Устав муниципального общеобразовательного учреждения




Скачать 476,78 Kb.
НазваниеУстав муниципального общеобразовательного учреждения
страница1/2
Дата публикации26.06.2013
Размер476,78 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > История > Документы
  1   2
УТВЕРЖДЕН

Постановлением главы

Спасского муниципального района

от ___________ 2008 № __

УСТАВ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 11 СЕЛА ГАЙВОРОН

(новая редакция)

Российская Федерация

Приморский край

Спасский район


2008 год

1. Общие положения

1.1. Настоящий Устав регулирует деятельность муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 11 села Гайворон (далее - школа), являющаяся муниципальным гражданским светским некоммерческим средним общеобразовательным учреждением.

Школа создает условия для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, если образование данного уровня гражданин получает впервые, а также реализует общеобразовательную программу дошкольного образования.

Школа создана в 1907 году. Школа была зарегистрирована постановлением главы администрации Спасского района Приморского края от 09.02.1993 г. № 96 “О регистрации муниципального образовательного учреждения № 11 среднего общего образования села Гайворон”, свидетельство о регистрации № 88. Постановлением главы муниципального образования Спасский район от 05.08.1999 г. № 551 “О внесении изменений в постановление главы администрации Спасского района от 09.02.1993 г. № 96” изменено название на “муниципальное учреждение Гайворон средняя общеобразовательная школа №11” свидетельство о регистрации № 28. Далее наименование и Устав школы были приведены в соответствие с действующим законодательством на основании решения общего собрания трудового коллектива Школы от 28.03.2002 г. и утверждены приказом управления образования от 29.03.2002 г. № 119-А “Об утверждении Уставов общеобразовательных учреждений в новой редакции”, новое название «муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11села Гайворон».

Новая редакция Устава приведена в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере образования, принята на общем собрании трудового коллектива и утверждена главой Спасского муниципального района.

1.2. Официальное наименование школы:

Полное: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 села Гайворон.

Сокращенное наименование школы: МОУ СОШ №11 с.Гайворон

Тип – общеобразовательное учреждение.

Вид – средняя общеобразовательная школа.

1.3. Место нахождения (юридический и фактический адрес) школы:

692210, Приморский край, Спасский район, село Гайворон, ул. Ленинская, 37.

1.4. Школа финансируется за счет средств бюджета Спасского муниципального района и иных источников.

1.5. Учредителем школы является администрация Спасского муниципального района (далее - учредитель). Управление образования администрации Спасского муниципального района выполняет функции учредителя в пределах делегированных полномочий (далее - управление образования). Отношения между учредителем и школой определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.6. В своей деятельности школа руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации “Об образовании” и другими федеральными законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации, постановлениями администрации Приморского края, администрации Спасского муниципального района, приказами органов управления образования всех уровней; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также настоящим Уставом и локальными актами школы.

1.7. Школа является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, Устав, печать установленного образца, штампы, бланки со своим наименованием.

Школа как юридическое лицо может иметь расчетные и другие счета в учреждениях банков по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также целевых средств и безвозмездных поступлений, которые ведутся казначейством, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. При этом школа может осуществлять ведение бухгалтерского учета самостоятельно или по договору обслуживаться централизованной бухгалтерией.

Учредитель несет ответственность по обязательствам школы в случаях и пределах, установленных гражданским законодательством.

1.8. Основными целями школы являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Для достижения этих целей в школе реализуются общеобразовательные программы на основе государственного стандарта образования; создаются благоприятные условия для разностороннего развития личности, в том числе возможности для удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования; а также условия, обеспечивающие охрану здоровья обучающихся.

1.9. Права юридического лица у школы в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной ее Уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента ее регистрации как образовательного учреждения.

Права на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у школы с момента выдачи ей лицензии.

Права школы на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента ее государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.

1.10. Медицинское обслуживание обучающихся в школе обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения района за школой и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно – профилактических мероприятий, соблюдение санитарно – гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся.

Школа обязана предоставить соответствующее помещение согласно договору для работы медицинского работника.

Медицинское обслуживание воспитанников в дошкольных группах обеспечивается штатным медицинским персоналом, для работы которого предоставляется помещение с соответствующими условиями.

Горячее питание обучающихся и работников, школа организует самостоятельно в столовой школы.

1.11. В школе создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

1.12. По инициативе детей в школе могут создаваться детские общественные объединения (организации), деятельность которых регламентируется соответствующими положениями.

1.13. Школа имеет структурное подразделение - дошкольные группы, расположенные по адресу: 692235, Приморский край, Спасский район, с. Степное, ул. Центральная 6, которое создано, реорганизуется, переименовывается и ликвидируется Учредителем в соответствии с законодательством РФ. Лицензирование и государственная аккредитация осуществляется в порядке, установленном для образовательного учреждения. Структурное подразделение школы не является юридическим лицом. В соответствии с законодательством Российской Федерации оно наделяется имуществом создавшей школы и действует на основании утвержденного ей положения.

1.14. Школа вправе входить в состав образовательных объединений (ассоциаций и союзов), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений), которые создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими Уставами.
2. Организация образовательного процесса

2.1. Прием детей в школу на ступени дошкольного образования может осуществляться в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет включительно по путевкам (направлениям) при наличии свободных мест в дошкольных группах, с установлением ограничений медицинского характера на основании решения психолого-педагогической консультации, действующей при районной поликлинике. При приеме детей в дошкольные группы заключается договор между школой и родителями (законными представителями), который не противоречит данному Уставу и Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении.

2.2. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ.

2.3. Прием воспитанников в дошкольные группы в течение года производится директором при наличии свободных мест по заявлению родителей (законных представителей). В дошкольные группы принимаются все дети, имеющие право на получение дошкольного образования, проживающие на данной территории. Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест.

2.4. Для зачисления воспитанника в дошкольные группы родители (законные представители) предоставляют следующие документы:

  • заявление родителей (законных представителей);

  • копию свидетельства о рождении ребенка;

  • медицинский документ установленной формы о состоянии здоровья ребенка.

2.5. Тестирование детей при приеме их в дошкольные группы, переводе в следующую возрастную группу не производится.

2.6. Отчисление ребенка из дошкольных групп может производиться в следующих случаях:

- по заявлению родителей (законных представителей);

- по медицинским показаниям;

- за несвоевременную плату родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольных группах;

- за невыполнение условий договора между школой и родителями (законными представителями) ребенка.

2.7. За ребенком сохраняется место в случае болезни, прохождения санаторно-курортного лечения, карантина, отпуска родителей (законных представителей), в течение года не более 75 дней (по предоставлению соответствующих документов).

2.8. Об отчислении ребенка родители (законные представители) письменно уведомляются за 7 дней. Решение об отчислении может быть обжаловано учредителю школы в течение месяца со дня получения письменного уведомления школы.

2.9. Режим работы дошкольных групп установлен учредителем, исходя из потребностей семьи и возможностей бюджетного финансирования, и является следующим – пятидневная рабочая неделя (9 часов ежедневно).

2.10. Режим работы дошкольных групп с 9.00 до 18.00 часов. Учебный год в дошкольных группах начинается с 1 сентября.

Годовой календарный учебный график утверждается директором школы с учетом мнения педагогического совета и согласовывается с учредителем.

2.11. Продукты питания приобретаются в торгующих организациях, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, при наличии разрешения служб санитарно-эпидемиологического надзора.

2.12. Школа обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в дошкольных группах по нормам, утвержденным СанПиНом 2.4.1.1249-03.

2.13. Питание детей в дошкольных группах осуществляется в соответствии с десятидневным меню, разработанным медицинским работником согласованным с Роспотребнадзором.

2.14. Контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильным хранением продуктов и сроков их реализации возлагается на медицинского работника дошкольных групп.

2.15. Школа, исходя из гарантированного государством права граждан Российской Федерации на получение среднего (полного) общего образования (если образование данного уровня гражданин получает впервые), осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ 3 ступеней образования:

1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года) - обеспечивает воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет) - обеспечивает воспитание, становление и формирование личности обучающегося, развитие его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования.

3 ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года) - является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивает развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.

2.16. Обучение и воспитание в школе ведется на русском языке.

2.17. В первый класс принимаются дети с достижения ими возраста 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель Школы вправе разрешить прием детей в школу для обучения в более раннем возрасте.

Для зачисления детей в первый класс необходимы следующие документы:

- заявление родителей (законных представителей) на имя директора школы;

- медицинская карта ребенка, в которой имеются сведения о состоянии здоровья ребенка и заключение о возможности обучения в массовой школе;

- копия свидетельства о рождении ребенка.

Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс школы независимо от уровня их подготовки.

2.18. Школа обеспечивает прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на закрепленной за ней территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. Гражданам, не проживающим на данной территории, может быть отказано в приеме лишь по причине отсутствия свободных мест. Наполняемость классов и групп продленного дня устанавливается в количестве 25 обучающихся.

2.19. Перевод обучающегося из другого образовательного учреждения осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей). В случае перевода по окончании учебного года необходимы личное дело и медицинская карта обучающегося. В случае перевода во время учебного года дополнительно к указанным документам представляются табель четвертных (полугодовых) оценок за прошедший период с начала учебного года и выписка текущих оценок по предметам, заверенные директором и печатью образовательного учреждения.

2.20. Для поступления на третью ступень обучения требуются заявление на имя директора школы, аттестат об основном общем образовании.

2.21. Прием в школу для обучения и воспитания оформляется приказом по школе. Процедура приема подробно регламентируется Правилами приема в школу, которые не могут противоречить закону, Типовому положению об общеобразовательном учреждении, Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении и настоящему Уставу.

Прием в профильные классы производится на основе Положения о приеме в профильные классы.

2.22. При приеме гражданина в школу и дошкольные группы его родители (законные представители) и он сам (при приеме на 2 и 3 ступени обучения) должны быть ознакомлены с Уставом школы, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

2.23. Перевод обучающихся из одного класса в другой осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) при наличии свободных мест в классе и лишь в интересах обучающегося.

2.24. Содержание общего образования в школе определяется программами, разрабатываемыми, утверждаемыми и реализуемыми школой самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов.

Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), при наличии соответствующих условий в школе может быть введено обучение по различным профилям и направлениям. При этом школа реализует общеобразовательные программы, обеспечивающие изучение учебных предметов на базовом или профильном уровнях.

2.25. Организация образовательного процесса в школе строится на основе учебного плана, разрабатываемого школой самостоятельно в соответствии с Базисным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий и годовым календарным учебным графиком. В учебном плане количество часов, отведенных на преподавание отдельных предметов, не может быть ниже количества часов, установленных в Базисном учебном плане.

Годовой календарный учебный график (годовой план работы) принимается педагогическим советом, утверждается приказом директора Школы по согласованию с Управлением образования.

2.26. Школа работает по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, в одну смену. Продолжительность урока в 1 классе - 35 минут, во всех остальных классах - 45 минут. В 1 классе в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется ступенчатый метод постепенного наращивания учебной нагрузки: в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый; со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый.

Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся.

2.27. Школа вправе открывать группы продленного дня, кратковременного пребывания по желанию и запросам родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся.

2.28. Учебный год в Школе начинается 1 сентября. Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним, рабочий день.

Продолжительность учебного года составляет: в первых классах - 33 недели, в последующих - 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года - 30 календарных дней, летом - не менее 8 календарных недель. Для обучающихся в первых классах в течение года устанавливаются дополнительные каникулы.

2.29. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в очной форме; может в форме экстерната.

Школа при всех формах получения образования вправе использовать дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием.

Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в школе по очной форме обучения - восемнадцать лет.

2.30. По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и Управления образования обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить школу до получения основного общего образования.

2.31. По решению педагогического совета школы за совершенные неоднократно грубые нарушения Устава школы допускается исключение из школы обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.

Грубым нарушением Устава школы признается нарушение, которое повлекло или реально могло повлечь тяжкие последствия в виде:

- причинения ущерба здоровью и жизни обучающегося, сотрудников, посетителей школы;

- причинения ущерба имуществу школы, обучающихся, сотрудников, посетителей школы;

- дезорганизации работы школы как образовательного учреждения.

Исключение обучающегося из школы применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в школе оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников школы, а также нормальное функционирование школы.

Решение об исключении обучающегося, не получившего основного общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Решение педагогического совета школы об исключении обучающегося оформляется приказом директора школы.

Школа незамедлительно информирует об исключении обучающегося из школы его родителей (законных представителей) и Управление образования.

2.32. Школа осуществляет текущий контроль успеваемости и проводит промежуточную аттестацию обучающихся.

В школе принята следующая система оценивания знаний, умений и навыков обучающихся: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно), “зачтено”, “не зачтено”. Порядок проведения, периодичность и формы промежуточной аттестации, а также порядок выставления оценок при ее проведении определяются Положением о промежуточной аттестации и переводе обучающихся, утвержденным директором школы.

В 1 и 2 классах балльное оценивание знаний обучающихся не производится.

2.33. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.

В следующий класс могут быть условно переведены обучающиеся, имеющие по итогам учебного года оценку 2 (неудовлетворительно) по одному предмету.

Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение первого полугодия следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие оценку 2 (неудовлетворительно) по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника или продолжают получать образование в иных формах.

Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.

Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению органа управления школы.

Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

2.34. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

Итоговая аттестация выпускников школы осуществляется в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации. Выпускникам школы после прохождения ими итоговой аттестации выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью школы. Выпускникам, добившимся особых успехов в учебе, выдаются аттестаты с отличием, золотые (серебряные) медали.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме Единого государственного экзамена.

Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Результаты Единого государственного экзамена признаются школой как результаты государственной (итоговой) аттестации.

Лицам, сдавшим Единый государственный экзамен, выдается свидетельство о результатах Единого государственного экзамена. Срок действия такого свидетельства истекает 31 декабря года, следующего за годом его получения.

2.35. Школа может оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные государственными образовательными стандартами и соответствующими образовательными программами, на договорной основе в соответствии с законодательством и Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации. В частности, школа вправе организовать:

а) изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;

б) обучение по дополнительным образовательным программам;

в) репетиторство с обучающимися;

г) различные курсы:

- по подготовке детей 6-и лет к обучению в школе;

- по изучению иностранных языков сверх программы;

- по компьютерной грамотности, информационным технологиям;

д) различные кружки:

- по обучению игре на музыкальных инструментах;

- по фото-, видеосъемке и монтажу;

- по радиоэлектронике;

- по шахматам;

- по рукоделию (сверх программы);

- по хореографии, танцам;

е) студии, группы, факультативы (что не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов):

- по обучению живописи, графике;

- по изучению мировой культуры;

ж) различные секции, группы по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, общефизическая подготовка, каратэ).

2.36. Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

- невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

- реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

- качество образования своих выпускников.
3. Финансово-хозяйственная деятельность

3.1. Имущество школы находится в муниципальной собственности.

Объекты права собственности, закрепленные Учредителем за школой (земля, здания, сооружения, имущество, оборудование), находятся в ее оперативном управлении с момента передачи данных объектов.

Земельные участки закрепляются за школой в постоянное (бессрочное) пользование.

Школа владеет и распоряжается закрепленным за ней Учредителем на праве оперативного управления имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с уставными целями деятельности.

3.2. При осуществлении оперативного управления имуществом школа обязана:

- эффективно использовать закрепленное на праве оперативного управления имущество;

- обеспечивать сохранность и использование закрепленного на праве оперативного управления имущества строго по целевому назначению;

- не допускать ухудшения технического состояния закрепленного на праве оперативного управления имущества (это требование не распространяется на ухудшения, связанные с нормативным износом этого имущества в процессе эксплуатации);

- осуществлять текущий ремонт закрепленного за учреждением имущества на основании договора передачи имущества.

3.3. Школа с согласия Учредителя - собственника вправе сдать в аренду закрепленное за ней имущество в соответствии с действующим законодательством.

3.4. Совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за школой, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных школе собственником школы, запрещается, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами.

3.5. Деятельность школы финансируется ее Учредителем в соответствии с законодательством на основе нормативов финансирования.

Финансовые и материальные средства школы, закрепленные за ней учредителем, используются ею в соответствии с Уставом школы и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

3.6. Школа вправе для осуществления уставной деятельности привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые и материальные средства:

- средства родителей (законных представителей), предприятий, учреждений, организаций, полученные за предоставление обучающимся дополнительных платных образовательных услуг;

- добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

- целевые взносы физических и юридических лиц;

- доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от предпринимательской и иной приносящей доход разрешенной деятельности.

Дополнительные средства используются школой на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату). Привлечение школой дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и абсолютных размеров ее финансирования за счет средств учредителя.

Доход от платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых школой, используется школой в соответствии с уставными целями. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

3.7. Школа вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность.

К предпринимательской деятельности школы относятся:

- долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

- приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

- торговля товарами собственного производства;

- оказание культурно-просветительских услуг.

Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность школы может быть прекращена (приостановлена) в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Доходы, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение школы и учитываются на отдельном балансе.

3.8. Школа самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. В частности, в пределах имеющихся финансовых средств: устанавливает заработную плату работникам, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры их премирования; определяет структуру управления деятельностью школы, штатное расписание, производит распределение должностных обязанностей; обеспечивает материально-техническое оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

3.9. На основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода Школа составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение распорядителю бюджетных средств.

3.10. Школа использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой доходов и расходов.

Школа при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельна в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

3.11. Школа несет ответственность за нарушение договорных, расчетных и налоговых обязательств, за качество и объем предоставленных услуг, а равно за нарушение иных правил хозяйственной и иной деятельности.

Школа несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный здоровью и трудоспособности обучающихся и работников.

3.12. Школа имеет право устанавливать прямые связи с зарубежными предприятиями, учреждениями и организациями, осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3.13. Права школы на объекты интеллектуальной собственности, созданные в процессе осуществления оперативного управления, регулируются законодательством Российской Федерации.
4. Управление школой

4.1. Учредитель имеет право:

- передавать школе на праве оперативного управления имущество, находящееся в муниципальной собственности Спасского района;

- осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью закрепленного за школой имущества и в случае обнаружения нарушения принимать необходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- вносить в установленном порядке изменения и дополнения в Устав;

- в установленном порядке принимать решения о реорганизации и ликвидации школы, а также о создании, реорганизации, переименовании, ликвидации филиала, отделения или иного обособленного структурного подразделения;

- обращаться в суд с иском о признании недействительной сделки школы, совершенной в противоречии с целями и предметом деятельности, установленными Уставом школы;

- изымать неиспользуемое имущество;

- осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

4.2. Управление школой строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет школы, попечительский совет, педагогический совет, общее собрание трудового коллектива и другие формы.

4.3. Общее руководство школой осуществляет выборный орган - совет школы, состоящий из представителей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников школы.

В совет школы входят 11 человек, из них 5 - из педагогического коллектива, 3 - от родителей, 3 - от обучающихся 9 - 11 классов. Представители обладают правом решающего голоса и избираются в совет школы тайным голосованием соответственно на педагогическом совете, на общешкольном родительском собрании, на собрании обучающихся 9 - 11 классов. Совет школы избирает из своего состава председателя, который проводит заседание совета, и секретаря, который ведет протоколы. Протоколы подписываются председателем и секретарем и хранятся в школе. Представители, избранные в совет школы, выполняют свои обязанности на общественных началах.

Заседания совета школы созываются его председателем или по требованию не менее половины его состава по мере надобности, но не реже одного раза в год. Решения совета школы принимаются открытым голосованием. Решения совета школы считаются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава совета и если за решение проголосовало не менее двух третей присутствовавших.

Срок полномочий избранного совета - 3 года. Досрочные перевыборы совета проводятся по требованию не менее половины его членов.

К компетенции совета школы относятся:

- утверждение Концепции и программы развития школы;

- утверждение локальных актов:

Правила для учащихся;

- рассмотрение жалоб на нарушение администрацией прав, закрепленных Уставом;

- принятие решений по другим наиболее общим вопросам, определяющим перспективы жизни школы, не отнесенным к компетенции директора школы.

4.4. Попечительский совет школы является добровольным объединением лиц (ими могут быть отдельные участники образовательного процесса и иные лица), заинтересованных в совершенствовании деятельности школы и ее развитии.

Попечительский совет может быть зарегистрирован в соответствии с законом в качестве некоммерческой организации с правами юридического лица. Осуществление членами попечительского совета своих функций производится на безвозмездной основе.

Попечительский совет:

- содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы;

- содействует организации и улучшению условий труда работников школы;

- содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых мероприятий школы;

- содействует совершенствованию материально-технической базы школы, благоустройству ее помещений и территории;

- оказывает школе консультационную помощь.

Деятельность попечительского совета регламентируется Положением о попечительском совете, которое не может противоречить законодательству и настоящему Уставу.

4.5. В целях развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста учителей и воспитателей в школе действует педагогический совет - коллегиальный орган, объединяющий всех педагогических работников школы, включая совместителей.

Педагогический совет под председательством директора школы:

- обсуждает и производит выбор различных вариантов содержания образования: программ из соответствующих государственному стандарту общего образования, учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;

- организует работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив по использованию и совершенствованию методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий;

- принимает годовой план работы школы по согласованию с Управлением образования и учебный план;

- принимает решение о форме проведения промежуточной аттестации, определяет учебный предмет, по которому она проводится; а также количество экзаменов для проведения итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов в данном учебном году;

- принимает решения о допуске обучающихся к итоговой аттестации, переводе обучающихся в следующий класс, условном переводе в следующий класс, выпуске из школы, а также по согласованию с родителями (законными представителями) о повторном обучении в том же классе или продолжении обучения в иных формах;

- принимает решение об исключении обучающегося из школы в случаях, предусмотренных законом и настоящим Уставом;

- принимает решения о представлении к награждению золотой и серебряной медалями “За особые успехи в учении”, о награждении похвальной грамотой и похвальным листом;

- может принимать решение об объявлении конкурса на замещение педагогических должностей и утверждать его условия.

Педагогический совет выбирает из своего состава секретаря, который ведет протоколы. Протоколы педагогических советов подписываются председателем и секретарем.

Педагогический совет школы созывается директором по мере надобности, но не реже четырех раз в год. Внеочередные заседания педагогического совета проводятся по требованию не менее одной трети его состава.

Решение педагогического совета считается правомочным, если на его заседании присутствовало не менее двух третей педагогических работников и за решение проголосовало более половины присутствовавших. При равном количестве голосов решающим является голос председателя педагогического совета школы. Процедура голосования определяется педагогическим советом школы. Решения педагогического совета реализуются приказами директора школы.

4.6. Полномочия трудового коллектива школы осуществляются общим собранием трудового коллектива, которое собирается по мере надобности. Общее собрание трудового коллектива вправе принимать решения, если на нем присутствовало не менее двух третей сотрудников, для которых школа является основным местом работы.

Решения общего собрания трудового коллектива принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании работников. Процедура голосования определяется общим собранием трудового коллектива школы.

К компетенции общего собрания трудового коллектива школы относятся:

- принятие Устава школы, изменений и дополнений к нему;

- принятие Правил внутреннего трудового распорядка школы по представлению директора школы;

- принятие решения о необходимости заключения коллективного договора;

- утверждение коллективного договора;

- определение численности и срока полномочий комиссии по трудовым спорам школы, избрание ее членов (для школ с числом работающих не менее 15 человек);

- образование органа общественной самодеятельности – Совета трудового коллектива – для ведения коллективных переговоров с администрацией школы по вопросам заключения, изменения, дополнения коллективного договора и контроля за его выполнением;

- заслушивание ежегодного отчета Совета трудового коллектива и администрации школы о выполнении коллективного трудового договора;

- выдвижение коллективных требований работников школы и избрание полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора;

- принятия решения об объявлении забастовки и выборы органа, возглавляющего забастовку.

4.7. Непосредственное управление школой осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, назначаемый Учредителем, на основании срочного трудового договора. Директор действует на основе единоначалия, решает все касающиеся деятельности школы вопросы, не входящие в компетенцию органов самоуправления школы и учредителя. Должностные обязанности директора школы не могут исполняться по совместительству.

Директор школы без доверенности:

- действует от имени школы, представляет ее интересы во всех отечественных и зарубежных организациях, государственных и муниципальных органах;

- заключает договоры, в том числе трудовые; выдает доверенности;

- осуществляет прием и увольнение работников, заключает трудовые договоры с работниками, представляет в Управление образования на утверждение кандидатуры на должности заместителей;

- издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками школы и обучающимися;

- утверждает структуру управления деятельностью школы, штатное расписание, учебный план, годовой план работы, графики работы, расписание занятий, график контрольных работ, расписание экзаменов;

- распределяет обязанности между работниками школы, утверждает должностные инструкции;

- утверждает учебную нагрузку педагогических работников школы в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами;

- устанавливает надбавки и доплаты к должностным окладам работников школы в соответствии с Положением об установлении доплат и надбавок;

- утверждает образовательные программы и рабочие программы учебных курсов и дисциплин;

- несет персональную ответственность перед органами управления образованием за состояние учебно-воспитательного процесса, финансово-хозяйственной деятельности и охраны здоровья обучающихся;

- отвечает за выполнение договора о закреплении за учреждением имущества на праве оперативного управления. За несоблюдение условий договора директор несет дисциплинарную, административную, уголовную и имущественную ответственность в соответствии с действующим законодательством;

- открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения имуществом и средствами школы в пределах, установленных законом и настоящим Уставом.

Директор школы не вправе заключать сделки, из которых вытекают денежные обязательства бюджета Спасского муниципального района, без их обязательного учета в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджета Спасского муниципального района. Сделки, заключенные с нарушением условий настоящего пункта, являются недействительными с момента их заключения.

4.8. Комплектование штата работников школы осуществляется на основе трудовых договоров, условия которых не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

По решению педагогического совета школы должности педагогических работников школы могут замещаться по конкурсу.

К педагогической деятельности в школе допускаются лица, имеющие образовательный ценз, соответствующий статусу школы.

К педагогической деятельности в школе не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4.9. Заработная плата и должностной оклад работнику школы выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором. Выполнение работником школы других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, ограничивается верхним пределом, определяемым Типовым положением об общеобразовательном учреждении.

За работниками, привлекаемыми по решению уполномоченных органов исполнительной власти к проведению Единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденными от основной работы на период проведения Единого государственного экзамена, сохраняются гарантии, установленные трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права актами.

Работникам, привлекаемым к проведению Единого государственного экзамена, может выплачиваться компенсация за работу по подготовке и проведению Единого государственного экзамена в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”.

4.10. Лица, принимаемые на работу в школу, должны быть ознакомлены с настоящим Уставом и относящимися к нему локальными актами.

Максимально допустимая учебная нагрузка педагогического работника школы не должна превышать нормы часов, соответствующей 1,5 ставкам. В исключительных случаях превышение нормы часов возможно по разрешению учредителя.
5. Права и обязанности участников образовательного процесса

5.1. Участниками образовательного процесса являются воспитанники, обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники и вспомогательный персонал школы.

5.2. Все участники образовательного процесса обязаны осуществлять свою деятельность на основе уважения человеческого достоинства, прав личности на собственное мнение и свободное развитие, заботиться о сохранности и развитии учебно-материальной базы, соблюдать режим работы школы, выполнять настоящий Устав и требования предусмотренных Уставом локальных актов.

5.3. Права и обязанности обучающихся в школе определяются законодательствами Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, настоящим Уставом и Правилами для учащихся.

5.4. Воспитанники дошкольных групп школы имеют право:

- на получение дошкольного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами с учетом индивидуальных способностей;

- на уважение своего человеческого достоинства;

- на защиту от всех видов физического и психического насилия;

- на медицинское обслуживание в пределах нормативных возможностей школы;

- на развитие своих творческих способностей и интересов.

5.5. Обучающиеся в школе имеют право на:

- бесплатное общее образование в соответствии с государственными образовательными стандартами, если образование данного уровня получают впервые;

- выбор формы получения образования;

- обучение по индивидуальным учебным планам;

- сокращение сроков обучения и сдачу экзаменов по всем или отдельным предметам экстерном в порядке, установленном законодательством;

- бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами школы;

- бесплатное пользование учебно-лабораторной, культурно-спортивной и оздоровительной базой школы при проведении мероприятий, предусмотренных учебно-воспитательным процессом;

- получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

- участие в обсуждении и решении вопросов деятельности школы через органы ученического самоуправления;

- уважение своего человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных мнений и убеждений;

- создание ученических общественных организаций и объединений, действующих в соответствии со своими положениями, не противоречащими законодательству и настоящему Уставу;

- добровольное участие в ученических конференциях, олимпиадах и других мероприятиях, не предусмотренных учебным планом;

- отказ от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой;

- защиту своих прав, чести и достоинства перед руководством школы, в совете школы, ученических общественных организациях в установленном законодательством порядке;

- охрану и укрепление здоровья, получение горячего питания и медицинского обслуживания;

- свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

- обращение к директору школы с просьбой о предоставлении возможности сдать экзамен комиссии, созданной приказом директора школы, в случае несогласия с годовой оценкой по тем или иным предметам;

- перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации;

- обучение на дому при представлении соответствующего медицинского заключения.

5.6. Обучающиеся в школе обязаны:

- выполнять Устав школы и требования локальных актов;

- добросовестно учиться;

- бережно относиться к имуществу школы;

- уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

- соблюдать правила поведения обучающихся, выполнять законные требования работников школы;

- соблюдать школьную форму.

Дисциплина в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается. Порядок применения мер поощрения и взыскания регламентируется Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школ. Привлечение обучающихся школы без согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

5.7. Родители (законные представители) обучающихся в школе имеют право:

- требовать исполнения родительского договора при получении детьми дошкольного образования;

- получать льготы по оплате при получении детьми дошкольного образования, определенные действующим законодательством;

- выбирать форму обучения;

- защищать законные права и интересы ребенка;

- присутствовать на педагогических советах и принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся успеваемости и поведения их ребенка;

- создавать родительский комитет, действующий в соответствии со своим положением, не противоречащим законодательству и настоящему Уставу;

- участвовать в управлении школой, то есть избирать и быть избранным в совет школы, попечительский совет, родительский комитет; принимать участие и выражать свое мнение на общешкольных и классных родительских собраниях;

- дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье, при обучении ребенка в семье продолжить образование в школе на любом этапе обучения при его положительной аттестации;

- знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающегося (знакомит классный руководитель в письменной или устной форме);

- посещать уроки в классе, где обучается ребенок, с разрешения директора школы и согласия учителя, ведущего урок.

5.8. Родители (законные представители) обучающихся обязаны:

- выполнять настоящий Устав;

- выполнять требования родительского договора при получении детьми дошкольного образования;

- своевременно вносить плату за содержание ребенка в школе при получении им дошкольного образования;

- создать необходимые условия для получения детьми образования;

- нести ответственность за воспитание детей;

- посещать проводимые школой родительские собрания;

- возмещать ущерб, нанесенный их детьми школьному имуществу или личному имуществу других учащихся и работников школы;

- нести ответственность за ликвидацию академической задолженности обучающегося (обучающейся) в течение учебного года в случае перевода его (ее) в следующий класс условно.

Общее собрание родителей (законных представителей) обучающихся школы вправе принимать решение о направлении в высший орган государственной аттестационной службы требования о предъявлении школе рекламации на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям государственного образовательного стандарта.

5.9. Другие права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в школе могут закрепляться в заключенном между ними и школой договоре, который не может противоречить закону, Типовому положению об общеобразовательном учреждении и настоящему Уставу.

5.10. Работники школы имеют право на:

- участие в управлении школой в порядке, определяемом настоящим Уставом;

- защиту своих прав, профессиональной чести и достоинства;

- повышение своей профессиональной квалификации;

- аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения аттестации;

- социальные льготы и гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации и коллективным трудовым договором;

- обжалование в совете школы приказов и распоряжений директора, ограничивающих права работников, закрепленные настоящим Уставом.

5.11. Педагогические работники школы имеют право на:

- свободу профессиональной деятельности;

- выбор и использование методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной школой;

- выбор и использование методов оценки знаний обучающихся;

- педагогическую инициативу;

- распространение своего передового опыта, получившего научное обоснование и экспериментальное подтверждение;

- повышать квалификацию, с этой целью администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в высших профессиональных образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;

- аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

- сокращенную (не более 36 часов) рабочую неделю, удлиненный оплачиваемый ежегодный отпуск;

- дополнительный неоплачиваемый отпуск, сроком до одного года, через каждые десять лет непрерывной работы с сохранением педагогического стажа;

- получение досрочной трудовой пенсии до достижения ими пенсионного возраста в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации;

- первоочередное предоставление жилой площади в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- на дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.

5.12. Работники, в том числе педагогические работники школы обязаны:

- удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных характеристик;

- качественно и в полном объеме выполнять должностные и функциональные обязанности в соответствии с требованиями должностной инструкции и приказами директора школы;

- соблюдать Устав школы, условия трудового договора, Правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные акты, инструкции по охране труда;

- поддерживать дисциплину в школе на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. Применение методов физического и психологического насилия по отношению к обучающимся не допускается;

- добиваться высокой результативности своего труда;

  1   2

Похожие:

Устав муниципального общеобразовательного учреждения iconУстав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Настоящий Устав, именуемый в дальнейшем «Устав», регулирует деятельность муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Устав муниципального общеобразовательного учреждения iconУстав муниципального общеобразовательного учреждения
Главы города Серпухова от 29. 02. 1996г. №247 «О государственной регистрации муниципальных образовательных учреждений». Настоящий...
Устав муниципального общеобразовательного учреждения iconУстав муниципального общеобразовательного учреждения
Комсомольска-на-Амуре на базе гимназии, зарегистрированной администрацией города 16. 06. 1997. №198, приводит в соответствие с действующим...
Устав муниципального общеобразовательного учреждения iconУстав
Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гуманитарный лицей» (новая редакция), утвержден Постановлением...
Устав муниципального общеобразовательного учреждения iconУста в муниципального общеобразовательного учреждения
Данный Устав является новой редакцией Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №22»,...
Устав муниципального общеобразовательного учреждения iconОтчет по результатам самообследования муниципального общеобразовательного учреждения
Устав муниципального общеобразовательного учреждения – Арской гимназии №5 Арского муниципального района Республики Татарстан» утвержден...
Устав муниципального общеобразовательного учреждения iconУстав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней...
Структура финансовой и хозяйственной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Устав муниципального общеобразовательного учреждения iconУстав
Настоящий Устав регламентирует деятельность муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...
Устав муниципального общеобразовательного учреждения iconУстав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной...
Бюджетное учреждение создано путем изменения типа муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы...
Устав муниципального общеобразовательного учреждения iconУстав муниципального
Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №28
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница