Компьютер и здоровье школьника




Скачать 89,41 Kb.
НазваниеКомпьютер и здоровье школьника
Дата публикации05.09.2013
Размер89,41 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Информатика > Документы


ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ


Компьютер и здоровье школьника

В связи с процессом глобальной компьютеризации жизни человека возникают вопросы о влиянии компьютера на его организм и в первую очередь на его физическое и психическое здоровье. Особое внимание должно быть уделено изучению влияния компьютера на здоровье школьников, что обусловлено как большей чувствительностью организма ребенка к всевозможным факторам окружающей среды, так и возможными отдаленными последствиями такого влияния, которые скажутся лишь через много лет. Такое исследование необходимо для выявления круга возможных профессиональных заболеваний пользователей компьютеров, разработки методов их профилактики, диагностики и лечения.

http://bio.1september.ru/2007/06/1.gif

Целью нашей работы было изучение влияния компьютера на здоровье школьников. В соответствии с целью исследования его задачи состояли в изучении прямого влияния компьютера на физическое здоровье школьника, а также влияния компьютера на психическое состояние ребенка, в частности на возникновение так называемой компьютерной зависимости (игромании, Интернет-зависимости и т.п.). Основным методом исследования было анкетирование школьников и анализ полученных
анкетных данных. Проведению анкетирования предшествовало
предварительное ознакомление с возможными вредными факто-рами, действующих на пользователя компьютера, а также с последствиями таких воздействий.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

– сидячее положение в течение длительного времени;
– электромагнитное излучение;
– перегрузка суставов кистей;
– повышенная нагрузка на зрение;
– стресс при потере информации.

Рассмотрим эти факторы по отдельности.

Сидячее положение

Человек за компьютером сидит в расслабленной позе, однако вследствие статичности она является вынужденной и неприятной: напряжены мышцы шеи, головы, рук, спины. Результатом напряжения мышц и относительной статичности позы может стать остеохондроз, а у детей – сколиоз. При длительном сидении за компьютером между сиденьем стула и телом развивается эффект теплового компресса, что приводит к застою крови в тазовых органах. Следствием этого может быть геморрой и простатит, т.е. заболевания, при которых требуется длительное и малоприятное лечение. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

http://bio.1september.ru/2007/06/2.gif

Электромагнитное излучение

Вопрос о воздействии электромагнитного излучения (ЭМИ) на организм человека сложен, ему посвящены тысячи научных статей. Результаты исследований свидетельствуют о вредном влиянии ЭМИ всех диапазонов длин волн на организм человека. Современные мониторы с кине-скопами, а тем более жидкокристаллические мониторы, стали гораздо безопаснее для здоровья, чем мониторы десятилетней давности. Однако во всех случаях остается неэкранируемое низкочастотное ЭМИ от электродвигателей, трансформаторов и т.д., эффекты которого в настоящее время прогнозировать ученые не могут. Но они предостерегают, что в некоторых случаях это ЭМИ может приводить к таким изменениям состояния организма, при которых он становится более уязвимым для вредных факторов другой природы, например ксенобиотиков, вирусов и т.п.

Перегрузка суставов кистей рук

В пальцах рук вследствие постоянных ударов по клавишам возникает ощущения слабости, онемения и «мурашек» в подушечках. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
В докомпьютерную эру профессиональным заболеванием клерков, с утра до вечера переписывавших различные бумаги, был карпальный туннельный синдром (КТС). К сожалению КТС поражает людей и других профессий. Чертежники, секретари, музыканты, водители, рабочие конвейерных производств – вот далеко не полный перечень профессий, предрасполагающих к развитию КТС. Каковы причины возникновения КТС? Это и генетическая предрасположенность, и заболевания суставов, и нарушения обмена веществ, и изменения гормонального фона, травмы кисти и предплечья. Но главная причина – длительная однообразная и неправильная работа кистями и пальцами рук. В наше время от КТС сильно страдают пользователи ПК, которые по многу часов совершают однообразные мелкие движения руками.
Основная задача при лечении больных с КТС – добиться уменьшения давления на нервные окончания. На ранних стадиях болезни это достигается терапевтическими методами. В более тяжелых случаях может понадобиться оперативное вмешательство – рассечение фиброзного канала, ревизия нерва. Операция не опасная и эффективная, в большинстве случаев приводящая к полному восстановлению функции поврежденного нерва.
Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению КТС, достаточно следовать несложным рекомендациям по организации своего рабочего места и режима работы, в частности каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнять комплекс упражнений для кистей рук.

http://bio.1september.ru/2007/06/3.gif

Повышенная нагрузка на зрение

Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более на мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых программах, неправильное расположение экрана.
Работа на компьютере технически сводится к введению или чтению текста, рисованию или изучению деталей рисунков, чертежей. Это огромная нагрузка на глаза – ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек. Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать: у пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром». Избежать его поможет следование основным правилам гигиены зрения.

^ Комфортное рабочее место. Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.

^ Специальное питание для глаз. Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаз: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.

^ Гимнастика для глаз. Существуют компьютерные програм-мы, специально предназначенные для отдыха глаз. Трудно сказать, насколько они действенны. Возможно, лучше несколько минут отдохнуть по-настоящему, чем продолжать разглядывать экран.

Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит при профилактике и на первых стадиях ослабления зрения. Комплекс упражнений для глаз можно рекомендовать и тем, кто работает за компьютером, и тем, у кого глаза просто склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут и состоит в попеременном переводе взгляда на ближние и дальние предметы, частом моргании и т.д.

http://bio.1september.ru/2007/06/4.gif

Стресс при потере информации

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии важной информации. А ведь и вирусы не дремлют, и жесткие диски лучших фирм ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате стресса, вызванного потерей важной информации, случались и инфаркты.
Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, сказывается на зрении и костно-мышечном аппарате человека. Длительные и устойчивые изменения, как правило, приносят вред организму.
Людям, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, неудовлетворенность, им свой-ственна низкая самооценка в реальной жизни, закомплексованность, застенчивость и т.п. Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска Интернет-зависимых людей:

– увеличение количества времени, проводимого за компьютером в ущерб семье и друзьям;
– ощущение пустоты, раздражение, депрессия при невозможности сидеть за компьютером;
– ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности, проблемы с работой или учебой;
– хорошее самочувствие или эйфория от предвкушения «общения» с компьютером; нежелание и даже невозможность «оторваться» от него ни на минуту.

Методика исследования

Анкетирование было проведено среди учащихся 1–11-х классов. Опрошено 435 школьников.

Анкета

1. Есть ли у вас дома компьютер?

2. Умеете ли вы работать на компьютере?

3. В каком возрасте вы начали работать на компьютере?

4. Сколько часов в день в среднем вы проводите за компьютером?

5. Чему вы отдадите предпочтение: компьютеру или спорту?

6. Играете ли вы в компьютерные игры?

7. Сколько времени проводите за компьютерной игрой?

8. Легко ли вы отрываетесь от игры?

9. Есть ли у вас постоянное желание играть?

10. Чему вы отдадите предпочтение: общению с другом или с компьютером?

11. Что вас больше интересует: компьютер или чтение книги?

12. Что вы предпочтете: прогулку на свежем воздухе или компьютер?

13. Делаете ли вы гимнастику для глаз?

14. Как вы думаете, сколько часов в день можно работать за компьютером?

15. Устают ли у вас глаза при работе с компьютером?

16. Посещаете ли вы игровые залы?

17. Сколько времени вы проводите в игровом зале?

18. Как часто вы проводите гимнастику для глаз?

19. В какие игры вы любите играть?

20. Как вы думаете, какое общение с другом лучше: по компьютеру или непосредственно?

Анализ результатов

По результатам проведенного анкетирования выяснилось, что 67% учащихся имеют дома компьютер; 85% умеют работать на нем, при этом 8% учащихся начали работать на компьютере с 4–5 лет, 32,5% – с 6–9 лет, 33% – с 10–12 лет, 21,5% – с 13–14 лет, 5% – с 15–16 лет.

Нормой считается, если ученик проводит за компьютером 2–3 ч в день. Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером не более 3 ч 63,4%, от 4 до 10 ч в день – 18,6%; не работают за компьютером – 18%.

В компьютерные игры играют 80% учащихся, постоянно играют 68,6%, от 4 до 10 ч в день – 12% и от 6 до 10 ч – 6,1%. О постоянном желании играть в компьютерные игры сообщили 5,5% учеников. Существенно, что 96 учеников (22%) любят игры, в которых присутствуют террор и насилие, а 3,2% учащихся играют на компьютере в карты.

Среди опрошенных 129 учащихся (36%) заявили, что им трудно оторваться от компьютерной игры. Это может свидетельствовать о возможности возникновения компьютерной зависимости.

http://bio.1september.ru/2007/06/5.gif

К первым признакам развития компьютерной зависимости у ребенка относятся следующие:

– ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
– провел хотя бы одну ночь у компьютера;
– прогулял школу – сидел за компьютером;
– приходит домой и сразу садится за компьютер;
– забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
– пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
– конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Около 23% (100 чел.) ответили, что они посещают игровые залы, где проводят от 0,5 до 10 ч, 4,9% учащихся – от 3 до 10 ч в день. Это тоже указывает на то, что появилась зависимость от компьютера.

Компьютер предпочли спорту 133 школьника (30,5%), а общению с другом 13,3%; 45,4% учащихся выбрали чтение книги и 83,7% прогулку вместо компьютера; 81 ученик (18,6%) ответил, что непосредственному общению они предпочитает общение через компьютер.

Нарушения зрения наблюдаются у 25% учащихся. Гимнастику для глаз делают только 46,6%, из них 17,2% делают ее один раз в день, 5,5% – два раза, 3,7% – три раза в день.

Выводы

Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических.

http://bio.1september.ru/2007/06/6.gif

Литература

1. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. – СПб.: МСМХС, 1998.

2. Попов С.В. Валеология в школе и дома. – СПб.: Союз, 1997.

3. www.mednovosti.ru

4. www.inopressa.ru

5. «Компьюлента», 23 июня 2005.

6. www.coder.kiev.ua.

 




Похожие:

Компьютер и здоровье школьника iconДоклад: «Компьютер и здоровье школьника. Социально-психологические...
Хх век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями, в том числе и мировая информационная...
Компьютер и здоровье школьника iconПрограмма моу гимназии №14 по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни «Здоровье»
Подготовить учащегося к современной жизни- значит сформировать у него адекватные механизмы физической, психологической, социальной...
Компьютер и здоровье школьника iconКлассный час «экология и здоровье»
Темы игры: «вода и здоровье», «воздух и здоровье», «радиация», «пища и здоровье»
Компьютер и здоровье школьника iconВ. Г. Кротов Родительское собрание "Компьютер в жизни подростка. Польза или вред?"
Компьютер — мясорубка для информации. Компьютер — это резонатор того интеллекта, с которым человек к нему обращается
Компьютер и здоровье школьника iconПлан воспитательной работы в 6 «А» классе
Родительское собрание. «Как помочь детям организованно начать учебный год», «Питание и здоровье школьника»
Компьютер и здоровье школьника iconТема: «Питание и здоровье. Что такое здоровая пища и как ее приготовить», 2 класс
Оборудование: мультимедийный компьютер с проектором, сигнальные карточки, индивидуальные задания
Компьютер и здоровье школьника iconВлияние экологических факторов на здоровье школьника
Целью работы является определение зависимости состояния здоровья учащихся 5-х классов от факторов экологии человека
Компьютер и здоровье школьника iconЗдоровье школьника. Мы за него в ответе”
Учебные заведения, где много внимания уделяется каждой из составляющих здоровья, становятся лидерами не только в реализации образовательных...
Компьютер и здоровье школьника iconРежим дня школьника Режим дня школьника представляет собой распорядок...
От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность...
Компьютер и здоровье школьника iconКомпьютер как универсальное устройство обработки информации
Для информатики компьютер это не только инструмент для работы с информацией, но и объект изучения. Вы узнаете, как компьютер устроен,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница