УТВЕРЖДАЮ :
Заведующая МБДОУ
«Детский сад №37»
____________ С.Г. Неустроева
«___» ______________ 20 __г.
ПЛАН
работы по взаимодействию
педагогического коллектива
МБДОУ «Детский сад №37» п. Теплая Гора
с семьями воспитанников
2012 год
Работа с родителями Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. ^ Знакомство с семьёй: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты, праздники и спектакли, создание памяток, выпуск газет.
Образование родителей: организация «Семейной гостиной» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации театральных постановок, гостиных, концертов, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности. ^
по образовательным областям Образовательная область «Здоровье»
Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка.
Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации.
^
Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.
Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.
Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом, открывая разнообразные секции и клубы (любителей туризма, плавания и пр.). Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).
^
Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отельного человека, всего человечества.
Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности,
Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости —фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи —«01», «02» и «03» и т. д.).
Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.
Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.
Образовательная область «Социализация»
Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.
Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивагь ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.
Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы —при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности).
Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
^
Изучать традиции трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях воспитанников.
Знакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском саду; показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребенка домашних обязанностей. Знакомить с лучшим опытом семейного трудового воспитания посредством выставок, мастер-классов и других форм взаимодействия.
Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов семьи к труду. Развивать у родителей интерес к совместным с детьми проектам по изучению трудовых традиций, сложившихся в семье, а также родном городе (селе).
Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно-обоснованные принципы и нормативы.
^
Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.
Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообраз-. ньгх впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан (сельчан).
Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.
Образовательная область «Коммуникация»
Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию..
Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (участию в деятельности семейных и родительских клубов, ведению семейных календарей, подготовке концертных номеров (родители - ребенок) для родительских собраний, досугов детей), способствующе-му развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.
Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.
Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. Поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.
Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.
Образовательная область «Художественное творчество»
На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.
Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.
Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.
Образовательная область «Музыка»
Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей.
Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного "воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений
Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты, занятия в театральной и вокальной студиях). Организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и композиторами, фестивали, музыкально-литературные вечера.
Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.
Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня в концертные залы, музыкальные театры, музеи музыкальных инструментов и пр.
План работы по взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников
Месяц
| Мероприятия
| Ответственный
| Сентябрь
| Оформление приемных для родителей
| воспитатели
| Заключение родительских договоров с родителями вновь поступивших детей
| заведующая МБДОУ
| День здоровья : туристический поход «Веселая полянка!» /совместно с родителями воспитанников старших групп/
| инструктор по физическому воспитанию
| Оформление фотостенда «Наше веселое лето!»
| воспитатели
| Обновление банка данных семей
| воспитатели
| Оформление папок – передвижек в соответствии с тематическим планированием БДОУ
| воспитатели
| Выставка сотворчества детей и родителей «А на нашей грядке выросли загадки»
| воспитатели, заместитель заведующее по ВМР
| Октябрь
| Общее родительское собрание
«Не рядом , а вместе…»
| заведующая МБДОУ, заместитель заведующее по ВМР
| Групповые родительские собрания:
Группа раннего возраста:
«Добро пожаловать!»
1 мл.группа:
«Почему дети разные?»
2 мл.группа:
«Такие взрослые трехлетки»
Ср. группа:
«Речь – показатель умственного развития ребенка»
Старшая группа:
«Зачем человеку детство?»
Подг. группа :
«Семья на пороге школы»
| воспитатели
| Тематические развлечения «Снова осень к нам пришла»
| воспитатели
| Оформление фотостенда «Будем улыбаться , спортом заниматься»
| воспитатели, заместитель заведующее по ВМР
| Вернисаж «Вместе с бабушкой моей»
| воспитатели
| Чаепитие «Рядышком с бабушкой»
| воспитатели
| Встреча с интересным человеком «Какие они – взрослые люди?»
| воспитатели
| Оформление папок – передвижек в соответствии с тематическим планированием БДОУ
| воспитатели
| Ноябрь
| Совместные мероприятия к дню Матери
| воспитатели
| Оформление поздравительных стенгазет и фоторепортажей «День Матери»
| воспитатели
| Оформление папок – передвижек в соответствии с тематическим планированием БДОУ
| воспитатели
| Совместное спортивное мероприятие к Дню Матери «Мы с мамочкой стараемся – спортом занимаемся!»
| инструктор по физическому воспитанию
| Оформление выставки детского творчества «Потрет моей мамы»
| воспитатели
| Заседание родительского комитета
| Заведующая МБДОУ
| Приглашение мам в рамках встреч с интересным человеком
| воспитатели
| Декабрь
| Оформление участков «Зимняя фантазия»
| воспитатели, заместитель заведующей по ВМР
| Проведение праздничных развлечений «Новогодняя сказка»
| воспитатели,заместитель заведующее по ВМР
| Оказание помощи родителей при подготовке к новогодним праздникам
| воспитатели
| Игра «Мы желаем вам …» /родители украшают новогоднюю елку шарами с пожеланиями/
| воспитатели, заместитель заведующее по ВМР
| Оформление папок – передвижек в соответствии с тематическим планированием БДОУ
| воспитатели,
| Совместная акция «Помоги пернатым друзьям»
| воспитатели, заместитель заведующей по ВМР
| Январь
| Оформление фотостенда «Маленькие исследователи»
| воспитатели, заместитель заведующей по ВМР
| Оформление папок – передвижек в соответствии с тематическим планированием БДОУ
| воспитатели,
| Оформление фотовыставки «Нам праздник чудесный зима принесла»
| воспитатели,
|
|
| Февраль
| Выставка совместного творчества «Пока мамы нет дома…»
| воспитатели,
| Совместный спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья!»
| инструктор по физическому воспитанию
| Приглашение пап в рамках встреч с интересным человеком
| воспитатели,
| Оформление поздравительных стенгазет «День настоящих мужчин»
| воспитатели,
| Подготовка поздравительных открыток для пап
| воспитатели,
| Оформление семейных газет «Буду я как папа»
| воспитатели,
| Оформление папок – передвижек в соответствии с тематическим планированием БДОУ
| воспитатели,
| Март
| Групповые родительские собрания :
Группа раннего возраста:
«Посеешь привычку – пожнешь характер»
1 мл.группа:
«Искусство хвалить!»
2 мл.группа:
Воспитываем навыки культурного и безопасного поведения»
Ср. группа:
«Эмоциональное благополучие ребенка»
Старшая группа:
«Нравственные отношения в саду и дома»
Подг. группа :
^ /родители и учителя начальных классов/
«Условия успешной адаптации первоклассника»
| воспитатели,
| Оформление выставки совместного творчества «Сделали сами, своими руками».
| воспитатели,
| Анкетирование родителей
| заместитель заведующей по ВМР
| Проведение тематических развлечений «Маму свою очень люблю»
| воспитатели,
| Оформление поздравительных стенгазет к 8 Марта
| воспитатели,
| Оформление папок – передвижек в соответствии с тематическим планированием БДОУ
| воспитатели,
| Апрель
| Оформление папок – передвижек в соответствии с тематическим планированием БДОУ
| воспитатели,
| Оказание консультативной помощи выпускникам
| воспитатели,
| Май
| Проведение недели семьи «Когда все вместе , так и душа на месте»
| заведующая МБДОУ, заместитель заведующее по ВМР,воспитатели,
| Проведение общего родительского собрания «Итоги воспитательно- образовательной и административной работы за год»
| заведующая МБДОУ, заместитель заведующее по ВМР
| Проведение выпускного бала «До свидания , детский сад!»
| воспитатели,
| Оформление папок – передвижек в соответствии с тематическим планированием БДОУ
| воспитатели,
| |