Информация Логика Поэзия // Число и мысль




НазваниеИнформация Логика Поэзия // Число и мысль
страница1/6
Дата публикации21.09.2013
Размер0,49 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6
Г.А. Голицын
РОЛЬ АПРИОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

=== Источник сканирования: (1) Голицын Г.А. Информация — Логика — Поэзия //Число и мысль. — М., Знание, 1984. — Вып. 7, стр. 9 — 33; (2) Психология творчества (под ред. Я.А.Пономарева) //Глава §6 «РОЛЬ АПРИОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ» (автор — Голицын Г.А.). — М., Наука, 1990. — стр. 104 — 117.

=== Прим. ред. сканирования: здесь представлены две статьи одного автора — канд.биол.наук, Г.А. Голицына. (их содержание частично повторяет друг друга; первая из них — научно-популярная, а вторая – научная) В качестве названия выбрано название второй статьи (ред. — Катречко С.Л.).

^ ИНФОРМАЦИЯ — ЛОГИКА — ПОЭЗИЯ

«То, что глаз охватывает сразу, поэт должен показывать нам медленно, но частям, и нередко случается, что при восприятии последней частя мы уже совершенно забываем о первой» [7].

В этих словах Лессинга в сжатой форме выражены как отличительные особенности, так и трудности того пути формирования представлений, который обычно называют вербально-логическим. Вербальным — потому, что информация здесь передается посредством слов (или других условных знаков), логическим — потому, что отдельное слово как правило, передает лишь отдельный признак (сторону, свойство) предмета, и для создания целостного представления о предмете эти слова и признаки должны сочетаться с помощью определенных логических операций. Типичным примером вербально-логического пути формирования представлений является художественная литература.

Мышление, решение задачи также можно рассматривать как процесс формирования представления — будет ли то представление о машине, химической или математической формуле, удачной рифме, художественном образе. В роли сообщений, задающих признаки представления, выступают условия задачи.

Вербально-логический путь формирования представлений ставит перед нами множество любопытных проблем. Вот некоторые из них:

  • почему логика часто оказывается бессильной при решении задачи и мы вынуждены обращаться к пресловутой интуиции? В чем вообще различаются логика и интуиция?

  • почему одни логические операции употребляются часто, а другие — почти никогда?

  • как порядок слов влияет на их информативность и выразительность?

  • почему мысль, выраженная в лоб, прямолинейно, часто производит меньшее впечатление, чем та же мысль, высказанная косвенно, намеком, мимоходом?

  • чем определяются поэтическая сила, яркость, выразительность, эмоциональная действенность слова?

  • почему слово от частого употребления «стирается», теряет спою яркость, способность вызывать представление? Как восстановить эту яркость?

  • почему лишние слова часто не только не усиливают впечатление, но, напротив, уменьшают его?

В работе предпринята попытка ответить на эти и некоторые другие вопросы с позиций теории информации. При этом мы исходим из предположения, что человек в процессах восприятия и мышления руководствуется принципом максимума информации.

Это значит, в частности, что в своей речи он подбирает слово или сочетание слов так, чтобы они несли максимум информации, а воспринимая чужую речь, он будет отбирать и воспринимать в первую очередь слова наиболее информативные и пропускать мимо ушей те, которые несут нулевую или тем более отрицательную информацию, Это значит также, что представление, которое возникает у него под влиянием полученных сообщений, тоже есть результат отбора, и отбирается оно так, чтобы обеспечить максимум информации.

Разумеется, в обыденной речи принцип максимума информации едва пробивается сквозь хаос случайностей. Но есть особый вид речи — художественная речь, где слова подвергаются жесткому отбору и где слово приближается к тому, чем ему надлежит быть в идеале. Поэтому в первую очередь художественная речь, а также се элементы в обыденной речи будут предметом нашего рассмотрения

Есть основания полагать, что принцип максимума информации имеет глубокие эволюционные корни. Само возникновение жизни и развитие биологических видов было связано с накоплением и отбором информации. Не удивительно, что этот принцип продолжает действовать и на высших ступенях эволюции, проявляясь, в частности, в различные формах человеческой длительности. Получение информации обычно сопровождается положительными эмоциями, ее потеря — отрицательными.

Естественно, что первый вопрос, на который мы должны ответить: как оценить (хотя бы в принципе) информативность слова? Как меняется эта информативность под влиянием других слов, контекста? Мы начнем с того, что напомним некоторые известные положения теории информации.

Количество информации, которую доставляет сообщение у о событии (предмете, состоянии) х, как известно,

Здесь р(х) — вероятность события х до получения сообщения у (априорная, или безусловная, вероятность); P(X/y) — вероятность того же события после получения сообщения у (апостериорная, или условная, вероятность).

Если у нас имеется не одно, а два сообщения — у1 и y2, то доставляемая ими информация об объекте x равна:

Умножая числитель и знаменатель дроби на одну и ту же величину p(x/y1), можем представить это выражение в следующем виде:

Но первое слагаемое в этом выражении есть информация, доставляемая первым сообщением. Тогда второе слагаемое есть информация, доставляемая вторым сообщением на фоне первого (т.е. при условии, что первое сообщение уже получено). Нас часто будет интересовать именно эта условная информативность второго сообщения, поскольку это позволит оценить влияние фона, контекста первого сообщения на информативность второго. В частности, в качестве первого сообщения может выступать априорное представление субъекта.

Заметим, что если априорное распределение р(х) неравномерно в интересующем нас диапазоне значений х, то это значит, что оно содержит априорную информацию об х. Нам удобно будет, единообразия ради, обозначить в этом случае р(х) через р(х/у0) и рассматривать этy априорную информацию как результат воздействия некоторого фиктивного «априорного сообщения» у0 на исходное распределение, которое мы будем обозначать через р(х) и считать всегда равномерным. Вводя такое фиктивное сообщение, мы не слишком грешим против истины; априорные представления субъекта не возникают из ничего, обычно они складываются на основе каких-то предварительных априорных сообщений, о которых мы просто ничего не знаем.

Равномерность р(х) позволяет выразить очень просто принцип максимума информации. В самом деле, поскольку р(x) равномерно и от х не зависит, то максимизация информации по х сводится к максимизации апостериорной вероятности p(x/y0, ..., уn). Таким образом, применительно к формированию представлении наш принцип можно сформулировать так: из множества возможных представлений Х субъект под влиянием сообщений отбирает те, апостериорная вероятность которых р(х/у0, ..., уn) максимальна.

В частности, если нет никаких сообщений, кроме априорного, то отбираются представления с максимальной априорной вероятностью.

В такой форме наш принцип близок к известному в статистике принципу максимума правдоподобия. Различие в том, что принцип максимума информации учитывает и априорную информацию; кроме того, он применим к отбору не только представлений х, но и сообщений у.

Закончим этот раздел примером, который послужит нам для иллюстрации всех важнейших теоретических тезисов.


рис. 1

Пример. Рассмотрим цифры стандартного начертания. используемые на почтовых конвертах (рис. 1, а). Каждую цифру можно описать с помощью набора признаков Yi — черточек, занимающих одну из девяти позиций (рис. 1,6). Пусть субъект получает ряд сообщений, в каждом из которых указывается одни из признаков цифры, и на их основе должен составить представление об этой цифре х. Сообщение yi выделяет среди совокупности цифр некоторое множество Хiцифры, обладающие признаком yi. Например, если субъекту сообщен признак yз (верхняя наклонная черточка), то он выделяет множество X3= (3, 7, 6, 1) — все эти цифры имеют в своем составе указанный признак. Сообщения о других признаках будут выделять другие множества (некоторые из них показаны на рис. 1).

Заметим, что совокупность сообщений можно рассматривав как одно сложное сообщение, а совокупность признаков — как один сложный признак. Такой сложный признак можно назвать образом.

Введем еще понятие достаточного признака. Это такой признак, который однозначно определяет представление. Так, совокупность признаков у3, у7 (две наклонные черточки) однозначно определяет цифру 3. Если дан достаточный признак, то по нему уже можно построить целостное представление, а по представлению восстановить недостающие признаки или даже исправить ошибочные. Достаточный признак содержит всю информацию об объекте, и сообщения, добавляющие новые признаки, будут излишними, неинформативными.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Информация Логика Поэзия // Число и мысль iconАлгебра логики. Основные понятия. Область применения алгебры- логики....
Логика (гр logos — мысль, слово, речь, разум) — это наука о законах и формах мышления, направленная на познание объективного мира....
Информация Логика Поэзия // Число и мысль iconЛитературное кафе
Поэзия прекрасная сказочная девушка, у которой при каждом слое вылетают изо рта драгоценности. Мысль поэта, живая и трепещущая, оправляется...
Информация Логика Поэзия // Число и мысль iconСписок литературы. Логика Арно А. Николь П. «Логика как искусство...
«Journal of symbolic logic» 1934г., VI part 4, XXVI part 1-2? 1960 г., V part 4-5, 1980г
Информация Логика Поэзия // Число и мысль iconЗаконы логики
Логика – наука древняя, когда-то развивалась вместе с философией. Логика становится самостоятельной наукой в к. 19 века. Возникает...
Информация Логика Поэзия // Число и мысль icon4 Поэзия и «не поэзия» 70 Заключение 81 Вопросы для самопроверки 84
Нравственно-политические, социокультурные процессы 70-х годов и их отражение в литературе 6
Информация Логика Поэзия // Число и мысль iconПейзаж в лирике А. А. Фета
Поэзия А. А. Фета необыкновенна. Он последовательно переносил свое понимание мира на искусство слова, любил повторять, что поэзия...
Информация Логика Поэзия // Число и мысль iconЛогика неделимости
К области определения категорий можно отнести связанную с ними сущность логика неделимости. Логика показывает различные связи, отношения...
Информация Логика Поэзия // Число и мысль iconУ каждого поэта своя трагедия, иначе он не поэт. Без трагедии нет...
На рубеже прошлого и нынешнего столетия, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть,...
Информация Логика Поэзия // Число и мысль iconМатериалы к уроку
«Календарная обрядовая поэзия и праздники Руси. Обрядовая поэзия Воронежского края»
Информация Логика Поэзия // Число и мысль icon2. Логика и язык
Логическая форма мысли. Понятие формально-логического закона. Правильные и неправильные умозаключения. Установление неправильности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница