Использование информационных технологий на уроках естественно – географического цикла. Выступление на методическом объединении учителей естественного – географического цикла учителя географии и природоведения Суриной А. Д




Скачать 66,83 Kb.
НазваниеИспользование информационных технологий на уроках естественно – географического цикла. Выступление на методическом объединении учителей естественного – географического цикла учителя географии и природоведения Суриной А. Д
Дата публикации05.09.2013
Размер66,83 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Информатика > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Валуйки» Белгородской области

Использование информационных технологий на уроках естественно – географического цикла.
Выступление на методическом

объединении учителей

естественного – географического

цикла учителя географии

и природоведения

Суриной А.Д.

2008 год

Информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества, поскольку это - процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества. Данный процесс является не только следствием, но и стимулом развития новых информационных технологий, так как содействует ускоренному социально-экономическому развитию общества в целом.

Понятие «новые информационные технологии» (НИТ) появилось в связи с развитием информатизации общества, базирующейся на средствах вычислительной техники. Этим понятием обычно обозначают совокупность средств и методов обработки данных, обеспечивающих целенаправленную передачу, обработку, хранение и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний). НИТ предполагают использование различных технических средств, центральное место среди которых занимает компьютер .

Одно из главных направлений информатизации сферы образования связано с применением НИТ в обучении и управлении учебным процессом. Целесообразно различать следующие виды применения НИТ:

  1. Учебное – использование компьютера как средства обучения на материале конкретного учебного предмета с применением педагогических программных средств специального назначения.

  2. Вспомогательное – компьютерная поддержка универсальных видов деятельности: письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникаций и др.

  3. Профессиональное и профориентационное – применение компьютеров для углубленного изучения информатики и профессиональной ориентации в разного рода специальностях.

  4. Досуговое – все виды использования компьютера, связанные с личными интересами (увлечения и развлечения, ведение личного архива и т.п.).

  5. Учительское – применение компютера в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно-методической и организационно-методической деятельности.

  6. Организационное – использование компьютера для управления школой и другими учебными заведениями, для обеспечения работы районных, региональных и республиканских учреждений управления образованием.[

Использование информационных технологий в учебном процессе позволит:

  • оптимизировать и модернизировать процесс обучения;

  • осуществлять диагностику и управление учебным процессом;

  • использовать средства информационных технологий, недоступные в традиционном образовательном процессе, а также возможности мультимедиа-технологий;

  • организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и предоставлению обучаемым знаний;

  • развивать навыки анализа информации, исследовательской деятельности;

  • стимулировать мотивацию учащихся к обучению;

  • повышать их социальную и профессиональную мобильность;

  • расширять кругозор, способствовать формированию коммуникативных умений школьников.

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования обучения школьников. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» – «взаимный», «act» – «действовать»). Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

  • пассивная – обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

  • активная – обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

  • интерактивная – взаимодействие. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Интерактивный процесс характеризуется высшей интенсивностью коммуникации, целенаправленной рефлексией учениками своей деятельности. Педагогическими исследованиями Н.А. Ахметовой сформулирована цель интерактивного процесса как «изменение и улучшение моделей поведения и деятельности учеников педагогического взаимодействия. Анализируя собственные реакции и реакции партнеров, участник меняет свою модель поведения и осознано усваивает ее».

Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

В настоящее время учителя работают с мультимедиа-проекторами, которые позволяют отображать компьютерные файлы на обычных белых экранах. Можно сказать, что интерактивная доска – такой же экран, только подсоединен к компьютеру и им можно управлять, не отходя от самого экрана. Достаточно всего лишь коснуться поверхности доски, чтобы открыть нужный файл, запустить Интернет или сделать запись. Использование интерактивной доски помогает разнообразить занятия всех видов и форм, сделать их яркими и увлекательными.

Интерактивная доска помогает учителю донести информацию до каждого ученика в классе. Конечно, со всеми необходимыми программами можно работать, сидя за компьютером, но размер экрана не позволяет всем ученикам участвовать в работе. Но можно завладеть вниманием всего класса, показывая те же материалы на интерактивной доске.

Доска позволяет учащимся активно и всесторонне взаимодействовать с новым материалом. На доске можно легко менять информацию или передвигать объекты, создавать логические связки. Преподаватели рассуждают вслух, комментируя свои действия на доске, постепенно вовлекают учащихся в учебный процесс и побуждают их записывать идеи прямо на доске.

Интерактивные доски позволяют использовать разнообразные динамичные ресурсы и улучшать мотивацию, делать занятия увлекательными и для учителей, и для учеников. Работа с ней помогает учителям проверить знания учащихся. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания всего класса. И к тому же, если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, они обеспечивают хороший темп урока.

Подобные методики побуждают к активному участию на занятиях. Всё, что учащиеся делают на доске, можно сохранить и использовать в последующем. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, преподаватель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.

Так, например, использование интерактивной доски и интерактивных тренажеров на уроках природоведения и географии даёт учителю возможность построить урок в увлекательной игровой форме.

Учитывая возрастные особенности детей, важно построить урок интересно, задействовать все каналы восприятия информации (зрение, слух, тактильные ощущения). В зависимости от темы и задачи урока учитель может выбрать ту игру, которая поможет отработать различные навыки, например, при изучении форм рельефа, климата Земли.

При работе на уроках географии учащиеся методом проб и ошибок могут расставлять географические объекты на интерактивной карте, где по окончании работы выставляется автоматически оценка. Виртуальность ситуации позволяет мгновенно осуществить контроль этого процесса, например, предлагается рукой переставить на интерактивной доске страны на карту. Причем контролируется именно тот навык, который требуется проверить в данную минуту. В контроле участвует весь класс сразу: можно устроить групповой контроль, эстафету команд (элемент соревнования). Ребенок прекрасно ощущает себя в современном мире образовательных технологий и создаваемой виртуальности. Также интересна работа по разделу «Тесты», где учащиеся также могут видеть свой результат работы.

Технология обучения с использованием интерактивной доски позволяет учащимся видеть реалистичные двумерные и трехмерные объекты, наблюдать их изменение и управлять их свойствами, непосредственно касаясь руками доски. Такая технология обеспечивает реализацию на практике развивающего обучения.

Уроки природоведения становятся более зрелищными, если помимо использования интерактивной доски внедрить в учебный процесс цифровой микроскоп. Данный микроскоп приспособлен для работы в школьных условиях, снабжен преобразователем визуальной информации в цифровую, обеспечивающим передачу в компьютер в реальном времени изображения микрообъекта и микропроцесса, а также их хранения, в том числе в форме цифроовой видеозаписи.
    Это позволяет существенно сократить время на организацию и проведение работ, повышает точность и наглядность экспериментов, предоставляет практически неограниченные возможности по обработке и анализу полученных данных, способствует освоению понятий и навыков в смежных образовательных областях:

  • современные информационные технологии

  • современное оборудование исследовательской лаборатории

  • методика проведения исследований, составление отчетов, презентация проведенной работы

Таким образом, предоставление материала на интерактивной доске в сочетании с индивидуальной работой в компьютерном классе, позволяет добиться высоких результатов обучаемости, которые можно немедленно проверить при помощи контрольных вопросов (как общих на интерактивной доске, так и тестовых на персональном компьютере) – простых, но требующих активного восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов, что практически невозможно осуществить при традиционном обучении.

Список литературы:

  1. Технические средства обучения: Учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки кадров образования / Э.М. Кравченя. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 272 с.

  2. Ахметова Н.А. Модульно-рейтинговая технология обучения: Научный подход. Алматы, 2001. – 341с.

Похожие:

Использование информационных технологий на уроках естественно – географического цикла. Выступление на методическом объединении учителей естественного – географического цикла учителя географии и природоведения Суриной А. Д iconАнализ работы методического объединения учителей естественно-математического...
Мо учителей естественно-математического цикла работало над темой «Использование информационных технологий в организации учебного...
Использование информационных технологий на уроках естественно – географического цикла. Выступление на методическом объединении учителей естественного – географического цикла учителя географии и природоведения Суриной А. Д iconМетодическое объединение учителей естественно-математического цикла
Активное применение новых педагогических и информационных технологий всеми учителями методического объединения естественно-математического...
Использование информационных технологий на уроках естественно – географического цикла. Выступление на методическом объединении учителей естественного – географического цикла учителя географии и природоведения Суриной А. Д iconАнализ работы методического объединения учителей естественно-географического...
«Уровень современного урока – основа качественного образования российской школы», которая нацеливала педагогов на повышение качества...
Использование информационных технологий на уроках естественно – географического цикла. Выступление на методическом объединении учителей естественного – географического цикла учителя географии и природоведения Суриной А. Д iconОтчет о проделанной работе мо гуманитарного цикла за 2011-2012 г....
Мо учителей гуманитарного цикла состоит из 7 человек, все имеют высшее образование
Использование информационных технологий на уроках естественно – географического цикла. Выступление на методическом объединении учителей естественного – географического цикла учителя географии и природоведения Суриной А. Д icon«Использование межпредметных связей на уроках географии»
Необходимость интеграции курса школьной географии с другими предметами школьного цикла
Использование информационных технологий на уроках естественно – географического цикла. Выступление на методическом объединении учителей естественного – географического цикла учителя географии и природоведения Суриной А. Д iconАнализ работы методического объединения учителей предметов гуманитарного...
Качества преподавания предметов гуманитарного цикла, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения. Цель работы: стимулировать...
Использование информационных технологий на уроках естественно – географического цикла. Выступление на методическом объединении учителей естественного – географического цикла учителя географии и природоведения Суриной А. Д iconТематическое планирование по географии 8 класс. 68 часов
Особенности географического положения и история географического познания Омской области
Использование информационных технологий на уроках естественно – географического цикла. Выступление на методическом объединении учителей естественного – географического цикла учителя географии и природоведения Суриной А. Д icon5 апреля 2012 г
Выступление на методическом объединении учителей математики, физики, информатики, технологии «Золотое сечение»
Использование информационных технологий на уроках естественно – географического цикла. Выступление на методическом объединении учителей естественного – географического цикла учителя географии и природоведения Суриной А. Д iconОтчет о работе м/о предметов естественно математического цикла
Методическая тема м/о: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения качества образования и мотивации...
Использование информационных технологий на уроках естественно – географического цикла. Выступление на методическом объединении учителей естественного – географического цикла учителя географии и природоведения Суриной А. Д iconЗаседание (сентябрь-октябрь) «Анализ и планирование методической работы»
Планирование работы мо учителей естественно- математического цикла(математики, информатики, физики, химии, биологии,географии)на...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница