Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных учреждений




Скачать 69,45 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных учреждений
Дата публикации13.10.2013
Размер69,45 Kb.
ТипМетодические рекомендации
pochit.ru > История > Методические рекомендации
Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных учреждений

(Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 № 21)

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных школ» (Российская газета, 2006, 14 января).

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

В соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 (Собрание законодательства РФ, 2001, №13, ст. 1252) (далее – Типовое положение), на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.

Класс – группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну основную образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.

В соответствии с Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.42.1178-02 (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 г., регистрационный № 3997) и Типовым положением наполняемость класса составляет 25 человек.

В малокомплектных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, где наполняемость отдельных классов составляет менее трех человек, обучающиеся нескольких классов (до 4-х) объединяются в класс- комплект. Независимо от ступени общего образования наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении комплект трех-четырех классов – не более 15 человек.

^ Цели и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителясоздание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

- формирование и развитие коллектива класса;

- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

- формирование положительного отношения к здоровому образу жизни;

- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

- защита прав и интересов обучающихся;

- организация системной работы с обучающимися в классе;

-гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
^ Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиальных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения функций классному руководителю надо хорошо знать психолого–педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
^ Функции классного руководителя:
1. Организационно-координирующие:
- обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

- установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

- проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

- взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

- организация воспитательной работы с обучающимися через проведение – «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

- введение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;

- установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико- прогностические:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

- определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
- контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
^ Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

-индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

- определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательными учреждением;

- учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересны и потребности обучающихся, внешние условия;

- обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
^ Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
Эффективность осуществления функций классного руководителя можно на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

^ Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

Приложение
^ Критерии определения результативности деятельности классных руководителей
- эффективность использования современных воспитательных технологий;

- создание условий для сохранения здоровья учащихся;

- уровень развития классного коллектива (его сплоченность, организованность, развитость общественного мнения, характер связей в коллективе, активность и инициатива при участии в делах класса и в делах школьного коллектива);

- уровень организации классного коллектива как в учебной, так и во внеурочной деятельности (дисциплина, порядок, четкая организация самообслуживания, обязательность выполнения заданий школьного коллектива и органов ученического самоуправления);

- уровень учебной мотивации у учеников класса (постоянный рост качества знаний, эффективность работы со слабоуспевающими школьниками, активность участия учеников класса во внеурочной учебной работе: в факультативах, учебных кружках, в научно-исследовательской работе, в учебных экскурсиях, предметных олимпиадах, конкурсах, вечерах, в интеллектуальных марафонах и т.п.);

- участие классного руководителя и учащихся класса в школьных, городских и республиканских конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.; разнообразная и интересная для учеников внеурочная жизнь класса: походы, поездки, экскурсии культпоходы, тематические классные часы, вечера, встречи, КВН, театральные постановки;

- постоянный рост уровня воспитанности учащихся;

- позитивное отношение родителей (законных представителей), выпускников к деятельности классного руководителя, контакты с семьями учащихся, активность участия родителей в воспитательном процессе;

- глубина и серьезность работы с трудными учащимися, оказания им педагогической поддержки на основе сугубо индивидуального подхода к каждому из них;

- участие классного руководителя в работе школьного методического объединения классных руководителей, участие в КТД школы;

- комфортность и защищенность каждого воспитанника в классе.

Похожие:

Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных учреждений iconМетодические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя...
Федерации (Минобрнауки России) от 03. 02. 2006 г. №21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного...
Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных учреждений iconМетодические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя...
Федерации (Минобрнауки России) от 03. 02. 2006 г. №21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного...
Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных учреждений iconПредседатель профкома Директор моу «сош №18»
Настоящее Положение составлено в соответствии с методическими рекомендациями об осуществлении функций классного руководителя педагогическими...
Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных учреждений iconОб осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных
Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам...
Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных учреждений iconПоложение о классном руководителе гоу ско школа-интернат V вида №96
Федерации от 28 декабря 2006г. №814, а также приказом Министерства образования и науки от 3 февраля 2006г. №21 «Об утверждении функций...
Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных учреждений iconMp «Горный улус» рс (Я) положение об осуществлении функций классного...
Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 года №463/1268 по согласованию с Министерством труда РФ (постановление Минтруда...
Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных учреждений iconО выплате вознаграждения за выполнение функций классного руководителя...
Председатель профсоюзной организации моу «Проскуринская средняя общеобразовательная школа»
Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных учреждений iconМинистерство образования ставропольского края
Об утверждении методических рекомендации об осуществлении функций классного руководителя
Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных учреждений iconМетодические рекомендации
Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам...
Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных учреждений iconФункции классного руководителя
Типовым положением об образовательном учреждении, инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница