Литература




Скачать 108,53 Kb.
НазваниеЛитература
Дата публикации30.05.2013
Размер108,53 Kb.
ТипЛитература
pochit.ru > История > Литература


Министерство образования Республики Башкортостан

Башкирский институт развития образования

Башкирское отделение Общероссийской организации

Малой Академии наук «Интеллект будущего»


Секция: математика

Центральное проектирование и линейная перспектива


Малинина Ирина Николаевна,

МБОУ сош с.Ярославка

МР Дуванский район,

8 класс

Руководитель:

учитель математики Маликова Т.Е.


с. Ярославка 2008- 2009уч. год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Основная часть…………………………………………………………………..4

1. Центральное проектирование и его связь с линейной перспективой……..4

2. История развития учения о перспективе и проективной геометрии……...6

3. Основные законы линейной перспективы…………………………………..8

4. Построение рисунков по законам линейной перспективы………………. .9

Заключение……………………………………………………………………..10

Литература……………………………………………………………………...10

Приложение…………………………………………………………………….11

Введение
Я приступила к работе над данной темой, потому что мне интересны геометрия и изобразительное искусство, и мне захотелось найти общие точки соприкосновения этих предметов. Я решила выяснить, какие знания из геометрии нужны, чтобы правильно выполнить построение рисунка, например, интерьера комнаты. В ходе работы над данной темой я заинтересовалась историей развития учения о перспективе, ее различных видов.

Проблема исследования работы состоит в установлении связи линейной перспективы как науки изображать на плоскости предметы окружающей действительности с центральным проектированием и проективной геометрией.

Объектом исследования является геометрия и изобразительное искусство.

Предметом исследования были перспектива, центральное проектирование и проективная геометрия.

Эта работа имеет практическое значение, так как в будущем я мечтаю стать дизайнером, в этом заключается для меня ее актуальность.

Цель работы: выяснить, какие знания из геометрии нужны для построения перспективного рисунка в изобразительном искусстве.

Задачи:

1) изучить материал о центральном проектировании, историю развития перспективы;

2) рассмотреть основные правила и законы перспективы;

3) найти связь между перспективой и проективной геометрией;

4) познакомиться с картинами художников разных времен с точки зрения использования ими законов перспективы;

5) попробовать самой выполнить рисунки по законам перспективы.

Методы исследования: изучение литературы по данной теме, установление логической взаимосвязи между понятиями.
Основная часть

  1. Центральное проектирование

Искусство изображать предметы на плоскости привлекало к себе внимание человека. Попытки таких изображений появились значительно раньше, чем возникла письменность. Еще в глубокой древности люди рисовали на скалах, стенах, сосудах и прочих предметах быта различные орнаменты, растения, животных. При этом человек стремился к тому, чтобы изображение правильно отражало естественную форму предмета.

Длительная практика подсказала людям, каким правилам надо следовать, чтобы правильно выразить на плоскости желаемый предмет. Так возникли зачатки учения о соответствии и преобразовании. Раньше других свойств при изображении различных предметов на плоскости были подмечены и изучены законы перспективы.

Перспектива - это наука об изображении предметов в том виде, в каком они представляются зрителю в натуре. В основе построения перспективных изображений лежит метод центрального проектирования, наиболее полно отвечающий свойствам зрения человека.

Сущность этого метода заключается в следующем. Если через точку S провести проецирующий луч в точку А', который пересечет заданную плоскость проекции К, то точка А их пересечения будет ее проекцией (рис. 1). Проведя проецирующие лучи через точку пространства S и точки А', В', С' какой-либо фигуры, на плоскости получают ее центральную проекцию ABC (рис.1). Точку S называется центром проекции. Построение изображений пространственных фигур на плоскости или какой-либо поверхности с помощью проецирующих лучей, проведенных из одной точки, называют методом центральной проекции. Изображение, полученное методом центральной проекции, называют центральной проекцией предмета, или перспективным изображением, или кратко перспективой.

Центральное проектирование различают по местоположению плоскости проектирования и центра проектирования:

1) плоскость проектирования расположена между фигурой и центром проектирования (см. рис.2).

2) центр проектирования расположен между фигурой и плоскостью проектирования (см. рис.3).

3) фигура расположена между плоскостью проектирования и центром проектирования (см. рис.4).

Перспектива

Слово "перспектива" французское (perspective) и означает "насквозь видеть", "внимательно рассматривать". Произошло оно от латинского глагола perspicere - "ясно вижу". Перспектива - это способ построения фигур такими, какими они видны из одной точки. Перспективное изображение в зависимости от его назначения может быть построено на любой проекционной поверхности. В связи с этим перспектива подразделяется на несколько видов.

Линейная перспектива - это изображение, построенное на плоскости. В зависимости от назначения перспективных изображений плоскость может быть расположена вертикально, наклонно и горизонтально. Изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют плафонной перспективой.

Панорамная перспектива - это изображение, построенное на внутренней цилиндрической поверхности. Правила панорамной перспективы используют при рисовании картин и фресок на цилиндрических сводах и потолках, в нишах, а также на внешней поверхности цилиндрических ваз и сосудов.

Купольная перспектива - это изображение, построенное на внутренней поверхности сферы или эллипсоида. Ее применяют при росписях на куполах в храмах, соборах, дворцовых постройках, круглых залах метро.

Театральная перспектива - это изображения, построенные на нескольких вертикальных плоскостях, расположенных на различной глубине, ее применяют при выполнении декораций на сцене театра.

В практике изобразительного искусства часто используют термин "наблюдательная перспектива", ее рассматривают как особый вид. Существуют и другие виды перспектив.

2.История развития перспективы

Перспектива как наука возникла в глубокой древности. История свидетельствует, что египетские пирамиды и храмы, величайшие сооружения Древней Греции и Рима были построены по изображениям - прототипам современных чертежей. Начала геометрии, и в частности перспективы, можно встретить в трудах древнегреческих и римских ученых. Так, первоначальные сведения о построении изображений с применением перспективы обнаружены в работах древнегреческого ученого Эсхила (525- 456 гг. до н.э.). Большое место построениям изображений в перспективе уделено в трактате "О геометрии" крупнейшего ученого, естествоиспытателя и мыслителя Древней Греции Демокрита (около 460-370 гг. до н. э.). Известный древнегреческий ученый и математик Эвклид, живший за 300 лет до нашей эры, в своих сочинениях в разделе "Оптика" сформулировал впервые правила наблюдательной перспективы, в развитие которой внес свой вклад и известный древнегреческий астроном Птолемей (II в. н.э.). Способы построения перспективных изображений были изложены в трактате "Десять книг об архитектуре" древнегреческого ученого и архитектора Витрувия (конец I в. до н. э.).

Закономерностями построения изображений окружающей действительности, близкой к зрительному восприятию, занимались и художники. Своего расцвета перспектива достигает в эпоху Возрождения в связи с блестящим развитием живописи, скульптуры и архитек­туры. «Трактат о живописи» Леонардо да Винчи содержит систе­матическое изложение законов перспективы. Правила перспек­тивы применяли Рафаэль, Микеланджело и другие великие живо­писцы.

Интересен экспериментальный способ построения центральной перспективы, изобретенный художником Альбрехтом Дюрером (1471—1528). На одной из его гравюр показано, как художник рисует лютню. Смотри рис.5. Перед ним стоит прибор, который состоит из рамки с натянутой на нее квадратной сеткой и прикрепленным перед ней глазком; глядя в этот глазок на лютню, художник переносит ее изображение на лежащий перед ним лист бумаги, на котором нанесена такая же, как на рамке, квадратная сетка. Это практическая школа перспективы.

Как возникла проективная геометрия

Теорией перспективы занималось немало математиков. Их исследования привели к созданию математической науки – проективной геометрии. Ученые отметили, что на картинах параллельные прямые изображаются либо параллельными, либо пересекающимися, причем все прямые, параллельные друг другу, пересекаются в одной точке. Ясно, что на картинах соотношение длин не сохраняется – более далекие столбы рисуются меньшими, чем близкие, изменяются углы – прямоугольники становятся просто выпуклыми четырехугольниками. Но, оказывается, что кое-что сохраняется при перенесении действительности на картину. Если точка лежала на прямой, то и на картине она будет лежать на прямой, если две параллельные прямые имели общую точку, то и на картине они будут иметь общую точку.

Французский математик и архитектор Ж. Дезарг в 1630 году разработал (впервые) основы математической теории перспективы. Своими трудами он положил начало изучению проективных преобразований. Он предложил добавить к обычным конечным точкам плоскости еще бесконечно удаленные точки, в которых пересекаются параллельные прямые. Бесконечно удаленные точки называли несобственными или идеальными, чтобы подчеркнуть их отличие от настоящих точек.

Все параллельные друг другу прямые пересекаются в одной бесконечно удаленной точке. Все эти точки для различных направлений прямых заполнят одну бесконечно удаленную прямую, которой на картинах художников служит линия горизонта. Полученная в результате плоскость называется расширенной или проективной.

3.Основные законы линейной перспективы.

По принципу, разработанному Альбрехтом Дюрером (см. рис.5), создана модель проецирующего аппарата, на которой удобно изучать законы и способы построения изображений фигур, заданных в предметном пространстве и полученных методом центральной проекции на плоскости картины. Рассмотрим основные элементы проецирующего аппарата (рис.6).

Предметная плоскость, П. Ее располагают горизонтально и подразумевают безграничной. На ней помещают картинную плоскость, зрителя и изображаемый предмет. Картинная плоскость, К - плоскость проекций, или картина. Ее располагают перпендикулярно предметной плоскости. На ней получают центральную проекцию, или перспективу предмета. Основание картины, кк - линия пересечения картинной и предметной плоскостей. Точка зрения, S - центр проекций. Точка стояния, s – основание перпендикуляра, проведенного из точки зрения на предметную плоскость. Высота точки зрения, Ss - длина перпендикуляра, определяемая расстоянием от точки зрения до предметной плоскости. Нейтральная плоскость, N - плоскость зрителя, или плоскость исчезновения. Она проходит через высоту точки зрения параллельно картинной плоскости.

Правильно заданные элементы картины служат опорой для точного построения перспективных изображений, соответствующих зрительному восприятию человека.

Перспектива помогает художнику передать пространство на плоском листе бумаги. Вот каким образом показывают в рисунке глубину пространства с помощью перспективы.

1.Удаляющиеся от нас параллельные линии сходятся в одной точке, которая находится на линии горизонта. Эту точку называют точкой схода.

2.Предметы, находящиеся на одинаковом расстоянии друг от друга, по мере удаления сближаются.

3.Одинаковые по размеру предметы или объекты изображаются разными по величине: удаленные – меньше, расположенные ближе к зрителю – крупнее. При этом удаляющиеся фигуры на листе будут размещены выше, приближенные – ниже.

Перспектива может быть фронтальной (с одной точкой схода) и угловой (с двумя и более точками схода). См. рис.7.

4.Построение рисунков по законам линейной перспективы.

Правила линейной перспективы широко используются графиками и живописцами для правдивого изображения объемности предметов, их расположения в пространстве относительно друг друга, создания иллюзии пространственной глубины.

Это хорошо видно на рисунках 8 и 9.

Параллельные между собой рельсы кажутся сходящимися на горизонте в одну точку (рис.8). Если же приходится рассматривать сравнительно небольшие отрезки параллельных прямых, то представление о точках схода таких прямых получается при мысленном продолжении отрезков до взаимного пересечения (рис.9).

На картине русского графика конца XVIII – начала XIX века Федора Алексеева «Вид Михайловского замка» хорошо прослеживаются перспективные сокращения при изображении водного канала, дороги, перил, самого замка: параллельные линии уходящие от нас в глубину, стремятся встретиться в одной точке на линии горизонта. Также мы видим уменьшение в размерах разных объектов по мере удаления (см. рис.10).

По законам перспективы выполнена работа А.Остроумовой-Лебедевой «Летний сад в инее» (см. рис.11), картина неизвестного художника XIX века «Комната со ступенчатым полом перед окном» (см. рис.12), работа башкирского художника В. Меоса «В Белорецке весной» (см. рис.13), а также рисунки учителя рисования нашей школы Устюговой Светланы Сергеевны (см. рис.14 и 15).

Я тоже попыталась выполнить рисунки по законам перспективы (см. рис. 16,17,18,19,20).

Заключение

В результате работы я изучила центральное проектирование, его применение в изобразительном искусстве, историю развития перспективы, правила и законы линейной перспективы, ее связь с проективной геометрией, познакомилась с картинами известных художников, попробовала сама сделать рисунки по законам перспективы. Поставленные задачи выполнены, цель достигнута.

Я хочу продолжить работу над данной темой, чтобы изучить основы проективной геометрии и других неевклидовых геометрий, историю их возникновения и развития, рассмотреть параллельное проектирование и его применение в черчении.
Литература
1. Глейзер Г.И. История математики в школе IX-X кл. – М.: Просвещение, 1983. – 351с.

2. Глейзер Г.И. История математики в школе VII-VIIIкл. – М.:Просвещение,1982. – 240с.

3. Гусев В.А., Мордкович А.Г. Справочник по математике. – М.:Просвещение, 1995. – 448с.

4. Евтеев В.И., Зметный А.Я., Новиков И.В. Построение перспективного рисунка. – Ленинград, 1963. – 199с.

5. Макарова М.Н. Перспектива, М.: Просвещение, 1989. – 191 стр.

6. Математика в понятиях, определениях, терминах. Ч.1 / под ред. Л.В. Сабинина. – М.: Просвещение, 1978. – 320с.

7. Математика в понятиях, определениях, терминах. Ч.2 / под ред. Л.В. Сабинина. – М.: Просвещение, 1982. – 351с.

8. Пурик Э.Э., Ахадуллина Н.Э. Изобразительное искусство. 5-6 классы. Уфа. Китап. 2006. – 224с.

9 .Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: 5-8 классы .Ч.1 Основы рисунка. – Обнинск: Титул. 2004. – 96с.

10.Энциклопедический словарь юного математика./СостА.П.Савин.- М.:Педагогика.1989. - 152с.

11. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / под ред. О.Г. Хинн. – М.: АСТ, 1995. – 480с.
Приложение

Рис.1 Метод центрального проектирования

Рис.2 Плоскость проектирования расположена между фигурой и центром проектирования

Рис.3 Центр проектирования расположен между фигурой и плоскостью проектирования

Рис.4 Фигура расположена между плоскостью и центром проектирования

Рис.5 Гравюра Альбрехта Дюрера

Рис.6 Модель проецирующего аппарата

Рис.7 Фронтальная и угловая перспективы


Похожие:

Литература iconЛитература 7 класс Зачетная работа№2 Содержание
Литература: учебник – хрестоматия «Литература 7 кл» Автор В. Я. Коровина м «Просвещение»
Литература iconЛитература Диск «Школа Кирилла и Мефодия. Литература в 9 классе»
Фонохрестоматия к учебнику В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин «Литература» 5кл
Литература iconЛитература, 2002 екция Тема Сущность, цели и задачи мерчендайзинга
Литература: И. А. Рамазанов «Мерчендайзинг в розничном торговом бизнесе», изд. Деловая литература, 2002
Литература iconДоклад: Русская литература 20-х веков Русская литература
Русская литература стала неотъемлемой частью мировой культуры и получила признание со стороны крупнейших художников
Литература iconЛитература итальянского Ренессанса. Литература немецкого Возрождения....
Рефлексия по поводу словесного творчества в античной культуре («Поэтика» Аристотеля, «Наука поэзии» Горация)
Литература icon400 электронных библиотек (начало списка)
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...
Литература iconСписок бесплатных электронных библиотек с указанием направленности от nedorazvmenie
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...
Литература iconЛитература или литература, демонстрирующая «исчерпанность старого»
«Ирония судьбы» века Просвещения: обновленная литература или литература, демонстрирующая «исчерпанность старого»?
Литература iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
«Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина», 2006). Реализуется в учебнике : Литература 11 класс. Учебник...
Литература iconЛитература русский язык изо математика география физкультура русский язык литература физика
Обж информатика физкультура классный час информатика русский язык литература алгебра обж немецкий язык литература
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница