Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения и воспитания




Скачать 67,86 Kb.
НазваниеРазвитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения и воспитания
Дата публикации04.12.2013
Размер67,86 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > История > Документы
Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения и воспитания.
Описание собственной методической системы

учителем начальных классов ГБОУ СОШ № 484 Московского района г. Санкт- Петербурга

Власовой Галиной Ивановной.

Третье тысячелетие в системе российского образования ознаменовалось становлением новой парадигмы – личностно ориентированной, которая истолковывает образование как человекосозидающий процесс, как становление «я», признание субъектности ученика, которая определяет в значительной степени направление его личностного развития. Цель современного образования – развитие тех способностей личности, которые нужны ей самой и обществу, включение её в социально – ценностную активность; обеспечение возможностей эффективного самообразования, становление личностных смыслов, моральных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию и саморазвитие ребёнка

В соответствии с этой целью мною была создана собственная методическая система учителя «Многообразие путей самореализации личности младшего школьника через урочную и внеурочную деятельность».

Я считаю, что методическая система учителя – это «совокупность связанных между собой, взаимодействующих элементов»:

- цели;

- методического стиля учителя;

- особенностей организации учебной и внеурочной деятельности учащихся;

- сотрудничества.

Цель: создание условий для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках (русского языка и литературы, окружающего мира) и занятиях внеурочной деятельности.

Задачи:

1.развитие самостоятельности, умения использовать внутренний потенциал для решения реальных проблем;

2.создание образовательных ситуаций для повышения внутренней мотивации к обучению (т.к. высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей);

3.формирование моральных способностей детей, которые являются основополагающим фактором становления демократического общества, безопасного сосуществования людей, их продуктивной деятельности для достижения поставленных целей.

Успешность воспитания нравственно-ценной мотивации и развития потенциальных возможностей учащихся зависит от создания особых взаимоотношений между мной и учениками.

Мои педагогические принципы:

-педагогический гуманизм (принятие всех учащихся, доверие к ним, уверенность в их способностях, соблюдение их интересов);

-эмпатическое понимание учеников, которое предполагает стремление и умение «чувствовать другого как себя»;

-сотрудничество-установка на доверительное общение с детьми, постепенное превращение учеников в соавторов учебного процесса;

-диалогизм - умение слушать ребёнка, интересоваться его мнением, вести межличностный диалог на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;

-принцип индивидуальности (создание условий для формирования индивидуальности личности учащихся;

-принцип выбора (педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора).

Реализация этих принципов внесла изменения в мой методический стиль. Условия достижения положительных результатов возможны лишь при наличии

-самообладания, собранности учителя;

-спокойной манеры держаться в сочетании с доброжелательностью;

-последовательности и постоянства в предъявлении требований;

-терпимости;

-создания на уроке атмосферы сотворчества.

^ Мое педагогическое кредо « Ребенок – Личность. Любовь, терпение, труд – волшебный треугольник развития и воспитания».

Я стремлюсь, чтобы отношения между мной и учениками строились на взаимопонимании и взаимоуважении, чтобы ученик не боялся высказывать свою точку зрения, мог самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное, мог свободно участвовать в сотворчестве учителя и класса.

Достижение целей обучения, по моему мнению, возможно лишь при изменении подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Общая моя установка – не давать знаний в готовом виде. В своей работе я использую технологию личностно-ориентированного обучения, поэтому при планировании процесса обучения обращаю внимание на разнообразие видов и соотношение репродуктивной и творческой деятельности школьников, чтобы новые знания и способы деятельности открывали ученики, опираясь на имеющиеся знания и опыт. Ученик сам исследует изучение какого-либо правила, темы, и они становятся для него личностно значимыми. Он как бы сам «творит» научное знание. Поиск научного знания осуществляется в форме диалога учителя, ученика и какого-либо источника получения знаний. Роль учителя в данном случае – роль дирижёра. Таким образом, при развивающей системе обучения использую дидактические принципы педагогики сотрудничества.

Ведущей формой обучения является комбинированный урок, который становится развивающим, так как конструируется мною на основе следующих принципов:

1.самостоятельность учащихся в ходе урока;

2.самоорганизация учащихся;

3.создание на уроке «ситуации успеха»;

4.развитие личности;

5.формирование коллективизма;

6.принцип ролевого участия;

7. принцип ответственности;

8. принцип психологического обеспечения.

Наряду с традиционными методами обучения широко применяю инновационные. Например, метод проекта, относящийся к технологии проблемного обучения. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Используются различные формы самостоятельной деятельности: исследование, изучение литературы, анализ произведения, подбор иллюстраций. Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное задание, слабым – по их реальным возможностям.

Ещё одним методом обучения, предполагающим развитие творческой самостоятельности учащихся, является игра: игры – соревнования, дебаты, литературные суды, викторины, дискуссии, конференции. Игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу ребёнка, социальные навыки поведения, творческие способности, а самое главное, познавательный интерес к предмету.

Игра имеет огромное положительное влияние на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. В процессе игры ребёнок способен выполнить такой объём умственной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации, это позволяет каждому ученику включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения.

Включить учащихся в процесс самостоятельного решения проблемных задач помогает мне исследовательский метод, являющийся составной частью проблемного обучения. Исследовательский метод

-формирует многие черты творческой личности;

-даёт возможность применить свои знания в новых ситуациях;

-является условием формирования интереса к изучаемому предмету.

На разных этапах обучения я отбираю и современные средства обучения: книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, видеоматериалы, электронные тренажёры, электронные библиотеки.

Смена парадигмы образования от традиционной к личностно-ориентированной требует инновационного подхода и к контрольно-оценочной деятельности на уроке. Я считаю, что активизация внутреннего потенциала личности во многом обуславливается применением индивидуальных эталонов оценки достижений. Индивидуальная нормативная ориентация сводится к применению в работе специфических для каждого ученика эталонов: результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлым результатами, и тем самым выявляется динамика его интеллектуального развития. Основной критерий – индивидуальный, личностный. Я верю в возможность развития потенциальных способностей каждого учащегося на индивидуальном для ребёнка уровне и считаю своим профессиональным долгом способствовать этому на каждом уроке, создавая для учащихся ситуацию успеха.

Проанализировав свою методическую систему, я выделяю основные её функции:

-гносеологическую (направленную на познание образовательного процесса, на изучение конкретных технологий, на осознание основных идей педагогики);

-гуманистическую (направленную на утверждение в педагогическом процессе личности ребёнка);

-проектировочную (направленную на технологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса);

-нормативную (обеспечивающую целенаправленную деятельность по реализации образовательного стандарта);

-рефлексивную (создающую условия для развития рефлексии).

Работая по данной методической системе, с каждым годом усовершенствуя ее, имею единомышленников и приемников в работе по данным направлениям на базе своей школы и других ОУ района, города. Педагогический опыт постоянно представляю на различных конкурсах педагогического мастерства, что способствует успешному его распространению и позитивной динамике сотрудничества.

В завершение подчеркну, что стратегия учителя, создающего развивающую атмосферу на уроке, заключается не только в использовании новых методик и технологий обучения, но и в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда интеллектуальное напряжение и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и совершенствовании, а жизнь окрашивается радостью познания. Но эта цель достижима только при условии активной творческой деятельности самого учителя. Он сам должен придумывать, открывать и изобретать.

Итак, как же достичь развития творческой самостоятельности учащихся, как помочь ему самореализоваться, почувствовать себя успешным? Решить эти и многие вопросы помогает мне и многим моим коллегам моя методическая система:

«Многообразие путей самореализации личности младшего школьника через урочную и внеурочную деятельность».










Похожие:

Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения и воспитания iconРазвитие познавательной и творческой активности
Нетрадиционные формы учебной деятельности как способ воспитания творческой личности учащихся
Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения и воспитания iconИндивидуальные образовательные маршруты обучения школьников на основе...
Цессе. Это позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для школьников через создание условий для дифференциации...
Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения и воспитания iconУроках трудового обучения Л. И. Куксова
Современные социально – экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и формированию...
Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения и воспитания iconПубличный отчет Муниципальногобюджетного общеобразовательного учреждения...
В 2011-2012 учебном году школа продолжила работу над темой:«Дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, учитывая...
Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения и воспитания iconЗаседание (февраль) Тема. Формирование опыта творческой деятельности...
Творческий отчет по изучению темы самообразования учителя математики (Пашковой Н. П., Гавшина Н. Н.)
Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения и воспитания iconЗадачи: расширение знаний о космосе; активизация познавательных интересов
Цель: развитие самостоятельности, познавательной и творческой активности, создание возможностей для самореализации ребят
Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения и воспитания iconКалендарно-тематическое планирование по литературе 2010-2011 учебный год 9 класс
...
Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения и воспитания iconИсследовательский и проектный методы в процессе изучения математики
Формирование у учащихся способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности возлагается в первую...
Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения и воспитания iconПлан лекции 1 Содержание понятия «автономность учащихся». Характеристика автономного ученика 2
Теоретические основы развитие автономности и самостоятельности учащихся в свете фгос
Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения и воспитания icon«Формирование творческого потенциала учащихся в процессе обучения.»
Мбоу сош №1 прошел семинар для молодых специалистов и начинающих заместителей директоров на тему : «Формирование творческого потенциала...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница