Пояснительная записка Календарно-тематический план Перечень компонентов умк, Интернет-ресурсов и др. Требования к уровню




НазваниеПояснительная записка Календарно-тематический план Перечень компонентов умк, Интернет-ресурсов и др. Требования к уровню
страница1/5
Дата публикации13.04.2013
Размер0,69 Mb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Информатика > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5





Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Календарно-тематический план

  3. Перечень компонентов УМК, Интернет-ресурсов и др.

  4. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу

  5. Характеристика контрольно-измерительных материалов

  6. Приложения (список литературы для подготовки и проведения учебных занятий, контрольно-измерительные материалы и др.)

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;

  • примерной программы основного общего образования по информатике с учётом авторской программы по информатике \ Л. Босова М.: БИНОМ 2009г;

  • Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007).

  • Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 12.04.2011 №1146-р «Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования».

Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяя учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» среднего (полного) общего образования на базовом уровне рассчитана на 105 (3 года обучения, 1 час в неделю, 35 часов в год).

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных практических работ – 12

  • работ практикума – 50

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  4. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  5. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  6. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007;

  10. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  11. текстового процессора Word;

  12. графических редакторов: Paint, Crauola;

  13. пакета презентационной графики PowerPoint;

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» в 5-7 классах составлена с учетом САНПИН  2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 г. № 189

Каждая тема рабочей программы предусматривает определенное количество часов теоретического материала и выполнения практических работ, причем на выполнение практических работ отводится не менее половины всего учебного времени, при этом их содержание составлено с учетом обязательных работ авторской программы Л. Л. Босовой.

При проведении учебных занятий по предмету «Информатика и ИКТ» осуществляется деление класса на две группы. Для достижения прочных навыков работы на компьютере учащиеся согласно календарно-тематического планирования выполняют практические работы с использованием компьютера, с учетом выполнения требований СанПин. При изучении предмета «Информатика и ИКТ» предполагается проведение непродолжительных практических работ (15-20 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата.

Модель организации обучения выбрана параллельная, т.е. изложение учебного материала происходит следующим образом, когда в соответствии со структурой учебника в первой части урока идет изложение теоретического материала, а во второй части урока идет рассмотрение некоторых сведений и освоение практических навыков по работе на компьютере.

Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:



Тема

Компетенции

1

Компьютер для начинающих

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая

2

Информация вокруг нас

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая

3

Информационные технологии

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая

4

Компьютер и информация

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая

5

Человек и информация

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая

6

Элементы алгоритмизации

Учебно – познавательная, коммуникативная, ценностно - смысловая

7

Объекты и их имена

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая

8

Информационное моделирование

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая

9

Алгоритмизация

Учебно – познавательная, коммуникативная, ценностно - смысловая


^ Цели и задачи курса

Изучение информатики и ИКТ в V-VII классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;

  • усиление культурологической составляющей школьного образования;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В основу курса информатики и ИКТ для V-VII классов положены следующие идеи и задачи:

  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;

  • научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);

  • практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;

  • дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;

  • развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.


^ Содержание курса информатики и информационных технологий для 5-7 классов общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.

^ Модуль 1. «Теоретическая информатика».

Основные понятия: информация, информативность, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык, двоичная система счисления, бит, байт, модель, информационная модель, алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, блок-схема.

Темы:

  1. Информатика и информация.

  2. Многообразие форм представления информации.

  3. Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.

  4. Модель как упрощенное подобие реального объекта.

  5. Информационная модель как информация о реальном объекте, процессе, явлении.

  6. Кодирование информации.

  7. Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел.

  8. Системы счисления.

  9. Двоичное кодирование текстовой и графической информации.

  10. Единицы измерения информации.

  11. Элементы формальной логики: понятие, суждение, умозаключение.

  12. Высказывания. Необходимые и достаточные условия. Логические операции: отрицание, конъюнкция и дизъюнкция.

  13. Понятие алгоритма, примеры алгоритмов.

  14. Исполнители алгоритмов, СКИ.

• Способы записи алгоритмов.

Модуль 2. «Средства информатизации».

Основные понятия: процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, операционная система.

Темы:

  1. Аппаратное обеспечение компьютера.

  2. Виды памяти в компьютере.

  3. Информационные носители.

  4. Файл, основные операции с файлами.

  5. Программное обеспечение компьютера.

  6. Назначение операционной системы.

  7. Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.

Модуль 3. «Информационные технологии».

Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, среда программирования, мультимедийный документ.

Темы:

  1. Текстовый редактор: назначение и основные функции.

  2. Графический редактор: назначение и основные функции.

  3. Калькулятор и его возможности.

  4. Основные возможности среды программирования QBasic.

  5. Операторы машинной графики языка QBasic.

• Мультимедийные технологии.

Модуль 4. «Социальная информатика».

Основные понятия: информационное общество, информационная безопасность.

Темы:

• Предыстория информатики.

• Основные этапы развития вычислительной техники.

  1. Роль информации в жизни общества.

  2. Информационная этика и информационная безопасность.


Подготовка школьников 5-7 классов в соответствии с представленными требованиями обеспечивается учебно-методическим комплектом (УМК) по информатике. В его состав входят для каждого класса:

  1. учебник с компьютерным практикумом

  2. рабочая тетрадь

  3. методическое пособие для учителя

  4. CD с программно-методической поддержкой.

^ Таблица тематического распределения количества часов в 5 - 7 классах


№ п/п

Разделы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа по классам

5 кл.

6 кл.

7 кл.



Компьютер и освоение Операционной системы.

8

8









Информация. Информатика. Представление информации.

14

14









Обработка информации на компьютере.

11

11









Компьютер и информация

16




16






Представление об алгоритмах и исполнителях

7




7






Обработка информации на компьютере

10




10






Информационная картина мира

26







26



Представление об алгоритмах и исполнителях

7







7



Резерв учебного времени

3

1

1

1


Перечень компонентов УМК
Используются следующие учебные пособия:

  1. Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 5 класса.-М.: БИНОМ. ЛБЗ, 2009 г.

  2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса.- М.: Бином. ЛБЗ, 2009 г.

  3. Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 6 класса.-М.: БИНОМ. ЛБЗ, 2009 г.

  4. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса.- М.: Бином. ЛБЗ, 2009г.

  5. Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 7 класса.-М.: БИНОМ. ЛБЗ, 2009 г.

  6. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса.- М.: Бином. ЛБЗ, 2009г.

  7. Набор ЦОР (методические материалы, файлы – заготовки (тексты, рисунки), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума, демонстрационные работы, текстовые файлы с дидактическим материалом, плакаты, мультимедийные презентации, интерактивные тесты, логические игры, виртуальные лаборатории).


Дидактические материалы:

  1. Практические работы по теме «Основы работы в MS Windows»

  2. Практические работы по теме «Текстовый редактор MS Word»

  3. Практические работы по теме «Графический редактор Paint»

  4. Практические работы по теме « MS Power Point»

  5. Практические работы по теме «Табличный редактор MS Excel»

4. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу:
5 класс

Учащиеся должны:

  1. понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

  2. различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  3. приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  4. приводить примеры информационных носителей;

  5. иметь представление о способах кодирования информации;

  6. уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  7. определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  8. различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  9. запускать программы из меню Пуск;

  10. уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  11. вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  12. уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  13. уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  14. уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

  15. знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

6 класс

Учащиеся должны:

  1. определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

  2. понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

  3. приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  4. различать необходимые и достаточные условия;

  5. понимать и правильно применять понятие «модель», отличать модель от объекта;

  6. иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

  7. уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

  8. иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

  9. иметь представление об исполнителях и системах команд исполнителей;

  10. уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

  11. выполнять основные операции с файлами;

  12. уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

  13. уметь применять простейшие растровый и векторный графические редакторы для создания и редактирования рисунков;

  14. знать назначение графических операторов языка QBasic;

  15. уметь составлять простейшие программы на изученном языке;

  16. создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

  17. иметь представление об этических и моральных нормах работы с информационными объектами.

7 класс

Учащиеся должны:

  1. для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

  2. называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  3. осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;




  1. понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

  2. приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

  3. понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

• иметь представление о назначении и области применения моделей;

  1. различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  2. приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;




  1. уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;

  2. знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  3. знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;

  4. осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

• приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  1. давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

  2. осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем:

  3. выполнять операции с основными объектами операционной системы;

  4. выполнять основные операции с объектами файловой системы;

  5. уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

  6. уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования информационных моделей;

  7. Выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц; издавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

  8. для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, цинковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.


^ 5. Характеристика контрольно-измерительных материалов

Используется: контрольные работы, практические контрольные работы, тесты.



^ Месяц Классы

5 классы

6 классы

7 классы

Сентябрь










Октябрь

Проверочная работа «Устройство компьютера» (тест 1)

Практическая контрольная работа 1

Контрольная работа «Объекты и системы» (тест 1)

Ноябрь




Контрольная работа «Компьютер и информация»




Декабрь

Проверочная работа (тест 2)

Практическая контрольная работа 2

Контрольная работа «Информационное моделирование» (тест 2)

Январь










Февраль










Март

Проверочная работа (тест 3)

Контрольная работа «Человек и информация» (тест 1)




Апрель










Май

Проверочная работа (тест 4)

Итоговый мини - проект

Контрольная работа «Алгоритмы и исполнители» (тест 2)

Итоговый мини - проект

Проверочная работа




5 класс
  1   2   3   4   5

Похожие:

Пояснительная записка Календарно-тематический план Перечень компонентов умк, Интернет-ресурсов и др. Требования к уровню iconПояснительная записка Программа предлагаемого элективного курса составлена...
М. Ю. Монаховым, А. А. Ворониным, мною дополнена в частях «Пояснительная записка», «Содержание программы». Разработала календарно-тематический...
Пояснительная записка Календарно-тематический план Перечень компонентов умк, Интернет-ресурсов и др. Требования к уровню iconПояснительная записка Требования к уровню подготовки выпускников Тематический план
Российской Федерации, реализующих программы общего образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового...
Пояснительная записка Календарно-тематический план Перечень компонентов умк, Интернет-ресурсов и др. Требования к уровню iconПояснительная записка Тематический план Содержание учебной дисциплины...
Государственное областное образовательное учреждение начального профессионального образования
Пояснительная записка Календарно-тематический план Перечень компонентов умк, Интернет-ресурсов и др. Требования к уровню iconКалендарно-тематический план. Перечень компонентов учебно-методического...
Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся
Пояснительная записка Календарно-тематический план Перечень компонентов умк, Интернет-ресурсов и др. Требования к уровню iconПояснительная записка. Тематический план. Основное содержание программы. Требования к уровню
Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Поможет в определенной степени определить направление самостоятельной...
Пояснительная записка Календарно-тематический план Перечень компонентов умк, Интернет-ресурсов и др. Требования к уровню iconПояснительная записка Учебно-тематический план
Требования к подготовке учащихся в области информатики и икт по данной программе
Пояснительная записка Календарно-тематический план Перечень компонентов умк, Интернет-ресурсов и др. Требования к уровню iconПояснительная записка 4 Календарно-тематический план 8
Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали...
Пояснительная записка Календарно-тематический план Перечень компонентов умк, Интернет-ресурсов и др. Требования к уровню iconПояснительная записка. В процессе разработки календарно-тематического планирования
Тематический план составлен с учётом основных направлений по "Технологии". В связи с целесообразностью обучения некоторые разделы...
Пояснительная записка Календарно-тематический план Перечень компонентов умк, Интернет-ресурсов и др. Требования к уровню iconПояснительная записка. В процессе разработки календарно-тематического планирования
Тематический план составлен с учётом основных направлений по "Технологии". В связи с целесообразностью обучения некоторые разделы...
Пояснительная записка Календарно-тематический план Перечень компонентов умк, Интернет-ресурсов и др. Требования к уровню iconПояснительная записка 4 Календарно-тематический план 8
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница