Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 265,78 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации20.05.2013
Размер265,78 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > История > Документы
  1   2   3



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»

Институт подготовки научно-педагогических кадров (ИПНПиНК)
Кафедра истории и политологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Историческая география»

для аспирантов по специальности

07.00.02 –Отечественная история
Форма обучения

(очная, заочная)


Москва

2012

1. Цели освоения дисциплины «Историческая география»
Основными целями освоения дисциплины (модуля) «Историческая география» являются: сформировать у аспирантов целостное представление об исторической географии; дать целостное представление об основных принципах и методах исторической географии как отрасли исторической науки, изучающей характерные черты географической пространственной стороны исторического процесса, показать ее место в системе знаний о взаимодействии человека и природы.

Дисциплина «Историческая география» логически и содержательно-методически связана с такими базовыми курсами как: «История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Новая и новейшая история», «Источниковедение», «История исторической науки», архивной и библиотечно-библиографической практикой.

Изучению курса «Историческая география» должно предшествовать освоение аспирантами курсов «История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Новая и новейшая история». Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для курса «Источниковедение».

Для успешного освоения дисциплины аспирант должен обладать основами знаний по отечественной и всеобщей истории, истории культуры, методологии изучения истории и т.д.

^ В результате освоения дисциплины аспирант должен:
знать:

- базовый понятийный аппарат дисциплины;

- её историю, основные направления и школы;

- связь дисциплины с мировой историей.
уметь:

- применять полученные знания к решению конкретных задач, наложить исторические события на карту, определять взаимосвязи географии и истории;

- расположить материал отечественной истории в географическом пространстве на основе изучения и сопоставления физической, политической, экономической географии и географии населения России;



    владеть:

- способностью понимать специфику и особенности влияния географического фактора на социально–экономическое, политическое, социокультурное развитие Руси, России, Российской империи, СССР, Российской Федерации.




^ 2. Структура и содержание дисциплины

«Историческая география»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (или 108 часов).
Распределение часов по темам и видам учебных занятий для аспирантов очной и заочной форм обучения




^ Раздел, тема программы учебной дисциплины

Трудоемкость (час)



Всего

в том числе по видам учебных занятий

лекции

^ КСР, практические занятия

Тема 1. Введение: историческая география как научная и учебная дисциплина. История возникновения и развития исторической географии как науки в России.

6

4

2

Тема 2. Великое переселение народов. Восточные славяне и их соседи в VIII –X вв.

6

4

2

Тема 3. Историческая география Руси XI – начале XIII вв. Древнерусские города и пути сообщения.

6

4

2

Тема 4. Монгольское нашествие и историческая география Восточной Европы.

6

4

2

Тема 5. Историческая политическая география в XIV - XX вв. Образование единого Российского централизованного государства

6

4

2

Тема 6. Историческая география населения в XV – начала XX

8

4

2

Тема 7. Историческая география сельского хозяйства в XIV - XX вв. Историческая география ремесла и промышленности в XIV - XX вв.

10

6

2

Тема 8. Пути сообщения и транспорт в XIV- XX вв.

6

6

4

Итого аудиторных часов

54

36

18

Внеаудиторная самостоятельная работа аспирантов

54

Всего часов на освоение учебного материала

108

    Содержание разделов дисциплины «Историческая география»

Тема 1. Введение: историческая география как научная и учебная дисциплина. История возникновения и развития исторической географии как науки в России.

Предмет и задачи исторической географии. История развития географических представлений от античности до средневековья. Зарождение исторической географии как научной дисциплины. Космогония и картография. Атласы. Основные виды исторических карт: историко-этнографические, историко-экономические, историко-политические, археологические. Учебно-исторические карты. Карты общие и частные. Условные знаки карт: топографические, геометрические, художественные, символические, буквенные. Связь исторической географии с историей и этносом. Развитие исторической географии как науки в в России. В. Н. Татищев, В. О. Ключевский, А. А. Спицын, Б. А. Рыбаков и другие. Основные направления: историческая физическая география, историческая география населения, историческая экономическая география, историческая политическая география. Источники – вещественные, письменные, этнографические, картографические, статистические. Историческая география и вспомогательные исторические дисциплины. Философия исторической географии. Естественные науки. Историческая география и краеведение.

Историческая физическая география. Рельеф, почва, растительность, климат, животный мир, речная система и другие природные факторы. Циклические и локальные изменения географических условий. Их влияние на исторические события, экономические, политические и этнические процессы. Влияние человека и общества на географическую среду. Экологические проблемы.

Историческая география населения. Этногенез. Динамика изменения численности населения. Миграционные процессы. Пути расселения. Плотность населения и ее влияние на интенсивность развития исторических событий и социально-экономической базы. Особенность источниковой базы. Особенности демографических процессов в разные исторические эпохи. Населенный пункт как ступень исторического развития. Село и город. Культурно-хозяйственные типы. Жилища, одежда, обряды.

Историческая экономическая география. Роль экономики в истории. Взаимосвязь развития экономики с социально-политическим уровнем развития общества. Экономические районы, отрасли и их связь с природной средой. Торговля и пути сообщения. Их влияние на темпы исторического развития.

Историческая политическая география. Территория расселения племен и народов. Границы: племенные, государственные, административные, церковные, культурные. Направления военных походов. География социальных и народных движений. Местоположение населенных пунктов, ярмарок, крепостей в разные исторические эпохи. Динамика изменения границ и местоположений. Политическая география отдельных регионов. Религиозные конфессии. Связь политической географии с природной средой.

Контрольные вопросы:

1. Предмет исторической географии, ее основные направления.

2. Источники исторической географии.

3. Основные этапы развития исторической географии, как науки.

4. Главные направления исследования исторической географии.

5. Развитие исторической географии в России. Современные исследования.
Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Багров Л. История картографии / Пер. с анг. Н.И. Лисовой.– М., 2004. С.196 -203.

2. Дробижев В.З., Ковальченко И.Д. Муравьев А.В. Историческая география СССР. – М.,1973. С.14 - 34.

3. Муравьев А.В. Самаркин В.А. Историческая география эпохи феодализма. – М.,1973.

4. Шаскольский И.П. Историческая география // Вспомогательные исторические дисциплины – Л.,1968. – Т.1. С.95 – 117.
Дополнительная:

1. Гольдберг Л.А. Развитие отечественной исторической картографии // Вопросы истории.– 1974.–№7 С.33.

2. Дулов А.В. Географическая среда и история России: конец XV середина XX вв. М.,1983.

3. Историческая картография // Советская историческая энциклопедия. – Т.6. С.517 -518.

4. Историческая география, история географических открытий и краеведческая историческая география // Очерки истории и исторической науки в СССР. – М.,1955. – Т.1 С.568, Т.2. С647, Т.3 С.603.

5. Критский Ю.М. Русская историческая география (XVIII - н. XX в.)// Вспомогательные исторические дисциплины. – Л.,1978. Т.10 С.104 –113.

6. Куприн А.М. Занимательная картография. – М.,1989.

Тема 2. Великое переселение народов. Восточные славяне и их соседи в VIII –X вв.
Великое переселение народов: особенности и характер процесса, его причины, временные рамки, этнический состав основных потоков, политические, экономические, этносоциальные последствия.

Территория расселения восточных славян. Особенности географии Восточной Европы. Речная система. Племена и племенные союзы. “Повесть временных лет”. Расширение территории восточных славян и пути их расселения. Образование государства “Русь”. Топонимика термина “Русь”. Роль торгового пути из “варяг в греки” в становлении русского государства.

Южные соседи в VIII-X вв.: Византия, Хазарский каганат, печенеги, мадьяры. Восточные соседи: Волжская Булгария, финские племена. Северные соседи: варяги, финские племена, балтские племена и объединения. Западные соседи: западные славяне, поляки. Начало колонизации и пути продвижения русского населения. Связь хозяйственного уклада с природной средой и территориальные особенности. Неравномерность экономического развития. Земледелие и орудия труда. Скотоводство. Промыслы: охота, рыболовство, бортничество, собирательство и другие. География ремесленного производства. Влияние географии на оборонительное зодчество и церковную архитектуру. Военные походы киевских князей и рост территории государства.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте содержание и последствия процесса Великого переселения народов.

2. Пути расселение Восточных славян их соседи. Процессы колонизации и ассимиляции на этом пути.

3. Географо-политическое и культурно-экономическое значение пути «из варяг в греки».

4. Влияние географической среды на становление экономики и политических отношений славян с соседями.
Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Вернадский Г.В. Древняя Русь. – М., 2000 Гл. 1. п.1,2. Гл. 5-8.

2. Восточная Европа в древности и средневековье. – М, 1978.

3. Восточные источники по истории народов юго-восточной и центральной Европы. – М., 1964.

4. Древняя Русь в свете зарубежных источников.- М.,2000.

5. Дробижев В.З., Ковальченко И.Д. Муравьев А.В. Историческая география СССР. – М.,1973.

6. Кузьмин А.Г. Начало Руси. – М.,2003.

7. Любавский М.К. Историческая география России в связи с колонизацией. – Спб,2000.

8. Муравьев А.В. Самаркин В.А. Историческая география эпохи феодализма. – М.,1973.

9. Толочко П.П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. – СПб, 2003.
Дополнительная:

1. Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории. -2003.- №3

2. Арцыбашева Т.Н. Славяне –русы–варяги – кто они? // Вопросы истории. – 2004. - №1

3. Древние славяне в отрывках Греко – римских и византийских писателей по VII в. н. э. // Вестник древней истории.-1941. -№1.

4. Горский А. Начало Руси: славяно-варяжская дилемма? // Родина. – 2009. - № 9. – С.15-18.

5. Егоров В.Л Русь и ее южные соседи в X-XIII вв.// Отечественная история. 1994.-№6

6. Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1861 г. Кн. 1. Гл.2, 3, приложения.

7. Макаренко В. Откуда пошла Русь: новая география древнего мира.- М.,2003.

8. Плетнева С. Беспокойное соседство: Русь и степные кочевники в домонгольское время // Родина – 1996.-№12.

9. Седов В. Великое переселение // Родина. – 2001. - №1

10.Седов. В. От истоков Вистулы: откуда есть пошли славяне // Родина.- 2001 №1

11. Седов В. Соседи Рима, кельтов и германцев: к 1 т. н.э. относятся первые известия о славянах в античных источников // Родина. – 2006. -№4.

12. Хрестоматия по истории России в 4 т. т.1. С древнейших времен до 18 в. – М.,1994. С.11-45.
Тема 3. Историческая география Руси XI – начале XIII вв. Древнерусские города и пути сообщения.

Границы Руси в XI - нач. XIII вв. Русь в 1054 г. Рост числа городов, деревень и крепостей. Определение города и его структура. Крупнейшие города. Концентрация городов и плотность населения. Водные и сухопутные пути. Волоки. Развитие путей сообщения и торговли. Экономические районы. Сельское хозяйство и промыслы. Развитие княжеств. Тмутараканьское княжество. Новгородская республика. Соседи Руси в XI - нач. XIII вв. Волжская Булгария. Образование и границы. Военные походы и торговля Руси с Волжской Булгарией. Половцы и границы их кочевий. Пути сообщения и торговые магистрали. Военные походы половцев. Возникновение в Прибалтике Тевтонского ордена. Славянская колонизация. Монастыри и церкви. Народные движения.
Контрольные вопросы:

1. Этапы складывания Киевской Руси.

2. Соседи Киевской Руси: Византия, Волжская Болгария, Хазарский каганат, западная граница.

3. Древнерусские города 10-12вв. Понятие «город», географические условия размещения древнерусских городов.

4. Историческая география XII - начала XIII вв. Изменения в размещении восточных славян. Города. Ремесло, развитие сельского хозяйства.

5. Роль торговли в формировании хозяйственного комплекса и политических отношений Киевской Руси.
Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Древняя Русь в свете зарубежных источников. Ч.5.Гл1.5. - М.,2000 .

2. История культуры Древней Руси. Т.1. Гл.7,8 – М.,1948.

3. Кирпичников А. Из старой Ладоги в Новгород. – Родина. – 2009. -№ 9.

4. Муравьев А.В. Самаркин В.А. Историческая география эпохи феодализма. – М.,1973.Ч.2. Гл. 1. С.86-91.

5. Тихомиров М.Н. Древнерусские города. - М,1956.

6. Толочко П. «И ради быша Новгородци»: Киев и Новгород XII-XIII веков в летописании города на Волхве // Родина. – 2009. - №9.

Дополнительная:

1. Кирпичников А. Великий волжский путь// Родина.- 2002.-№11-12

2. Петрухин В. Путь из варяг в греки // Родина .-2002. №11-12.

3. Славянская энциклопедия. Киевская Русь.- Московия: В 2 т. Т.1,2/ Авт. Сост. В.В. Богуславский. – М.2003.

4. Фроянов А.Ю. Города - государства древней Руси.-Л.,1988.
  1   2   3

Похожие:

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
«Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)»
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Цели и задачи дисциплины «исследование социально-экономических и политических процессов»
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Цели и задачи дисциплины «имиджелогия и управленческие навыки эффективного руководителя»
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
«Государственное и муниципальное управление», в процессе которой развиваются навыки творчества и самостоятельности, происходит приобщение...
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Программа разработана в соответствии с учебным планом основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Программа разработана в соответствии с учебным планом основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница