Рабочая программа по курсу «История»




Скачать 419,98 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «История»
страница1/3
Дата публикации04.06.2013
Размер419,98 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3
История 10 класс (профильный уровень)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «История» предназначена для профильных классов общеобразовательной школы. Составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полно­го) общего образования (профильный уровень).

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне, является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской под­готовки учащихся. В связи с этим предполагается не только объемное наращи­вание содержания курса истории, но и, прежде всего, формирование более вы­соких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и на­выков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе. Одновременно профильная модель исторического образования решает те же воспитательные задачи, которые являются главен­ствующими на базовом уровне. Изучение истории должно быть направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечест­ва, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью Рос­сии во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способно­сти понимать историческую обусловленность явлений и процессов современно­го мира.

Основные содержательные линии примерной программы профильного уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего обра­зования реализуются в рамках двух курсов — «Истории России» и «Всеобщей ис­тории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение истории на про­фильном уровне основывается на проблемно-хронологическом подходе и прин­ципах системного исторического анализа. Основным объектом изучения явля­ется специфика развития исторически возникших сообществ (цивилизационных, культурных, конфессиональных, национальных), их ментальные и институциональные (политико-правовые, экономические, социокультурные) особенности.

Данный учебный предмет входит в область гуманитарных наук.

Изучение истории в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренче­ских убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся куль­турных, религиозных, зтнонациональных традиций, нравственных и социальных уста­новок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;

• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;

• освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготов­ка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин, научному пониманию роли и места истории в системе общественных дисциплин;

• овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами историче­ских источников, поиска и систематизации исторической информации как основы реше­ния исследовательских задач;

• формирование ответственности за историческое образование и историческое мышле­ния - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обу­словленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оце­нок событий прошлого и современности; определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Основные содержательные линии примерной программы профильного уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего обра­зования реализуются в рамках двух курсов — «Истории России» и «Всеобщей ис­тории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение истории на про­фильном уровне основывается на проблемно-хронологическом подходе и прин­ципах системного исторического анализа. Основным объектом изучения явля­ется специфика развития исторически возникших сообществ (цивилизационных, культурных, конфессиональных, национальных), их ментальные и институциональные (политико-правовые, экономические, социокультурные) особенности.

Реализация программы исторического образования на профильном уровне предполагает особую значимость межпредметных связей. Углубленное изучение курса истории не только связано с подготовкой учащихся к возможному поступле­нию на исторические факультеты высших учебных заведений, но и является час­тью общей системы предвузовской гуманитарной подготовки. В связи с этим осо­бенно важным представляется формирование целостной интегративной модели гуманитарного образования, где тесная взаимосвязь в преподавании профильных предметов может существенно повысить общее качество образования и обеспе­чить высокий уровень овладения учебными умениями и навыками, необходимыми для продолжения обучения в системе высшего профессионального образования.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Использование межпредметных связей (литературой, обществознанием, географией, МХК, английским языком) в учебном процессе обеспечивает лучшее понимание школьниками изучаемого материала и достижения более высокого уровня владения навыками.

При реализации программы ориентируемся на широкий спектр форм и методов раскрытия содержания, а именно:

  • Школьную лекцию.

  • Семинарские занятия с использованием документов учебника и привлеченных допол­нительных материалов из хрестоматий и других источников.

  • Уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных как внутри и после текста параграфа, так и из заданий, ориентированных на вторую и третью часть Единого государст­венного экзамена.

  • Самостоятельные работы школьников с учебником, задания, направленные на группо­вую форму.

  • Написание сочинений-эссе.

  • Уроки-презентации, творческие лаборатории, уроки-проекты и др.

  • Уроки с использованием мультимедиа.

Формы организации учебного процесса

  • классно-урочная;

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • индивидуально-групповая;

  • фронтальная;

  • практикумы;

  • проектно-исследовательская.

Формы контроля ЗУН (ов);

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • контрольная работа;

  • практикум;

  • тестирование;

  • урок-зачет;

  • урок-викторина.

Охрана здоровья обучающихся

Методы здоровьесберегающих технологий, применяемых в ОУ, повышают уровень познавательной активности обучающихся, способствуют эмоциональной уравновешенности, уверенности в собственных возможностях, снижают роль стрессового фактора в учебном процессе.

Большое внимание уделяется:

  • рациональной организации урока,

  • психологической обстановке на занятиях,

  • созданию атмосферы успеха,

  • выполняются принципы наглядности (использование таблиц, карточек информаторов, тестов, иллюстраций, ИКТ и др.),

  • повторению,

  • принципу доступности,

  • дифференцированному подходу в обучении,

  • использованию дидактического материала

  • Определяется плотность урока, в течение учебного часа происходит смена 4 - 7 видов работ. На каждом уроке проводятся

  • эмоциональная разрядка

  • физминутки, корректировка осанки обучающихся

  • гимнастика для глаз

  • соблюдение санитарных норм в учебном кабинете (чистота, освещение, озеленение, температурный режим)

  • рациональная организация рабочего места обучающихся

  • поэтапное формирование умственных действий

  • обеспечивание доброжелательной атмосферы в классе

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.

^ В результате изучения истории на профильном уровне предусматривается формиро­вание у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и клю­чевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

исследование реальных связей и зависимостей;

- умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства(в том числе от противного);

- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необ­ходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, гра­фик, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

-отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизу­ального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное воспри­ятие языка средств массовой информации;

- владение навыками редактирования текста;

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской ра­боты: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской дея­тельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если...»);

- формулирование полученных результатов;

- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, яв­лений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замыс­ла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познава­тельной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, по­лемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Формами промежуточной аттестации учащихся являются: участие в проектной деятельности, круглых столах, тестировании; подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

По окончании изучения курса «Истории» на профильном уровне предполагается получение следующей модели выпускника:

знать/понимать:

— социальные свойства человека, его место в системе общественных отно­шений;

— закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

— основные социальные институты и процессы;

— различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

— особенности различных общественных наук, основные пути и способы со­циального и гуманитарного познания;

уметь:

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни об­щества как целостной системы; проблемы человека в современном обще­стве;

осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпре­тацию социальной информации по определенной теме из оригинальных не­адаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диа­грамма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками соци­альных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодей­ствия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, под­систем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и по­нятия социально-экономических и гуманитарных наук;

участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процес­се решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни для:

— эффективного выполнения типичных социальных релей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

— ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выра­ботки собственной гражданской позиции;

— оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гу­манистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Феде­рации;

— самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, полу­чаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

— нравственной оценки социального поведения людей;

— предвидения возможных последствий определенных социальных дей­ствий субъектов общественных отношений;

— ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образо­вания;

— осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеж­дениями, культурными ценностями и социальным положением.
Календарно-тематическое планирование курса

Всего 136 часов ( история России 81 час История зарубежных стран 55 часов)

4 часа в неделю

Программа – «История Отечества с древнейших времён до кон. 19 в.» (Авторы: А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, С.И. Козленко) – М.: Просвещение, 2007 г.

Всемирная история с древнейших времён до конца 19 в. (Авторы: Н.В. Загладин, С.И. Козленко, Х.Т. Заглпдина)

Учебники –

1. Сахаров А.Н. и Буганов В.И. «История России с древнейших времен до конца XVII века» – М.: Просвещение, 2008;

2.Буганов В.И. и Зырянов П.Н. «История России. Конец XVII—XIX век» – М.: Просвещение, 2008.

3.Всемирная история с древнейших воемён до конца 19 в. (Автор: Н.В. Загладин); «Русское слово»


Тема урока

Учебное пособие

Кол-во

часов

д/з

сроки

Пути и методы познания истории

Н.В. Загладин Всемирная история с древнейших времён до конца XIX века










  1. Этапы развития исторического знания






§ 1




2. Закономерности и случайности в жизни народов







§2




3. Проблемы периодизации всемирной истории 







§3




Первобытная эпоха


Н.В. Загладин Всемирная история с древнейших времён до конца XIX века










4.У истоков рода человеческого







§4




5.Неолитическая революция 







§5




Первые государства Древнего мира

Н.В. Загладин Всемирная история с древнейших времён до конца XIX века










 6.Деспотии Востока 







§6




7.Расширение ареала цивилизации







§7




Античная эпоха в истории человечества


Н.В. Загладин Всемирная история с древнейших времён до конца XIX века










8.Города-государства Греции и Италии







§8




9.Борьба за господство над Средиземноморьем







§9




10.Возвышение Рима 







§10




Крушение империй Древнего мира

Н.В. Загладин Всемирная история с древнейших времён до конца XIX века










11.Наступление «варваров» в Евразии







§11




12.Закат Римской империи







§12




13.Повторительно-обобщающий урок по теме « Период истории Древнего мира. События и люди»













Период раннего Средневековья (V—X вв.)


Н.В. Загладин Всемирная история с древнейших времён до конца XIX века










14.Раннефеодальные империи в Европе и их распад







§13




15.Экспансия ислама 







§14




16. Славянские земли в VI-IX вв.







§15




 17.Византия и Русь 







§16




Древнейшая история Руси

Сахаров А.Н. Буганов В.И. «История России с древнейших времен до конца XVII века»










18.Российская циви­лизация: особен­ности становления и развития







конспект




19.Место России в мировой истории








конспект




20.Освоение Евразии. Неолитическая революция







§1




21.Формирование этносов.

Индоевропейцы







§2




22.Восточнославян­ские племенные союзы и их соседи







§3




23.Восточные славя­не в V—VIII вв.







§4




24.Народы и древ­нейшие государ­ства на террито­рии России







§4




25.Повторительно-обобщающий урок «Восточные славяне в древности»













26.Возникновение государственности у восточных славян







§5-6




27-28.Становление Древнерусского государства







§7-8




29.Правление Свято­слава. Первая усобица на Руси







§8-9




30.Зарождение ранне­феодальных отно­шений в Киевской Руси







§10-11




31.Крещение Руси. Политика Влади­мира Святого







§8




32.Русь изначальная







§10-11




33.Русь в IX - начале XII вв.







§12




34.Повторительно-обобщающий урок по теме «Киевская Русь - раннефеодальное государство»













Эпоха классического Средневековья (XI—XV вв.)


Н.В. Загладин Всемирная история с древнейших времён до конца XIX века










35.Западная Европа в XI—XIII вв. Крестовые походы и Русь







§19




^ Период феодальной раздробленности в истории Руси

Сахаров А.Н. Буганов В.И. «История России с древнейших времен до конца XVII века»










36.Усобицы. Любеческий съезд. Владимир Мономах







§13




37.Распад Древне­русского государ­ства







§14




38-40. Русские княжества в период раздробленности







§14-16




41-42.Культура домон­гольской Руси







§17-18




43.Повторительно-обобщающий урок «Русь удельная»













44.Возникновение Монгольского го­сударства







§19




45-46.«Батыево разоре­ние». Нашествие крестоносцев







§20




47.Татаро-монгольское иго на Руси







§21




48.Хозяйство Руси. Начало возрожде­ния русских земель







§22




49.Противостояние Орде. Дмитрий Донской







§22




50.За землю русскую. Куликовская битва.







§23




51.Феодальная война второй четверти XV в.







§23




52-53. Русская культура XIV-XV вв.







§24




54.Великое княжество Литовское







конспект




55. Завершение объединения русских земель.







конспект



  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по курсу «История» iconРабочая программа по курсу всеобщая история
М. Просвещение. 2008г.; Улунян Ар. А., Сергеев Е. Ю., Коваль Т. В., Хромова И. С. Поурочные разработки к курсу «Новейшая история...
Рабочая программа по курсу «История» iconРабочая программа по курсу «История». (44 ч) 11 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой общеобразовательных учреждений 11 класса С. И. Козленко,...
Рабочая программа по курсу «История» iconРабочая программа по курсу «История» 8 класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой общеобразовательных учреждений 6-11 классы (А. А. Данилов,...
Рабочая программа по курсу «История» iconРабочая программа по учебному курсу «Российская и всеобщая история» 11 класс
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по курсу «История» iconРабочая программа по курсу «История. История России и мира» 10 класс (базовый уровень)
Учебник: Загладин Н. В., Симония Н. А. История. История России и мира. 10 класс. М.: Русское слово,2007
Рабочая программа по курсу «История» iconРабочая программа «новейшей истории» 9 класс Составитель : учитель...
Представленная программа входит в учебно-методический комплекс по курсу «Новейшая история зарубеж­ных стран» для IX класса (35 ч),...
Рабочая программа по курсу «История» iconРабочая программа по курсу «история древнего мира» (5 класс)
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государст­венного стандарта общего образования, примерной...
Рабочая программа по курсу «История» iconРабочая программа по курсу «история»

Рабочая программа по курсу «История» iconРабочая программа по курсу «история»

Рабочая программа по курсу «История» iconРабочая программа по учебному курсу «Истории России. С древнейших времён до конца XVI века»
Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница