Скачать 158,18 Kb.
|
ИСТОРИЯ ЯПОНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРОГРАММА КУРСА Составители: к.ф.н., доцент Е.Е.Малинина, к.ист.н., доцент С.А.Комиссаров, ст.преп. Е.Э.Войтишек, к.ф.н. О.А.Савельева. Ответственный редактор: к.ф.н., доцент Е.Е.Малинина Цели и задачи курса. Целью настоящего курса является формирование у студентов знаний о путях развития японской словесности, начиная с древнейших времён (VII в.) до современности (конец XX в.). История литературы и драматургии Японии рассматривается в широком историко-культурном контексте, в нерасторжимом единстве со всей духовной атмосферой страны, в тесном взаимодействии с другими видами традиционного японского искусства. Важен в структуре курса сравнительно-исторический, сопоставительный аспект, стремление представить явления японской словесности в контексте мирового литературного процесса, Содержание лекций. 1. Японская литература как предмет изучения. Место японской литературы во всемирном литературном процессе. Японская литература как неотъемлемая часть духовной культуры японского народа. Проблема заимствований и самобытности в японской культуре. Проблема периодизации японской литературы.
Традиционные формы японской поэзии, их специфика. Становление жанра танка. Антология «Манъёсю». Тематическое разнообразие и широкий социальный охват авторов. Поэтика «Манъёсю».
«Мурасаки-сикибу-никки» («Дневник Мурасаки-сикибу»), Жанр дневника как важнейший инструмент познания себя и окружающего мира. 8. Формирование жанра «дзуйхицу» («вслед за кистью»). Сопоставление с жанром китайской литературы «бидзи». Сэй Сенатов «Макура-но соси» («Записки у изголовья») как отражение системы ценностей придворной культуры эпохи Хэйан. 9. Роль дневниково-мемуарной и эссеистической литературы в становлении жанра романа в японской литературе. Его отличие от западно-европейского куртуазного и рыцарского романа. Мурасаки-сикибу «Гэндзи-моногатари» («Повесть о блистательном принце Гэндзи»), Проблема художественного вымысла у Мурасаки. Проблема художественного метода. Основное содержание и концепция романа. Преодоление историографической традиции в романной форме. Эстетика «моно-но аварэ». «Гэндзи-моногатари» как энциклопедия японской жизни хэйанской поры, роль романа в развитии литературного процесса в Японии. 10. Особенности жанра «рэкиси-моногатари». (исторического повествования). «ООкагами» («Великое зерцало») как проявление особенностей японского традиционного сознания. «Четыре зерцала». Символика понятия «зерцала». Своеобразие подачи исторического материала в «зерцалах». 11. Литература эпохи Камакура (XII-XTV вв.). Особенности исторического периода и политической ситуации. Крах хэйанских ценностей. Выдвижение самураев и распространение самурайской идеологии. Кодекс «бусидо». Проблема влияния буддизма на литературу рассматриваемого периода. Идеи теоретиков буддизма: Хонэн (1133-1212 гг.), Синран (1173-1262 гг.), Нитирэн (1222-1282 гг.). Самурайская специфика восприятия буддизма. Становление жанра «гунки». (военных повествований). «Хэйкэ-моногатари» («Сказание о доме Тайра»). «Тайхэйки» («Повесть о великом мире»). Этическая и эстетическая специфика военных эпопей. 12. Развитие жанра авантюрно-героической эпопеи: трансформация литературных ценностей гунки. «Сога-моногатари» («Повесть о братьях Сога»), «Гикэйки» («Повесть о Ёсицунэ»). Связь авантюрно-героической эпопеи с народным героическим сказом.
15. Исторический трактат монаха Дзиэна «Гукансё» («Мои личные выборки») (1220 г.) Первое сочинение, посвящённое философии истории. Трактовка исторического процесса с точки зрения категорий детерминизма и свободы выбора. 16. Эпоха Муромати (XIV-XVI вв.). Специфика буддийского вероучения в рассматриваемый период. Философия дзэн-буддизма и её связь с различными видами творческой деятельности. Воздействие воззрений дзэн-буддизма на эстетику театра Но. Связь представлений театра Но с архаическими обрядовыми действами. Формирование репертуара Но. Трактат Сэами о сценическом искусстве, основные идеи. Главные эстетические принципы театра Но: «мономанэ», «югэн», «хана». Стилистическое и тематическое своеобразие пьес театра Но ёкёку. Синтетический характер действа. Народная драматургия: фарсы «кёгэн». (безумные слова). Смеховой мир простонародного фарса. Проблема смеховой культуры Японии. 17. Поэзия вака. Новые тенденции. Творчество Сайге (1118-1190 гг.). Книга его стихов «Горная хижина». Творчество Фудзивара-но Сюндзэя (1114-1204 гг.). Деятельность по составлению императорской антологии «Сэндзайсю» («Тысячелетнее собрание японских песен») (1188 г.). Творчество Фудзивара-но Тэйка (1162-1241 гг.). Антология «Синкокинвакасю» («Новое собрание кокинсю») (1201-1210 гг.). Своеобразие и поэтика. 18. Литература XVII в.: традиции и инновации. Установление сёгуната Токугава (1603 г.). Создание централизованного государства как предпосылка экономического роста и расцвета городской культуры. Рост культурной активности городских слоев населения. Сунское конфуцианство как государственная идеология Японии рассматриваемого периода. Соотношение буддийского и конфуцианского мировоззрений в культурном и общественном сознании Японии XVII в. Проза «канадзоси»: система жанров и эстетические особенности. Жанр «мэйсёки» («записки о достопримечательностях») и «хёбанки» («записи различных толков») и историческая обусловленность их появления. Воздействие произведений этих жанров на формирование новых принципов художественного изображения действительности в японской прозе XVII в. 19. Прозаическое творчество Ихара Сайкаку (1642-1693 гг.). Ихара Сайкаку как основоположник направления «укиёдзоси» в повествовательной прозе. Философия и эстетика «изменчивого мира» («укиё») в творчестве Сайкаку. Роман «Косёку итидай отоко» («История любовных похождений одинокого мужчины») (1682 г.): вопрос о возможном пародировании «Гэндзи-моногатари». Комизм как особенность творческого метода Сайкаку. Сборник новелл «Косёку гонин онна» («Пять женщин, предавшихся любви») (1686 г.). Документализм и вымысел в новеллах Сайкаку. Роман «Косёку итидай онна» («История любовных похождений одинокой женщины») (1686 г.) и особенности мировоззрения Сайкаку. Другие произведения писателя. Творчество Сайкаку как идейно-эстетическая целостность, открывающая путь художественному мышлению Нового времени. 20. Японская поэзия XVII в. Поэтические школы. Поэзия хокку: особенности поэтики и эстетики. Воздействие дзэн-буддизма на жанр хокку. Мацуо Басё (1644-1694 гг.) и его школа (Бусон, Исса...). Проза «хайбун». Феномен «хайга».
Сатирические тенденции в прозе XVIII в. Повести Хирага Гэнная (1728-1778 гг.). Социальная сатира Андо Сёэки. 23. Развитие японской литературы в первой половине XIX в. Общественно-политическая и историко-культурная характеристика рассматриваемого периода. Антифеодальные тенденции в развитии японского общества. Направления общественной мысли. Школа «голландской науки» (рангаку) и школа «национальной науки» (кокугаку) и их роль в формировании идеологической оппозиции сёгунату. Особенности «стиля эпохи» поры заката сёгуната. Специфика изображения человека и окружающего мира в литературе и живописи. 24. Повествовательная проза. Литература «гэсаку» и её жанровые разновидности. Появление жанров «сярэбон» (книги шуток) и «кибёси» (жёлтых книжек); особенности комизма. Творчество Санто Кёдэна. Использование японского разговорного языка в повестях о «весёлых кварталах». Формирование жанра «нидзёбон» (книга о чувствах). Творчество Тамэнага Сюнсуя (1790-1843 гг.) и его роман «Сюнсёку умэгоёми» («Сливовый календарь любви»). Особенности жанра «ёмихон». Уэда Акинари как крупнейший представитель жанра «ёмихон». Сборник новелл Уэда Акинари «Луна в тумане». Авантюрно-героические романы Танидзава Бакина (1767-1848 гг.) и их художественная специфика. Дидактика - неотъемлемая черта художественного метода Бакина. Переработка «Гэндзи-моногатари» в авантюрно-героические роман Рютэем Танэхико (1783-1842 гг.) Воздействие эстетики драм Кабуки на стиль Рютэя. Авантюрно-комические роман «коккэйбон». Дзиппэнся Икку (1765-1831 гг.) и его плутовской комический роман «Токайдотю хидзакуригэ» («На своих двоих по Токайдоскому тракту») (1822 г.). Образная система романа и её связь с народной смеховой культурой. Сэкитэй Самба (1776-1822 гг.) и его произведения: «Новомодная баня» (1813 г.), «Новомодная цирюльня» (1814 г.). Сценки из городской жизни. Стилизация и индивидуализация речи персонажей как важное завоевание комического романа на пути становления современной японской прозы.
27. Движение за возрождение национальных традиций. Литературный кружок «Кэнъюся» («Общество друзей тушечницы»). Японская классическая литература как источник художественных идеалов. Творчество Одзаки Кое, Ямада Бимё и др. 28. Журнальная полемика 80-х гг. XIX в. Литературная жизнь 90-х годов. Китамура Тококу (1868-2894 гг.) и литературная группа «Бунгакукай». Эксперименты японских поэтов в области стихотворной формы. Сборники новой поэзии «синтайси» (стихи нового стиля). Новые темы и поэтические приёмы. Такамура Котаро, Симадзаки Тосон и др. 29. Зарождение реалистического направления в японской литературе и проблема реалистического метода. Теоретический труд Цубоути Сёё (1859-1935 гг.) «Сущность романа» (1886 г.) как нормативная поэтика литературы нового времени. Переводческая и просветительская деятельность Фтабатэя Симэя (1864-1909 гг.). Воздействие русской классической литературы на идейно-художественные особенности прозы Фтабатэя. Роман «Укигумо» («Плывущее облако»). И его социально- психологический аспект. «Плывущее облако» как первый официально признанный японской критикой реалистический роман. 30. Своеобразие литературного движения «сидзэнсюги-ундо» (движение за натурализм) в Японии рубежа веков. Неоднородность трактовки понятия «сидзэнсюги». Ярчайшие представители «сидзэнсюги» в японской литературе: Куникида Доппо (1871-1908 гг.), Таяма Катай (1871-1930 гг.), Токутоми Рока (1868-1926 гг.). Критика традиционного семейного уклада в романе Токутоми Рока «Хитотогису» («Кукушка») (1899 г.). Творчество Симадзаки Тосона (1872-1943 гг.). Проблемы метода в романе Тосона «Хакай» («Нарушенный завет») (1906 г.). Характер «эгобеллетристики» в японской литературе этого периода. 31. «Неоромантизм» в японской литературе. «Общество Пана» и влияние на него французских поэтов-символистов. Проблематика творчества Мори Огая (1862-1922 гг.). 32. «Неогуменизм» («синдзиндосюги») в японской литературе. Литературно- художественное сообщество «Сиракаба». Антивоенный пафос произведений Мусянокодзи Санъэацу (1885-1976 гг.). Идейные особенности творчества Арисима Такэо (1878-1923 гг.). Роман «Женщина» (1911 г.) и рассказ «Потомок Каина» (1917 г.). Специфика писательской манеры Сига Наоя. Вклад общества «Сиракаба» в японскую литературу. 33. Критика «натурализма» в японской литературе. Особенности творческого метода и проблематика творчества Нацумэ Сосэки (1867-1916 гг.). 34. «Неореализм» или «Школа нового мастерства» («сингикоха»). Историзм и психологизм рассказов Акутагава Рюноскэ (1892-1927 гг.). Социальная сатира Акутагава. Тема экзистенциального одиночества. 35. «Неосенсуализм» («синканкакуха») и провозглашаемая им «новизна чувств». Раннее творчество Кавабата Ясунари (1899-1972 гг.). Вопрос о влиянии Фрейда и Джойса на ранние произведения Кавабаты. Психологизм Кавабаты. 36.Пролетарская литература как культурный феномен. Причины появления пролетарской литературы в Японии. Художественные особенности прозы пролетарских писателей. «Партийная» проза Такидзи Кобаяси (1903-1933 гг.). Ранние произведения Мияиото Юрико (1899-1951 гг.) и ее автобиографический роман «Нобуко» (1924-1926 гг.). 37. Литература 40-50-х годов. Годы войны и реакции. Особенности общественно-политической ситуации. Милитаризация Японии и ужесточение идеологического контроля. «Литература поворота». Творчество Дадзай Осаму. Исикава Тацудзо - первый лауреат премии имени Акутагава. Главные тенденции и характер литературы послевоенного периода. Послевоенное направление в литературе «сэнгоха». Возникновение группы «сэнгоха» (1946 г.) вокруг журнала «Киндай бунгаку». Психологизм и антивоенный пафос прозы Нома Хироси. «Литература атомной бомбы» («гэмбаку бунгаку»); тема трагедии Хиросимы в поэзии и прозе. Ота Ёко (1903-1963 гг.), Хаара Тамики (1905-1951 гг.), Кёко Хаяси (р. 1930 г.) и др. Социально-философское осмысление атомной трагедии. Произведения Макото Ода, Масудзи Ибусэ. Проблематика творчества Сюгоро Ямамото (1903-1967 гг.). 38. Классические традиции национальной литературы в творчестве Танидзаки Дзюнъитиро (1886-1965 гг.), Кавабаты Ясунари (1899-1972 гг.). 39.Основные тенденции развития литературы последних десятилетий XX в. Литературное наследие Мисима Юкио (1925-1970 гг.). Особенность мировосприятия Мисима. Эстетизм за гранью этики. Творчество Абэ Кобо (1924-1993 гг.): проблема соотношения между личностью и обществом. Сопоставление прозы Абэ Кобо и А.Камю, Ж.-П.Сартра, Ф.Кафки. Тема одиночества у Абэ Кобо. Особенности художественного метода Абэ. 40. Проблематика и художественные особенности прозы Оэ Кэндзабуро (з. 1935 г.). Тема обманутого поколения. 41. Особенности общественного сознания японцев начала 80 - конца 90-х годов. Появление «лёгкой» прозы Харуки Мураками, Анны Огино, Гэнъитиро Такахаси и др. Тенденции развития литературы в XX в. Практические занятия Семинар №1. Мифопоэтическая основа развития японской литературы. Вопросы:
3. Использование мифологических сюжетов в средневековой и современной японской литературе. Семинар №2. Эпоха Хэйан в японской литературе. Вопросы: 1 .Женственный характер хэйанской культуры как историко-культурная и историко-психологическая проблема. 2.«Гэндзи-моногатари»: традиции и новаторство. 3.Взаимодействие эпического и лирического в структуре романа. 4.Поэтика романа «Гэндзи-моногатари». 5.Система ценностей хэйанской эпохи, отражённая в искусстве и литературе различных жанров. 6. Эстетика «моно-но аварэ». От «Манъёсю» к «Кокинсю»: трансформация значения. Семинар №3. Литература Японии зрелого и позднего средневековья. Вопросы: 1.Жанр «дзуйхицу»: истоки и специфика. Связь с китайской традицией. Сопоставление «Записок у изголовья» Сэй Сёнагон, «Записок из кельи» Камо-но Тёмэя и «Записок от скуки» Кэнко-хоси. 2.Воздействие дзэн-буддизма на эстетику театра Но. 3. Буддийские мотивы в японской средневековой литературе. Семинар №4. Японская литература XVII-XVIII вв. Вопросы:
Семинар №5. Японская литература на рубеже Х1Х-ХХвв. Вопросы: 1 .Влияние русской классической литературы (Толстого, Тургенева, Достоевского и др.) на японскую словесность рубежа веков.
Семинар №6. Японская литература первой трети XX века. Вопросы: 1.Проблема взаимодействия с западной цивилизацией. Специфика изображения человека и окружающего мира в литературе и живописи начала XX века (на примере творчества Сиба Кокана). 2.Творчество Акутагава Рюноскэ: «вселенная человеческой души». 3.Социальная сатира Рюноскэ. Семинар №7. Вторая половина XX века. Вопросы: 1 .Этическое и эстетическое в творчестве Юкио Мисима.
Список рекомендованной литературы 1. Боронина И.А. Классический японский роман ("Гэндзи моногатари" Мурасаки Сикибу). М., 1981.
|
![]() | История русской литературы XI xviii вв Курс состоит из 2 отделов: История древнерусской литературы и История русской литературы XVIII в | ![]() | Урок литературы в 7 классе тема: Японская поэзия ... |
![]() | Урок по истории России XX век в 9 классе. Тема урока: Внешняя политика. Русско-японская война России; акцентировать внимание на Дальневосточном направлении; русско-японской войне. Показать причины, характер, цели, основные... | ![]() | Список литературы к курсу История русской литературы ХХ в после 1917 Аксенов В. «Звездный билет», «Затоваренная бочкотара» (или др повесть – по выбору) |
![]() | "История зарубежной литературы средних веков и Возрождения" Периодизация и основные направления средневековой литературы. Роль христианства, античности и фольклора в ее формировании | ![]() | Программа курса “История зарубежной литературы средних веков, Возрождения,... Общая характеристика литературы Средних веков. Периодизация. Факторы формирования и основные направления. Роль церкви в формировании... |
![]() | Старобинский Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры. Т. 2 Старобинский Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры. Т. М.: Языки славянской культуры, 2002, с. 501-579 | ![]() | «Участие Донского казачества в русско-японской войне 1904 1905 гг.» При Военном министерстве даже была создана специальная комиссия по всестороннему изучению этой войны. Результатом работы этой комиссии... |
![]() | Список вопросов по курсу «История русской литературы первой половины... Список текстов художественных произведений, учебных пособий, критических и научных работ по курсу «История русской литературы 1-й... | ![]() | Программа лекционного курса «История русской литературы XVIII в.» Тема 1: Общая характеристика русской литературы XVIII в. Литература XVIII в и древнерусская литература. Периодизация литературы XVIII... |