Мониторинг деятельности классного руководителя




Скачать 92,65 Kb.
НазваниеМониторинг деятельности классного руководителя
Дата публикации16.09.2013
Размер92,65 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Информатика > Документы
МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Классному руководителю в своей практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников, родителей и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям. Проконтролировать деятельность классного руководителя по содействию школьникам в усвоении программ общего и дополнительного образования предлагаем по приведенной ниже методике.

В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Даже в классах, где успеваемость высокая, следует стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования. В этом заинтересованы также учителя-предметники и родители.

При разработке методики контроля за деятельностью классного руководителя мы исходили из того, что его работа представляет собой некий управленческий цикл, звеньями которого являются:

  • установка целей и планирование работы с учетом результатов предварительной диагностики ситуации, сложившейся в классе;

  • разработка форм, методов и приемов деятельности;

  • реализация намеченных планов;

  • анализ результатов деятельности;

  • коррекция программы действий с последующим прогнозированием и постановкой новых задач.

Академик Ю.К. Бабанский определяет шесть основных компонентов процесса обучения, на основе которых классный руководитель выстраивает взаимодействие с учащимися, родителями, учителями-предметниками (иногда и с психологической службой образовательного учреждения).

1. Целевой компонент, предполагающий постановку конкретных целей и задач по результатам анализа ситуации в классе. При этом важно, чтобы цели всех трех участников учебно-воспитательного процесса были примерно одинаковыми и чтобы все они желали и могли интегрировать усилия для достижения целей.

2. Стимулирующе-мотивационный компонент. В большей степени он направлен на учащихся (чтобы они учились старательно, самостоятельно, активно). Однако нельзя не отметить, что повышение интереса к знаниям – дело всех учителей. Но особенно велика роль классного руководителя, который может использовать для этого различные формы внеурочной работы и помогать учителям в правильной организации учебной работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Успех учебной деятельности во многом зависит от общности целей всех учителей. Интерес к знаниям – важный, но не единственный стимул успешного обучения. Поэтому задача классного руководителя – пробудить в школьниках чувство долга и ответственности за учебный труд.

^ 3. Содержание образования. Необходимость этого компонента в деятельности классного руководителя вызывает у многих сомнение, т. к. определяется спецификой предметов, профилем образовательного учреждения и пр. Но важно, чтобы классный руководитель детально представлял особенности содержания образования, предусмотренные учебным планом, обладал подробными сведениями о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в классе.

4. Операционно-деятельностный компонент. Он предполагает контроль за тем, чтобы дети владели "инструментом учения" на уроке и вне его, а родители и учителя-предметники создавали комфортные условия для обучения, осуществляли научную организацию труда. Родители – это сила, которая может оказать серьезную помощь в учении детей. Выполняя домашнее задание, школьники закрепляют усвоенное в классе, расширяют и приобретают новые знания. Поэтому успеваемость зависит не только от учителей, но и от родителей. Они создают условия для учебной работы детей, обеспечивают их книгами, учебными принадлежностями, помогают организовать домашние занятия.

5. Контрольно-регулировочный компонент. Классный руководитель содействует реализации контролирующей функции учителем-предметником и родителями.

6. Оценочно-результативный компонент. Классный руководитель информирует родителей об оценках и результатах учебы их детей.

С учетом этих компонентов были разработаны критерии и показатели для оценивания деятельности классных руководителей в области содействия освоению программ общего и дополнительного образования. Оценку работы классных руководителей, в соответствии с предлагаемой методикой, проводят поэтапно на основании мониторинга. Мониторинг предполагает три "среза" результатов различных видов деятельности, объединенных в блоки, проводимых в октябре, ноябре и мае (сроки могут варьировать в зависимости от специфики образовательного учреждения).

Первый блок программы мониторинга – теоретический, реализуемый в первую неделя октября, предусматривает проверку планов воспитательной работы с классом. На данном этапе оценивается:

  • информированность классных руководителей об особенностях содержания образования во вверенном классе;

  • определенность задач, проблем и принципов воспитательной работы классных руководителей по обеспечению хорошей успеваемости учащихся.

Нам видятся необходимыми следующие требования к оценке по этим критериям: должны быть перечислены конкретные особенности содержания образования (распределение нагрузки по предметам, роль образовательных областей, сложность содержания по предметам).

В формулировках задач должно предусматриваться:

  • обеспечение учителей-предметников информацией об индивидуальных особенностях учебной деятельности учащихся и класса в целом, организация работы с неуспевающими учениками по предметам;

  • организация контроля за регулярностью выполнения домашних заданий, своевременное информирование родителей об успеваемости детей;

  • стимулирование качества учебной деятельности школьников, отслеживание проблем успеваемости учащихся.

Кроме этого оценивается содержательность текста плана и соответствие формулировок требованиям. Окончательная оценка определяется суммированием оценок по критериям.

Второй блок программы мониторинга – организационно-процессуальный, реализуемый во вторую неделю ноября (время проведения родительских собраний), включает в себя оценку организации работы классного руководителя с учащимися, их родителями и учителями-предметниками, которая осуществляется в форме анкетирования. Нами разработаны анкеты для классных руководителей, учителей и родителей (приложения1–4). Критериями оценки в данном случае являются:

  • координация работы учителей-предметников и родителей;

  • организация дифференцированного обучения (работы с одаренными и отстающими учениками);

  • информированность родителей о задачах, проблемах и результатах учебной деятельности детей;

  • работа с учащимися;

  • степень сотрудничества классного руководителя и учителей-предметников.

И, наконец, мониторинг по третьему, аналитическому, блоку проводится на третьей неделе мая, т. е. в конце учебного года, когда подводятся итоги работы за год, дается характеристика изменений в познавательной сфере учащихся за текущий год.

По нашему мнению, для оказания содействия школьникам в освоении программ общего и дополнительного образования классный руководитель в своей работе должен:

  1. Учитывать особенности содержания образования учащихся вверенного класса и специфику учебной деятельности школьников.

  2. Определять основные задачи своей деятельности по обеспечению хорошей успеваемости учащихся класса.

  3. Детально представлять особенности содержания образовательных программ, предусмотренных учебным планом, обладать полной информацией о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом коллективе.

  4. Разработать и реализовать комплекс мер по координации деятельности учителей-предметников, работающих в классе, и родителей.

  5. Определять общие задачи и проблемы, связанные с академической неуспеваемостью учащихся, для учителей-предметников, работающих в классе.

  6. Организовать дифференциацию обучения.

  7. Воспитывать сознательное отношение школьников к учебе, развивать познавательный интерес к изучаемым предметам, повышать культуру учебного труда.

  8. Разработать и реализовать комплекс мероприятий по формированию у учащихся общеучебных умений, навыков научной организации труда с привлечением родителей и учителей.

  9. Своевременно информировать родителей об успеваемости их детей.

  10. Проводить работу с родителями для обеспечения качественного выполнения домашних заданий.

  11. Таким образом, координируя усилия участников учебно-воспитательного процесса (родителей, учителей и учеников), классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

 

  • Диагностика воспитанности учащихся (Н.П. Капустин)

  • Изучение эффективности воспитательных средств.

  • Методика межличностного взаимодействия педагога и воспитанника (Л.В.Байбородова).

  • Методика изучения удовлетворенности родителей работой  образовательного учреждения (Е.Н.Степанов).

  • Классный руководитель глазами воспитанника.

  • Методика определения уровня  развития самоуправления в ученическом коллективе (М.И. Рожков)

  • Диагностическая карта классного руководителя «Изучение умений педагога».

^ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
(методика Е.Н. Степанова)

Цель: выявить уровень удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Инструкция: внимательно прочитайте перечисленные ниже утверждения и оцените степень согласия с ними. Для этого необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий Вашей точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.



Коллектив, в котором учится наш ребёнок, можно назвать дружным.
4 3 2 1 0
В среде своих одноклассников наш ребёнок чувствует себя комфортно.
4 3 2 1 0
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребёнку.
4 3 2 1 0
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребёнка.
4 3 2 1 0
В классе, где учится наш ребёнок, хороший классный руководитель.
4 3 2 1 0
Педагоги справедливо оценивают достижения в учёбе нашего ребёнка.
4 3 2 1 0
Наш ребёнок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.
4 3 2 1 0
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребёнка.
4 3 2 1 0
В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребёнку.
4 3 2 1 0
В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребёнок.
4 3 2 1 0
Педагоги дают нашему ребёнку глубокие и прочные знания.
4 3 2 1 0
В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребёнка.
4 3 2 1 0
Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребёнка.
4 3 2 1 0
Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребёнка.
4 3 2 1 0
Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребёнка к самостоятельной жизни.
4 3 2 1 0


Спасибо за работу!

^ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
(методика Е.Н. Степанова)

Цель: выявить уровень удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.



Коллектив, в котором учится наш ребёнок, можно назвать дружным.
4 3 2 1 0
В среде своих одноклассников наш ребёнок чувствует себя комфортно.
4 3 2 1 0
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребёнку.
4 3 2 1 0
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребёнка.
4 3 2 1 0
В классе, где учится наш ребёнок, хороший классный руководитель.
4 3 2 1 0
Педагоги справедливо оценивают достижения в учёбе нашего ребёнка.
4 3 2 1 0
Наш ребёнок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.
4 3 2 1 0
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребёнка.
4 3 2 1 0
В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребёнку.
4 3 2 1 0
В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребёнок.
4 3 2 1 0
Педагоги дают нашему ребёнку глубокие и прочные знания.
4 3 2 1 0
В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребёнка.
4 3 2 1 0
Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребёнка.
4 3 2 1 0
Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребёнка.
4 3 2 1 0
Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребёнка к самостоятельной жизни.
4 3 2 1 0


Обработка результатов теста. Удовлетворённость родителей работой учебного заведения (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов. Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворённости; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворённости; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворённости родителей деятельностью образовательного учреждения


Похожие:

Мониторинг деятельности классного руководителя iconМониторинг эффективности деятельности классного руководителя
Определение эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса относится к числу наиболее...
Мониторинг деятельности классного руководителя iconФункции классного руководителя
Типовым положением об образовательном учреждении, инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации...
Мониторинг деятельности классного руководителя iconМетодика проведения классного часа Классный час является прямой формой...
Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики...
Мониторинг деятельности классного руководителя icon«Мониторинг классного руководителя»
Понятие "мониторинг" пришло в педагогику из экологии и социологии. Это непрерывное слежение за состоянием чего-либо с целью предупреждения...
Мониторинг деятельности классного руководителя iconНа заседании педагогического совета
Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности...
Мониторинг деятельности классного руководителя iconПоложение о классном руководителе Общие положения
Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности...
Мониторинг деятельности классного руководителя iconОрганизация совместной деятельности классного руководителя и родителей...
В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки...
Мониторинг деятельности классного руководителя iconСовершенствование деятельности классного руководителя в современном...
Проблема совершенствования деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении очевидна
Мониторинг деятельности классного руководителя icon1. Классный час является одной из составных форм организации воспитательной...
Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое...
Мониторинг деятельности классного руководителя iconМетодические материалы предназначены для формирования профессионально-личностной...
Организация и содержание деятельности педагога системы специального (коррекционного) образования в роли классного руководителя
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница