План урока: Орг момент. Понятие «Модель»




Скачать 62,02 Kb.
НазваниеПлан урока: Орг момент. Понятие «Модель»
Дата публикации07.10.2013
Размер62,02 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Информатика > Урок
ЦЕЛЬ УРОКА: Дать п онятие «Модель» и, классификация моделей, основные этапы моделирования, информационные объекты в базах данных.

ТИП УРОКА: объяснительно – демонстрационный.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ:

Учащиеся должны знать:

что такое модель и моделирование; классификацию моделей; этапы моделирования; что такое БД; какие бывают информационные модели БД; что такое информационная модель и ее свойства.

Учащиеся должны уметь:

различать типы моделей; составлять простейшие вербальные модели; классифицировать информационные модели; ориентироваться в этапах моделирования.

^ ПЛАН УРОКА:

  • Орг. момент.

  • Понятие «Модель». Модели объектов, процессов, явлений. Моделирование.

  • Классификация моделей.

  • Основные этапы моделирования.

  • Информационные объекты в базах данных.

  • Подведение итогов.

Ход урока:

Понятие “Модель”.

Разные явления скрываются за словом «модель». Электромобиль на выставочном стенде, макет здания, моста, и т.д.

^ Модель – упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении.

Моделирование – построение моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений.

^ Почему не исследуется сам оригинал?

Во 1-х, в реальном времени оригинал может уже не существовать или его нет в действительности, а для моделирования время – не помеха. На основании фактов, гипотез и аналогий можно построить модель событий далекого прошлого.

^ Во 2-х, оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. А для изучения чего-то конкретного иногда следует отказаться от второстепенного.

Модели объектов. Это может быть уменьшенная копия архитектурных сооружений, художественных произведений, наглядные пособия в школьном кабинете.

^ Модели явлений. Для изучения явлений живой природы, для предотвращения катастрофы, для применения природных сил на благо человека создаются модели явлений.

Модели процессов. Это моделирование действий над материальными объектами. Например, это модели экономических, экологических процессов, развития Вселенной, общества.

Для одного и того же объекта может быть создано много моделей. Это зависит от поставленной вами цели исследования. Важную роль при создании модели играют средства и методы, с помощью которых вы собираете информацию о прототипе.

Классификация моделей.

  • По области использования

  • Учебные (наглядные пособия, тренажеры, обучающие программы)

  • Опытные (копии проектируемого объекта, например, модель корабля, автомобиля,…)

  • Научно-технические (создаются для исследования процессов и явлений, например, синхротрон – ускоритель электронов, стенд для проверки телевизоров,…)

  • Игровые (военные, экономические, спортивные, деловые игры; они репетируют поведение объекта в различных ситуациях)

  • Имитационные (имитируют реальность, например, эксперимент повторяется, чтобы изучить и оценить последствия действий на реальную обстановку; метод проб и ошибок, например, опыты на мышах с целью испытать новое лекарство, чтобы выявить побочные действия).

  • ^ С учетом фактора времени и области использования

  • Статические (одномоментный срез информации об объекте, например, обследование учащихся в стоматологической поликлинике для выявления картины состояния ротовой области на данный момент времени)

  • Динамические (позволяет увидеть изменения объекта во времени, например, карточку школьника, отражающую изменения, происходящие с его зубами в течение нескольких лет можно считать динамической моделью)

^ По способу представления

  • Материальные (предметные, физические, например, детские игрушки, чучела из птиц, карты по истории, географии, макет ракеты и т.д.)

  • ^ Информационные (их нельзя потрогать или увидеть воочию, т.к. они строятся только на информации)

Информационная модель – совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.

^ Виды информационных моделей

К информационным моделям можно отнести знаковые и вербальные модели.

Вербальные (устные) – полечены в результате раздумий, умозаключений. Например: наше поведение при переходе улицы. Человек анализирует ситуацию на дороге и вырабатывает свою модель поведения. Или музыкальная тема, промелькнувшая в голове у композитора, рифма, пока еще в сознании поэта.

^ Вербальная модель – информационная модель в мысленной или разговорной форме.

Знаковая модель – информационная модель, выраженная специальными знаками.

Знаковые модели – рисунки, тексты, графики, схемы.

  • По форме представления можно выделить следующие виды информационных моделей:

  • Геометрические

  • Словесные

  • Математические

  • Структурные

  • Логические

  • Специальные

  • Компьютерные

  • Некомпьютерные

Основные этапы моделирования:

Моделирование занимает центральное место в исследовании объекта.

1 этап. Постановка задачи (описание задачи; цель моделирования; анализ объекта – разложение на составляющие)

2 этап. Разработка модели (выясняются свойства, состояния, действия и другие характеристики элементарных объектов в любой форме – устно, в виде схем, таблиц и т.д.)

^ 3 этап. Компьютерный эксперимент (тестирование – процесс проверки правильности модели)

4 этап. Анализ результатов моделирования (принятие решения, вырабатываемое на основе анализа полученных результатов). Этот этап решающий. Вы - или продолжаете или заканчиваете исследования.

^ Объекты и система объект – это то, о чем идет речь.

Система – это целое, состоящее из элементов, взаимосвязанных между собой.

Пример объекта, который можно рассматривать в качестве системы: человек. Дерево, дом, книга, солнечная система и т.д.

Системы бывают материальные, нематериальные и смешанные Материальные: человек, дом. Нематериальные: математика. Смешанные: школьная система (портфели, учебники, расписание, темы …).

Главное свойство любой системы – принцип эмерджентности. При объединении элементов в систему у системы появляются новые свойства, которыми не обладал ни один из элементов в отдельности. Пример. Самолет – система из метала, пластика, электроники и т.п. главное свойство – способность к полету. Ни одна из составляющих этим свойством не обладает.

Информационная модель объекта – это его описание. Способы описания могут быть разными: вербальными, графические (схема метрополитена, родословное дерево, структура молекул, блок-схема алгоритма …), табличное (таблицы типа «объекты-свойства», «объекты-объекты», вычислительные таблицы), математическое, и др.

^ Таблицы типа «Объекты – свойства».

Это таблицы , где рассматриваются отдельные объекты (все свойства относятся некоторой группе объектов, а к какому-то одному объекту) и все объекты принадлежат одному классу.

Практическая часть:

  • Построить таблицу типа «объекты- свойства» по следующим данным: Столица, площадь, население и форма правления некоторых стран.

  • Франции. Столица – Париж. Площадь– 552 тыс.кв.км. Население – 52 млн. чел. Форма правления – республика.

  • Великобритания. Столица – Лондон, Площадь – 244 тыс.кв.км. Население – 56 млн. чел. Форма правления – королевство.

  • ^ Япония. Столица – Токио. Площадь – 370 тыс.кв.км. Население – 108 млн. чел. Форма правления – империя.

Таблицы «объекты – объекты»

Это таблицы, где описываются пары объектов (свойства характеризуют не один объект, а пару) свойство только одно.

Задание:

  • Построить таблицу типа «объекты – объекты» по следующим данным:

  • Годовые оценки по всем предметам за прошлый год лицеистов своей группы.

  • Выделить объекты и свойства. Название свойств записать в заголовок таблицы, название классов в заголовок боковика и верхнего яруса головки.

  • Название первых объектов записать в боковик, название вторых объектов записать в головку.

  • ^ Значения свойств вписать в ячейку таблицы.

Фамилия

Предметы




Физика

Информатика




Петров










Иванов










Рефлексяи поуроку

Похожие:

План урока: Орг момент. Понятие «Модель» iconУрока. Орг момент
А сейчас мы подведем итог и узнаем, куда поведет нас дорога истории дальше. Для этого надо разгадать кроссворд
План урока: Орг момент. Понятие «Модель» iconПлан урока I. Организационный момент >II. Актуализация знаний
Тема: Лишайники. Особенности их строения и жизнедеятельности. Приспособленность к разнообразным условиям обитания, их роль в природе...
План урока: Орг момент. Понятие «Модель» iconУрока: Орг момент
Цели: Закрепить знания по теме «Может говорить музыка» Выяснить, какие черты человеческого характера может выражать музыка. Разучить...
План урока: Орг момент. Понятие «Модель» iconПлан урока тема урока «Нефть»
...
План урока: Орг момент. Понятие «Модель» iconПлан урока. I. Организационный момент. II. Лабораторная работа по...
Тема урока: Применение подобия треугольников для определения высоты недосягаемого предмета
План урока: Орг момент. Понятие «Модель» iconСказка. I. Орг момент
Урок внеклассного чтения по сказке А. С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде»
План урока: Орг момент. Понятие «Модель» iconМоеи работы организационные структуры управления. Данная тема является...
Для изменения ситуации в организации следует скорректировать структуру управления, изменить кадровый состав, использовать делигирование...
План урока: Орг момент. Понятие «Модель» iconПлан урока. Организационный момент
...
План урока: Орг момент. Понятие «Модель» iconОбщие требования к планированию воспитательной работы План
План – это развёрнутый проект жизни класса. Это – модель работы. Модель работы даёт ей цель, открывает ясную перспективу движения...
План урока: Орг момент. Понятие «Модель» iconПлан урока Организационный момент
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница