«Трудные времена на Русской земле»




Скачать 102,44 Kb.
Название«Трудные времена на Русской земле»
Дата публикации08.12.2013
Размер102,44 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > История > Урок
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41»

Окружающий мир

4 класс

учитель начальных классов

Горбунова Л.Н.
г.Саранск
2008 г.
Слайд № 3

Тема урока: «Трудные времена на Русской земле».
Цели урока: 1. Образовательные:

  1. формировать представление о военном деле на Руси;

  2. ознакомить с героическими страницами истории Отечества;

  3. формировать общую историческую культуру у учащихся.


2. Развивающие:

1) развивать воображение, кругозор младших школьников;

2) развивать умение работать по карте.
3. Воспитательные:

1) воспитывать нравственно-эстетические чувства у учащихся,

2) прививать любовь к Родине и желание быть её защитником.
Оборудование: карта, рисунки, видеофильм.
Ход урока:

  1. ^ Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Слайд № 2

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

- Сегодня на уроке познакомимся с героическими страницами истории Отечества.


  1. ^ Проверка домашнего задания

    1. Беседа по вопросам:

- Из каких источников мы узнаём о жизни Древней Руси?

- Что такое летопись? Кто её вёл?

- Назовите самую знаменитую летопись.

- Что собой представляли рукописные книги?

- Что в оформлении древних книг напоминает современные книги?

- Какие художественные приёмы оформления книг сохранились и в наши дни?

Слайд №4
^ 2. Игра «Найди пару»

Папирус берёзовая кора

Пергамент растение, на котором писали первые книги

Береста писчий материал из кожи
Слайд № 5
Ответы


  1. Изучение нового материала

Слайд № 6


  1. ^ Рассказ учителя о монгольском войске

- В XIII веке на Русь обрушились тяжёлые испытания. С юга пришло монголо – татарс-кое войско.

- Монгольское войско составляли кочевые племена. Они занимались разведением скота:

лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы перехо-

дили с места на место в поисках новых пастбищ.

Слайд № 7
Монголы жили в юртах - легких домах из жердей и войлока.При переездах юрты разбирали и грузили в повозки.Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали.
Слайд № 8
Монголы носили практичную одежду как для быта, так и для сражений.Племена монголов были сильны своей многочисленностью и военной организацией. По словам древнего историка, они имели «мужество львиное, терпенье собачье». Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени прово­дили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети с двух-трех лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха. Женщины тоже были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием, которое всегда было при них.
^ 2. Работа по учебнику

- Рассмотрите рисунки воинов: русских и монгольских. Сравните. {Монгольские воины имеют лучшее снаряжение.)
Слайд № 9
Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привел к рус­ским границам огромное войско.

Слайд № 10
Видеоролик «Нашествие монголо – татар на русскую землю».

Слайд № 11
На его пути лежало Рязанское кня-жество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к вла­димирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой - пала. Все I жители погибли.
Слайд № 12
Вслед за Рязанью монголо-татары заняли Коломну.
Слайд № 13
После Коломны заняли Москву.
Слайд № 14
Затем заняли Тверь.

Слайд № 15
В 1238 году полчища Батыя осадили Владимир.
Слайд № 16
После взятия Владимира маленький город Козельск враги штурмовали семь недель. 4000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый прика­зал стереть с лица земли.
Слайд № 17
В 1240 году был разграблен и разрушен Киев.
Почему же Русь покорилась монголо-татарам? Потому что не было мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех. И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности'- его военная сила не шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов. Двести лет хо­зяйничали монголы на русской земле. Двести лет понадобилось рус­ским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли.

Слайд № 18
Батый в 40-х годах XIII века основал огромное и пестрое по составу государство- Золотую Орду. Центром Золотой Орды стал город Сарай (около современной Астрахани). Хотя коренные русские земли терри­ториально не входили в Золотую Орду, они находились в полной зави­симости от нее: подчинялись приказам ханов, платили огромную дань, подвергались опустошающим набегам. Ханы назначали князей по сво­ему усмотрению.
Слайд № 19
Однако с течением времени Золотую Орду стали раздирать внутрен­ние противоречия. Многочисленные потомки Чингисхана боролись за власть. Это привело к тому, что в XV веке Орда распалась на несколько отдельных княжеств. Наиболее крупными были Казанское, Астраханское и Крымское царства. Зависимость Руси от татаро-монгольских ханов по­степенно слабела, и в 1480 году русский народ окончательно освободил­ся от чужеземного ига. Это произошло при великом московском князе Иване III, который перестал повиноваться власти ханов и создал сильное русское государство. А при внуке Ивана III - царе Иване Грозном - было покончено с Казанским и Астраханским ханствами. Дольше всех держа­лось Крымское ханство. В течении столетий оно угрожало безопасности России. С ним удалось справиться только в XVIII веке ~ в царствование Екатерины И. После успешной Русско-турецкой войны 1768-1774 годов правительство Екатерины II принудило крымского хана сложить с себя власть, и в 1783 году Крым присоединился к России.
^ 3. Работа по учебнику. С. 59-60

1) Чтение текста
- Прочитайте текст на с. 59-60.

2) Беседа по вопросам

- Кто напал на Русь в XIII веке? {Монголо-татары.)

  • Какой первый город был на их пути? (Рязань.)

  • Какие ещё русские города разорили монголы?(Коломна, Москва, Тверь, Владимир, Козельск, Киев.)

3) Работа по карте.

- Проследите по карте последовательность нашествия Батыя на Русь.

- Какой первый город был на их пути?

- Найдите его на карте на с. 61.

- Какие города он захватил?

- До какого города он не дошел и развернул назад своё войско?

- Жители какого города долго сопротивлялись?
Слайд № 20
IVФизкультминутка
Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.
^ V. Продолжение изучения новой темы
1. Рассказ учителя
Но не только монголо-татары нападали на Русскую землю. В то вре­мя, когда Батый разорял Русь, в Новгороде княжил Александр, сын ве­ликого князя Ярослава Всеволодовича. Новгородцы должны были от­стаивать свою независимость от шведов и ливонских немцев.

В 1240 году, по приказанию папы, король Швеции отправил большое войско против новгородцев и финнов.

Единственным городом, не разрушенным монголами, остался Нов­город. Его стремились захватить немецкие и финские рыцари-крестоносцы. Рыцарь - конный воин, защищенный доспехами. Кресто­носцами их прозвали потому, что на их одежде и доспехах был изобра­жен крест.
Слайд № 21
Обратите внимание на амуницию шведских и немецких воинов.
Слайд № 22
Обратите внимание на амуницию русского воина.
Слайд № 23

Шведский военачальник Биргер привел свое войско в устье реки Невы и послал своих послов в Новгород к молодому князю Александ­ру Ярославовичу. «Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей зем­ле», - передали послы слова Биргера. Собирать силы было некогда. Александр сказал своей дружине: «Нас не много, а враг силен. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем», - и неожиданно напал на шведов. С рассвета до темноты длился бой. Сам Александр бился с Биргером и ранил его в лицо. Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргера, шатер упал, шведы дрогнули и побежали к ко­раблям, на которых приплыли. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей.

Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Александру за эту битву дали прозвище Невского. А было князю Александру Ярославови­чу всего 20 лет.
Слайд № 24
Вскоре после невской победы в русских землях вновь появились крестоносцы. Враг овладел Псковом и стал продвигаться к Новгороду. Решающее сражение, как мы знаем из летописи, произошло на Чудском озере. Здесь 5 апреля 1242 года разыгралась знаменитая битва, вошедшая в историю под названием Ледового побоища.

Обычно немецкие воины строились перед боем клином. Его острие составляли с ног до головы закованные в железо рыцари на конях. Кон­ные рыцари находились и по бокам клина. А внутри его стояли пешие воины. Мощным ударом клин рассекал строй противника, дробил и об­ращал в бегство его войско. Затем пешие воины преследовали и по час­тям уничтожали бегущих.

Зная повадки врага, Александр Невский решил построить свои пол­ки следующим образом: в центре поставил срединный полк. Он состоял из горожан, крестьян, вооруженных копьями, луками, боевыми топорами, а то и просто ножами. Справа и слева от серединного полка сосре­доточились основные силы - пехота и конница.
Слайд № 25

И вот битва началась. Прикрывшись щитами, крестоносцы двига­лись как таран. Они пробили серединный полк, но вдруг русские отсту­пили за специально сделанную преграду из саней. За ними устремились и крестоносцы. За санями начинался берег, усыпанный большими кам­нями. Путь вражеской коннице отрезан. Крестоносцы оказались в за­падне. Местами подтаявший весенний лед, не выдержав тяжести сра­жающихся, начал трещать и ломаться. Рыцари в железных доспехах камнем шли ко дну. Оставшиеся в живых спасались бегством.
Слайд № 26
Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Нов­город просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»
^ 2. Просмотр фрагмента видеофильма «Александр Невский».

3. Работа по учебнику.С. 62—63

1) Чтение текста

2) Работа по карте

  • Выполните задание № 2 по карте на с. 60.

  • Найдите места сражений русских войск.

^ 4. Работа в рабочей тетради.С. 23, № 1
1) Выполнение упр.№1. Работа по контурной карте.
-С помощью карты учебника обведите общую границу русских княжеств до монголо-татарского нашествия.

-Покажите стрелками походы:

а) войск монголо-татарских ханов;

б) русских войск(в том числе Александра Невского).

^ 2) Выполнение упр.№3.

-Что относится к истории Древней Руси, а что - к истории монголо-татар? Укажите стрелками.

VI Закрепление пройденного материала
Самостоятельная работа по вариантам
Слайд № 27
Вариант – I.

-Кто напал на Русь в XIII веке?

-Кто возглавил поход на Русь?

-Какие города захватили монголы?

-Как называлось государство монголо - татар?
^ Вариант – II.

-Какая появилась новая угроза для Руси?

-Кто выступил против шведов и немцев?

-Назовите знаменитые сражения, которые выиграл Александр Невский у шведов и немцев?
Слайд № 28
Вариант – I.

1. Монголо – татары.

2. Хан Батый.

3. Рязань, Коломна, Москва, Тверь, Владимир, Козельск, Киев.

4. Золотая Орда.
Вариант – II.

1.Нападение шведов и немцев.

2.Молодой князь Александр.

3.Битва в устье реки Невы и

на Чудском озере.
VII Задание на дом


  1. Прочитать текст на стр.59-63.

  2. Выполнить задания в учебнике на стр.64.

  3. Выполнить задания в рабочей тетради на стр.22 упр.№№ 2, 4, 5.



VIII Итог урока
Слайд № 30
- А сейчас сыграем в игру «Угадайка».

- Вспомни, как зовут военачальника и найди его воинов.
Слайд № 31
Ответы.

Похожие:

«Трудные времена на Русской земле» iconУрок окружающего мира в 4-м классе по теме "Трудные времена на русской земле"
Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям? (мнение детей)
«Трудные времена на Русской земле» iconПрограмма курса «Трудные случаи русской орфографии и пунктуации»
Программа курса «Трудные случаи русской орфографии и пунктуации» рассчитана для уча­щихся 9-х классов на 17 часов и ориентирована...
«Трудные времена на Русской земле» iconПрограмма элективного курса «Трудные вопросы русской орфографии»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Дормидонтовка»
«Трудные времена на Русской земле» icon1. Разрушение русской государственности и государственного сознания...
Разрушение русской государственности и государственного сознания русских людей. Смутное время 1604 1618 годов. Католическая экспансия...
«Трудные времена на Русской земле» iconЗадачи: Образовательные: формировать понимание того, кто и как жили...
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство глубокого уважения к истории родного края
«Трудные времена на Русской земле» iconПрезентация «Осень» под музыку Чайковского «Времена года»
Плакаты «Витамины», «Уборка хлеба», осенние листья, фотографии детей, презентация «Времена года», аудиозапись музыки Чайковского...
«Трудные времена на Русской земле» iconГолубев А. П., Тростников М. В. Английский язык на экзаменах: Трудные места. Типичные ошибки
Английский язык на экзаменах: Трудные места. Типичные ошибки. – М.: Флинта, 2000. – 200 с
«Трудные времена на Русской земле» iconСоставитель: А. Н. Башкирцев
У каждого народа свои обычаи, традиции, они разнообразны и самобытны, но, несмотря на это все, мы живем на русской земле единой большой...
«Трудные времена на Русской земле» iconЗадача : исследовать историю возникновения русской вышивки
Тайна традиционных узоров русской вышивки. Обрядовая роль русской вышивки. Традиционные сюжетные мотивы русской вышивки и связанные...
«Трудные времена на Русской земле» iconНародный праздник «Хлебный спас». Цели
П. И. Чайковского «Жатва» (пьеса из сборника «Времена года»), Вивальди «Осень» (концерт «Времена года»)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница