Лекция Методы обучения




Скачать 75,96 Kb.
НазваниеЛекция Методы обучения
Дата публикации10.10.2013
Размер75,96 Kb.
ТипЛекция
pochit.ru > Информатика > Лекция
Лекция
Методы обучения
это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.[1,с.97]
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

1. Пассивные методы;

2. Интерактивные методы.

3. Активные методы;

 
Пассивный метод  – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
Интерактивный метод . Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Активный метод  – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.



^ Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.



^ При использовании активных методов обучения  меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.


Организация учебного процесса, использующего АМО, опирается на ряд принципов:

^ Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавателей, а также развитие уважения, доверия к личности обучающегося, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.

Все методы активного социально-психологического обучения (МАСПО) имеют ряд отличительных особенностей или признаков. Чаще всего, выделяют следующие признаки:

Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью ведущего (преподавателя) и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном и жизненном опыте, логике и здравом смысле.


Взаимообучения. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением АМО обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. Многочисленные эксперименты по развитию интеллектуальных возможностей учащихся показали, что использование коллективных форм обучения оказывало даже большее влияние на их развитие, чем факторы чисто интеллектуального характера.

Индивидуализации. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Признак также подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегуляции, самообучения.


^ Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических средств) исполняет роль ``фильтра'', пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения -- педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.

Мотивации. Активность как индивидуальной и коллективной самостоятельной и специально организованной учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся выступают: профессиональный интерес, творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная вовлеченность.[4,158-165]

^ I Три варианта работы с «Хамелеоном» А.П. Чехова

  1. ФИШБОУН - метод структурного анализа причинно-следственных связей (рыбный скелет)

Почему рассказ называется хамелеон?

Хамелеон – ящерица, способная менять окраску тела.

Почему рассказ назван «Хамелеон»?

Верхние


Нижние

1.Обвинение Хрюкина


  1. Оштрафовать мерзавца.

Собаку уничтожить

2. Собака генерала

  1. Она маленькая, ты здоровила

Сам палец расковырял

3.Это не генеральская

3 Ты пострадал

Хозяина проучить

Собаку истребить

4Вестимо генеральская

4 Дорогая. Собака - тварь нежная

Болван. Сам виноват

5.Отродясь у на таких не было

5 Бродячая.истребить

6. Собака генералова брата

6 Гости, братец

Собачка, шустренькая цуцик…

Доберусь до тебя



Вывод: полицейский надзиратель меняет свое мнение в зависимости от того, кому принадлежит собака.

  1. Шляпы

Белая – Что произошло?

Желтая – Найдите положительное в этой ситуации

Черная - Найдите отрицательное в данной ситуации

Красная – какие эмоции вызвал рассказ? Менялись ли они на протяжении рассказа? Кому из героев вы сочувствуете?

Зеленая - Как могли бы повести себя герои?

Синяя - Почему вы смеялись, читая рассказ?

  1. ^ Тонкие и толстые вопросы



Тонкие

Толстые

Что произошло?


Как меняется поведение надзирателя?

Кого укусила собака?

Чего хочет Хрюкин?

Почему меняется поведение надзирателя?

Кто проводит расследование?

Чего хочет надзиратель?

Что он хочет сделать с собакой?

Кто из героев вызывает ваше сочувствие? Почему?

Сколько раз полицейский надзиратель меняет свое мнение?




^ II Посмотрим разультаты:

Личностные

Предметные

метапредметные

III Самостоятельная работа

Выбрать тему урока и спроектировать урок с использованием активных методов

Прием « Фантастическая добавка»

Анатолий Гин в своей книге «Приемы педагогической техники» определяет «Фантастическую добавку» как прием, направленный на привлечение интереса к произведению.

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить какую – либо ситуацию; придумать фантастического героя; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

Что же дает ребенку подобная работа? Нужна ли она ему? Считаю, что да. Во-первых, когда ребенок, пересказывает текст, употребляет слова типа "Я увидел...", "Я услышал...", "Я почувствовал...", "Я почувствовал...", "Я восхитился..." и т.д., он невольно соотносит поведение героев со своим собственным опытом. В это время происходит развитие его эмоциональной сферы, формируется его социально значимое отношение к миру и искусству, и, конечно же, развиваются специальные творческие способности ребенка, системное мышление. Ученик "включает свое воображение", воссоздавая содержание текста и одновременно творя нечто новое. Происходит развитие образного мышления, эстетического чувства, воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии при восприятии и осмыслении художественного произведения.

Во-вторых, требование во время творческого пересказа опираться на текст, способствует развитию навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

В-третьих, в процессе творческого пересказа, который воспринимается учащимися, как игра, происходит также совершенствование и реализация потребности в общении, формирование эмпатийной сферы ребенка, его ценностной ориентации.

В-четвертых, воображаемая ситуация, в которой оказался ребенок, стимулирует процессы мышления, в том числе и творческую интуицию. Наличие творческого мышления - один из основных признаков настоящего читателя. Ведь писатель и его произведение будут понятны и доступны читателю, когда читатель способен к сотворчеству.

В-пятых, воображаемая ситуация ставит ребенка перед необходимостью выбора действий, поступков, оценки состояний. Ребенок не только пересказывает текст, но и выражает свое отношение к тому, о чем или о ком он говорит.

Наконец, опираясь на художественный текст и упражняясь в формировании и построении того или иного высказывания, ребенок усваивает и речевую культуру

Этот прием необходимо использовать на заключительных уроках по изучению произведения.

^ . И. Тургенев, повесть «Му-му» . Я прошу ребят, погрузиться в роль и "озвучить" мысли и чувства Герасима. Я задаю вопросы Герасиму, а ребята вслух произносят мысли Герасима (что, по-вашему, сказал нам Герасим, если бы умел говорить).

  • Скажи, пожалуйста, Герасим, почему ты не ушел от барыни раньше? Ведь ты мог не топить свою любимую собаку, а сразу с ней уйти в деревню?

  • Думал ли ты, Герасим, что ты мог уйти от барыни со своей собакой?

  • О чем ты, Герасим, думал, когда возвращался в свою деревню из Москвы? Было ли тебе страшно, что барыня велит тебя поймать, привезти опять в Москву? А если бы она велела запороть тебя до смерти?

Еще одна ситуация: представьте себе, что спустя 1-2 года спустя барыня и Герасим встретились. Своевольная барыня ездила по деревням. Какой вы себе представляете их встречу?

Похожие:

Лекция Методы обучения iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция Методы обучения iconТесты по содержательной линии школьного курса информатики
Методы обучения подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля
Лекция Методы обучения iconМетоды и приемы, повышающие качество обучения английскому языку
Под принципами обучения понимаются исходные положения, которые определяют цели, содержание, методы и организацию обучения и проявляются...
Лекция Методы обучения iconУрок-лекция, урок-семинар, исследование
Методы обучения: лекции, беседы, проекты, химический эксперимент ( демонстрации и практические работы)
Лекция Методы обучения iconМетоды и приемы развития речи
Методы обучения, разработанные дидактикой, конкретизируются в каждой отдельной методике. Метод обучения — способ работы воспитателя...
Лекция Методы обучения iconМетоды обучения математике учащихся начальных классов школ для слепых детей Методическое пособие
В пособии рассматриваются различные методы обучения математике, которые описаны применительно к различным этапам усвоения знаний...
Лекция Методы обучения iconСеминар Качество целей современного урока
Немаловажную роль играют методы обучения, как полилог, диалог, дискуссии, дидактические игры, а также методы обучения, направленные...
Лекция Методы обучения iconЭкзаменационные билеты по дисциплине «Методике обучения информатики»
Разработать методику обучения конкретной темы, включающую цели, детальное изложение содержания учебного материала, формы и методы...
Лекция Методы обучения iconФормы и методы контроля как средство повышения качества обучения учащихся
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами...
Лекция Методы обучения iconМетодическая разработка блока занятий по теме: «Материально-технические,...
На уроке интерактивная лекция применяются активные методы обучения: разбор проблемных ситуаций, обосновывающих проблематику лекции;...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница