Урок. Понятия как форма мышления




НазваниеУрок. Понятия как форма мышления
Дата публикации22.10.2013
Размер52,7 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Информатика > Урок
Урок. Понятия как форма мышления

Цель: сформировать общее представление о закономерностях и формах мышления.

Оборудование: компьютерная презентация, текстовый процес­сор MS Word.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка ранее изученного материала. Актуализация знаний

  • Что такое чувственное познание окружающего мира? (познание с помощью органов чувств)

  • Приведите пример, когда объект вызывает у вас ощущение? (запах цветка, вкус ягоды, тепло батареи, холод);

  • Приведите пример, когда объект вызывает у вас восприятие, представление? (укус яблока: вкус, цвет, форма)

  • Приведите пример, какое представление у вас вызывает слово лимон?

  • Как вы думаете, можно ли полностью познать окружаю­щий мир с помощью органов чувств? Аргументируйте ответ. (устройство мира, вид планеты. Как образуется молния, электричество)

^ III. Изучение новой темы

Не все предметы или явления окружающего мира мы можем познавать с помощью органов чувств. Многие законы, процес­сы и явления находятся за пределами чувственного познания. Благодаря мозгу соотносятся ощущения и восприятия. Человек осознанно в ходе мыслительного процесса (мышления) обраба­тывает информацию, поступающую из органов чувств. Тем самым формируются знания.

Логика - древнейшая наука, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств. Логика не­обходима для познания окружающего мира. Она учит правильно мыслить и применяется в различных областях знаний. Ученые Древнего Востока, Древней Греции (среди которых известные философы Аристотель, Сократ, Платон) внесли значительный вклад в развитие логики как науки.

Умение логически мыслить необходимо человеку в быту, на работе. В процессе учебы вам тоже приходится размышлять над выполнением заданий, продумывая различные варианты. Логика помогает ученым делать научные открытия в различных областях науки: создавать новые технические устройства, лекарственные препараты и т. д.

Нас окружает множество объектов, которые могут быть оду­шевленными и неодушевленными. Кроме того, это могут быть явления, события.

(В процессе беседы на доске и в тетрадях заполняется таблица.)










Объекты

Одушевленные

Девочка, ребенок, ученик, собака, слон



Неодушевленные

Книга, парта, машина

^ Явления (события)

Дождь, урок, праздник










Каждый объект, явление, событие можно описать словом. Оно заменяет объект, и его используют для записи, хранения. Тем самым информацию, знания об объектах, явлениях можно передавать с помощью слов.

Любой из объектов можно описать с помощью признаков.

Попробуем все вместе описать кошку (домашняя, маленькая, пушистая и т.д.). Мы с вами перечислили признаки объекта «кош­ка». Тем самым указали, чем объект кошка отличен от других или сходен с другими объектами. Признаки делятся на свойства и от­ношения. Перечисляя свойства объекта, мы отвечаем на вопрос «какой он?». Когда мы сравниваем один объект с другим (меньше тигра, короче лапы и т. п.), то говорим об отношениях.

— Перечислите свойства объекта дом. (Двухэтажный, деревян­ный, красивый и т. д.).

Признаки делятся на существенные и несущественные. Су­щественные признаки объекта отражают его отличительные особенности от другого объекта. Вспомните любую загадку. Народная мудрость в замысловатой форме отражает существенные признаки того объекта (предмета), явления, процесса, о котором идет речь.

Например:

1) Идут четыре брата навстречу старшему:

-Здравствуй, большак! — говорят.

-Здорово, Васька-указка, Мишка-середка,
Гришка-сиротка да крошка Тимошка.

— О ком или о чем идет речь? (О пальцах рук.)

2) Через море-океан
плывет чудо-великан,
А ус во рту прячет.

— Что за чудо-великан? (Кит.)

3) Сперва блеск,

За блеском треск, За треском плеск.

— Какие объекты, явления или события описаны? (Молния гром, дождь.)

(Предложить учащимся привести свои примеры.)

Заполним таблицу, отмечая существеннее признаки объ­ектов. (Желательно сопровождать выполнение задания соот­ветствующими картинками. Выполняется учащимися в тетради самостоятельно. Затем осуществляется фронтальная проверка с необходимыми комментариями.)



Объект

Существенные признаки

Корова




Овчарка




Пудель




…….




Итак, мы выделили с вами существенные; признаки. Как от­дельного объекта (корова), так и нескольких однородных объектов (собаки), которые были представлены на картинках.

Запишите определение.

Понятие — это совокупность существенных признаков отдель­ного объекта или нескольких однородных объектов.

^ Понятиями мы пользуемся, когда думаем,, т. е. в процессе мышления. Понятия могут выражаться одним словом или сло­восочетанием (группой слов), например, книга, лес стол, гоночная спортивная машина, спортсмен-перворазрядник, радостное собы­тие, рабочая тетрадь, домашние животные.

Существуют слова-омонимы, имеющие различное значение, выражающие разные понятия, при этом одинаково звучащие (например, мир — объективная реальность и отсутствие войны; коса - волосы и орудие труда; кран водопроводный и башенный; лук — растение и спортивный инвентарь; лист на дереве и лист бумаги, ручка пишущая и дверная и т. д.).

Существуют слова-синонимы, имеющие одинаковое значе­ние, выражающие одно и то же понятие, но различно звучащие (например, око - глаз, очи; враг - недруг, противник, неприя­тель; хворь — болезнь, недомогание, нездоровье; множество — уйма, тьма, бездна, куча, набор, совокупность, коллекция и т. д.).

(Предложить учащимся привести свои примеры.)

Итак, когда мы говорим, то пользуемся словами для передачи информации и знаний об объектах, явлениях. А понятиями опе­рируем в процессе мышления, когда думаем.

^ IV. Закрепление изученного

В форме фронтальной проверки:

  1. Рабочая тетрадь: № 8, с. 42. (проверка по очереди каждого ученика)

  2. Рабочая тетрадь: № 9, с. 43. (ученики загадывают загадки классу и дети оценивают)

V. Физкультминутка

VI. Подведение итогов урока

— Что нового узнали? (Ответ: мышление — высшая ступень человеческого познания. Логика — наука, изучающая за­коны и формы мышления. Все окружающие нас объекты обладают некоторыми признаками. Признаками объекта являются свойства и отношения. Понятие — это форма мышления.)

(Выборочно за работу на уроке и выполнение заданий поста­вить оценки.)

Домашнее задание

  1. Учебник: § 2.3, с. 36-38. в1-8 стр 38

  2. Рабочая тетрадь: № 10, с. 44.

Похожие:

Урок. Понятия как форма мышления iconСуждение как форма мышления
Его задача – объединение многообразных вплоть до синтеза противоположностей и выявления движущих сил изучаемых явлений. Формы мышления...
Урок. Понятия как форма мышления iconУрок Формы мышления
Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах понятия, суждения, умозаключения
Урок. Понятия как форма мышления iconУрок математики и истории в 6 классе
Форма организации обучения: коллективно-групповое занятие, урок; форма совершенствования зун (знания, умения, навыки)
Урок. Понятия как форма мышления iconУрок информатики в 6 классе. Тема урока: Определение понятия
Форма организации познавательной деятельности: фронтальный опрос, групповая работа, индивидуальная
Урок. Понятия как форма мышления iconТезисы на выступление учительницы моу малыкайская сош нюрбинского...
Целью моей работы является выявление форм и методов проведения дидактических игр, способствующих развитию мышления, внимания, воображения...
Урок. Понятия как форма мышления iconМетодические советы по «Логике» для студентов заочного обучения Список литературы
Суждение как форма мышления. Общая характеристика. Логическая структура суждения
Урок. Понятия как форма мышления iconКультура мышления на основе «спектральной логики» В. П. Грибашёва...
Несомненно, культура определяется как сознательными, так и бессознательными составляющими человеческой деятельности. А в сознательных...
Урок. Понятия как форма мышления iconУрок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы...
Существует множество определений понятия «урок» как главного для учителя вида педагогической деятельности
Урок. Понятия как форма мышления iconУрок по теме: "Культура чая и чай как культура" по предметам: технология и биология
Форма урока : бинарный комбинированный урок с применением групповой и индивидуальной работы учащихся
Урок. Понятия как форма мышления iconУрок как основная форма обучения в школе
Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница