«Основная общеобразовательная школа села Благословенное»




Скачать 144,91 Kb.
Название«Основная общеобразовательная школа села Благословенное»
Дата публикации02.10.2013
Размер144,91 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > История > Документы
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа села Благословенное»


Чистякова Татьяна Александровна, учитель истории и обществознания,

cтаж работы 21 год, II квалификационная категория

с.Благословенное

2012 год

ЗАОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«БИРОБИДЖАН – ТОЧКА НА КАРТЕ»

(внеклассное мероприятие)
Цель: воспитание у обучающихся патриотизма, углубленное изучение истории областного центра.

Задачи:

1.Создание условий для более глубокого изучения исторических

предпосылок основания города Биробиджана и его современного облика.

2. Активизация интереса к истории Еврейской автономной области.

3. Формирование у школьников нравственно-патриотических качеств.

4. Формирование навыков нетрадиционной работы по предмету история.

5. Развитие творческих способностей детей.

6. Воспитание любви и уважения к своему народу, к истории своей страны, малой Родине и гражданской позиции.

Оборудование: выставка книг «Тебе, Биробиджан, посвящается», презентация, карта ЕАО, выставка рисунков обучающихся о микрорайонах города, его улиц, предприятий, достопримечательностей областного центра «Биробиджан – жемчужина Дальнего Востока».

^ Эпиграфы записаны на доске:

«Без знания истории мы должны признать себя случайностями в этом мире, не знающими, зачем и как появились, куда должны стремиться».

В.О.Ключевской
«История в некотором смысле есть священная книга народов: завет предков

к потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример для будущего. Поэтому: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше прошлое и намекнуло о нашем будущем».

Белинский
^ Звучит песня «Родные места», музыка и слова Ю.Антонова, М.Пляцковского.
Ход заочного путешествия

Учитель: Еврейская автономная область – одна из интереснейших страниц в истории России. 2 марта 2012 года отмечается 75 лет со дня преобразования рабочего посёлка Биробиджан в г. Биробиджан. В феврале 2011 года вышло распоряжение мэрии г. Биробиджана «Основные культурные мероприятия в рамках празднования в 2012 году 75-летия образования г. Биробиджана ЕАО». Наше мероприятие посвящается 75-летию образования г. Биробиджана. Это повод не только для больших торжеств, но и для того, чтобы еще и еще раз серьезно обратиться к нашему общему прошлому, к тем временам и событиям, когда героическими усилиями тысяч и тысяч людей осуществлялось строительство на Дальнем Востоке нашей будущей автономии и г. Биробиджана.

Сначала надо бы разобраться, «откуда есть пошел» Биробиджан.

^ 1-й ведущий в роли экскурсовода:

С 1912 по 1931 год это была железнодорожная станция Тихонькая. Одна из многих промежуточных станций на семитысячекилометровой Транссибирской магистрали пересекающей восток России от Челябинска до Владивостока.

Станция как станция – ничего выдающегося: один рельсовый путь транзитный – для пропуска грузовых и пассажирских составов; два других – для отстоя поездов на время пропуска встречных (путь-то был одноколейкой); вокзал со сменой дежурного по станции, телеграф, команда ремонтных рабочих для поддержания пути в нормальном состоянии, небольшие мастерские (слайд).

^ 2-й ведущий в роли экскурсовода:

К 1926 году, как явствует из итогов первой сплошной переписи населения тогдашнего СССР, на Тихонькой проживал 831 человек. И она занимала четвертое место по числу жителей на станциях в пределах сегодняшней ЕАО, уступая только узловым станциям - Ин, Бира, Облучье. Три десятка других станций, полустанков, разъездов на этом участке магистрали от Покровки до Облучья (около 350 км) насчитывали от 20 до 150 человек. А «железнодорожное» и казачье-крестьянское население к началу прибытия в апреле 1928 года первого эшелона с евреями-переселенцами составляло 32 тысячи человек. Примерно пятьдесят процентов этого числа приходилось на казачье-крестьянское сословие по Амуру. Другую половину составляли рабочий люд и служащие пристанционных поселков, а также старатели более двух десятков приисков Сутарской и Хинганской систем и жители поселков Николаевка, Биракан, возникших еще до прокладки Восточного участка Транссиба. Еще, главным образом - по рекам Тунгуске, Урми, Ину, в границах будущей ЕАО находилось около десяти нанайских стойбищ с общим числом обитателей не более одной тысячи.

^ 3-й ведущий в роли экскурсовода:

Примерно в 15-тысячном казачьем населении по Амуру от станицы Пашковой до Нижнеспасской фамилия Тихоньких была на виду. Первые Тихонькие, прибывшие на Амур из Забайкалья в 1858 году, попали по распределению в станицу Головинскую. В ней они и составили самую большую часть станичников. Со временем некоторые из родовых Тихоньких выселились из Головинской в станицу Степановскую, а позже, в 1906-1909 годах, в казачий поселок Надеждинский (ныне село Надеждинское).

В метрических книгах дореволюционного периода научный сотрудник ИКАРПа Евгения Кабанцова насчитала 24 родовых гнезда Тихоньких. Тихонькие, как и все станичники Амурского казачьего войска, принимали участие в боевых действиях по подавлению Ихэтуаньского восстания в Китае в 1901 году, воевали в русско-японскую 1904-1905 годов, потом – в Первую мировую в 1914-1918 годах. Среди них были урядники (унтер-офицерское звание в казачьих войсках), хорунжие (первое офицерское звание).

От этой фамилии и родилось в 1912 году название одной из станций строящегося Восточного участка Транссибирской магистрали. В честь кого из Тихоньких она получила его? Трудно сказать. Может, Федота Семеновича, жившего в Надеждинском. Может, Федора Романовича или Игнатия Семеновича… Не суть важно. Кто-то из Тихоньких забрел как-то по своим охотничьим делам на хребет Шухи-Поктой, начинающийся с северной стороны одиночной сопкой (сейчас на ней биробиджанская телебашня), да и поставил у ее подножия зимовье. Урочища Шухи-Поктоя и сейчас богаты дичью, что уж говорить о давних временах, когда в кедрачах буквально кишели соболи, белки, харза, а по ключам и мелким речкам обитали колонии выдр. В общем, пришлось казаку по душе это промысловое место, и он срубил для жилья зимовье, в котором и проводил зимние сезоны добычи пушнины. В эту глухую тайгу от своего дома (Надеждинское в 60 километрах, Головино – на 10 км дальше) забираться, чтобы добывать дикого мяса, не было смысла. В ту пору косуль, изюбрей, кабанов хватало и по Амуру.

Есть, правда, версия о том, что казак Тихоньких основал у названной сопки заимку и жил в ней постоянно, а не в период охоты. В эту версию не стоит верить. Во-первых, место для заимки было выбрано за так называемым «отводом Духовского» (С.И. Духовский – приамурский генерал-губернатор в 1893-1898 гг.). Этот участок занимал 50-километровую полосу от левого берега Амура и на ней отводились земельные наделы для казаков – по 30, а где и больше гектаров земли на одну казачью семью. А за пределами отвода земли принадлежали государству, и просто так поселиться на них, да еще разработать пашню, огородить выгон для скота, иметь участок для сенокоса было не так просто – требовалось особое разрешение властей. И если кто-то из Тихоньких получил бы в пользование землю под заимку, то должен был уйти с казачьей службы - это случалось только по болезни, увечью, - а также лишиться всех привилегий, положенных казакам, в частности, бесплатного владения землей. Да и как можно было жить и устраивать быт семейному казаку, если, к примеру, до ближней хлебной лавки, магазина с мануфактурой, керосином, солью, дегтем, а также школы, церкви, станичного правления, родичей, друзей - 60-70 верст… Вероятнее всего, первые строители участка пути на месте сегодняшнего Биробиджана познакомились в 1912 году с казаком-охотником Тихоньких и дали станции его имя.

^ Сценка (обучающимися, которые разыгрывают и показывают действия экспедиции под руководством Б.Л.Брука, главного агронома КОМЗЕТа обследующих территорию Биробиджанский района, где будут проживать переселенцы – евреи). Голос за кадром: «Начало кардинальным изменениям в экономике и культуре этого района летом 1927 года положила экспедиция, включавшая в свой состав мелиораторов, ботаников, экономистов, которую возглавил главный агроном КОМЗЕТа профессор Б.Л.Брук. Экспедиция обследовала Биробиджанский район (тогда Бирско-Биджанский) район Дальневосточного края с 22 июня по 7 августа 1927 года. За это время она прошла более 1500 км, собрала богатый научный материал по данной территории и подтвердила положительную оценку этого района в плане перспектив будущего заселения».

1 чтец: Где по сопкам солнце мед свой развалило,

Тихая такая станция стояла.

Семафор уперся в даль зеленым оком,

А Москвы не видно, а Китай – под боком.

Сопки да болота – тихая сторонка…

И сюда-то (надо ж отколоть коленце!)

По сибирским рельсам мчат переселенцы.

Где в пятнашки солнце на лугах играет,

Скромно новоселов станция встречает.

2 чтец: Из вагона выйдешь – можно заблудиться.

Тут – то и увидишь, кто на что годится!

- Значит, остаемся! Дом построим новый…

- А скажите, Мойша: тигр не съест коровы?

- Тигры здесь, что телки – смирны совершенно!

А скажите, тетя: тигры не кошерны?..

Вот туман на сопки молоком стекает.

Где же эта станция, тихая такая?

Местечковый гомон входит в новый край:

Шлем Москве отчеты, смотрим на Китай.

(«Песенка о станции Тихонькой», Эммануил Казакевич, 1932)

Учитель: 28 марта 1928 года вышло постановление ЦИК СССР и в нем указывалось: «Закрепить за КОМЗЕТом для нужд сплошного заселения трудящимися евреями свободные земли в приамурской полосе Дальневосточного края, включающие Биробиджанский район в следующих примерно границах: по р.Амуру западнее г.Хабаровска до устья р.Хинган и далее – севернее железнодорожной полосы на восток вдоль рек Урми и Тунгусска, а на востоке – западнее г.Хабаровска».

^ Просмотр исторических документов на фоне мелодий: «Береги эту землю», слова войскового старшины Амурского казачьего войска В.Деменюка, музыка Р.Васильев (слайд 2 - 10).

3 чтец: Улетело детство. Только снится

Дорогая памяти пора:

В новый дом вхожу я, как в столицу,

И бурлит за окнами Бира.

Гул тайги, недавно дикий, зычный,

Птичий крик в заречье голубом…

Стало все таким родным, привычным

Для того, кто выстроил здесь дом.

Звонких пил дворцовые оркестры

Каждый день напомнили в году:

Я широкой просекою с песней,

Словно новой улицей, иду!

(«Родной дом», Макс Риант)

^ 4-й ведущий в роли экскурсовода:

10 октября 1931 года Президиум ВЦИК СССР принял постановление о переименовании селения Тихонькая вместе с одноименной станцией в рабочий поселок Биробиджан. К тому времени численность населения поселка увеличилась после 1912 года почти в десять раз, а на 1 января 1932 года составляла: евреи – 310 человек (60,2 %), русские – 97 человек (19,4 %), корейцы – 57 человек (11,4 %), китайцы, белорусы – 6 человек (1,2 %). Он стал административным центром Биро-Биджанского еврейского национального района. От казачьей фамилии осталось название сопки Тихонькой, да первое время по инерции ее так называло местное население, пока не привыкло к новому звучному слову – Биробиджан.

Вообще-то оно впервые зазвучало еще в 1923 году в Совнаркоме СССР и Политбюро ЦК ВКП(б) в связи с идеей образования в СССР еврейской государственной территории. Рассматривались варианты массового заселения евреями свободных земель в Крыму, Украине, Сибири и Приамурье. Реально взялись за крымский проект, однако он не удался и вопрос был окончательно решен в пользу Биро-Биджана. Именно так, не слитно, а через дефис, писалось это словообразование, постепенно уступив место упрощенной форме. А откуда взялось оно само? От названия рек Биры и Биджана. Зато не каждый даст толковое и точное объяснение названиям данных рек – самых крупных притоков Амура в ЕАО.

В нанайско-русском словаре понятием «биран» (бiра) означается «ручей, небольшая горная речка». Тут же другое словосочетание – «биракан», переводимое как «ручеек, маленькая горная речка». Читаем также, что «бируэ» означает в нанайском фольклоре «село, поселение», а еще «бируэ» - «погрузиться в воду». Из всего этого нетрудно вывести итог: слова с корнем «бир» связаны с водой. Одна из ветвей нанайцев Приамурья имела самоназвание «бирары», то есть «люди воды». Кстати, небольшие реки с корнем «бир» есть в Хабаровском и Красноярском крае, Забайкалье. Нелишне будет заметить, что до прихода на Амур русских в 1858 году река Бира называлась Кирму, что в переводе с нанайского означает «сердитый», вероятно, из-за своенравного характера.

^ 5-й ведущий в роли экскурсовода:

Теперь надо разобраться со второй частью названия областного центра – Биджан. Слово это двухкорневое: «би» - от собственно “вода” и «джан» - от понятия «горы», «высоты». Топонимы с корнем «джи», «джа» на Дальнем Востоке не редки. Например, Баджал – речка и горный хребет в Хабаровском крае. Речка Беренджа (Биранджа) берет начало с Буреинского хребта. В окрестностях Кульдура есть река Джалинда. Еще одна маленькая речка – Джаварта в Биробиджанском районе – стекает с хребта Ульдуры. Таким образом, реку Биджан можно смело назвать «вода, стекающая с гор». Ведь этот водоем берет начало с Биджанского хребта в Облученском районе.

Биробиджан назван по местности Биробиджан: так называли пространство между реками Бира (эвенк., «река») и Биджан (эвенк., биджен «постоянное стойбище»). Биробиджан стоит на берегах Биры. Биджан же протекает параллельно Бире к западу от города (порядка 100 км) и впадает в Амур, как и Бира.

4 чтец: Тихонькая станция на краю России

Где-то там за сопкой

Тихий океан

Ехали евреи чуть не с пол-России

И стоял в вагонах шум и гам.

^ Просмотр видеофрагмента «Будет ли нам в Биробиджане хорошо?»
6-й ведущий в роли экскурсовода:

Не замалчивая или преуменьшая вклада в эту, поистине грандиозную работу людей самых разных национальностей, хотелось бы отметить особый вклад в развитие г.Биробиджана переселенцев – евреев. «Людей воздуха», в переселенческих билетах которых до приезда в Биробиджан значилось – «чернорабочий», «грузчик» (биндюжник), «домохозяйка» или «извозчик». Именно здесь, в Биробиджане, они получили свои «путевки в новую жизнь» и стали трактористами, водителями автомобилей, железнодорожниками, агрономами и педагогами.

^ 7-й ведущий в роли экскурсовода:

Буквально с первых дней своего пребывания на этой земле переселенцы начали образовывать свои промышленные артели, что явилось основой современной крупной промышленной индустрии области – «Биробиджанский стул», «Механизированный мебельщик», «Деревоширпотреб», «Металлист», «Колесо революции», фанерный завод, обозный завод (на его базе в 1960 г. возник завод автомобильных и тракторных прицепов «Дальсельхозмаш»), «Пищепром», с 1928 – 1934 гг. кирпичные заводы, швейная фабрика, широкое строительство домов, дорог, открыт Биробиджанский государственный театр, начали издаваться газеты «Биробиджанская звезда», «Биробиджан штерн», Биробиджанский педагогический техникум, а в послевоенный период появились кондитерская фабрика, трикотажная, чулочно-трикотажная фабрики, большая ТЭЦ, завод силовыхтрансформаторов, в 1981 году крупный завод по ремонту большегрузных автомобилей для БАМа. Город развивался экономическом, политическом, национально-культурном русле. Облик Биробиджана менялся (слайд 11-19).

^ 8-й ведущий в роли экскурсовода:

В 1934 году с образованием Еврейской автономной области Биробиджан становится ее административным центром. Рабочий поселок Биробиджан получил статус города на основании постановления Президиума ВЦИК от 2 марта 1937 года № 17 «О преобразовании рабочего поселка Биробиджан в город». Именно с этой, последней даты, мы и ведем летоисчисление. А как же тогда быть со станцией Тихонькая 1912 года рождения?! Ведь именно она – Тихонькая – принимала в себя будущих горожан. По этому поводу хорошо сказано в книге Виктора Помилуйко словами историка Раисы Сторожук: «…почему к вопросу о дате образования именно нашего города надо подходить с особой меркой, нежели к другим городам, которые ведут свое летоисчесление с момента вступления на эту землю ноги первого землепроходца?» Голубь Б.М., профессор кафедры физической географии и минеральных ресурсов ДВГСГА пишет так: «Если бы мы поступили соответствующим образом, то тогда бы смогли, к примеру, в том же 2002 году отметить нашему городу уже 90-летие! А в 2012 году горожане вполне реально могли бы торжественно отметить 100-летний юбилей любимого Биробиджана. Но, как известно, история не терпит сослагательных наклонений. Так уж как мы ведем свое летоисчесление, так тому и быть».

^ 9-й ведущий в роли экскурсовода:

Первым директором переселенческой еврейской начальной школы, открывшейся в сентябре 1929 г. на станции Тихонькой, был Кирилл Макарович Молочный. Вот что он пишет в своих воспоминаниях: «Кончилась учеба в педтехникуме. Я уже учитель начальной школы... Мне 18 лет...Предстоящих житейских трудностей не боялся, да я о них и не думал... Вскоре меня назначили заведующим 4-классной школы на ст. Тихонькая... «Вот Вам 100-килограммовый ящик с учебниками и школьными принадлежностями. Берите его с собой, иначе он будет у Вас не ранее середины зимы, - сказал зав. роно».

Поезд остановился на глухой станции. Небольшой домик - это вокзал. Деревянный поселок раскинулся вдоль железнодорожного полотна. Одна улица... В центре поселка - школа. Это небольшие два деревянных домика с тремя классами для занятий. В одной из комнат - поссовет. Председатель поссовета тов. Панченко вручил мне ключи от школы. Первое дело, с чего началась моя «административная» деятельность - это осмотр печей и труб, затем начал заготовку дров. Здесь зимы бывают суровые... В школе дисциплина в основном идеальная. Из учителей я был самый молодой, остальные - женщины средних лет...» (слайд 20 - 25).

^ Просмотр исторических документов на фоне мелодий: «Мой город», слова Н.Желудковой, музыка Р.Васильева; «Цвети мой край», слова М.Рианта, музыка Р.Васильева (слайд 26 - 44).

5 чтец: Люблю тебя Биробиджан!

Пою тебя, Биробиджан!

Мечтой твоей, весной твоей.

Любуюсь и горжусь.

^ 9-й ведущий в роли экскурсовода:

Большой вклад в развитие города Биробиджана внесли: Шолом-Алейхем (Рабинович), Эммануил Казакевич, Борис Миллер, Любовь Вассерман, Исаак Брофман, Давид Хайт, Меер Альбетрон, Григорий Рабинков, Наум Фридман, Сальвадор Боржес, Арон Вергелис, Иосиф Моиссевич Баскин, Иосиф Израилевич Либерберг, Матвей Павлович Хавкин, Николай Алексеевич Благой и другие.

^ Звучит песня «Шолом-алейхем», слова Л.Школьника, музыка Р.Васильева.

10-й ведущий в роли экскурсовода:

А вот, что пишет в своем сочинении Елена Спивакова, студентка Биробиджанского педагогического института: «…У каждого города своя мелодия. В Биробиджане есть скрипичные улицы, и сесть улицы, которым больше подходит аккордеон. Высоко, щемяще-печальной жалобой еврейской скрипки навсегда пронзает сердце улица Шолом-Алейхема с ее бело-розовыми и желтыми домами, с резными тенями ясеней на мокром асфальте…»

Учитель: Сегодня, как и прежде, Биробиджан становится местом паломничества многих российских и зарубежных журналистов, бизнесменов, общественных деятелей, стремящихся своими глазами увидеть, насколько ЕАО отвечает своему статусу и названию, как здесь живут люди. Почти после каждого визита выходят статьи в газетах и журналах, телеканалы многих стран выпускают новые серии репортажей и фильмов, появляются отклики в Интернете. Можно с подлинной гордостью сказать, прежде всего, самому себе и другим людям: «Это мой дом, это наш город, это общая Земля!».

^ Просмотр видеофрагмента «Самый лучший город на земле!!! Биробиджан!!!»

6 чтец: По карте, город мой найдешь не сразу,

Восток тот Дальний не окинуть глазом.

Просторы здесь такие и тайга,

И я совсем не думаю пугать.
По улицам не ходят здесь медведи,

Зато в реке кета, можешь отведать.

В тайге кабан, сохатый, да коза,

Ах да, совсем забыл сказать,
Амур наш батюшку, быстрее отыскать,

Потом реку Биру, родную мать.

И вот совсем он рядом, город мой,

Всем кто живет здесь, стал он как родной.
На его улицах, высотки не стоят,

Но как красив весной его наряд.

А какой добрый здесь живет народ,

На праздники как водят хоровод.
Одна семья, русский, хохол, еврей,

И в крепкой дружбе стали мы сильней.

Нас не поссорить тем, кто за бугром,

Биробиджан наш, это общий дом!

В.Н.Винников
Звучит песня «Люблю тебя, Биробиджан», слова Э.Иоффе, музыка Р.Васильева.

Используемая литература:

1.Антонов В.И. Биробиджанская лира – Биробиджан: ОГАУ «Издательский дом «Биробиджан»», 2009.

2.Врублевский А.А., Нарбут Н.А., Файн Т.А. Еврейская автономная область – Биробиджан: Издательство ИКАРП ДВО РАН, 1992.

3.Васильев Р. «Над тайгой заря занимается» (песни и романсы). ОО «Культура XXI века», г.Биробиджан, 2002.

4.Гуревич В.С., Рабинович А.Я., Тепляшин А.В., Воложенинова Н.Ю. Биробиджанский проект – Биробиджан, 2008.

5. Попкова И.Область, ставшая судьбой. 70 лет ЕАО – Фотоальбом. Хабаровск: РГ «Дальинформ», 2004.

6. Ресурсы сети Интернет:

http://www.youtube.com,

http://rimmalove.livejournal.com,

http://www.zerass.com/wiki/Биробиджан,

Похожие:

«Основная общеобразовательная школа села Благословенное» iconАналитический отчет о работе учителя физики Муниципального бюджетного...
Аналитический отчет о работе учителя физики Муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа...
«Основная общеобразовательная школа села Благословенное» iconПубличный отчёт муниципального образовательного учреждения «Наводовская...
«Наводовская основная общеобразовательная школа» (далее – Учреждение) создано в соответствии с постановлением главы администрации...
«Основная общеобразовательная школа села Благословенное» icon1. Общая характеристика образовательного учреждения
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Зипуново» образована 27 октября 1867 года
«Основная общеобразовательная школа села Благословенное» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «ложкинская основная общеобразовательная школа»
«Основная общеобразовательная школа села Благословенное» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Тележихинская основная общеобразовательная школа»
«Основная общеобразовательная школа села Благословенное» iconКонспект урока по физике. Класс: Дата: 12. 2006 Учитель: Соколов В. Н
Муниципальная образовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Новые Забалки
«Основная общеобразовательная школа села Благословенное» iconОсновная образовательная программа начальной школы муниципального...
Основная образовательная программа начальной школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Марфинская средняя...
«Основная общеобразовательная школа села Благословенное» iconПрограмма утверждена Утверждаю на заседании Управляющего Директор школы
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Байцуровская основная общеобразовательная школа» села Байцуры Борисовского района Белгородской...
«Основная общеобразовательная школа села Благословенное» iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Карманово муниципального района...
«Основная общеобразовательная школа села Благословенное» iconПояснительная записка основная образовательная программа начального...
Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница