI века / Е.В. Симонова. – М.: Экзамен, 2006.

3) Рабочая тетрадь по истории России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс, - М.: Просвещение, 2008.

Программа курса предусматривает изучение истории России с древнейших времен до конца XVI века. Охватывает периоды формирования Древнерусского государства, политической раздробленности и объединения русских земель.

Цель курса:

  • изучить развитие России с древнейших времен до конца XVI в;

Задачи курса:

  • Дать учащимся представления об истоках русской цивилизации и древнейших предках народов России;

  • Познакомить с формами политической власти в Древней Руси;

  • Дать представление о развитии культуры Киевской Руси и ее мировом значении;

  • Объяснить причины и последствия феодальной раздробленности нашей страны в древности;

  • Познакомить с жизнью и деятельностью первых русских князей;

  • Показать процесс формирования единого Русского государства с центром в Москве;

  • Способствовать воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся.

В процессе изучения курса учащиеся должны знать:

  • Происхождение славян, пути их расселения, быт, хозяйственные занятия и верования;

  • Предпосылки складывания государства у славян, степень участия варягов в создании государства и системы управления;

  • Внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей;

  • Причины и значение принятия христианства на Руси;

  • Особенности социального состава древнерусского населения;

  • Причины и последствия государственной раздробленности;

  • Экономическое и политическое развитие древнерусских княжеств;

  • Причины, ход и результаты монголо-татарского нашествия;

  • Предпосылки и ход объединения русских земель;

  • Ход и значение Куликовской битвы;

  • Процесс складывания самодержавной власти;

  • Развитие культуры с древнейших времен до конца XVI века.

В процессе изучения курса учащиеся должны научиться:

  • Сравнивать и анализировать события и факты истории;

  • Отличать художественный вымысел от исторических фактов;

  • Самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • Находить нужную информацию в источниках разного вида;

  • Публично выступать (высказывания, монолог, дискуссия, полемика);

  • Формулировать свои мировоззренческие взгляды.



Программа

Введение (1 ч)

История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины.
  1   2

Похожие:

Программа курсов: «История Средних веков», «История России с древности до конца XVI в» 6 класс (68 ч) iconУрок истории в 6 классе по теме:"Становление(образование) Древнерусского государства"
Программа А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной "История России: с древнейших времён до конца XVI века", учебник А. А. Данилова, Л. Г....
Программа курсов: «История Средних веков», «История России с древности до конца XVI в» 6 класс (68 ч) icon-
А. А. Данилов «История России 6-9 классы», Агибалова Е. В. «История средних веков, 6 класс» (сб. «Программы общеобразовательных учреждений....
Программа курсов: «История Средних веков», «История России с древности до конца XVI в» 6 класс (68 ч) icon-
Л. Г. Косулиной по курсу «История России» и примерной программы основного общего образования по «Истории средних веков» и учебника...
Программа курсов: «История Средних веков», «История России с древности до конца XVI в» 6 класс (68 ч) iconРабочая программа по истории для 6-го класса по учебникам: Агибалова...
Агибалова Е. В., Донской Г. М. «История средних веков» 6 класс, М., «Просвещение»
Программа курсов: «История Средних веков», «История России с древности до конца XVI в» 6 класс (68 ч) iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
«История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Новая и новейшая история»,...
Программа курсов: «История Средних веков», «История России с древности до конца XVI в» 6 класс (68 ч) iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
«История и философия науки», «История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних...
Программа курсов: «История Средних веков», «История России с древности до конца XVI в» 6 класс (68 ч) iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
«История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Новая и новейшая история»,...
Программа курсов: «История Средних веков», «История России с древности до конца XVI в» 6 класс (68 ч) iconРабочая программа по история россии с древнейших времен до конца xvi в., 6 класс (37 ч)
Настоящая программа по истории России для 6 класса обеспечивает изучение курса отечественной истории с древнейших времен до конца...
Программа курсов: «История Средних веков», «История России с древности до конца XVI в» 6 класс (68 ч) iconРабочая программа по всеобщей истории конкретизирует содержание предметных...
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта и авторской программы «Всеобщая история» (Москва, издательство...
Программа курсов: «История Средних веков», «История России с древности до конца XVI в» 6 класс (68 ч) iconИстория Средних веков Тема Западная Европа в начале средних веков
История средних веков – это период времени от античности до начала Нового времени
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница